Проект "Школа вожатых"
проект на тему
Проект рассчитанный на подростков в возрасте от 14 до 18 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_shkola_vozhatyh_2014.doc | 159 КБ |
Предварительный просмотр:
ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ – ЮГРА
ДЕПАРТАМЕНТ ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ
Учреждение социального обслуживания
Центр социальной помощи семье и детям «Росток»
Отделение психолого - педагогической помощи
ПРОЕКТ
Рассчитанный на подростков в возрасте от 14 до 18 лет
Автор проекта:
Социальный педагог Отделения
психолого-педагогической помощи
Щербакова Наталья Николаевна
Руководитель проекта:
Заведующая отделением
психолого педагогической помощи
Семенова Светлана Васильевна
Обоснование
Главными и наиболее важными качествами человека в современном и динамичном мире становятся мобильность, конкурентоспособность. Очень важно, чтобы молодежь научилась правильно оценивать окружающий мир и позиционировать себя в нем. Для собственной успешности в социуме необходимы определенные знания и умения, с помощью которых можно определять собственную жизненную позицию и активно реализовывать ее в рамках определенной деятельности.
Молодежь является основой будущего поселка Игрим, поэтому актуален вопрос формирования поколения молодых людей уверенных в себе, здоровых нравственно и физически.
Формирование позитивного лидера, транслирующего государственную идеологию, владеющего технологиями управления, конкурентоспособного на рынке труда, привело к созданию проекта Школа вожатых «Я+ТЫ+МЫ».
Это проект разработан для реализации государственной политики в области летнего отдыха и оздоровления школьников на территории Березовского муниципального района.
Проект нацелен на решение проблемы организации занятость молодежи в течение летних каникул и дает возможность подросткам и молодежи раскрыть свой творческий потенциал, предотвратит совершение правонарушений, что снизит криминогенный фон не только поселка и района в целом.
Ведущей идеей содержания проекта является приобретение молодежью умений организовывать коллективно-творческое дело, умение планировать, координировать, прослеживать результаты, умение анализировать, а также воспитание терпимости, патриотизма, любви к родному краю и его культурно-историческому наследию.
Основная цель проекта – организация занятости молодежи в течение летних каникул, подготовка вожатских кадров для работы в детских лагерях муниципального района на детских площадках, клубах по месту жительства в летний период.
Задачи:
- Развитие организаторских и коммуникативных навыков;
- Обучение основам знаний педагогики, психологии, вожатской работы;
- Развитие мотивации к самосовершенствованию, к творческой деятельности;
- Формирование вожатских умений в процессе педагогической практики.
НОРМАТИВНО - ПРАВОВАЯ БАЗА
Программа Школа вожатых реализуется в рамках подросткового Клуба «Новый взгляд» и функционирует на базе отделения психолого-педагогической помощи Учреждения социального обслуживания ХМАО - Югры Центр социальной помощи семье и детям «Росток».
Программа Школа вожатых в своей деятельности руководствуется:
- Конституцией Российской Федерации;
- № 195 – ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»;
- № 124 – ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации";
- № 120 – ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
- Настоящим Положением об отделении психолого-педагогической помощи УСО ХМАО - Югры «ЦСПСД «Росток».
- Настоящим Положением об организации работы Клуба «Новый взгляд» на базе Отделения психолого-педагогической помощи УСО ХМАО - Югры «ЦСПСД «Росток».
МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ. ФОРМЫ, МЕТОДИКИ, РЕКОМЕНДАЦИИ
Проект реализуется на базе отделения психолого-педагогической помощи УСО ХМАО – Югры «Центра социальной помощи семье и детям «Росток»
«Школа вожатых» – апрель, май, июнь 2010 г.
В «Школу вожатых» набирается группа 8-10человек, проходит цикл занятий 2 раза в неделю, которые рассчитаны на 12 часов в месяц.
Занятия в «Школе вожатых» проводятся в форме лекций, тренингов, практических занятий.
Во время образовательного курса предоставляется практика на детских площадках, с неорганизованными детьми, по окончанию обучения проводится практический экзамен.
Экзамен состоит из практических мероприятий, проведенных на детских поселковых площадках с неорганизованными детьми, творческих разработок, советов «Копилка вожатого».
Учащимся, сдавшим экзамен и успешно прошедшим практику, выдается свидетельство о прохождении «Школы вожатых» с подписью директора Учреждения.
Целевая аудитория — подростки в возрасте от 14 до 18 лет
Количество учащихся в одной группе не должно превышать 15 - 20 человек.
Руководитель проекта: социальный педагог отделения психолого-педагогической помощи
Данный проект может быть реализован, при взаимодействии следующих факторов:
- Организационно – методическое обеспечение – разработка специальных методик, применение уже существующих форм работы, регулярное ознакомление с литературой, освещающей эту сферу деятельности. Организация системы подготовки кадров.
- Материально – техническое обеспечение – наличие всей необходимой базы для качественного проведения организованного досуга и полноценного общественно – полезного труда.
- Дидактическое обеспечение – наглядные материалы, пособия.
- Информационное обеспечение – наличие необходимой литературы для подростков, молодежи и организатора.
- Ресурсное обеспечение – наличие средств, расходуемых для реализации программы согласно сметы расходов.
- Демонстрационное обеспечение – наличие видеотеки, фонотеки, аудио, видеотеки, телевизора, видеокамеры, компьютерной техники.
Разрабатывая содержание и технологию обучения, мы опираемся на следующие положения:
- Вожатый – это, прежде всего человек с активной жизненной позицией, лидер, способный повести за собой, следовательно, на занятиях большое внимание уделяется формированию и развитию лидерских навыков, самореализации учащихся.
- Особенности современного подростка и условия, в которых работает вожатый - детский лагерь, клуб, общественное объединение, требуют от вожатых теоретических психолого-педагогических знаний, практических умений и творческого отношения к работе.
- Занятия в рамках проекта Школа вожатых, должны пробуждать воображение и творческие силы, опираться на личностный опыт, интересы, увлечения участников. Поэтому курс занятий органически сочетает в себе лекции, практические занятия, тренинги по основным направлениям и содержанию воспитательной работы в лагере, методике организации досуга детей.
Одним из условий образовательного процесса является курс практических занятий, направленных на отработку жизненно важных умений и навыков, отработку полученных знаний по курсу.
СХЕМА ЭТАПОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА
- Семенова Светлана Васильевна – заведующая отделением психолого-педагогической помощи
- Щербакова Наталья Николаевна – социальный педагог отделения психолого-педагогической помощи - руководитель проекта «Школы вожатых»
- Милаш Людмила Анатольевна - психолог отделения психолого-педагогической помощи
- Старикова Екатерина Анатольевна специалист по социальной работе отделения психолого-педагогической помощи
ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ
Для того чтобы реализацию программы сделать наиболее эффективной и безопасной необходимо четкое выполнение следующих условий:
- Оснащение участников необходимой в работе оргтехникой, оборудованием, инвентарем, спецодеждой;
- Наличие программы;
- Проведение инструктажей по технике безопасности;
- Изучение правовых основ деятельности вожатого (Права и обязанности детей и вожатых, дисциплина в лагере, ответственность вожатых).
- Подготовленный квалифицированный обслуживающий персонал;
- Создание условий для активного отдыха;
- Своевременный отчет и анализ проделанной работы;
- Своевременное устранение выявленных недоработок;
ФИНАНСИРОВАНИЕ
Финансирование производиться за счет средств бюджета Учреждения социального обслуживания ХМАО –Югры «Центра социальной помощи семье и детям «Росток».
УГРОЗЫ И РИСКИ
Отделение психолого-педагогической помощи Центра социальной помощи семье и детям «Росток» на базе, которого реализует свою деятельность «Школа вожатых» является местом проведения обучающих мероприятий, в которых главную роль занимают подростки, следовательно, обеспечение безопасности занимает одно из важных мест в жизнедеятельности учреждения.
Продолжительности пребывания детей в «Школе вожатых» составляет не более 2 часов в день.(по графику )
Подростки не должны иметь противопоказаний по состоянию здоровья, и соответствовать возрастным требованиям проекта.
Педагогический коллектив:
- обеспечивает охрану жизни и здоровья детей, подростков на период пребывания в Школе вожатых;
- в случае возникновения форс-мажорных обстоятельств (стихийные бедствия, пожары, эпидемии и т.д.) обеспечивает немедленную эвакуацию подростков;
- обеспечивает соблюдение правил техники безопасности, санитарно-гигиенических норм и правил.
План реализации проекта
Темы занятий | Количество часов | Форма проведения | Способ контроля |
Раздел I. Нормативно-правовые основы деятельности вожатого в ДОЛ. | 2 | Лекция, презентация | Зачет |
Раздел II. Педагогика и психология временного детского коллектива. Тема 1. Особенности возрастного развития детей и подростков. Их учет в работе вожатого. Тема 2. Конфликты в условиях ДОЛ и стратегии выхода из них. Игры на разрешение конфликтов. | 1 1 | Лекция Презентация практическое занятие | |
Раздел III. Содержание целостного педагогического процесса в лагере. Тема 1. Физкультурно-оздоровительная и рекреационная работа. Познавательная деятельность в лагере. Трудовое воспитание. Тема 2. Нравственно-эстетическое воспитание в лагере. Художественно-творческая деятельность в лагере. | 2 2 | Игровые ситуации Планирование Лекция. Практическое занятие | проведенная игра |
Раздел IV. Методика воспитательной работы в условиях ВДК. Тема 1. Организация режимных моментов. Планирование смены. Составление плана-сетки. Тема 2. Методика проведения игр. Игры на знакомство, на снятие психологических и эмоциональных барьеров ролевых игр.. Тема 3. Методика общих лагерных праздников и отрядных мероприятий. | 1 2 1 | практическое занятие Лекция, практическое занятие Лекция, практическое занятие | Составление плана, сценария |
Раздел VI. Основы безопасной жизнедеятельности детей в условиях детского лагеря. Тема 1. Организация жизнедеятельности в лагере, охрана жизни и здоровья детей, санитарно-гигиенические требования. Обеспечение противопожарной безопасности. Тема 2. Оказание первой медицинской помощи детям в условиях детского лагеря. | 2 1 | Лекция, практическое занятие | проведенная игра |
Тематические практикумы.
| 1 1 | Практические занятия Практические занятия Практические занятия | Оформленный плакат |
ИТОГО | 17 часов |
№ | Наименование учреждения (отделения) | ФИО руководителя Адрес учреждения |
1 | Отделение психолого-педагогической помощи УСО ЦСПСД «Росток» | Заведующий отделением психолого-педагогической помощи – Семенова С.В. П. Игрим Ул. Губкина 1 А |
Местные | Количество детей | |
Учащиеся 8-11 классов СОШ №1,2, ИПК г.п. Игрим | Группа подростков 15-20 чел человек 3 группы |
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- Активное участие подростков в общественно – полезной деятельности поселка.
- Привлечение к организованной деятельности подростков нуждающихся в социальной защите.
- Занятость подростков, снижение подростковой преступности в поселке;
- Пропаганда здорового образа жизни.
- Дальнейшее сотрудничество и общение;
В процессе освоения проекта Школа вожатых, учащиеся так же приобретают следующие знания и умения.
Знания:
- Основные приемы эффективного общения.
- Особенности возрастного развития детей дошкольного, младшего школьного возраста и подростков.
- Нормативно-правовые основы работы вожатого.
- Особенности временного детского коллектива.
- Логики развития лагерной смены, методики организации тематических дней.
- Методика организации коллективно-творческих дел, малых форм работ.
- Игровая деятельность, возможности игры.
- Охрана жизни и здоровья детей.
Умения:
- Диагностические умения;
- Проективные (планирование коллективной и индивидуальной работы с детьми в отряде, определение конкретных целей и задач, планирование собственной педагогической деятельности;
- Организаторские (организация жизнедеятельности в отряде, организация работы в группе, координация собственной деятельности)
- Коммуникативные (сотрудничество с детьми, взаимодействие с детьми, подбор индивидуального подхода)
- Аналитико-рефлексивные (анализ педагогических ситуаций, организация анализа с детьми, анализ собственной деятельности)
- Прикладные (оформление уголка, изготовление призов и т.д.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на районном семинаре старших вожатых. Тема: Основные принципы здоровьесберегающих технологий в детском общественном объединении «Новый остров».
Проблемы сохранения здоровья учащихся и привития навыков здорового образа жизни очень актуальны сегодня. Все чаще вспоминаются слова классика о том, что «здоровье – это не все, но без здоровья все – н...
Сочинение "Имя тебе ВОЖАТЫЙ!"
Со временем в ногу идет поколение,Любую вершину свободно берет......
Сценарий районного конкурса «Вожатый года» и «Актив года»
Цель: - совершенствование развития детского движения в районе;- выявление талантливых вожатых и передового педагогического опыта;- поиск педагогических идей по обновлению содержания воспита...
Мастер-класс игры для вожатых.
Обучение в форме игры, трениги, рефлексия....
ПЛАН РАБОТЫ СТАРШЕЙ ВОЖАТОЙ
Программа деятельности детской организации ....
Деятельность старшей вожатой МБОУ СОШ № 3 (Планирование работы вожатой, Программа ДО, план работы Школы Детского Актива (ШДА), проекты, сценарии общешкольных линеек, агитбригад, тренингов, классных часов)
Краткосрочная программа акции, посвященной Дню памяти жертв ДТП...
Сценарий конкурса отрядных вожатых « Замечательный вожатый»
Замечательный вожатый...