Методическая разработка открытого занятия шахматного клуба «Флёровец» по теме «Рокировка». Ноябрь 2024 года.
методическая разработка

На открытом занятии шахматного клуба "Флёровец" изучаются основы рокировки, отрабатываются практические навыки по рокировке. Занятия проводятся во внеурочное время с детьми 6-9 лет. На занятии применены следующие технологии: технология проблемного обучения, игровая технология, основы безопасности жизнеобеспечения, технология развития критического мышления, информационно-коммуникативная технология. Занятие составлено на основе требований ФГОС.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 24_alvarov_l.r.rokirovka.doc142.79 КБ

Предварительный просмотр:

Алваров Л.Р.

Методическая разработка открытого занятия шахматного клуба «Флёровец» по теме «Рокировка». Ноябрь 2024 года.

Технологическая карта занятия «Шахматы» по ФГОС

C:\Users\Учительская\Desktop\IMG_20241101_114028_974.jpg

Класс 1-й.

  1. Тип занятия:  

закрепления знаний, усвоение новых знаний и формирование умений.

  1. Форма проведения занятия

внеурочная групповая

Вид урока: комбинированный.

  1. Цель открытого занятия:

1.Создать атмосферу праздника для детей и родителей.

2. Отработать практические навыки по расстановке на скорость фигур в начальной позиции.

3. Сформировать правильный навык рокировки фигур.

Методические рекомендации. Занятие проводится с детьми 1-го класса. Рассмотрим особенности занятия.

        Раскладывание на доске начальной позиции для игры в шахматы идет в виде соревнования на скорость. Пары детей, разложившие позицию, выбегают к доске, становятся в одну шеренгу и  называют цифру своей очередности. Усвоение темы напрямую зависит от индивидуальных особенностей каждого ребенка, его темперамента и интеллекта.

Посредством того, что дети поют шахматный гимн, выбегают к доске поддерживается двигательная активность детей в течение всего занятия. Лучший отдых – это частая смена деятельности. Дети - то за учебными столами,  то за шахматными досками, то у настенной демонстрационной доски. А это - благотворно влияет на физическое самочувствие воспитанников. Дети меньше устают. Аплодисменты после загадок и стихов не только закрепят знания, но и поднимут эмоциональный настрой детей. По окончании занятия рекомендуется включать мелодию композитора Г. Струве «Пешки – крепкие орешки», что придаст лиризма занятию. На протяжении занятия преподавателю рекомендуется сохранять доброжелательный тон, а по возможности и улыбку.

4.  Ресурсы. 4.  Ресурсы.

1. А.Н. Костьев «Шахматный кружок в школе и в пионерском лагере». - М., 1980.

2. Д.В.Неверова, «Учебник шахматной игры для начинающих». - М. 2007.

3. Р.Я. Горенштейн, «Подарок юному шахматисту». – М.1994. В.Хенкин, «Шахматы для начинающих».-М.2002.

4. А. Костенюк, Н. Костенюк, «Как научить шахматам», «Школьный шахматный учебник» - 2008.

5. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2018/10/31/konspekt-i-prezentatsiya-vneklassnogo-zanyatiya-po-shahmatam (Конспект урока).

6. https://kiro-karelia.ru/activity/journal/nomera/priemy-tehnologii-razvitiya-kriticheskogo-myshleniya-v-obuchenii-mladshih-shkolnikov (критич. мышление).

7. https://spravochnick.ru/pedagogika/priemy_trkm/ (приём синквейн).

8. https://урок.рф/library/tehnologiya_razvitiya_kriticheskogo_mishleniya_tehniki__035726.html (приёмы синквейна)

9. https://shkola1kaluga-r40.gosweb.gosuslugi.ru/netcat_files/152/2399/Troshkina_I.V._Ispol_zovanie_TRKM.pdf (использование технологии крит. мышления) Директор.

10. https://shkola1kaluga-r40.gosweb.gosuslugi.ru/netcat_files/152/2399/Troshkina_I.V._Ispol_zovanie_TRKM.pdf (приём синквейн).

11.https://www.uchportal.ru/publ/23-1-0-10570

12.https://infourok.ru/vnedrenie-sovremennih-tehnologiy-metodov-sredstv-obucheniya-pri-obuchenii-shahmatam-3680150.html

13.https://nsportal.ru/shkola/poisk?search_api_views_fulltext=«Применение+технологии+проблемного+обучения+на+уроках+музыки+в+начальной+школе»&taxonomy_vocabulary_22=660&taxonomy_vocabulary_3=All&taxonomy_vocabulary_19=All

14.https://easyen.ru/load/metodika/kompleksy/kompleks_shakhmatnaja/457-1-0-5760 Внеурочка метод разраб.

15.https://yandex.ru/video/preview/9364966151593313673 презентация проблемного обучения.

5.  Продолжительность урока 40 минут.

  1. Задачи урока

1.Образовательные: 

-закрепить шахматные понятия король, пешка, слон, ладья, конь, ферзь.

- закрепить умения и навыки по расстановке  на скорость фигурок на шахматной доске в  начальной позиции;

-продолжить формирование умения играть в шахматы;

-научиться правильно делать рокировку, отработать положения, когда нельзя делать рокировку.

2.  Развивающие:

-продолжить развитие точности и правильности расстановки фигур и координации при отработке понятия «начальная позиция»;

-развивать интеллект, познавательный интерес, формировать умение правильно читать стихи, загадки, иметь четкую дикцию;

-способствовать развитию умения самостоятельно  принимать решения;

-содействовать развитию музыкальных и артистических способностей учащихся.    

 3.  Воспитательные:

-прививать интерес к занятию, содействовать поднятию эмоционального настроя;

-обеспечивать патриотическое воспитание, формировать гражданскую позицию;

-воспитывать усидчивость, настойчивость и упорство, силу воли, умение преодолевать трудности, не отвлекаться и внимательно слушать преподавателя и своих товарищей;

-развивать навыки культурного поведения, умения с достоинством себя вести, воспитывать уважение к себе и сопернику.

4. Метапредметные коммуникативные: содействовать  активности во взаимодействии при игре в команде и по парам, формированию собственного мнения и позиции, умению задавать вопросы, слушать преподавателя и своих одноклассников, красиво формулировать свои высказывания, адекватно оценивать свое поведение и контроль за своим состоянием как при выигрыше, так и при отрицательном завершении партии, умению контролировать поведение окружающих; формировать умение оказывать сотрудничество и взаимопомощь.

5. Познавательные: познакомить учащихся с определением рокировки, видами рокирововк, положениями когда нельзя делать рокировку, очерёдности взятия фигур.

6. Регулятивные: определять цели, пути их достижения, самостоятельно делать выводы.

5. Личностные: привить интерес к шахматам, продолжать формирование внутренней позиции воспитанника на основе положительного отношения к школе, чувства сопричастности и гордости за историю Родины, мотивацию учебной деятельности, самооценку на основе результата деятельности, эмпатию как понимание чувств одноклассников и сопереживание им, приобретению навыков сотрудничества, доброжелательности и эмоционально-нравственную отзывчивость.

6. Методы обучения: рассказ, опрос, беседа.

Используемые технологии:

1. Технологий проблемного обучения.

2. Технология развития критического мышления.

3. Информационно-коммуникативная технология (В.М. Бортников, И.В. Роберт, В.А. Гузеев);

4. Игровые технологии. ( В.С. Дудченко, Л.В. Ежова, В.А. Третьяков, Г.К. Селевко);

5. Здоровье-сберегающие технологии (Н.К. Смирнов). 

7. Деятельность учащихся на уроке: практическая работа.

8. Средства обучения:

Оборудование: настенная демонстрационная шахматная доска с магнитными фигурками, школьная доска с мелом, указка, компьютер,  комплекты  шахматных досок с фигурками. Диапроектор. Экран. Указка. Дополнительно вырезанные из картона шахматные фигурки.

9. Предварительная работа: углублённое знакомство с шахматными фигурками, шахматными понятиями «шах» и «мат», тренировка в расстановке на скорость   начальной позиции.

10. Ход занятия

Подготовительная часть урока

Необходимо произвести отбор артистичных детей, заранее отрепетировать с ними стихи и загадки, научить красиво по театральному выходить к доске, сшить костюмы (карнавальные плащи и шахматные короны), вырезать из ватмана большие и маленькие  шахматные фигурки. Преподаватель подготавливает презентацию занятия. На открытое занятие  дети выходят в карнавальных костюмах.

Ход занятия

№ п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Дея-тель-ность уча-щихся

Плани-

руемые

результаты

Организационный момент

1

Мотивация к учебной деят-ти

2 мин.

Цель этапа: эмоциональ-ный настрой на

познават. деятельность.

(Перед началом урока играет мелодия шахматного гимна).

Учитель входит, здоровается с классом. Дети поют акапельно шахматный гимн «Пешки – крепкие орешки».

 Шахматный гимн

Сл. В. Крючкова                                                                                             Муз.  Г.А. Струве

Король упал, и это значит

Сражаться дальше - смысла нет и сил,

И королева горько плачет,

И конь понуро гриву опустил.

Припев:              Пешки, пешки, что же скажут пешки?

                Каждая пешка знает свою роль.

                Если пешки крепкие орешки,

                Непобедим наш шахматный король.

 Учитель предлагает детям сесть.

Дети здороваются,  поют гимн.

Дети рассаживаются на свои места.

Умение

дать

само-

ценку

 готовно-

сти к

уроку

2

Актуализа-цияя знаний

1 мин.

Объявление темы, цели и хода урока, мотивирование учащихся на достижение цели

Ребята! Сегодня у нас большой праздник - открытое занятие по теме: Прочитайте название темы на слайде … «Рокировка». На нашем занятии присутствуют гости: учителя школы и родители. Цель занятия: 1. Отработать практические навыки по рокировке.

Учащиеся внимательно слушают, при необходимости вступают в диалог с учите-лем.

Не допу-

скать своих

ошибок.

Уметь испра-

влять свои

ошибки,

уметь изла-

гать свои

мысли

Основная часть

3

4 мин

Начальная позиция - на скорость

Итак, сейчас на скорость будем расставлять начальную позицию. Кто расставит первым, выбегает к учительскому столу и громко называет свой номер. По команде раскроете шахматные доски и начнёте расставлять фигурки. Раздаю шахматные доски. Начали! (Упражнение отрабатывается 2-3 раза. На заключительном этапе на досках не должно остаться фигурок).

Повторение пройденного материала

На последнем занятии мы отрабатывали шах и мат, что и было домашним заданием. Давайте вспомним, что такое шах? Мат? Тому, кто будет правильно отвечать на вопросы, будем ставить плюсы, а по окончании урока, подведём итоги, у кого больше всего плюсиков.

Конкурс шахматных диаграмм

 Начинаем конкурс шахматных диаграмм. Чей стол первым разложит позицию, представленную на настенной магнитной шахматпной доске, тому столу ставим плюсик. (На доске раскладывается позиция с явным подозрением на шах или мат). Что здесь: шах или мат? Обоснуйте?

Дети расставляют на скорость начальную позицию и выбегают к доске, отвечают на вопро-

сы учите-ля.

К доске выходит поднявший руку и обосновывает своё решение.

Не допу-

скать своих

ошибок.

Уметь испра-

влять свои

ошибки.

4

Актуализа-

ция опорных знаний

5 мин

              Ребята, скажите, почему мы все сегодня такие нарядные, красивые? Потому что мы попали в шахматное королевство? А, как вы знаете, в этом королевстве много придворных фигур. Давайте попробуем угадать эти фигуры. Выходите, ребята, кто готовил загадки. Отвечать на загадки можно, не поднимая рук, с места. Можно хором. Кто первым правильно ответит, получит плюсик. Начинайте!

C:\Users\Учительская\Desktop\IMG_20241101_113749_788.jpg

 Загадки:        

            Шахматы – игра такая,

Здесь фигурками играют.

Все фигурки знать изволь,

А кто главная?..                   (Король).

Хоть малы как черепашки,

Не нуждаются в поблажке.

Ходят медленно, без спешки.

Угадай, кто это?..                 (Пешки).

Даже в Африке, мы знаем,

У зверей он уважаем.

Он и в шахматах силён.

Назови, кто это?..                  (Слон).

У неё своя программа

Потому и ходит прямо.

Строго правила блюдя,

А зовут её?..                            (Ладья).

Прыг да скок,

Прыг да скок,

Съел ладью и наутёк.

Лучше ты его не тронь,

Угадай, кто это?..                 (Конь).

Подумай, прежде чем пошёл,

Чтоб не было подвоха.

Конь в центре – это хорошо,

Конь сбоку – это?..                  (Плохо).

Что могу сказать о ней,

Всех фигур она сильней. 

Ходит вправо, ходит влево,

Её имя?..                                    (Королева) 

Ну, а взрослые при том,

Все зовут её?..                           (Ферзём).

Педагог хвалит детей и предлагает перейти к основной теме занятия.

Дети вспоминают изученный материал, отвечая на вопро-

сы загадок.

Умение

 найти

правильный

ответ

5

Открытие новых знаний

5 мин

Цель этапа:

постановка целей учебной деятельности выбор способа и средства их реализации.

Первичное закрепление знаний

4 мин

Цель:

Умение использовать

полученные знания на практике

          Презентация занятия с использованием средств ИКТ

Ребята, вашему вниманию предоставляется синквейн по теме нашего занятия «Рокировка».

1. Рокировка Кто ответит на вопрос, что такое рокировка? (Одновременный ход Кр и Л). Кто первым берётся при рокировке? (Кр) Какие бывают рокировки? (Короткая и длинная) 2. Короткая, длинная (Как мы будем знакомиься с ходом рокировки?)3. Изучаем, тренируемся ходить, применяем (В чём смысл рокировки?)

4. Прячем короля в королевский замок.(Что мы  теперь сделали с королём? Каково наше внутреннее состояние, Мы тревожимся за короля или спокойны?) 5. Защита (Спокойствие).(Вот почему так важно прятать короля в королевский замок и делать рокировку).

Слайд 1. На экране название «Рокировка».

Кто первым разложит позицию, представленную у меня на доске. ( В начальной позиции представлены только пешки и короли и ладьи).

На сколько клеток ходит король при рокировке? (На две). Самое главное, Кр на доске никуда не ходит, все фигуры защищают Кр, так для чего же нужна рокировка?

Теперь попробуем все сделать короткую рокировку.  Взяли короля пошли на две клетки. Поставили короля. Взяли ладью, перекинули через короля. Аналогично делаем длинную рокировку.

Слайд 2. История. Определение.

Слайд 3. Виды рокировок. Запись рокировок.

Слайд 4. Когда нельзя делать рокировку. (Но, сначала  давайте определим по фотографии, умеет ли играть в шахматы фотограф, расставивший фигуры на доске? Посмотрите, на фотографии два Кр упираются друг в друга. Так разрешено  в шахматах? Видимо, фотограф, расставивший фигуры, не умеет играть в шахматы, поэтому он расставил их неправильно).

Слайд 5. Кр ходил.                                      Слайд 6, Кр под ударом.

Слайд 7. Поле за Кр под ударом.               Слайд 8. После рокировки Кр под ударом.

Сейчас мы послушаем стихотворение, которое подготовили для вас ребята.

Рокировка

Чтоб короля припрятать ловко,
Есть ход особый – рокировка.
Мгновенная перестановка!
Король меняется с ладьей.
Ему защита и  покой.
А ей  ввязаться  в жаркий бой.
Лишь раз возможен ход такой.

Сергей Дюнан

Иногда король с ладьёй
Ходят вместе очень ловко, 
Шахматисты ход такой
Называют…
(Рокировкой). (Дети строевым шагом показывают рокировку)

Слайд 10. Заключение.(Вопросы).

Слайд 11. В какую сторону можно делать рокировку?

Слайд.12. Какая здесь сделана рокировка?

Что вы уже знали?

Что нового для себя узнали?

Дети слушают учителя, хором повторят определение рокировки. Дети смотрят презентацию, отрабатывают практические навыки по рокировке, отвечают на вопросы.

Дети слушают стихот-воре-

ние.

Дети отвеа-

ют на

вопро-сы

Извлекать

 информа-

цию

из разных

видов

 деятельно-

сти.

Умение

 слышать

корректи-

ровать

свою точку

зрения

6

Развитие

умений,

применеиние

ранее

полученных знаний.

Игровая практика.

10 мин

Цель:

Постановка

целей

уч. деятельности

на их основе

выбор

способа и средства их

реализации.

Самостоятельная игра в шахматы

Теперь на скорость ставим начальную позицию. Кто первый  - выбегает к доске. Начали!

Сейчас вы будете играть в шахматы. Обязательно все должны спрятать своего короля в королевский замок. Внимательно смотрите за соперником, правильно ли он делает рокировку.

Учитель объявляет «Боевую ничью» и предлагает всем собрать шахматы в коробки и сложить в шкафчик.

Дети раскладывают на скорость начальную позицию и играют в шахматы. Дети складывают шахматы.

Работать в

парах

Научиться

вырабатывать

правильные

 решения

при

 игре,

.

Заключительная часть урока

7

Рефлексия

4 мин

Цель:

Умение анализиро-

вать и делать выводы.

Подведение итогов урока

     Слайд 13. Рефлексия. Ребята, сегодня мы ставили цель отработать шахматный приём под названием … «Рокировка». Надеюсь, при игре в шахматы вы будете правильно делать рокировку и ловить противника при невозможности применения этого приёма.

Педагог хвалит детей: «Молодцы! Все хорошо справились с работой. Особенно хочется отметить тех ребят, которые сегодня отличились на уроке. Это занявшие первые три места по результатам ответов на вопросы. Давайте им поаплодируем».

Всту-

пают в диалог с препо-

давателем, отвечают на вопро-сы.

Аплодируют отли-чивши-мся  учен-иикам.

Извлекать

информацию

из разных

видов.

Корректи-

ровать

свою точку

зрения. Анализировать, рассуждать,

делать

 выводы.

8

1 мин.

Сообщение домашнего задания

 Домашнее задание: познакомьте  родителей, братьев сестёр с рокировкой,   научите их петь шахматный гимн и, самое главное, когда играете дома в шахматы, прячьте короля в королевский замок, т.е. делаете ещё раз скажем ЧТО? (Дети хором отвечают).

Дети слуша-ют учи-теля.

9

1 мин.

Наше занятие закончено. Спасибо всем, кто принял участие в нашем занятии. До свидания. (Включается музыка шахматного гимна, раздаются конфеты и подарки).

Дети встают и про-щаютя


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка открытого занятия шахматного клуба «ФЛЕРОВЕЦ» по теме «Начальная позиция».

В данной публикации представлена методическая разработка открытого занятия шахматного клуба «ФЛЕРОВЕЦ» по теме «Начальная позиция» в школе №3 имени И.А.Флерова....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК» ТЕМА: ДЕНЬ СВЯТОГО ВАЛЕНТИНА

      Праздник  « День Святого Валентина» - это внеклассное  мероприятие. Со студентами группы  ПО-12ДО   подготовили праздник   «День Святого ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК» ТЕМА: «PRESENT SIMPLE AND PRESENT CONTINUOUS»

МЕТОДИЧЕСКАЯ    РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК» ТЕМА: «PRESENT  SIMPLE AND PRESENT  CONTINUOUS»...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК» ТЕМА: «Фразеологизмы в английском языке»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА  ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ   ПО ДИСЦИПЛИНЕ «АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК»   ТЕМА: «Фразеологизмы  в  английском языке»...

Методическая разработка открытого занятия шахматного клуба «ФЛЕРОВЕЦ» по теме "Королевский гамбит".

В данной публикации представлена методическая разработка открытого занятия шахматного клуба «ФЛЕРОВЕЦ» по теме «Королевский гамбит»....

Методическая разработка открытого занятия шахматного клуба "Флеровец". Тема: "Шахматы: от школы жизни к празднику карнавала».

В данной публикации представлена методическая разработка открытого занятия шахматного клуба "Флеровец". Тема: "Шахматы: от школы жизни к празднику карнавала"....