«Использование информационно-коммуникационных технологий»
статья на тему
Детский сад – часть общества, и в нем как в капле воды, отражаются те же проблемы, что и во всей стране. Поэтому очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребенок активно, с увлечением и интересом занимался на занятии. Помочь педагогу в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий.
Новые технологии принесли дошкольному образовательному учреждению такие возможности, как:
- решение проблемы с отсутствием наглядных пособий;
- возможность получения доступа к книгам, которые по разным причинам недоступны в конкретном детском саду;
- возможность привлечения иных информационных каналов, нежели книги;
- подбор иллюстративного материала к занятиям, а также для оформления стендов, групп, кабинетов (сканирование, интернет, принтер, презентации);
- знакомство со сценариями праздников и других мероприятий;
- использование интернета и цифровых образовательных ресурсов в педагогической деятельности (информационное и научно-методическое сопровождение образовательного процесса в дошкольном учреждении);
- создание медиатек, которые представляют интерес не только для педагогов, но и для родителей.
Содержание коммуникационной функции дошкольных образовательных учреждений следующее:
- обеспечение открытости работы дошкольного образовательного учреждения для родителей;
- обеспечение открытости работы дошкольного образовательного учреждения для контролирующих органов;
- . организация связи между вышестоящими организациями и дошкольным образовательным учреждением;
- организация связи между дошкольными организациями различного подчинения;
- организация связи с методическими центрами;
- организация связей с родителями;
- . обеспечение межличностного общения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_ispolzovanie_informatsionno-kommunikatsionnyh_tehnologiy.docx | 25.84 КБ |
Предварительный просмотр:
«Использование информационно-коммуникационных технологий»
Федулова Светлана Ивановна
МАДОУ д/с «Юбилейный», г. Балашов, Саратовская область
Детский сад – часть общества, и в нем как в капле воды, отражаются те же проблемы, что и во всей стране. Поэтому очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребенок активно, с увлечением и интересом занимался на занятии. Помочь педагогу в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий.
Новые технологии принесли дошкольному образовательному учреждению такие возможности, как:
- решение проблемы с отсутствием наглядных пособий;
- возможность получения доступа к книгам, которые по разным причинам недоступны в конкретном детском саду;
- возможность привлечения иных информационных каналов, нежели книги;
- подбор иллюстративного материала к занятиям, а также для оформления стендов, групп, кабинетов (сканирование, интернет, принтер, презентации);
- знакомство со сценариями праздников и других мероприятий;
- использование интернета и цифровых образовательных ресурсов в педагогической деятельности (информационное и научно-методическое сопровождение образовательного процесса в дошкольном учреждении);
- создание медиатек, которые представляют интерес не только для педагогов, но и для родителей.
Содержание коммуникационной функции дошкольных образовательных учреждений следующее:
- обеспечение открытости работы дошкольного образовательного учреждения для родителей;
- обеспечение открытости работы дошкольного образовательного учреждения для контролирующих органов;
- . организация связи между вышестоящими организациями и дошкольным образовательным учреждением;
- организация связи между дошкольными организациями различного подчинения;
- организация связи с методическими центрами;
- организация связей с родителями;
- . обеспечение межличностного общения.
Выполнение коммуникационной функции стало возможным в современном виде только с появлением интернета. Конечно, и радио, и телевидение обеспечивали связь, но специфика ее заключалась в односторонней направленности и слишком большой обобщенности. Она, как правило, не касалась конкретного учреждения, а отражала общие процессы, происходящие в стране, предлагая учреждениям вливаться в общую струю.
Говоря о коммуникационной функции, нельзя забывать и телефон как один из видов ИКТ. Фактически он был единственным индивидуально направленным средством связи, причем продолжает оставаться таковым и сегодня.
Дальнейшее развитие технологий требует формирования коммуникационной системы, обеспечивающей в первую очередь вертикальные связи (между вышестоящими органами управления образованием и дошкольными образовательными учреждениями) на сетевом уровне.
Образовательно-воспитательная функция наиболее объемна и важна. Вхождение детей в мир знаний начинается в семье. Общеизвестно, что к компьютеру и другим новым технологиям ребенка чаще всего приобщают в семье. Уровень вовлеченности ребенка в экранные СМИ зависит от культурного уровня и благосостояния семьи. Время использования ИКТ в дошкольном учреждении жестко регламентируется в большинстве стран.
Образовательно-воспитательная функция сегодня одна из наиболее финансово емких. Она подвержена влиянию производителей ИКТ, программного обеспечения и др. Далеко не всегда последние исходят из интересов детей и их родителей. Недаром значительная часть исследований, посвященных применению ИКТ в дошкольном образовании, начинается со слов «Существующие программы дают огромные возможности для развития детей».
Тем не менее, концепции использования ИКТ в ДОУ для реализации воспитательно-образовательной функции не существует, хотя и создано множество игр и отдельных комплексов занятий. Это можно объяснить тем, что одним из главных вопросов, связанных с компьютеризацией дошкольного образования, является отсутствие исследований по проблеме влияния компьютера на организм, эмоционально-психическое состояние и интеллектуально-эстетическое развитие ребенка.
Образовательно-воспитательная функция сегодня реализуется благодаря целому комплексу ИКТ:
- игрушки — в частности, роботизированные игрушки;
- аудио-техника — проигрыватели, магнитофоны, приемники, плееры, звуковые системы и т.п.;
- экранная техника — телевизоры, DVD, компьютеры и т.п.;
- коммуникационная техника—телефоны, смартофоны и т.п.
Производство и использование этой техники не регулируется и не оценивается с точки зрения охраны здоровья и безопасности. Создателей компьютерных и разнообразных образовательных программ интересует главным образом экономическая составляющая, то есть прибыль. Вопросы же использования новых технологий в образовательно-воспитательном процессе, соотнесенности их использования с требованиями СанПиНа и другими компонентами системы остаются без ответов.
ИКТ в образовательном процессе используют в двух направлениях: решение дидактических задач и обработки информации, поступившей в результате решения этих задач.
ИКТ могут быть использованы на развивающих занятиях по различным образовательным областям (преобладающий тип использования ИКТ в дошкольных образовательных учреждениях сегодня), а также на занятиях по знакомству с ИКТ, которые не входят практически ни в одну программу дошкольных образовательных учреждений. Однако очевидно, что прежде чем говорить об использовании ИКТ, следует (в рамках образовательной области «Познавательное развитие», «Речевое развитие») провести несколько занятий по знакомству с самими технологиями на следующие темы: «Мой любимый мультфильм» (знакомство с миром видео), «Я слушаю сказку» (знакомство с аудиосистемами), «Один дома» (знакомство с системами видеонаблюдения), «Мир вокруг меня» (знакомство с системами отображения мира—фото и видеосъемка), «В гостях у мышки» (знакомство с компьютером), «Путешествие с мышкой» (закрепление навыков работы с компьютером), «Законы мышиного королевства» (совместная выработка правил работы на компьютере).
В ходе занятий ребенок знакомится не только с тем, как могут быть использованы новые технологии, но и с опасностями, которые они могут принести. В результате он осваивает интерфейс компьютерной среды, а также обучается моторным навыкам работы с мышью и клавиатурой.
В соответствии с возрастными особенностями ребенка эти занятия проводить для старшей и подготовительной групп.
Использование ИКТ на занятиях может быть совершенно различным. Это и презентации, и мультфильмы, и музыкальное сопровождение. Фактически резервы ИКТ здесь не ограничены. Используются на занятиях преимущественно компьютер, проектор, экран или интерактивная доска. Наиболее продуктивно использование компьютера в психофизиологической коррекции и при обучении письму и счету.
ИКТ также используется для прослушивания музыки и сказок. С этой целью могут быть задействованы аудиосистемы.
Особую роль ИКТ играет сегодня в продуктивном творчестве, так как позволяет делать фотографии в дошкольном образовательном учреждении и впоследствии использовать их на занятиях. Дети могут вместе с воспитателем создавать фильмы, слайд-шоу. Кроме того, дети могут сами (вместе с воспитателем) делать книги.
Современные исследования в области дошкольной педагогики К. Н. Моторина, С. П. Первина, М. А. Холодной, С. А. Шапкина и др. свидетельствуют о возможности овладения компьютером детьми в возрасте трех—шести лет. Однако следует исключить детей до пяти лет. Во-первых, потому, что для детей этого возраста, по мнению крупных психологов и медиков, по многим показателям психического и физического развития компьютеры могут быть опасны для здоровья, физического и умственного развития.
Во-вторых, потому, что в большинстве развитых стран, после тщательных и длительных исследований, общественность и ученые добились ограничения по возрасту использования компьютера в дошкольных учреждениях. С компьютером дети начинают знакомиться в возрасте пяти лет, в так называемом предшкольном возрасте.
Останавливаясь на результатах исследований зарубежных специалистов, мы можем сказать, что часто оценка преимуществ и недостатков использования компьютеров в дошкольном образовании опирается на мифы, которые мешают в полную меру использовать возможность ИКТ в образовании.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование информационно-коммуникационных развивающих технологий в работе учителя-логопеда
Свою работу на логопункте я строю основываясь на программы по коррекции речевого развития разработанные Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Т.В. Тумановой и Н.В. Нищевой. Данные прог...
Обучение физике с использованием информационно-коммуникационных технологий и Интернет-технологий.
Обучение физике с использованием информационно-коммуникационных технологий и Интернет-технологий. Использование ЭОР (электронных образовательных ресурсов) в процессе преподавания физики....
Обучение физике с использованием информационно-коммуникационных технологий и Интернет-технологий.
Обучение физике с использованием информационно-коммуникационных технологий и Интернет-технологий. Использование ЭОР (электронных образовательных ресурсов) в процессе преподавания физики....
КУРСОВАЯ РАБОТА на тему «Эффективность использования современных педагогических технологий на примере использования информационно-коммуникационных технологий при обучении географии»
В XXI веке произошла информатизация общества. Это затронуло и сферу образования. Одним из направлений современного образования является его компьютеризация. Она основывается на использован...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО – КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ
В статье рассматриваются вопросы эффективного использования информационно – коммукационных технологий при организации учебного процесса....
Социализация обучающихся через использование информационно-коммуникационных технологий на уроках технологии
Новые информационные технологии, применяющиеся методически грамотно, повышают познавательную активность учащихся, что, несомненно, приводит к повышению эффективности обучения и социализации личности о...
Выступление на городском методическом объединении учителей технологии Практикум «Возможности использование информационно-коммуникационных технологий в учебной деятельности на уроках технологии»
Компьютерные технологии открыли новые возможности для создания самими преподавателями иллюстративного материала. Известно, что такие средства обучения, во многом облегчают обучающимся понимание и запо...