Образ Богоматери в искусстве эпохи Возрождения на примере картин Леонардо да Винчи.
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 7 класс) на тему
Конспект урока по изобразительному искусству в 7 классе по программе Б.Неменского; может быть использован для урока искусства при рассмотрнии темы "Портрет в мировом искусстве". Рассматривается изображение образа Богоматери как символа любви, скорби и предвидения в мировом искусстве.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_izo.doc | 54.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока ИЗО:
«Образ Богоматери в искусстве эпохи Возрождения - проблема скорби и предвидения на примере картин Леонардо да Винчи».
Цель: Рассмотрение художественных образов Богоматери как квинтэссенции любви и печали; их значение для духовно-нравственного развития личности.
Задачи:
- Познакомить учащихся с творчеством Леонардо да Винчи.
- Научить узнавать и отличать отдельные произведения живописи Леонардо да Винчи.
- Научить понимать и анализировать особенности живописных работ художников эпохи Возрождения.
- Развить потребность в понимании произведений живописи;
- Развить интерес к творчеству Леонардо да Винчи;
- Воспитать гармонично развитую личность посредством восприятия и видения живописных и творческих работ великих мастеров прошлого.
Приемы обучения:
Наглядные: репродукции картин – видеоряд;
Словесные: рассказ, беседа, вопросы, напоминания, практические приемы;
Практические: просмотр видеоряда, ответы на вопросы, диалог, дискуссия, практическая работа;
Музыкальное сопровождение: Ф.Шуберт «AVE MARIA»
Тип урока- урок изучения нового материала.
Вид урока – беседа, вопросы, самостоятельная работа.
Методы обучения: диалогический, репродуктивный, сравнения, дискуссия.
Форма организации занятий: фронтальная, индивидуальная.
Оборудование урока
Для учителя: компьютер, мультимедийный проектор, Flash-накопитель.
Для учащихся: кисти, краски, карандаши.
.
Эпиграф урока:
Человек – это истина мира, венец,
Знает это не каждый, а только мудрец.
Ход урока:
1. Организационный момент
1.1. Приветствие учащихся.
1.2.Проверка наличия и готовности учащихся к уроку.
1.3. Сообщение темы и цели урока.
1.4.Постановка проблемы.
1.5.Диалог/ просмотр видеоряда.
1.6.Решение проблемы.
1.7.Творческое задание.
1.8.Итог.
2. Актуализация, мотивация опорных знаний.
Учитель. Человек – это истина мира, венец,
Знает это не каждый, а только мудрец.
3. Работа (диалог) , просмотр иллюстраций.
Объяснения учителя:
Изучение нового материала.
Учитель. Сегодня мы будем говорить о великом мастере эпохи Возрождения - Леонардо да Винчи и созданных им образах Девы Марии.
Самый образованный человек своего времени, Леонардо да Винчи, постиг все науки самоучкой. Для него "неграмотность" означала неиспорченность, свободу от чужих идей и заблуждений. Он с гордостью подписывался "LeonardoVincidissepolodellasperientia" - "Леонардо Винчи, ученик опыта".
Видя талант ребенка в художественной области, отец отдал его на обучение знаменитому в то время флорентийскому мастеру Верроккьо. Однажды Верроккьо получил заказ на картину «Крещение Христа» и поручил Леонардо написать одного из двух ангелов. Это была обычная практика художественных мастерских того времени: учитель создавал картину вместе с помощниками-учениками. Самым талантливым и старательным поручалось исполнение целого фрагмента. |
Сохранились две картины, написанные Леонардо в мастерской Верроккьо, но заказанные персонально ему: "Благовещение" и "Мадонна с гвоздикой". Картина «Благовещение» написана для ризницы монастыря Сан-Бартоломео. В позах Гавриила и Марии видно влияние Верроккьо и близкого ему Боттичелли. Рука Леонардо чувствуется в мастерском изображении пейзажа и особенно в передаче оговоренных каноном переживаний на лицах героев, без эффектных жестов и излишнего пафоса. Внезапно появившийся ангел прервал чтение Марии. На её лице смущение и смирение, на лице ангела - сознание значимости момента. В левой руке он держит лилию, символ Флоренции. В отступление от канона крылья архангела - не во весь его рост, а более короткие, как у настоящей птицы. Позже неизвестный художник удлинил их краской каштанового цвета, так что через концы крыльев просвечивает первоначальный пейзаж. (просмотр иллюстрации) - Что необычного вы увидели на картине? (диалог) |
- Какое выражение лица у Марии? Почему?
"Благовещение", картина 20-летнего художника, сочетает новаторские черты и лирику с цитатами и ошибками. В правой части картины есть ученические просчёты в перспективе. Так, уходящая к кипарису стена коротковата, а стоящий перед Девой аналой слишком велик. Кажется, что он ближе к зрителю, чем Мария, отчего художнику пришлось удлинить её правую руку, лежащую на книге. И тем не менее, современники увидели в этой картине работу гения. Одно только великолепное изображение тканей и драпировок - отличительная черта Леонардо - вызывало восхищение большинства его коллег.
Писаный на доске образ дошёл до нас в плохом состоянии, и сейчас нельзя увидеть деталей, которыми восхищались современники. Стеклянная ваза с цветами была выпотевшей, так что роса на ней казалась натуральным конденсатом, выступившим на картине. На Мадонне брошь из топаза, которую унаследуют "Мадонна Бенуа" и "Мадонна в скалах".
-А как вы думаете есть ли в России картины Леонардо? Какие? (ответы)
Две знаменитые картины находятся в Санкт-Петербурге, в Эрмитаже. Когда Леонардо писал Мадонну с цветком (Бенуа), ему было 26 лет. Это хронологически первая Мадонна, образ которой лишен видимой святости. А теперь давайте внимательно всмотримся в мадонн Леонардо. Мадонна – это Богоматерь. Похоже ли изображение на икону? Мадонна Бенуа – счастливая молодая мать, одетая и причесанная по моде XV века, играет со своим ребенком. Вся сцена кажется взятой из жизни. |
- А теперь давайте подумаем, почему печаль сквозит в этих образах? Чем она вызвана?
-Почему Мадонна выглядит земной женщиной, без ореола иконописной святости?
(Ответы учащихся: она знает о судьбе своего сына; скорбит о его будущем),
(Вспоминаем идеалы Возрождения – изображение реального, а не фантастического человека).
- Какими выразительными средствами достигает художник впечатления печали Мадонны? Какие живописные приемы использует?(Ответы)
Леонардо был основателем Высокого Возрождения. Его творчество – первооткрытие, первый мощный качественный сдвиг в искусстве. Оно стало средством познания мира и человеческой природы.
Почти не оставив живописного наследия, тем не менее Леонардо да Винчи внёс огромный вклад в мировую сокровищницу станковых картин. Можно выделить основные произведения, созданные мастером: «Мадонна с цветком» («Мадонна Бенуа», 1478-1480гг.); «Мадонна Литта» (1478-1482гг.); «Мадонна дельГарофано» («Мадонна с гвоздикой» 1472 г.); «Мадонна в гроте» (1483-1486 гг.); «Мадонна и младенец со святой Анной» (пр. 1508-1509гг) и «Мадонна с прялкой» (1501 г).
У мастера трудно найти абсолютно совпадающие друг с другом интерпретации женской либо детской фигуры, что было обычным для художников того времени, следовавших неизменному образцу в трактовке образа Марии (в отношении мать – сын). Они стремились к возможно более полной передаче аспекта царственной невозмутимости Мадонны, не выводя её из роли за рамки поклонения младенцу. Леонардо, напротив, избирает чисто человеческие ситуации; детально анализируя сопутствующие им психологические и физиологические мотивы, он отыскивает высочайшие выразительные возможности в сюжете Мадонна с младенцем. Передавая в живописи различные оттенки чувств, мастер воплощает свою программу изучения человеческой фигуры – её физического строения и поведения. Для изображений Мадонн Леонардо да Винчи характерна реалистическая трактовка формы, мастер уделяет особое внимание игре света и тени, рефлексам. Он выбирает обычно сложное расположение фигур, что станет признаком особого стиля. Повторяющимся элементом в картинах станут небольшие стрельчатые окна, открывающие вид на пейзаж. Чаще всего это был горный пейзаж с речкой, который напоминал художнику о его родном Винчи.
Живописная техника Леонардо да Винчи может быть описана следующим образом: поверх «тончайшего слоя светлого грунта» наносятся слои «основных прозрачных красок, образующих нежнейшую светотеневую моделировку – знаменитое леонардовское «сфумато». Нанесение дальнейших … красочных слоев дает картине, строящейся как бы в глубину, изнутри, ее окончательное цветовое решение. Эффект от этой неповторимой игры света призван создать иллюзию выпуклого объёма на плоской поверхности холста. Для Леонардо да Винчи достижение этой круглящейся выпуклости формы составляло, в какой-то степени, самоцель. Он неоднократно писал об этом. Например: «Светотень вместе с перспективными сокращениями составляет самое превосходное в живописной науке». Леонардо в своих картинах использует не традиционную церковную, а светскую схему изображения Мадонны. Дело в том, что до конца тридцатых годов XV в. в портретном жанре доминировали профильные изображения. Если к середине века в мужском портрете происходят изменения: отдается предпочтение трехчетвертному развороту, распространяется вид геральдического портрета с атрибутом, то в женском парадном портрете профильная схема удерживается дольше. То же самое относится и к изображению Мадонн. Рисуя Мадонну в профиль, художник будто бы «отождествляет её со светской красавицей – своей современницей». Несмотря на это, Леонардо придерживается некоторых традиций христианской живописи, таких как: укрупнённая фигура младенца Христа, принятая для изображения Богоматери цветовая схема, некоторая христианская символика.
Склонённая на бок голова Мадонны является излюбленным мотивом школы Верроккьо – школы, учеником которой недолго был Леонардо. Для него самого опущенная голова становится обязательным аспектом «канона женской красоты». Возможно, мотив склоненной головы мог быть использован в произведении «Мадонна Литта» под влиянием одной из классических иконографических схем «Мадонна Умиления». Интересно, что Леонардо, в отличие от других учеников Верроккьо, дает лицо Мадонны не в три четверти, а в профиль, что достаточно необычно для изобразительных канонов того времени.
Мадонны Леонардо приближают образ Богоматери к человеку, делают понятным состояние души юной матери, которая чувствует участь, уготованную ее сыну. Тихая скорбь видна в каждом образе Мадонны; она преисполнена любви к своему Сыну, но смиренно ждет исполнения воли Отца.
А теперь перейдем к образу другой Мадонны, которая называется «Мадонна Литта». (звучит музыкальное сопровождение)
Составлению этой композиции Леонардо посвятил очень много времени. Существует мнение, что она была начата чуть раньше, параллельно с «Мадонной Бенуа», как говорится в записи от 1478 года. На фоне стены, прорезанной двумя окнами, сидит молодая женщина, держащая на коленях младенца, которого она кормит грудью. Лицо её, нежное и несколько смугловатое, пленяющее своей удивительной, тонкой красотой, моделировано с той любовью к лёгкой, почти неуловимой светотени, поклонником и знатоком которой был Леонардо. На губах матери играет ласковая и несколько таинственная полуусмешка, которая становится с этого времени обязательной для большинства образов художника, постепенно становясь всё более подчёркнутой и горькой. Она тоже предвидит будущее своего ребенка, но лишь с любовью скорбит о Нем.
Итог урока/ решение проблемы
Красота, воплощенная в нежных формах юных Мадонн и пухленьких телах младенцев, представляет для Леонардо не просто изобразительный мотив,- это размышление мастера об образе матери, о ее глубокой любви к сыну, переведенное им на язык живописи. Леонардо совершил огромный прорыв в изображении Мадонны. Он приблизил ее к человеку, сделал понятными чувства, переполняющие Марию как человека, как мать. Средневековый образ бестелесного, безмолвного создания отступил во тьму веков, дав дорогу новому образу Мадонны – Матери, горячо любящей своего Сына и не дающей печали и скорби омрачить ее любовь.
(видеоряд картин Леонардо да Винчи с муз.сопровождением)
А теперь перейдем к практической работе. Как мы знаем, один из основных мотивов картин на тему Благовещения – фигура ангела. Их изображали очень разными (видеоряд изображений ангелов разными художниками), а сегодня и мы попробуем нарисовать ангела – символ добра, чистоты помыслов и красоты.
Практическая работа. ( нарисовать ангела – самостоятельно или по выданному шаблону).
- Следующий урок изобразительного искусства мы проведем в Эрмитаже, где воочию увидим эти и другие замечательные картины мастеров эпохи Возрождения.
Домашнее задание: самостоятельно познакомиться с другими произведениями Леонардо да Винчи.
Самоанализ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Изобразительное искусство эпохи Возрождения
Особенности того времени.Биографии мастеров Возрождения....
Бинарный урок (история+изобразительное искусство) на тему:"Искусство Эпохи Возрождения"
Бинарный урок (история+изобразительное искусство) на тему:"Искусство Эпохи Возрождения"...
Мультимедийный тест по теме МУЗЫКА И ИСКУССТВО ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ для учащихся 6-8 классов общеобразовательной школы
Учащиеся могут проверить свои знания в области музыки и искусства эпохи Возрождения(композиторы, музыкальные инструменты ,стили и жанры музыки, архитекутрные стили ,выдающиеся произведения искусс...
Статья по теме "Декоративно-прикладное искусство эпохи Возрождения"
Возрожде́ние, или Ренесса́нс (фр. Renaissance, итал. Rinascimento; от «re/ri» — «снова» или «заново» и «nasci» — «рожденный») — эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних век...
«Искусство эпохи Возрождения» МХК 11 класс Л. Рапацкая
Методическая разработка технологической карты урока по курсу МХК в 11 классе, учебник Л.А. Рапацкая...
Технологическая карта урока по картинам Леонардо да Винчи в Эрмитаже .
По этому материалу можно провести урок в музее и сразу оценить всех участников Для оценивания знаний ученика - раздаточный материал В соответствии с ФГОС...
Интерактивный тест по теме: Искусство эпохи Возрождения
Интерактивный тест по теме: Искусство эпохи ВозрожденияВНИМАНИЕ!!!Познакомиться с тестом можно по ссылке:http://www.banktestov.ru/test/?id=30677 ...