Современная школа как фундаментальная база построения общества XXI века.
статья на тему

Казанбаев Хаиржан Абзалович

Статья,подготовленная к началу 2015-2016 учебного года,посвященная взаимосвязям современной школы,родителей учеников и государства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sovremennaya_shkola_kak_fundamentalnaya_baza_.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель истории и обществознания

 ГБОУ СОШ № 645

 Пушкинского района

 Санкт-Петербурга

Казанбаев Х.А.

Современная школа как фундаментальная база

построения общества XXI века.

Семья и школа –  два социальных института, от согласованных действий которых зависит эффективность всего образовательного и воспитательного процессов. В современной школе успешность этих процессов во многом зависит от сотрудничества и партнерства школы и родителей. Сегодня каждое образовательное учреждение становится все более открытой и прозрачной педагогической системой, готовой к диалогу и широкому социальному взаимодействию. Вопрос сотрудничества семьи и школы становится все более актуальным и востребованным. Педагогические коллективы пытаются определить точки взаимодействия, подобрать наиболее успешные формы работы с родительской общественностью. Ни для кого не секрет, что успешность воспитательного процесса зависит от того, как складываются отношения между педагогами, учащимися и родителями. Каждый из нас понимает, что  для эффективной работы образовательного учреждения педагоги, учащиеся и родители должны стать  единым коллективом. И от того, как сложатся отношения в этом коллективе, во многом будет зависеть успех в обучении и воспитании.

         Выстраивая эти взаимоотношения школа стремится максимально раскрыть каждого ученика, а возникшие проблемы, поставленные задачи решать сообща, чтобы прийти к согласию, не ущемляя интересов друг друга, и объединить усилия для достижения более высоких результатов. Ключевым вопросом в этом не простом триедином процессе является взаимодействие взрослых. Семья и школа  должны стать союзниками, а не конкурентами, должны всегда идти навстречу друг к другу.

        К сожалению, не все родители откликаются на стремление педагога к сотрудничеству, причины могут быть очень разнообразны…

        Определяющую роль в создании союза педагогов и родителей, в установлении сотруднического взаимодействия выполняют классные руководители.  Целесообразно начинать работу и взаимодействие с теми, кто желает участвовать в жизни класса, поддерживает педагогов, даже если таких родителей будет не много, постепенно расширяя круг участников и, учитывая интересы каждого ребенка и его семьи.

« Сила народа - в его интеллигенции» сказал А.П. Чехов.

        Школа - центр знаний и культуры. Поэтому стиль общения педагогов должен быть подобающим. Разумно подчеркнуть, что издавна авторитет учителя в России был очень высок. Учитель осуществляет связь времен, он – звено в цепи поколений. Он как бы передает эстафету «из настоящего в будущее...». Классный руководитель, учитель, воспитатель  должны хорошо понимать, что в школу родители учащихся не вызываются, как в судебный орган или прокуратуру, а приглашаются.

        Итак, в школу пришел приглашенный родитель. Сомнительно искать в нем своего помощника, если беседа начнется с обличия его ребенка, а тем более с упреков. Важно расположить к себе собеседника, создать эмоциональную сферу для дальнейшей продуктивной работы: похвалить  детей, рассказать об их позитивных качествах, об уникальности ребенка.                                        

        После того, как позитивная нота диалога заиграла, возможен плавный переход к запланированной сути разговора. Взаимопонимание педагогов  и родителей, их взаимное доверие возможны, если  педагог исключает в работе с родителями  дидактизм, не поучает, а советует, размышляет вместе с ними, договаривается о совместных действиях; тактично подводит их к пониманию необходимости обратиться к педагогической литературе, специалистам; если при общении демонстрирует свой интерес и доверие к приглашенному человеку, дает ему возможность полностью изложить свою точку зрения, не перебивает, а при общении чаще использует фразы: « А как Вы считаете?», «Давайте вместе решим», «Хочется услышать Ваше мнение». Атмосфера общения педагога с родителями  показывает, что учитель настроен на контакт с родителями, нуждается в их помощи и сотрудничестве, в объединении усилий, что родители - его союзники, и он не может обойтись без их совета и помощи.

        Завершая беседу целесообразно выразить надежду на дальнейшее сотрудничество, поблагодарить за визит. Соблюдая этот незамысловатый этикет любой педагог может не сомневаться  в успешном педагогическом сотрудничестве с родителями.

        В семье и в школе ребенок включается во все жизненно важные виды деятельности: интеллектуальную, познавательную, трудовую,
общественную, игровую, творческую и другие. Именно в школе учащиеся проводят большую часть своего времени, потому общению учителя с учениками отводится особая роль. Общение учителя с учениками таит в себе всегда  много неожиданного. Формирование характера, перепады в настроении, юношеский максимализм, необдуманная шалость и многое другое в поступках и действиях учеников требует от учителя быстро найти единственно правильное направление общения и воспитания.

 Семёнович Макаренко отмечал: «… воспитание в том и заключается, что более взрослое поколение передает свой опыт, свою страсть, свои убеждения младшему поколению….  Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего - люди. Из них на первом месте - родители и педагоги».

Зачастую у педагога складываются определенные стереотипы. Например: хорошая успеваемость учащихся связана с характеристиками личности. Тот, кто успешно учится, воспринимается как человек ответственный, способный, добросовестный, честный, дисциплинированный. И наоборот, «двоечник»- это безответственный лентяй, не желающий добросовестно работать на уроках и выполнять домашние задания.                                              

        Любые стереотипы оказывают огромное влияние на восприятие именно тогда, когда мы мало знаем о человеке, т.е. в условиях дефицита информации о личности. По мере знакомства педагога с учениками, взаимодействия с ними в урочное и внеурочное время, в процессе наблюдения их поведения в различных ситуациях оценка становится все более индивидуализированной. Поэтому важна педагогическая заповедь, сформулированная В. П. Зинченко в шутливой форме: «Не удивляйся, когда ученик выходит из образа, которым ты его наделил или за него построил. Это нормально». Перед учителем зачастую открываются совершенно другие люди, раскрываются новые возможности ребенка.

Особая роль в общении учителя и ученика  принадлежит сопереживанию. Способность к переживанию переводит отношения учащегося и педагога на другой уровень  и ведет к установлению эффективных, положительных взаимоотношений с учащимися. Отношения учителя и ученика переходят в стадию дружеских, товарищеских.

        В знаменитом произведении А.С.Макаренко «Книга для родителей» описывает семьи, делиться своими размышления над взаимоотношениями между детьми и родителями, раскрывает подводные течения, которые приводят к пагубному педагогическому воздействию одних семей, приводит примеры верного воспитания в других семьях. Особую роль в своих размышлениях Антон Семенович отводит учителю, подчеркивает его сопереживание героям, желание участвовать в судьбе своих воспитанников. В качестве противопоставления выступают родители и педагоги, выражающие свое беспокойство и диктующие свою волю. Способность сопереживать выделяется автором как главное качество взрослого человека, принимающего участие в воспитательном процессе.

        Современное подрастающее поколение достаточно развитые, умные и образованные люди. Однако у большинства из них весьма своеобразные взгляды на историю, экономику, политику и все от того, что «информационное поле» диктует свои условия и навязывает свои правила. Не учитывать этого учителю в общении нельзя. Изменение отношений сломало устоявшиеся догмы, развенчало былые авторитеты, но не сформировало новой модели общественного строя, новой модели человека, новой модели ученика, выпускника. Мироощущения школьников, их поведение в школе, на улице, дома, взаимоотношения с взрослыми стали свободными, порой даже излишне раскованными. Нередко возникают ситуации, когда привычные приемы воздействия не только перестают действовать, но и вызывают сопротивление.

        Все это требует от учителя в общении со своими питомцами высокой педагогической культуры, выдержки, такта, а главное - понимания того, что и почему  происходит с его подопечными. В общении учителя с учениками играет немаловажную роль преподаваемый учебный предмет. Процесс овладения предметом и расположение к учителю, преподающему этот предмет, имеют одно общее основание - интерес к общению. Этот процесс становится для ребят привлекательным, когда учитель поддерживает интерес учащихся к предмету. Ведь привычка трудиться даже тогда, когда неинтересно и трудно, свойственна лишь взрослым. Для этого можно использовать разнообразные формы занятий, игровую деятельность, приемы активизации мышления, видеофильмы, презентации, книги. Немаловажная роль в этом процессе отводится авторитету учителя.

         По данным психологии, в памяти человека остаются приблизительно 10% из того, что он услышал, 50% из того, что увидел, и 90% из того, что он сделал.  Поэтому, целесообразно  учителю построить свое общение на уроке так, чтобы оно вовлекало всех учеников. Важно подчеркнуть, что интерес должен обязательно поддерживаться и стимулироваться, т.е. развиваться.                              

У учителя большой арсенал поддержки интереса, в котором особую роль, играет отметка. Выставление отметки - дело весьма деликатное. В таком важном вопросе нельзя «рубить с плеча»! Не спешите ставить плохую отметку, проявите понимание, дайте возможность проявить свои знания еще раз. Не бойтесь хвалить подростка, одобрять, поддерживать. Суждения и оценки должны быть справедливыми и как можно более точными. Ученик, которого хвалят, испытывает к учителю особое чувство доверия. Слова одобрения усиливают чувства собственного достоинства, укрепляют уверенность в своих силах, формируют доброту, располагают к себе собеседника. Безусловно, инициатива установления дружественных отношений  с учениками должна исходить от учителя. Не всегда нас ожидает мгновенный последующий результат. Только огромное желание педагога, упорство со стороны учителя, любовь к детям и своему труду, настойчивость духовных исканий учителя смогут «растопить сердце ребенка».

        Отношения  между учениками и родителями сложны и многогранны. Взаимоотношения в семье не всегда складываются наилучшим образом, часто они обременены конфликтами, особенно в подростковом возрасте. Взаимопонимания между ребенком и родителями нет.

        Проблема отцов и детей извечна, важно научиться ведению конструктивного диалога для налаживания взаимоотношений, вовремя осознать, что ребенок изменился и вырос. Порой для родительского глаза становится не заметно, как быстро выросло их чадо! Часто подростки говорят о том, что родители их не понимают, не слышат. Понять другого человека можно только при условии уважения к нему, приняв его как личность. Спешка, неумение и нежелание выслушать, понять то, что происходит в сложном юношеском мире, постараться взглянуть на проблему глазами сына или дочери, самодовольная уверенность в непогрешимости своего жизненного опыта - вот что создает барьер между родителями и растущими детьми. И самое главное, необходимо ответить самим себе на очень важный вопрос: любили ли родители своего ребенка, или только жалели, что приводило к постоянным конфликтам, противостояниям и конфронтациям. Иногда любовь проявляется не в том, чтобы отдать все самое дорогое и бесценное, зачастую любовь проявляется благодаря невмешательству. Важным моментом в семейных взаимоотношениях является еще и то, что ребенок должен чувствовать себя любимым и нужным, воспринимать семью как надежный тыл и опору, знать, что мама и папа – его ДРУЗЬЯ. Эти прописные истины дают возможность подрастающей личности обрести уверенность в себе, в своем будущем, а родителям и учителям – благодатную почву для обогащения личности. Ведь  у родителей и педагогов цель одна – благо детей, их полноценное и гармоничное развитие.

И в наших силах помочь  ребенку  вырасти добрым, умным, активным, сильным, ответственным, творческим  ЧЕЛОВЕКОМ.

                

Шпаргалка для родителей.

Составлена на основе изучений Д. Фонтенела -  известного специалиста по детской психологии.                                         

- Слушайте, что говорит подросток, постарайтесь понять его чувства, его логику. ( Не выдумывайте контраргументы и возражения, просто слушайте).

- Отложите свои дела и смотрите на подростка, когда он с вами разговаривает. ( Следите за тем, чтобы он разговаривал с вами, а не с вашим затылком).

- Разговаривайте с подростком о том, что ему интересно. (Не тарайтесь воспользоваться разговором для поучений, для того, чтобы в чем либо убедить подростка). Главной целью разговора должен быть сам разговор и поддержание положительного взаимодействия.

- Не допускайте излишне бурных реакций на слова подростка. Не говорите «нет» слишком поспешно (Лучше обдумать просьбу и только потом дать ответ).

- Старайтесь сами создавать ситуации, благоприятные для общения.

- Остерегайтесь мериться силами с подростком, вступать с ним в конфронтацию. Стремитесь ориентировать общение на компромисс, а не на битву. При каждом удобном случае вовлекайте подростка в принятие решений.

        

Список используемой литературы:

  1. Т. А.Мирошниченко «Семья и школа: грани сотрудничества» - Волгоград: Учитель,,  2009 
  2. Александрова Е. Как сделать общение с родителями живым и предметным // Директор школы. – 2005. - № 8.  
  3. Вершинин В. Педагогический всеобуч родителей // Народное образование. – 2005. - № 8.
  4.  Гликман И.З. Школьный учитель и родители учеников // Директор школы. – 2004. - № 9. 
  5.  Маленкова Л.И. Воспитание в современной школе. – М.: Педагогическое общество России, 1999.
  6. Панфилова Л. Взаимодействие семьи и школы: общие проблемы и совместные действия // Директор школы. – 2006. - № 6. – С. 86 – 92.
  7.  Цабыбин С.А. Взаимодействие семьи и школы: педагогический всеобуч. – М.: Академия, 2005. 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок физической культуры в современной школе (начало 21 века)

Имя: «Бег – основа здоровья, красоты и ума». Цель: Экспертиза коллегами экспериментальной методики, разработанной на основе образовательной технологии «Индивидуализация обучения». Проблемы у...

Социологическое исследование "Современная школа глазами общества" Яхлакова Мария и Худышина Анастасия

Проект выполнен учениками 5 классов, обобщён Яхлаковой Марией и Худышиной Анастасией....

«Преподавание русской литературы рубежа ХХ – ХХI веков в современной школе»

Сегодня особенно важно поощрять и развивать литературное творчество школьников как проявление активных сил души, формирования интеллекта и нравственных начал, учить их  использовать  получен...

Профилактика семейного неблагополучия и социального сиротства в рамках программы "Школа - второй дом"Основные цели современной школы - не только научить, но и воспитать достойного гражданина нашего общества

Основные цели современной школы - не только научить, но и воспитать достойного гражданина нашего общества. Однако достичь поставленной цели можно только строя свою работу в тесном взаимодействии с сем...

Мастер – класс «Модель успешного воспитателя в современной школе, которого ждут дети, родители, общество».

Стратегия развития образования в настоящее время направлена на обновление его содержания, методов обучения и достижения нового качества его результатов. Требования XXI века – поворот школы к лич...