Брошюры к занятиям
учебно-методический материал на тему
Материалы составлены для занятий по блоку "Занимательно о лексике" учебного модуля "Юный исследователь"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 112.5 КБ |
![]() | 37.5 КБ |
![]() | 47 КБ |
![]() | 246.5 КБ |
Предварительный просмотр:
1.В этих пяти парах слов нужно так переставить буквы, чтобы получились названия пяти овощей.
2. Известное я блюдо.
Но чуть прибавишь «м» —
Летать, жужжать я буду,
Надоедая всем._________________________________
3. С буквой «С» живу в пруду,
Все рыболовы меня знают.
С буквой «Ф» за красоту
Меня жар-птицей называют._______________________
4. Чтобы знать про дважды два,
Нам нужна всем .................................
5. По чему люди ходят?_______________
ЗАГАДКИ
Анаграммы
Анаграммы – это перестановка букв в слове для образования нового слова.
1. Н-А-Л-И-М
М-И-Л-А-Н
- Прочтёшь меня с начала,
С конца меня прочтёшь,
Меня на любом корабле ты найдёшь. (кок)
Логогрифы
Логогрифы – это род шарады или загадки, к которой задуманное слово получает различное значение от перестановки, выбрасывания или добавления слогов или букв.
1. Целое – часть дерева,
Без одной буквы – река во Франции,
Без двух – местоимение,
Без трёх – предлог.
(крона – Рона – она – на)
2. Скачу я в поле быстрый, смелый,
Могу и в гору и с горы,
Ну, угадал? Попробуй, сделай,
Чтоб стал я термином игры.
(конь, кон)
Метаграмма
Метаграмма – это загадка, в которой загаданное слово, если заменить в нём одну букву, превращается в новое слово.
- С «Л» я слёзы вызываю,
- С «Ж» по воздуху летаю.
(лук – жук)
Загадки-складки
«Доскажи словечко»
Он, как елка весь в иголках,
Ловит смело страшных змей.
И хотя он очень колкий,
Обижать его не смей!
Он в лесу живет, но вхож
И в сады отважный …
Загадки-шутки
- Какой заяц, потеряв ус, становится речным животным? (русак-рак)
- Какой город парит в воздухе? (Орёл)
Предварительный просмотр:
ЛЕКСИКА
- Слова, вошедшие в русский язык из других языков, называются заимствованными. Например: кафе, акваланг, зоопарк и др.
- Слова и выражения, используемые группами лиц, объединенных по роду своей деятельности, т.е. по профессии, называются профессионализмами. Например: огнебур (спец.) – бур для термического бурения; пульпа (спец.) – смесь воды и и грунта.
- Слова, ограниченные в своем употреблении определенной социальной или возрастной средой, называют жаргонизмами. Например: общага – общежитие; комп – компьютер.
- Слова, употребляемые людьми той или иной местности, называются диалектными. Например: кочет – петух; тропинка – стёжка.
- Неологизмами называются новые слова, появляющиеся в языке. Например: нанотехнологии, сотовая связь и др.
- Историзмы – это названия предметов и явлений, которые исчезли из жизни в процессе исторического развития. Такие слова не имеют синонимов и используются в исторической литературе для называния понятий той эпохи, о которой идет речь. Сюда относятся названия старых мер длины, веса (аршин, вершок, сажень) и др.
- Архаизмы – это устаревшие и вышедшие из употребления слова, которые имеют синонимы в современном языке. Например: агнец (ягненок); ведать (знать); внимать (слушать); врата (ворота); глас (голос); грясти(идти);длань(ладонь
Лексика – 1) все слова языка, его словарный состав;
2) совокупность слов, характерных для данного варианта речи (лексика бытовая, военная, детская и пр.).
Лексикология - раздел науки о языке, изучающий словарный состав языка. Лексическое значение слова — это тот главный смысл, о котором мы думаем, когда произносим слово; смысловое содержание слова, одинаково понимаемое людьми, говорящими на данном языке.
Прямое значение слова – название того или иного предмета, явления, которые нас окружают.
Переносное значение слова – вторичное (производное) значение слова, возникшее на основе разных видов ассоциации (сходства, сравнения и др.). Например: золотое кольцо – золотой характер, железный обруч – железные нервы.
Многозначные слова – слова, имеющие несколько значений. Например: иголка (3 значения: 1. листья ели, 2. колючки у ежа, 3. инструмент для шитья).
Каждое слово в языке имеет своё лексическое значение, которое мы можем узнать по толковому словарю.
Употребляйте правильно слова в речи.
- Замените выделенное слово другим, более точно передающим данное понятие, и объясните свою замену.
- Мы пересаживаем рассаду в землю ( ).
- Невдалеке от стада ( )овец сидел пастух ( ).
- Ребята забрели в самую гущу ( ) леса.
- Из-под ног разбегались быстрые ( )
ящерицы.
5. Сбоку ( ) дороги цвёл высокий иван-чай.
2.Объясните значения следующих слов.
Жилец – ___________________________________
Житель – _____________________________________
Невежа – _____________________________________
Невежда- _____________________________________
Соседний - ____________________________________
Соседский - __________________________________
Составьте с ними предложения
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Определите, сколько значений имеют следующие слова:
- Сырой –
- Плечо –
- Хлебнуть
- Рука –
- Свет –
- Микроб –
- Составьте несколько (4-6) предложений, в которых одни и те же слова употреблялись в прямом и переносном значениях.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Предварительный просмотр:
Составьте небольшой рассказ по одному из предложенных рисунков. Озаглавьте текст.
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Текст - это несколько предложений, связанных по смыслу и грамматически.
В тексте всегда есть главное, т.е. идея (зачем написан текст, чему он учит). Идея текста бывает отражена в заглавии.
Грамматическая связь – строгий порядок предложений.
Композиция текста
- 1. Вступление.
- 2. Завязка.
- 3. Развитие действия.
- 4. Кульминация.
- 5. Развязка.
- 6. Концовка.
1. Какой из предложенных отрывков является текстом?
1) Звезды еще сверкали остро и холодно. Солнце светило ярко, и дети купались. За диктант мальчик получил пятерку.
2) Звезды еще сверкали остро и холодно. Небо на востоке уже светлело. Деревья понемногу выступали из тьмы. Вдруг по вершинам их прошелся сильный, свежий ветер. (Б. Полевой)
2. Восстановите порядок высказываний в тексте. Озаглавьте текст так, чтобы в названии отразилась основная мысль (идея) текста.
Вот такая у нас Катя! Он такой озорной! У меня есть попугай по имени Катя. Однажды папа менял Кате подстилку и не заметил, как поднес руку прямо к попугаю. У него потом долго болела рука. Она взяла да и укусила папу за палец. Катя подумала, конечно, что ее хотят… похитить.
3. Найдите в тексте слова, выражающие основную мысль, и объясните их значение.
В лесу
Закатилось солнце
за лесок,
стал лесок
и темен,
и высок.
Кто-то притаился
за сосной,
что-то прошуршало
за спиной,
загорелись в елках
огоньки…
Ой! –
Глаза у страха
велики.
В. Левановский
4. Определите тип речи для каждого из данных текстов. Обоснуйте свою точку зрения.
1) Игры – это не только детские забавы и развлечения. Именно в играх вырабатывается ловкость, гибкость, развивается ум, смекалка, формируется характер человека.
………………………………………………………..…………………………………………………………………………….
2) Карло вошел в каморку, сел на единственный стул и, повертев так и этак полено, начал ножом вырезать из него куклу. Первым делом он вырезал на полене волосы, потом – лоб, потом – глаза… Сделал кукле подбородок, шею, плечи, туловище, руки…(По А.Н. Толстому)
…………………………………………………………………………………………………………………………………………………..
3) На левой руке продавца сидит крошечный веселый фокстерьерчик. Он необычайно мал и мил. Глазки его задорно блестят, миниатюрные лапочки находятся в непрерывном движении. Фокстерьер сделан из какой-то белой материи, глаза – из литого стекла. (По А.И. Куприну).
…………………………………………………………………….. …………………………………………………………….
Предварительный просмотр:
пол… скать – пол… скать…………………………………
……………………………………………………………………………………………………………………………………
3. Омонимия лежит в основе многих загадок.
- Какие кошки мышей не ловят?...................................................
- Оружье, фрукты, камни-самоцветы, одно названии е– разные предметы……………………..
Придумайте с омофонами предложения и запишите их парами.
Например: разрядить-разредить
Дедушка разрядил своё ружьё. – Бабушка разредила морковь на грядке.
- Плот-плод
- запивать- запевать…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Омонимы
Омонимы – слова, которые одинаково произносятся и пишутся, но имеют разное смысловое значение.
Например: свет1 – электромагнитное излучение, воспринимаемое глазом и делающее видимым окружающий мир, и свет2 – Земля со всем существующим на ней, мир.
Омофоны – слова, которые звучат одинаково, но различаются по написанию и лексическому значению (луг – лук).
Омографы одинаково пишутся, но различны по значению (мука – мука, замок – замок).
Омоформы совпадают по звучанию не во всех формах и представляют собой совершенно разные по семантике слова: дуло (винтовки), дуло (из двери).
1. Найдите омонимичные слова или омонимы и определите их тип (омофоны, омоформы, омографы).
1) Военный блок – подъемный блок…………………………..
2) Железный прут – илистый пруд………………………………
3) Временные постройки – временные отношения…………………………………………
4) Породистая такса – умеренная такса………………………
5) Рублю дрова – дали по рублю…………………………
6) Ключ от квартиры – студеный ключ…………………………
7) Металлургический завод – неисправный завод……………………
8) Съедобный гриб – вирусный грипп……………………………….
2. Можно ли определить написание буквы без контекста?
Составьте со словами словосочетания или предложения.
Прим…рять – прим… рять…………………………………
…………………………………………………………………..
…………………………………………………………………
ст… рожил – ст… рожил…………………………………….
…………………………………………………………………..
………………………………………………………………….
Изморо… ь – изморо…ь…………………………………….
…………………………………………………………………
…………………………………………………………………..
пр… зрение – пр… зрение…………………………………….
……………………………………………………………….
………………………………………………………………….
плач?-плач?.............................................................................
………………………………………………………………….
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Брошюра Приемы рефлексии на уроках ОБЖ
Брошюра содержит приемы рефлексии, которые можно использовать на уроках ОБЖ и не только...
Брошюра Приемы рефлексии на уроках ОБЖ
Брошюра содержит приемы рефлексии, которые можно использовать на уроках ОБЖ и не только...
Брошюра. Телдән исәпләү.
5 класста дәресләрдә куллану өчен "Телдән исәпләү өчен биремнәр"...
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/19/picture-422947-1605813040.jpg)
Брошюра по выполнению домашних заданий для родителей детей, посещающих логопедические занятия.
Правила выполнения домашних заданий для детей, посещающих логопедические занятия....
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/19/picture-422947-1605813040.jpg)
Брошюра по выполнению артикуляционной гимнастики для родителей детей, посещающих логопедические занятия.
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКАв помощь родителям...