Артикуляционная гимнастика для детей
методическая разработка по теме

Захарова Ирина Владимировна

   Общеизвестно, что письмо формируется на основе устной речи, поэтому недостатки устной речи мо­гут привести к плохой успеваемости в школе. 
        Чтобы малыш научился произносить сложные звуки ([с], [з], [ш], [ж], [л], [р]), его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому. Всему этому поможет научиться артикуляци­онная гимнастика. 

         Артикуляцион­ная гимнастика - это упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимые для правильного звукопроизношения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya1.pptx263.74 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Артикуляционная гимнастика

Слайд 2

Артикуляционная гимнастика 1. Учимся правильно выполнять артикуляционные упражнения Освоив основные движения артикуляционных органов (губ, языка, щёк, нижней челюсти), ребёнку будет намного проще справиться и с правильной артикуляцией звуков. Выполнять артикуляционные упражнения следует перед зеркалом: ребёнок должен визуально контролировать работу своих речевых органов. Не бросайте работу даже если не всё будет получаться правильно. В каждом деле важны умения и навыки. А они приобретаются не сразу . На одно занятие с ребёнком в домашних условиях берите 2-3 упражнения . Продолжительность тренировки – до 15-20 минут. Начните с 5 минут и постепенно увеличивайте продолжительность занятий.

Слайд 3

2. Упражнение для языка и нижней челюсти «Язык-кисточка» Ребёнок должен войти в роль маляра. Его язык превращается в кисточку: во рту надо делать ремонт! Потолки в домике Язычка высокие, поэтому рот надо раскрыть как можно шире. Язычок-кисточка тянется вверх и красит потолок-нёбо вдоль и поперёк. Обязательное условие: кончик языка крепко прижимается к поверхности нёба, иначе «потолок окажется не прокрашенным»! И ещё: «двери» в домике (зубы, губы) закрывать нельзя! Закончив покраску потолка-нёба, язык –кисточка красит и двери-зубки, и двери-губки с наружной и внутренней стороны. Это упражнение динамическое

Слайд 4

3. Упражнение для языка и нижней челюсти «Язык-барабанщик» «Язык-барабанщик» Ребёнок знает, что барабан не зазвучит, пока по нему не ударить специальной барабанной палочкой? Теперь языку предстоит выполнять её роль: кончик языка стучит за верхними резцами по бугоркам-альвеолам: ды-ды-ды-ды-ды -…. (как можно дольше!). Очень часто сразу же после первого « ды » рот ребёнка закрывается… Этого не должно быть! Тем не менее, если это происходит, поставьте сбоку во рту, между коренными зубами, чисто вымытый палец ребёнка. Почему не палец родителя или педагога? Свой палец ребёнок точно не будет кусать, а вот чужой может изрядно пострадать…

Слайд 5

4. Упражнение для языка «Болтун- болботун » Сначала объясните ребёнку, кто такой «болтун», ведь язычку предстоит в него превратиться. Чтобы это превращение прошло успешно, надо сделать язык широком-широким! Не получается? Путь ребёнок положит язык на нижнюю губу и пошлёпает, «накажет» его , произнося при этом: « пя-пя-пя-пя …». Теперь язык стал послушным и широким? Самое время превращать его в болтуна- болботуна ! Широкий язык выбрасывается изо рта и бьёт по верхней губе, издавая характерные звуки: « бл-бл-бл-бл - …». У этого упражнения есть и другое название: «Индюк». Ведь правда же, похоже на то, как болбочет рассерженный индюк?

Слайд 6

5. Упражнение для языка и нижней челюсти «Печём блинчики» Кто сказал, что блинчики можно испечь только на сковородке? На нижней губе они тоже неплохо получаются, особенно если в качестве «блинчика» выступает сам язычок! Итак, «печём блинчики». Рот приоткрыт, губы не напряжены и расслаблены. Широкий, плоский язык-блинчик спокойно лежит ни нижней губе: остывает… Удерживать это положение не менее 10 секунд. Один блинчик остыл? Печём второй, третий, четвёртый… Одним словом, пока не устанем. Это упражнение – статическое.

Слайд 7

6. Упражнение для языка «Вкусно!!!» Упражнение для языка«Вкусно !!!» Блинчики испекли? Поели? Ах, как же было вкусно!!! А ели-то, наверное, со сметаной или с вареньем? Вот и перемазали верхнюю губку. Теперь с верхней губы надо слизать остатки варенья или сметаны.Облизываем верхнюю губу широким языком движением сверху-вниз. Рот при этом приоткрыт, а нижняя губа не помогает, не «подсаживает» язык. К сожалению, ребёнку не всегда удаётся правильно выполнить это упражнение: нижняя губа не слушается… Достичь желаемого результата удаётся после нескольких неудачных попыток. Это упражнение ещё называется «Вкусное варенье», оно – динамическое.

Слайд 8

7. Упражнение для языка и нижней челюсти «Волна» Упражнение для языка и нижней челюсти«Волна » Ребёнок видел морскую волну? Она то накатывает на берег, то убегает от него.Вот сейчас – волна как раз «накатила». Рот широко открыт. Кончик языка крепко упирается в нижние резцы. Прилив… Подержав какое-то время язык в этом положении , убрать его глубоко-глубоко в рот. Отлив. … Повторить это чередование несколько раз. Это упражнение - динамическое.

Слайд 9

8. Упражнение для языка и нижней челюсти «На море штиль» Море бывает не только бурным, но и спокойным. А вот может ли быть какое-то время спокойным язык ребёнка? Рот открыт. Язык укладывается на дно ротовой полости и становится абсолютно неподвижным. При всей простоте, упражнение очень сложное! В этом родители и педагоги могут убедиться, заглянув в рот ребёнка. В мышцах языка – подёргивания и «зыбь»? Ведь так? Добиваемся полного «штиля»! Упражнение статическое.

Слайд 10

9. Упражнение для языка «Доберёмся до вершины!» Для постановки звуков очень важна «растяжка» языка. Как её добиться? Постоянными тренировками! Ребёнок растёт? Вот и язык должен «расти», вытягиваясь вверх, к носу. Трудно? Очень трудно! Губы каменеют, язык синеет… Но только так можно добраться до «вершины» (носа), пусть и не с первого, и даже не с сотого раза.

Слайд 11

10.Упражнение для языка «Маятник» Язык-маятник отклонять то в одну, то в другую сторону (как показано на фотографиях слева и справа). Вот так и чередовать: «тик-так, тик-так, …». Тикают ходики на стене, движется узкий, длинный язычок им в такт: из стороны в сторону, дотрагиваясь кончиком то до правой, то до левой щёчки… Тренируется. Становится сильным и ловким. Это упражнение ещё называется «Часики». Упражнение динамическое, делается под счёт «раз-два, раз-два…»

Слайд 12

11. Упражнение для языка и нижней челюсти «Лиана» («Корешок») Тоже упражнение на растяжку. Лиана (корешок) растёт, растёт, опускаясь всё ниже и ниже (до самого края подбородка!). Вот как вытянулась (вытянулся)!!!

Слайд 13

12.Упражнение для языка и нижней челюсти «Карусель» Упражнение для языка и нижней челюсти «Карусель» Что такое карусель, знает любой ребёнок! Кто ж на ней не катался!? Вот и язычок сейчас приобщится к этому интереснейшему занятию. Кончик языка ставится на самый последний нижний коренной зуб и совершает во рту широкие круговые движения по верхушкам всех нижних зубов сначала в одну, а затем в другую сторону. Не правда ли, увлекательно? В каждую сторону делается не менее пять круговых движений. Упражнение динамическое.

Слайд 14

13.Упражнение для языка и нижней челюсти «Грибок» А сейчас вместе с язычком отправимся «по грибы». Впрочем, язычок и сам не прочь выполнить роль «гриба». Вся его широкая поверхность присасывается к нёбу, - это будет шляпка. А вот и ножка, – растянувшаяся подъязычная связка-уздечка. Удерживать это положение под счёт максимально долго. ВАЖНО! При выполнении упражнения губы не должны напрягаться. Рот широко раскрыт. Язык в форме гриба должен быть абсолютно симметричным! Он именно прилипает, присасывается к нёбу, а не просто поднимается вверх. Подъязычная связка максимально натянута. Это упражнение всегда предваряет постановку звука [ Р ]. Пока оно не будет получаться идеально, - звука [ р ] – не будет!!!

Слайд 15

14. Упражнения для губ «Улыбка», «Заборчик» Губы ребёнка растянуты в естественной улыбке. Зубы сжаты. Все передние зубы, клыки и часть коренных зубов хорошо видны. Удерживать это положение под счёт максимально долго (не менее 10 секунд). Упражнение статическое.

Слайд 16

Игры на развитие мелкой моторики. 1. ПРОКАТЫВАНИЕ ШАРИКОВ. Дети катают маленькие шарики по столу (по игровому полю, на котором можно нарисовать разные дорожки – прямые, изогнутые, по спирали). Во время игры шарик не должен выскользнуть из-под ладони и должен прокатиться точно по дорожке

Слайд 17

2. СОРТИРОВКА МЕЛКИХ ПРЕДМЕТОВ Перемешайте в одной коробке два вида бусин (или горох и фасоль; или ракушки и камушки, или пуговицы разной формы и размера) и попросите Вам помочь. Сортировать можно по цвету (если Вы перемешали бусины двух цветов), по форме, по размеру.

Слайд 18

3. РАЗМИНАНИЕ ПЛАСТИЛИНА. 4. НАНИЗЫВАНИЕ КОЛЕЦ НА СТЕРЖЕНЬ ПИРАМИДКИ (развитие соотносящих движений рук). 5. ПЕРЕСЫПАНИЕ.

Слайд 19

6. ИГРЫ – ШНУРОВКИ ( пришнуровать яблоко к спине ежика, детали одежды и другие сюжетные шнуровки). 7. ВДАВЛИВАНИЕ МЕЛКИХ ПРЕДМЕТОВ В ПЛАСТИЛИН (бусины, семена, ракушки, мелкие камушки). 8. НАПОЛНЕНИЕ БУТЫЛКИ МЕЛКИМИ ПРЕДМЕТАМИ. В пластиковую бутылку можно опускать фасоль, камешки, шарики.

Слайд 20

9. КОНСТРУКТОРЫ. Очень хорошо развивают мелкую моторику разные конструкторы. Важно иметь дома несколько конструкторов (но обязательно с РАЗНЫМ принципом соединения деталей). Также очень полезно изготовление поделок, работа с глиной. 10. НАНИЗЫВАНИЕ НА ШНУРОК БУСИН С БОЛЬШИМИ ОТВЕРСТИЯМИ. 11. РАЗВЯЗЫВАТЬ И ЗАВЯЗЫВАТЬ УЗЕЛКИ, БАНТИКИ, ПЛЕСТИ КОСИЧКИ, РАССТЕГИВАТЬ И ЗАСТЕГИВАТЬ ЛИПУЧКИ, ПУГОВИЦЫ, КНОПКИ, КРЮЧКИ, МОЛНИИ, СНИМАТЬ И НАДЕВАТЬ ШАПКУ, СТЯГИВАТЬ НОСКИ, СНИМАТЬ БОТИНКИ.

Слайд 21

12. ВЫКЛАДЫВАТЬ ФИГУРЫ ИЗ ПАЛОЧЕК, ИЗ РАЗНЫХ ВИДОВ МОЗАИКИ. 13. ОТКРЫВАТЬ И ЗАКРЫВАТЬ БАНОЧКИ (раскручивать и закручивать крышки). 14. НАМАТЫВАНИЕ.

Слайд 22

15. КАТАНИЕ КАРАНДАША МЕЖДУ ЛАДОШКАМИ. 16. ПАЛЬЧИКОВЫЕ НАРОДНЫЕ ИГРЫ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Артикуляционная гимнастика для детей первого года обучения в коллективе ансамбля детской эстрадной песни.

Методическая разработка занятия по артикуляционной гимнастике детей первого года обучения в ансамбле детской эстрадной песни.Методическая разработка занятия «Ёж Ежович и его друзья»Объяснительная запи...

Артикуляционная гимнастика для детей 5-7 лет

Сказка  о "Весёлом язычке"  .Презентация для проведения артикуляционной гимнастики в логопедических группах детского сада....

Рекомендации родителям по проведению упражнений артикуляционной гимнастики для детей

·         Все упражнения следует повторять не менее 4-8 раз;·         Артикуляционную гимнастику следует проводить...

Артикуляционная гимнастика для детей младшего возраста.

Консультация для родителей о необходимости выполнения артикуляционных упражнений....

Комплекс артикуляционной гимнастики для детей

Комплекс артикуляционной гимнастики расчитан для учащихся 1-8 классов для использования на занятиях по пению....

Веселая артикуляционная гимнастика для детей дошкольного возраста

Артикуляционная гимнастика в картинках для детей дошкольного возраста....