Проект "Школа вожатых"
проект на тему
Проект рассчитанный на подростков в возрасте от 14 до 18 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 159 КБ |
Предварительный просмотр:
ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ – ЮГРА
ДЕПАРТАМЕНТ ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ
Учреждение социального обслуживания
Центр социальной помощи семье и детям «Росток»
Отделение психолого - педагогической помощи
ПРОЕКТ
Рассчитанный на подростков в возрасте от 14 до 18 лет
Автор проекта:
Социальный педагог Отделения
психолого-педагогической помощи
Щербакова Наталья Николаевна
Руководитель проекта:
Заведующая отделением
психолого педагогической помощи
Семенова Светлана Васильевна
Обоснование
Главными и наиболее важными качествами человека в современном и динамичном мире становятся мобильность, конкурентоспособность. Очень важно, чтобы молодежь научилась правильно оценивать окружающий мир и позиционировать себя в нем. Для собственной успешности в социуме необходимы определенные знания и умения, с помощью которых можно определять собственную жизненную позицию и активно реализовывать ее в рамках определенной деятельности.
Молодежь является основой будущего поселка Игрим, поэтому актуален вопрос формирования поколения молодых людей уверенных в себе, здоровых нравственно и физически.
Формирование позитивного лидера, транслирующего государственную идеологию, владеющего технологиями управления, конкурентоспособного на рынке труда, привело к созданию проекта Школа вожатых «Я+ТЫ+МЫ».
Это проект разработан для реализации государственной политики в области летнего отдыха и оздоровления школьников на территории Березовского муниципального района.
Проект нацелен на решение проблемы организации занятость молодежи в течение летних каникул и дает возможность подросткам и молодежи раскрыть свой творческий потенциал, предотвратит совершение правонарушений, что снизит криминогенный фон не только поселка и района в целом.
Ведущей идеей содержания проекта является приобретение молодежью умений организовывать коллективно-творческое дело, умение планировать, координировать, прослеживать результаты, умение анализировать, а также воспитание терпимости, патриотизма, любви к родному краю и его культурно-историческому наследию.
Основная цель проекта – организация занятости молодежи в течение летних каникул, подготовка вожатских кадров для работы в детских лагерях муниципального района на детских площадках, клубах по месту жительства в летний период.
Задачи:
- Развитие организаторских и коммуникативных навыков;
- Обучение основам знаний педагогики, психологии, вожатской работы;
- Развитие мотивации к самосовершенствованию, к творческой деятельности;
- Формирование вожатских умений в процессе педагогической практики.
НОРМАТИВНО - ПРАВОВАЯ БАЗА
Программа Школа вожатых реализуется в рамках подросткового Клуба «Новый взгляд» и функционирует на базе отделения психолого-педагогической помощи Учреждения социального обслуживания ХМАО - Югры Центр социальной помощи семье и детям «Росток».
Программа Школа вожатых в своей деятельности руководствуется:
- Конституцией Российской Федерации;
- № 195 – ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»;
- № 124 – ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации";
- № 120 – ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
- Настоящим Положением об отделении психолого-педагогической помощи УСО ХМАО - Югры «ЦСПСД «Росток».
- Настоящим Положением об организации работы Клуба «Новый взгляд» на базе Отделения психолого-педагогической помощи УСО ХМАО - Югры «ЦСПСД «Росток».
МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ. ФОРМЫ, МЕТОДИКИ, РЕКОМЕНДАЦИИ
Проект реализуется на базе отделения психолого-педагогической помощи УСО ХМАО – Югры «Центра социальной помощи семье и детям «Росток»
«Школа вожатых» – апрель, май, июнь 2010 г.
В «Школу вожатых» набирается группа 8-10человек, проходит цикл занятий 2 раза в неделю, которые рассчитаны на 12 часов в месяц.
Занятия в «Школе вожатых» проводятся в форме лекций, тренингов, практических занятий.
Во время образовательного курса предоставляется практика на детских площадках, с неорганизованными детьми, по окончанию обучения проводится практический экзамен.
Экзамен состоит из практических мероприятий, проведенных на детских поселковых площадках с неорганизованными детьми, творческих разработок, советов «Копилка вожатого».
Учащимся, сдавшим экзамен и успешно прошедшим практику, выдается свидетельство о прохождении «Школы вожатых» с подписью директора Учреждения.
Целевая аудитория — подростки в возрасте от 14 до 18 лет
Количество учащихся в одной группе не должно превышать 15 - 20 человек.
Руководитель проекта: социальный педагог отделения психолого-педагогической помощи
Данный проект может быть реализован, при взаимодействии следующих факторов:
- Организационно – методическое обеспечение – разработка специальных методик, применение уже существующих форм работы, регулярное ознакомление с литературой, освещающей эту сферу деятельности. Организация системы подготовки кадров.
- Материально – техническое обеспечение – наличие всей необходимой базы для качественного проведения организованного досуга и полноценного общественно – полезного труда.
- Дидактическое обеспечение – наглядные материалы, пособия.
- Информационное обеспечение – наличие необходимой литературы для подростков, молодежи и организатора.
- Ресурсное обеспечение – наличие средств, расходуемых для реализации программы согласно сметы расходов.
- Демонстрационное обеспечение – наличие видеотеки, фонотеки, аудио, видеотеки, телевизора, видеокамеры, компьютерной техники.
Разрабатывая содержание и технологию обучения, мы опираемся на следующие положения:
- Вожатый – это, прежде всего человек с активной жизненной позицией, лидер, способный повести за собой, следовательно, на занятиях большое внимание уделяется формированию и развитию лидерских навыков, самореализации учащихся.
- Особенности современного подростка и условия, в которых работает вожатый - детский лагерь, клуб, общественное объединение, требуют от вожатых теоретических психолого-педагогических знаний, практических умений и творческого отношения к работе.
- Занятия в рамках проекта Школа вожатых, должны пробуждать воображение и творческие силы, опираться на личностный опыт, интересы, увлечения участников. Поэтому курс занятий органически сочетает в себе лекции, практические занятия, тренинги по основным направлениям и содержанию воспитательной работы в лагере, методике организации досуга детей.
Одним из условий образовательного процесса является курс практических занятий, направленных на отработку жизненно важных умений и навыков, отработку полученных знаний по курсу.
СХЕМА ЭТАПОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА
- Семенова Светлана Васильевна – заведующая отделением психолого-педагогической помощи
- Щербакова Наталья Николаевна – социальный педагог отделения психолого-педагогической помощи - руководитель проекта «Школы вожатых»
- Милаш Людмила Анатольевна - психолог отделения психолого-педагогической помощи
- Старикова Екатерина Анатольевна специалист по социальной работе отделения психолого-педагогической помощи
ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ
Для того чтобы реализацию программы сделать наиболее эффективной и безопасной необходимо четкое выполнение следующих условий:
- Оснащение участников необходимой в работе оргтехникой, оборудованием, инвентарем, спецодеждой;
- Наличие программы;
- Проведение инструктажей по технике безопасности;
- Изучение правовых основ деятельности вожатого (Права и обязанности детей и вожатых, дисциплина в лагере, ответственность вожатых).
- Подготовленный квалифицированный обслуживающий персонал;
- Создание условий для активного отдыха;
- Своевременный отчет и анализ проделанной работы;
- Своевременное устранение выявленных недоработок;
ФИНАНСИРОВАНИЕ
Финансирование производиться за счет средств бюджета Учреждения социального обслуживания ХМАО –Югры «Центра социальной помощи семье и детям «Росток».
УГРОЗЫ И РИСКИ
Отделение психолого-педагогической помощи Центра социальной помощи семье и детям «Росток» на базе, которого реализует свою деятельность «Школа вожатых» является местом проведения обучающих мероприятий, в которых главную роль занимают подростки, следовательно, обеспечение безопасности занимает одно из важных мест в жизнедеятельности учреждения.
Продолжительности пребывания детей в «Школе вожатых» составляет не более 2 часов в день.(по графику )
Подростки не должны иметь противопоказаний по состоянию здоровья, и соответствовать возрастным требованиям проекта.
Педагогический коллектив:
- обеспечивает охрану жизни и здоровья детей, подростков на период пребывания в Школе вожатых;
- в случае возникновения форс-мажорных обстоятельств (стихийные бедствия, пожары, эпидемии и т.д.) обеспечивает немедленную эвакуацию подростков;
- обеспечивает соблюдение правил техники безопасности, санитарно-гигиенических норм и правил.
План реализации проекта
Темы занятий | Количество часов | Форма проведения | Способ контроля |
Раздел I. Нормативно-правовые основы деятельности вожатого в ДОЛ. | 2 | Лекция, презентация | Зачет |
Раздел II. Педагогика и психология временного детского коллектива. Тема 1. Особенности возрастного развития детей и подростков. Их учет в работе вожатого. Тема 2. Конфликты в условиях ДОЛ и стратегии выхода из них. Игры на разрешение конфликтов. | 1 1 | Лекция Презентация практическое занятие | |
Раздел III. Содержание целостного педагогического процесса в лагере. Тема 1. Физкультурно-оздоровительная и рекреационная работа. Познавательная деятельность в лагере. Трудовое воспитание. Тема 2. Нравственно-эстетическое воспитание в лагере. Художественно-творческая деятельность в лагере. | 2 2 | Игровые ситуации Планирование Лекция. Практическое занятие | проведенная игра |
Раздел IV. Методика воспитательной работы в условиях ВДК. Тема 1. Организация режимных моментов. Планирование смены. Составление плана-сетки. Тема 2. Методика проведения игр. Игры на знакомство, на снятие психологических и эмоциональных барьеров ролевых игр.. Тема 3. Методика общих лагерных праздников и отрядных мероприятий. | 1 2 1 | практическое занятие Лекция, практическое занятие Лекция, практическое занятие | Составление плана, сценария |
Раздел VI. Основы безопасной жизнедеятельности детей в условиях детского лагеря. Тема 1. Организация жизнедеятельности в лагере, охрана жизни и здоровья детей, санитарно-гигиенические требования. Обеспечение противопожарной безопасности. Тема 2. Оказание первой медицинской помощи детям в условиях детского лагеря. | 2 1 | Лекция, практическое занятие | проведенная игра |
Тематические практикумы.
| 1 1 | Практические занятия Практические занятия Практические занятия | Оформленный плакат |
ИТОГО | 17 часов |
№ | Наименование учреждения (отделения) | ФИО руководителя Адрес учреждения |
1 | Отделение психолого-педагогической помощи УСО ЦСПСД «Росток» | Заведующий отделением психолого-педагогической помощи – Семенова С.В. П. Игрим Ул. Губкина 1 А |
Местные | Количество детей | |
Учащиеся 8-11 классов СОШ №1,2, ИПК г.п. Игрим | Группа подростков 15-20 чел человек 3 группы |
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- Активное участие подростков в общественно – полезной деятельности поселка.
- Привлечение к организованной деятельности подростков нуждающихся в социальной защите.
- Занятость подростков, снижение подростковой преступности в поселке;
- Пропаганда здорового образа жизни.
- Дальнейшее сотрудничество и общение;
В процессе освоения проекта Школа вожатых, учащиеся так же приобретают следующие знания и умения.
Знания:
- Основные приемы эффективного общения.
- Особенности возрастного развития детей дошкольного, младшего школьного возраста и подростков.
- Нормативно-правовые основы работы вожатого.
- Особенности временного детского коллектива.
- Логики развития лагерной смены, методики организации тематических дней.
- Методика организации коллективно-творческих дел, малых форм работ.
- Игровая деятельность, возможности игры.
- Охрана жизни и здоровья детей.
Умения:
- Диагностические умения;
- Проективные (планирование коллективной и индивидуальной работы с детьми в отряде, определение конкретных целей и задач, планирование собственной педагогической деятельности;
- Организаторские (организация жизнедеятельности в отряде, организация работы в группе, координация собственной деятельности)
- Коммуникативные (сотрудничество с детьми, взаимодействие с детьми, подбор индивидуального подхода)
- Аналитико-рефлексивные (анализ педагогических ситуаций, организация анализа с детьми, анализ собственной деятельности)
- Прикладные (оформление уголка, изготовление призов и т.д.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на районном семинаре старших вожатых. Тема: Основные принципы здоровьесберегающих технологий в детском общественном объединении «Новый остров».
Проблемы сохранения здоровья учащихся и привития навыков здорового образа жизни очень актуальны сегодня. Все чаще вспоминаются слова классика о том, что «здоровье – это не все, но без здоровья все – н...

Сценарий районного конкурса «Вожатый года» и «Актив года»
Цель: - совершенствование развития детского движения в районе;- выявление талантливых вожатых и передового педагогического опыта;- поиск педагогических идей по обновлению содержания воспита...
Мастер-класс игры для вожатых.
Обучение в форме игры, трениги, рефлексия....
ПЛАН РАБОТЫ СТАРШЕЙ ВОЖАТОЙ
Программа деятельности детской организации ....

Деятельность старшей вожатой МБОУ СОШ № 3 (Планирование работы вожатой, Программа ДО, план работы Школы Детского Актива (ШДА), проекты, сценарии общешкольных линеек, агитбригад, тренингов, классных часов)
Краткосрочная программа акции, посвященной Дню памяти жертв ДТП...