Этапы обучения исследовательской деятельности старших дошкольников
статья на тему
В статье изложен вариант использоваия методики А.И. Савенкова в условиях детского сада
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
etapy_obucheniya_issledovatelskoy.docx | 24.71 КБ |
etapy_obucheniya_issledovatelskoy.docx | 24.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Этапы обучения исследовательской
деятельности старших дошкольников
учитель – логопед
Долганова Виктория Геннадьевна
Всякий здоровый ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Постоянно проявляемая исследовательская активность нормальное, естественное состояние ребенка. Он настроен на познание мира и хочет его познавать. Именно это внутреннее стремление к познанию через исследование порождает исследовательское поведение и создает условия для исследовательского обучения.
А.И. Савенков
Введение «Федерального государственного образовательного стандарта» меняет требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования, методам воспитания и обучения дошкольников, стилю общения педагога с воспитанниками.
Исследовательский метод — путь к знанию через собственный творческий, исследовательский поиск. Его основные составляющие — выявление проблем, выработка и постановка гипотез, наблюдения, опыты, эксперименты, а также сделанные на их основе суждения и умозаключения.
Главная цель, которую мы ставим перед собой, обращаясь к данному методу - это формирование у ребенка готовности и способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности.
В своей деятельности мы опираемся на принципы исследовательского обучения, предложенные А.И. Савенковым в его лекциях
- Принцип ориентации на познавательные интересы ребенка.
- Принцип свободы выбора и ответственности за собственное обучение.
- Принцип освоения знаний в единстве со способами их получения.
- Принцип опоры на развитие умений самостоятельного поиска информации.
- Принцип сочетания продуктивных и репродуктивных методов обучения.
- Принцип формирования представлений о динамичности знания.
- Принцип формирования представления об исследовании как стиле жизни.
- Принцип использования авторских учебных программ.
Этапы проведения исследования
с дошкольниками:
Для того чтобы дети научились на каждом этапе действовать самостоятельно проводятся тренинговые занятия, со специально подобранными заданиями.
Например:
Задания и упражнения для развития умения видеть проблемы:
- «Посмотрите на мир чужими глазами»;
- «Составьте рассказ от имени другого персонажа»;
- «Составьте рассказ, используя данную концовку»;
- «Сколько значений у предмета?»;
- «Назовите как можно больше признаков предмета»;
- «Наблюдение как способ выявления проблем»;
- «Тема одна – сюжетов много» (изодеятельность).
Учимся выдвигать гипотезы:
- «Как птицы узнают дорогу на юг?»
- «Почему снег тает?»
- «Почему медведь зимой спит?»
- «Почему появляется радуга?»
- «Почему дует ветер?»
- «Что значит быть добрым?»
- «Что такое малая родина?»
Изложенная педагогическая технология может быть использована практически на всех предметных занятиях. Ее можно применять на разных занятиях, по разным предметам. Эти занятия расширяют кругозор ребенка, открывают простор для развития критического мышления и речи. Создаются условия для активного, самостоятельного исследования самых разных тем и проблем.
Предварительный просмотр:
Этапы обучения исследовательской
деятельности старших дошкольников
учитель – логопед
Долганова Виктория Геннадьевна
Всякий здоровый ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Постоянно проявляемая исследовательская активность нормальное, естественное состояние ребенка. Он настроен на познание мира и хочет его познавать. Именно это внутреннее стремление к познанию через исследование порождает исследовательское поведение и создает условия для исследовательского обучения.
А.И. Савенков
Введение «Федерального государственного образовательного стандарта» меняет требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования, методам воспитания и обучения дошкольников, стилю общения педагога с воспитанниками.
Исследовательский метод — путь к знанию через собственный творческий, исследовательский поиск. Его основные составляющие — выявление проблем, выработка и постановка гипотез, наблюдения, опыты, эксперименты, а также сделанные на их основе суждения и умозаключения.
Главная цель, которую мы ставим перед собой, обращаясь к данному методу - это формирование у ребенка готовности и способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности.
В своей деятельности мы опираемся на принципы исследовательского обучения, предложенные А.И. Савенковым в его лекциях
- Принцип ориентации на познавательные интересы ребенка.
- Принцип свободы выбора и ответственности за собственное обучение.
- Принцип освоения знаний в единстве со способами их получения.
- Принцип опоры на развитие умений самостоятельного поиска информации.
- Принцип сочетания продуктивных и репродуктивных методов обучения.
- Принцип формирования представлений о динамичности знания.
- Принцип формирования представления об исследовании как стиле жизни.
- Принцип использования авторских учебных программ.
Этапы проведения исследования
с дошкольниками:
Для того чтобы дети научились на каждом этапе действовать самостоятельно проводятся тренинговые занятия, со специально подобранными заданиями.
Например:
Задания и упражнения для развития умения видеть проблемы:
- «Посмотрите на мир чужими глазами»;
- «Составьте рассказ от имени другого персонажа»;
- «Составьте рассказ, используя данную концовку»;
- «Сколько значений у предмета?»;
- «Назовите как можно больше признаков предмета»;
- «Наблюдение как способ выявления проблем»;
- «Тема одна – сюжетов много» (изодеятельность).
Учимся выдвигать гипотезы:
- «Как птицы узнают дорогу на юг?»
- «Почему снег тает?»
- «Почему медведь зимой спит?»
- «Почему появляется радуга?»
- «Почему дует ветер?»
- «Что значит быть добрым?»
- «Что такое малая родина?»
Изложенная педагогическая технология может быть использована практически на всех предметных занятиях. Ее можно применять на разных занятиях, по разным предметам. Эти занятия расширяют кругозор ребенка, открывают простор для развития критического мышления и речи. Создаются условия для активного, самостоятельного исследования самых разных тем и проблем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательская работа учителя "Использование приёма интеграции на уроках английского языка при ознакомлении и усвоении грамматических структур на начальном и среднем этапе обучения"
Данная работа является обобщением опыта работы учителя по использованию приёма интеграции на уроках английского языка как основе и опоре для ознакомления и усвоения грамматических структур на начально...
Работа с дошкольниками на начальном этапе обучения в классе фортепиано.
Методическое сообщение об особенностях и этапах обучения дошкольников в классе фортепиано....
«Использование игровых технологий в обучении английскому языку на начальном этапе обучения в начальной школе обучения».
Применение карточек, кукольных героев, поделок обучающихся, раскладушек по теме: "Моя семья". Фотографии....
Этапы обучения игре и особенности игровой деятельности дошкольников с нарушением интеллекта.
Этапы обучения игре и особенности игровой деятельности дошкольников с нарушением интеллекта. (Курсовая работа.)...
Этапы обучения дошкольников грамоте
В материале даются рекомендации для воспитателей и специалистов по подготовке детей к грамоте....
Научно-исследовательский проект «Трудности при обучении и пути их преодоления на уроках английского языка на начальном этапе обучения на основе УМК «Английский в фокусе» для 5 класса».
Цель нашего исследования - на основе опроса учащихся 5-х классов ГАПОУ МОК им. В. Талалаихинаи выявленных трудностей, разработать электронный тренажёр с использованием упражнений, направленных на снят...