Брошюры к занятиям
учебно-методический материал на тему
Материалы составлены для занятий по блоку "Занимательно о лексике" учебного модуля "Юный исследователь"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
broshyura_zagadki.doc | 112.5 КБ |
broshyura_leksicheskoe_znachenie.doc | 37.5 КБ |
broshyura_tekst.doc | 47 КБ |
omonimy_broshyura.doc | 246.5 КБ |
Предварительный просмотр:
1.В этих пяти парах слов нужно так переставить буквы, чтобы получились названия пяти овощей.
2. Известное я блюдо.
Но чуть прибавишь «м» —
Летать, жужжать я буду,
Надоедая всем._________________________________
3. С буквой «С» живу в пруду,
Все рыболовы меня знают.
С буквой «Ф» за красоту
Меня жар-птицей называют._______________________
4. Чтобы знать про дважды два,
Нам нужна всем .................................
5. По чему люди ходят?_______________
ЗАГАДКИ
Анаграммы
Анаграммы – это перестановка букв в слове для образования нового слова.
1. Н-А-Л-И-М
М-И-Л-А-Н
- Прочтёшь меня с начала,
С конца меня прочтёшь,
Меня на любом корабле ты найдёшь. (кок)
Логогрифы
Логогрифы – это род шарады или загадки, к которой задуманное слово получает различное значение от перестановки, выбрасывания или добавления слогов или букв.
1. Целое – часть дерева,
Без одной буквы – река во Франции,
Без двух – местоимение,
Без трёх – предлог.
(крона – Рона – она – на)
2. Скачу я в поле быстрый, смелый,
Могу и в гору и с горы,
Ну, угадал? Попробуй, сделай,
Чтоб стал я термином игры.
(конь, кон)
Метаграмма
Метаграмма – это загадка, в которой загаданное слово, если заменить в нём одну букву, превращается в новое слово.
- С «Л» я слёзы вызываю,
- С «Ж» по воздуху летаю.
(лук – жук)
Загадки-складки
«Доскажи словечко»
Он, как елка весь в иголках,
Ловит смело страшных змей.
И хотя он очень колкий,
Обижать его не смей!
Он в лесу живет, но вхож
И в сады отважный …
Загадки-шутки
- Какой заяц, потеряв ус, становится речным животным? (русак-рак)
- Какой город парит в воздухе? (Орёл)
Предварительный просмотр:
ЛЕКСИКА
- Слова, вошедшие в русский язык из других языков, называются заимствованными. Например: кафе, акваланг, зоопарк и др.
- Слова и выражения, используемые группами лиц, объединенных по роду своей деятельности, т.е. по профессии, называются профессионализмами. Например: огнебур (спец.) – бур для термического бурения; пульпа (спец.) – смесь воды и и грунта.
- Слова, ограниченные в своем употреблении определенной социальной или возрастной средой, называют жаргонизмами. Например: общага – общежитие; комп – компьютер.
- Слова, употребляемые людьми той или иной местности, называются диалектными. Например: кочет – петух; тропинка – стёжка.
- Неологизмами называются новые слова, появляющиеся в языке. Например: нанотехнологии, сотовая связь и др.
- Историзмы – это названия предметов и явлений, которые исчезли из жизни в процессе исторического развития. Такие слова не имеют синонимов и используются в исторической литературе для называния понятий той эпохи, о которой идет речь. Сюда относятся названия старых мер длины, веса (аршин, вершок, сажень) и др.
- Архаизмы – это устаревшие и вышедшие из употребления слова, которые имеют синонимы в современном языке. Например: агнец (ягненок); ведать (знать); внимать (слушать); врата (ворота); глас (голос); грясти(идти);длань(ладонь
Лексика – 1) все слова языка, его словарный состав;
2) совокупность слов, характерных для данного варианта речи (лексика бытовая, военная, детская и пр.).
Лексикология - раздел науки о языке, изучающий словарный состав языка. Лексическое значение слова — это тот главный смысл, о котором мы думаем, когда произносим слово; смысловое содержание слова, одинаково понимаемое людьми, говорящими на данном языке.
Прямое значение слова – название того или иного предмета, явления, которые нас окружают.
Переносное значение слова – вторичное (производное) значение слова, возникшее на основе разных видов ассоциации (сходства, сравнения и др.). Например: золотое кольцо – золотой характер, железный обруч – железные нервы.
Многозначные слова – слова, имеющие несколько значений. Например: иголка (3 значения: 1. листья ели, 2. колючки у ежа, 3. инструмент для шитья).
Каждое слово в языке имеет своё лексическое значение, которое мы можем узнать по толковому словарю.
Употребляйте правильно слова в речи.
- Замените выделенное слово другим, более точно передающим данное понятие, и объясните свою замену.
- Мы пересаживаем рассаду в землю ( ).
- Невдалеке от стада ( )овец сидел пастух ( ).
- Ребята забрели в самую гущу ( ) леса.
- Из-под ног разбегались быстрые ( )
ящерицы.
5. Сбоку ( ) дороги цвёл высокий иван-чай.
2.Объясните значения следующих слов.
Жилец – ___________________________________
Житель – _____________________________________
Невежа – _____________________________________
Невежда- _____________________________________
Соседний - ____________________________________
Соседский - __________________________________
Составьте с ними предложения
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Определите, сколько значений имеют следующие слова:
- Сырой –
- Плечо –
- Хлебнуть
- Рука –
- Свет –
- Микроб –
- Составьте несколько (4-6) предложений, в которых одни и те же слова употреблялись в прямом и переносном значениях.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Предварительный просмотр:
Составьте небольшой рассказ по одному из предложенных рисунков. Озаглавьте текст.
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Текст - это несколько предложений, связанных по смыслу и грамматически.
В тексте всегда есть главное, т.е. идея (зачем написан текст, чему он учит). Идея текста бывает отражена в заглавии.
Грамматическая связь – строгий порядок предложений.
Композиция текста
- 1. Вступление.
- 2. Завязка.
- 3. Развитие действия.
- 4. Кульминация.
- 5. Развязка.
- 6. Концовка.
1. Какой из предложенных отрывков является текстом?
1) Звезды еще сверкали остро и холодно. Солнце светило ярко, и дети купались. За диктант мальчик получил пятерку.
2) Звезды еще сверкали остро и холодно. Небо на востоке уже светлело. Деревья понемногу выступали из тьмы. Вдруг по вершинам их прошелся сильный, свежий ветер. (Б. Полевой)
2. Восстановите порядок высказываний в тексте. Озаглавьте текст так, чтобы в названии отразилась основная мысль (идея) текста.
Вот такая у нас Катя! Он такой озорной! У меня есть попугай по имени Катя. Однажды папа менял Кате подстилку и не заметил, как поднес руку прямо к попугаю. У него потом долго болела рука. Она взяла да и укусила папу за палец. Катя подумала, конечно, что ее хотят… похитить.
3. Найдите в тексте слова, выражающие основную мысль, и объясните их значение.
В лесу
Закатилось солнце
за лесок,
стал лесок
и темен,
и высок.
Кто-то притаился
за сосной,
что-то прошуршало
за спиной,
загорелись в елках
огоньки…
Ой! –
Глаза у страха
велики.
В. Левановский
4. Определите тип речи для каждого из данных текстов. Обоснуйте свою точку зрения.
1) Игры – это не только детские забавы и развлечения. Именно в играх вырабатывается ловкость, гибкость, развивается ум, смекалка, формируется характер человека.
………………………………………………………..…………………………………………………………………………….
2) Карло вошел в каморку, сел на единственный стул и, повертев так и этак полено, начал ножом вырезать из него куклу. Первым делом он вырезал на полене волосы, потом – лоб, потом – глаза… Сделал кукле подбородок, шею, плечи, туловище, руки…(По А.Н. Толстому)
…………………………………………………………………………………………………………………………………………………..
3) На левой руке продавца сидит крошечный веселый фокстерьерчик. Он необычайно мал и мил. Глазки его задорно блестят, миниатюрные лапочки находятся в непрерывном движении. Фокстерьер сделан из какой-то белой материи, глаза – из литого стекла. (По А.И. Куприну).
…………………………………………………………………….. …………………………………………………………….
Предварительный просмотр:
пол… скать – пол… скать…………………………………
……………………………………………………………………………………………………………………………………
3. Омонимия лежит в основе многих загадок.
- Какие кошки мышей не ловят?...................................................
- Оружье, фрукты, камни-самоцветы, одно названии е– разные предметы……………………..
Придумайте с омофонами предложения и запишите их парами.
Например: разрядить-разредить
Дедушка разрядил своё ружьё. – Бабушка разредила морковь на грядке.
- Плот-плод
- запивать- запевать…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Омонимы
Омонимы – слова, которые одинаково произносятся и пишутся, но имеют разное смысловое значение.
Например: свет1 – электромагнитное излучение, воспринимаемое глазом и делающее видимым окружающий мир, и свет2 – Земля со всем существующим на ней, мир.
Омофоны – слова, которые звучат одинаково, но различаются по написанию и лексическому значению (луг – лук).
Омографы одинаково пишутся, но различны по значению (мука – мука, замок – замок).
Омоформы совпадают по звучанию не во всех формах и представляют собой совершенно разные по семантике слова: дуло (винтовки), дуло (из двери).
1. Найдите омонимичные слова или омонимы и определите их тип (омофоны, омоформы, омографы).
1) Военный блок – подъемный блок…………………………..
2) Железный прут – илистый пруд………………………………
3) Временные постройки – временные отношения…………………………………………
4) Породистая такса – умеренная такса………………………
5) Рублю дрова – дали по рублю…………………………
6) Ключ от квартиры – студеный ключ…………………………
7) Металлургический завод – неисправный завод……………………
8) Съедобный гриб – вирусный грипп……………………………….
2. Можно ли определить написание буквы без контекста?
Составьте со словами словосочетания или предложения.
Прим…рять – прим… рять…………………………………
…………………………………………………………………..
…………………………………………………………………
ст… рожил – ст… рожил…………………………………….
…………………………………………………………………..
………………………………………………………………….
Изморо… ь – изморо…ь…………………………………….
…………………………………………………………………
…………………………………………………………………..
пр… зрение – пр… зрение…………………………………….
……………………………………………………………….
………………………………………………………………….
плач?-плач?.............................................................................
………………………………………………………………….
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Брошюра Приемы рефлексии на уроках ОБЖ
Брошюра содержит приемы рефлексии, которые можно использовать на уроках ОБЖ и не только...
Брошюра Приемы рефлексии на уроках ОБЖ
Брошюра содержит приемы рефлексии, которые можно использовать на уроках ОБЖ и не только...
Брошюра. Телдән исәпләү.
5 класста дәресләрдә куллану өчен "Телдән исәпләү өчен биремнәр"...
Инструкция по созданию брошюры в MS Word 2003
Подробная инструкция...
Инструкция по созданию брошюры в MS Word 2007
Подробная инструкция...
Брошюра по выполнению домашних заданий для родителей детей, посещающих логопедические занятия.
Правила выполнения домашних заданий для детей, посещающих логопедические занятия....
Брошюра по выполнению артикуляционной гимнастики для родителей детей, посещающих логопедические занятия.
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКАв помощь родителям...