Программа коррекции ФФНР у учащихся 1-2 классов общеобразовательной школы
рабочая программа на тему

Клюева Наталья Николаевна

Главная цель программы - сформировать полноценную фонетическую систему языка, развить фонематическое восприятие и навыки первоначального звукового анализа и синтеза, автоматизировать слухопроизносительные умения и навыки в различных ситуациях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана в соответствии с Законом Российской Федерации “Об образовании”. Содержание рабочей программы соответствует федеральным государственным требованиям, устанавливаемым в соответствии с п. 2 ст. 7 Закона Российской Федерации “Об образовании”, образовательным стандартам и требованиям; целям и задачам образовательной программы учреждения.

Основной задачей логопедических занятий является подготовка ребенка к усвоению школьного материала, в том числе к усвоению письменной речи. Формирование звуковой стороны речи рассматривается, как одно из необходимых средств воспитания звуковой культуры и подготовки к успешному овладению письменной формой речи.

Детей с речевыми нарушениями   рассматривают как группу педагогического риска, потому что их физиологические и психические особенности  затрудняют  успешное  овладение ими  учебным материалом в школе. Готовность к школьному обучению во многом зависит от своевременного преодоления нарушений речи. Дети  с речевыми нарушениями нуждаются в особой организации коррекционно-логопедической помощи, содержание, формы и методы которой должны быть адекватны возможностям и индивидуальным особенностям  детей.

Планирование рассчитано на: 68 ч (1 и 2 кл., группа). Групповые занятия проводятся 2 раза в неделю.

Цель программы – сформировать полноценную фонетическую систему языка, развить фонематическое восприятие и навыки первоначального звукового анализа и синтеза, автоматизировать слухопроизносительные умения и навыки в различных ситуациях.

В процессе коррекционного обучения детей логопатов решаются следующие задачи:

 • раннее выявление и своевременное предупреждение речевых нарушений;

• преодоление недостатков в речевом развитии;

• воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения и развитие  слухового восприятия;

• подготовка к обучению грамоте, овладение элементами грамоты;

• формирование навыков учебной деятельности;

• осуществление преемственности в работе с родителями учащихся,

• сотрудниками МБОУ и специалистами  поликлиники,                   

• медицинских учреждений.

Порядок изучения звуков, последовательность лексических тем, количество занятий может меняться по усмотрению логопеда. 2-я половина сентября – обследование детей, заполнение речевых карт, оформление документации.

Форма организации обучения – индивидуальные  и подгрупповые занятия. Для подгрупповых занятий объединяются дети одной возрастной группы, имеющие сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения, по 4 человека, периодичность занятий 2 раза в неделю, длительность занятия -  35 минут.

Индивидуальные занятия. .            

 Продолжительность индивидуальных занятий зависит от речевого диагноза, возраста, индивидуальных и психофизических особенностей развития ребёнка.

Актуальность программы

Данная  программа разработана в целях оказания логопедической помощи школьникам, имеющим нарушение звукопроизношения.

Овладение правильным произношением речевых звуков является одним из очень важных звеньев в развитии речи ребенка. Заканчивается процесс становления звукопроизношения к 5-6-летнему возрасту, когда ребенок правильно может произносить все звуки (Парамонова Л.Г.). Однако благополучное формирование звукопроизносительной стороны речи происходит далеко не всегда. У многих детей дефекты звукопроизношения, возникнув и закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы и могут сохраниться на всю жизнь.

Недостатки устной речи могут являться причиной  ошибок в письменной речи. У детей с нечёткой артикуляцией необходимо проводить дифференциацию звуков родного языка. Работа по коррекции звукопроизношения с детьми школьного возраста приводит к значительной их

компенсации.

Содержание работы

Произношение

Фонематическое восприятие

Развитие речи

Выработка дифференцированных движений артикуляционного аппарата.

Развитие речевого дыхания.

Закрепление навыков правильного произношения звуков.

Формирование умения дифференцировать на слух и в речи сохранные звуки  с опорой на их акустические признаки.

Постановка отсутствующих в речи звуков (в соответствии с индивидуальными особенностями детей).

Автоматизация поставленных звуков с составе слогов, слов, предложений.

Воспитание правильной ритмико-интонационной и мелодической окрашенности речи.

Развитие способности дифференцировать неречевые и речевые звуки.

Развитие способности дифференцировать звуки речи по высоте и силе голоса.

Развитие слухового внимания к звуковой оболочке слова, слуховой памяти.

Различение слогов, состоящих из правильно произносимых слов.

Знакомство с буквами, обозначающими звуки.

Соотнесение буквы и звука.

Знакомство с анализом и синтезом слогов, слов.

Различение односложных и многосложных слов.

Выделение ударного гласного в начале слова, выделение последнего согласного в конце слова.

Закрепление навыка употребления категории числа и лица глаголов  настоящего времени.

Закрепление употребления формы родительного падежа с предлогами.

Согласование притяжательных местоимений с существительными мужского, женского, среднего рода.

Закрепление навыка употребления в самостоятельной речи  категорий прошедшего времени глаголов множественного числа.

Составление предложений по демонстрации действий.

Объединение предложений в текст.

Составление рассказа по картине с опорой  на вопросительно-ответный и наглядно-графический планы.

Продолжение работы над подвижностью речевого аппарата.

Развитие умения анализировать свою речь и речь окружающих на предмет правильности ее фонетического оформления.

Постановка отсутствующих звуков.

Автоматизация поставленных звуков в слогах, словах.

Дифференциация сохранных звуков (с проговариванием), различающихся по твердости- мягкости, глухости-звонкости в словах и фразах.

Определение наличия звука в слове.

Распределение картинок, название которых включает: дифференцируемые звуки, определенный заданный звук.

Определение места звука в слове, выделение гласного звука после согласного.

Совершенствование навыков употребления в речевом контексте слов сложной звуконаполняемости.

Анализ и синтез слов простой и сложной слоговой структуры.

Закрепление понятия «твердый-мягкий», «звонкий-глухой» и их дифференциация.

Закрепление в самостоятельной речи навыка: согласования прилагательных с существительным в роде, числе, падеже, согласования порядковых числительных с существительными.

Закрепление умения подбирать однокоренные слова, образовывать сложные слова, составлять слова по демонстрации действий, картине, вопросам.

Распространение предложений за счет введения однородных членов предложения.

Закрепление навыка составления предложений по демонстрации действий, рассказа по картине с опорой  на вопросительно-ответный и наглядно-графический планы.

Автоматизация поставленных звуков в речи.

Дифференциация звуков по месту образования, в прямых и обратных слогах, в слогах со стечением согласных, в словах и фразах, коротких текстах, стихах.

Закрепление умений, полученных ранее, на новом речевом материале.

Закрепление правильного произношения звуков.

Развитие точности произвольных движений артикуляционного аппарата.

Совершенствование дикции. Совершенствование интонационной выразительности речи.

Составление схемы слова с выделением ударного слога. Выбор слова к соответствующей схеме слова.

Выбор графической схемы к соответствующему слову.

Преобразование слов за счет замены одного звука или слога.

Подбор слога с заданным количеством звуков.

Определение количества звуков в слове.

Определение порядка следования звуков в слове.

Определение звуков, стоящих перед и после определенного звука.

Составление слов из заданной последовательности звуков.

Закрепление навыка образования уменьшительной формы существительных (ящичек, ленточка), прилагательных (сосновая).

Подбор однородных слов (машина подъехала к дому).

Употребление предложных конструкций  (залез под шкаф).

Образование существительных от глаголов  и наоборот (читать – читатель).

Формирование навыка повествовательного рассказа  на основе событий заданной последовательности.

Формирование навыка составления рассказа с элементами творчества. Оформление речевых высказываний в соответствии с фонетическими нормами русского языка .

 

Программа опирается на следующие принципы:

•   системности;

•   комплексности;

•   деятельностный;

•  онтогенетический;

•  обходного пути;

• общедидактические (наглядности, доступности, индивидуального подхода, сознательности).

Содержание

Содержание программы разделено на 2 блока:

 Блок I. Коррекция звукопроизношения.

Блок II. Коррекция фонематического  недоразвития речи.

Эти два блока учитель-логопед  использует параллельно. Очередность изложения материала в блоках определена естественным (физиологическим) ходом формирования звукопроизношения и фонематического восприятия у детей в норме. Однако изменения вполне допустимы, если они продиктованы индивидуальными особенностями отдельных детей и способствуют успешному их продвижению.

Блок I «Коррекция звукопроизношения».

В обязанности учителя - логопеда  входит проведение коррекционной и профилактической работы с детьми.

Коррекционную работу логопед проводит в течение года с зачисленными детьми с фонетико-фонематическими и фонетическими нарушениями речи. Занятия можно условно разделить на занятия подготовительного  и основного этапов.

 Цель  подготовительного этапа — вызвать интерес детей к логопедическим занятиям и подготовить артикуляционный аппарат и мелкую моторику детей к проведению занятий основного этапа.

Занятия основного этапа учитель-логопед составляет самостоятельно в зависимости от состава детей.

Учитывая специфику нарушений устной речи, планирование работы делится на следующие этапы:

I этап – Подготовительный (3-6 часов).

Задача подготовительного этапа — развитие подвижности артикуляционного аппарата посредством общей артикуляционной гимнастики. Так же на этом этапе необходимо осуществить тщательную и всестороннюю подготовку ребенка к длительной и кропотливой коррекционной работе, а именно:

а)  вызвать интерес к логопедическим занятиям, даже потребность в них;

б)  развитие слухового внимания, памяти, фонематического восприятия в играх и специальных упражнениях;

в) формирование и развитие артикуляционной моторики до уровня минимальной достаточности для постановки звуков (общая и специальная артикуляционная гимнастика);

г)  развитие мелкой моторики;

д)  развитие физиологического и речевого дыхания;

е) укрепление физического здоровья (консультации врачей — узких специалистов, при необходимости медикаментозное лечение, массаж, кислородный коктейль).

Качественная подготовительная работа обеспечивает успех постановки звуков и всей коррекционной работы. Поэтому она требует максимального внимания логопеда и больших затрат времени.

II этап.  Формирование произносительных умений и навыков (6-36 часов)

Задачи

 -  устранение дефектного звукопроизношения и формирование правильной артикуляции звука;

- формирование практических умений и навыков пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью.

На этом этапе осуществляется:

1. Знакомство с артикуляцией звука;

2. Постановка звука;

3. Коррекция звука;

4. Автоматизация поставленного звука.

Постановка звуков проводится в такой последовательности:

Свистящие [c], [з], [ц], [с`], [з`].

Шипящий [ш].

Соноры [л], [л`].

Шипящий [ж].

Соноры [р], [р`].

Аффрикаты [ч], [ц].

Шипящий [щ]

Данная последовательность определена естественным (физиологическим) ходом формирования звукопроизношения у детей в норме. (Коноваленко, 1998)

Однако возможны изменения в порядке постановки звуков, обусловленные индивидуальными особенностями отдельных детей.

Автоматизация поставленного звука осуществляется:

- в слогах;

- в словах;

- во фразе;

- в предложении;

- в тексте;

- в пословицах, поговорках, стихах;

- в скороговорках;

- в собственном связном высказывании.

Автоматизация поставленных звуков в словах  рекомендуется проводить в следующей последовательности:

а) [С], [3], [Ш], [Ж], [С'], [3'], [Л'] автоматизируются вначале в прямых слогах, затем в обратных и в последнюю очередь — в слогах со стечением согласных.

б)  [Ц], [Ч], [Щ], [Л] — наоборот: сначала в обратных слогах, затем в прямых и со стечением согласных;

в)  [Р], [Р'] можно начинать автоматизировать с проторного аналога и параллельно вырабатывать вибрацию.

 Автоматизация звуков в словах проводится по следам автоматизации в слогах, в той же последовательности. Каждое отработанное в произношении слово немедленно включается в отдельные предложения, затем в небольшие рассказы, подбираются потешки, чистоговорки, стишки с данным словом.

Однако изменения вполне допустимы, если они продиктованы индивидуальными особенностями отдельных детей и способствуют успешному их продвижению. (Коноваленко, 1998)

Вследствие того, что у детей с речевыми нарушениями, как правило, выявляется недостаточная сформированность  мелкой моторики, психических функций и общеречевых навыков (словарный запас, лексико-грамматический строй речи и фонематические процессы), то необходимо  их развивать на логопедических занятиях с детьми. Это создаст благоприятные предпосылки для развития устной речи и овладения письменной речью. Данное положение отражено в тематическом плане данного блока.

Процесс исправления недостатков звукопроизношения в существенной степени зависит от выполнения методических установок, важнейшими из которых являются следующие (Богомолова, 1994):

1. Ребенок должен быть подготовлен к работе, так как его сознательное желание исправить звуки имеет большое значение.

2. Переход от одного этапа работы к следующему должен осуществляться только после усвоения пройденного материала.

3. Каждый поставленный звук необходимо сразу вводить в разговорно-бытовую речь.

4. В течение работы над постановкой звуков родители должны активно помогать ребенку  и требовать от него выполнения заданий.

Блок II «Коррекция фонематического недоразвития речи»

После постановки и автоматизации того или иного звука следует этап его дифференциации (различения) с наиболее часто смешиваемыми звуками. Если не проводить дифференциацию, ребёнок будет путать произношение поставленного звука с имеющимися. Вначале отрабатываются звуки в упражнениях, а затем вводятся в разговорно-бытовую речь. (Богомолова, 1994)

В данном блоке ведется работа над совершенствованием следующих операций в соответствии с концепцией, предложенной В.А.Ковшиковым (1995):

- активизация слухового внимания;

- выделение звука на фоне других звуков;

- выделение звука на фоне слога;

- выделение звука на фоне слова;

       -   вычленение звука;

- определение места звука в слове;

- определение положения звука по отношению к другим звукам;

- определение последовательности звуков в слове;

- определение порядка следования звуков в слове;

- определение количества звуков в слове;

- составление слов из заданной последовательности звуков (фонематический синтез);

- операции фонематических представлений.

       При работе над дифференциацией звуков одновременно подключается не более пары звуков, если для работы необходимо большее количество звуков одной артикуляторной группы, их все равно объединяют попарно. Рекомендуемая последовательность дифференциации звуков (Коноваленко, 1998):

[С-3], [С-С'], [С-Ц], [С-Ш];

[Ж-3], [Ж-Ш];

[Ч-С], [Ч-Т'], [Ч-Щ];

[Щ-С'], [Щ- Т'], [Щ-Ч], [Щ-Ш];

[Р-Л], [Р-Р'], [Р'-Л'], [Р'-Й], [Л'-Л].

Тематический план

№п/п

Тема

Кол-во. часов

1

Подготовительный этап

3

2

Речь. Предложение. Слово.

9

3

Звуки и буквы

7

4

Гласные 2 ряда. Твёрдые и мягкие согласные

12

5

Звонкие и глухие согласные

20

6

Свистящие, шипящие звуки, аффрикаты

11

7

Буквы, схожие по оптическим и кинетическим признакам

5

8

Закрепление пройденного

1

В итоге логопедической работы дети должны:

  • правильно артикулировать все звуки речи в различных фонетических позициях и формах речи;
  • четко дифференцировать все изученные звуки;
  • называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;
  • различать понятия «звук», «слог», «предложение» на практическом уровне;
  • овладеть интонационными средствами выразительности речи в пересказе, чтении стихов.

Материально-техническое оснащение кабинета

1. Мультимедийный комплекс

2. Акустическая система

3. Речевые игры

4. Настенное зеркало и индивидуальные зеркала

5. Наборное полотно

6. Интерактивная лента букв

7. Наборы карточек для автоматизации звуков

8. Ультрафиолетовый стерилизатор

9. Бокс для хранения логопедических зондов

10. Два набора логопедических зондов

11. Специальная литература

12. Таблицы с изображением предметов, растений, животных

13. Комплекс для развития мелкой моторики

14. Комплекс для развития фонематического слуха

15. Кассы букв

16. Пособия «Окошко»

17. CD – диски

18. Пазлы

19. «Говорящее зеркало» (пособие)

20. Муляж «Ротовая полость»

21. Зеркало с «дырой»

Литература

1.  Г.А.Каше, Т.Б.Филичева. Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи.-М.:Просвещение,1978

2. Иванова Ю.В. Дошкольный логопункт: документация, планирование и организация работы

3.      Т.Б.Филичева, Т.В.Туманова. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием.-М.:ГНОМ и Д,2000

4.      Л.И.Белякова., Гончарова Н.Н., Методика речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи. – М.: «Книголюб» 2004

5.        Богомолова А.И.  Нарушение произношения у детей. — С-Пб.: Библиополис, 1994.

6.         Агранович З.Е. В помощь  логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для  преодоления фонематической стороны речи у старших дошкольников. СПб.:Детство – ПРЕСС, 2007.

7.        Борисова Е.А.. Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками. Методическое пособие. – М.:ТЦ Сфера, 2008

8 .        Калмыкова И.Р.Таинственный мир звуков. Фонетика и культура речи в играх и упражнениях. – Ярославль: 1998.

9.         Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Автоматизация звуков у детей. Комплект из 4 альбомов. – М. ГНОМ и Д, 2007.

10.       Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения. – М. ГНОМ и Д, 2008

Индивидуально – подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В.

11.      Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально-групповая работа по коррекции звукопроизношения. Пособие для логопедов. – М.: «Гном-Пресс», «Новая школа», 1998.

12.      Ковшиков В.А.Исправление нарушений различения звуков. – СПб.:1995

13.      Васильева С.А., Соколова Н.В. Логопедические игры для дошкольников. М., 1999.

14.      Скворцова И.В. Логопедические игры. М.: ОЛМА, 2008.

15.      Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998.

16.     Османова Г.А Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики : картотека пальчиковых игр. СПб.:  КАРО 2010.

17.     Баскакина И.В. Лынская М.И. Логопедические игры. М.: АЙРИС ПРЕСС, 2008

18.     Пожиленко Е.А Методические рекомендации по постановке у детей звуков.  Пособие для логопедов. –СПб.: КАРО, 2009

19.        Крупенчук О.И., Воробьёва Т.А Логопедические упражнения: Артикуляционная       гимнастика. – С-Пб.: Литера, 2007.

20.        Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно. – СПб.: 2006.

21.       Н.В.Курдвановская .Планирование работы логопеда с детьми 5-7 лет.-М.:Сфера,2007

22.        Э.Ф.Курмаева. Коррекционно-логопедическая работа с детьми 5-7 лет.-Волгоград : Учитель,2011

23.       О.В.Тырышкина. Индивидуальные логопедические занятия.-Волгоград:Учитель,2011

24.       О.Б.иншакова. Альбом для логопеда.-М.:Владос,200325.       О.И.Крупенчук. Пальчиковые игры для детей.С.П.:Литера,2005

26.      О.С.Гомзяк.Развитие связной речи у шестилетних детей.-М.:Сфера,2007

27.       Журнал “Логопед”

28.       Журнал “Конфетка” (Приложение к журналу “Логопед”).

Календарно-тематическое планирование

№ занятия

Раздел

Дата

Тема занятия

План

Факт

Содержание курса

Планируемые результаты

Подготовительный этап        3 часа

1

Подготовительный этап

Фронтальное обследование

Выявление нарушений звукопроизношения, фонематического слуха, лексического и грамматического строя речи

Выявление речевых патологий, формирование речевых групп

2

Подготовительный этап

Индивидуальное обследование

Выявление нарушений звукопроизношения, фонематического слуха, лексического и грамматического строя речи

Выявление речевых патологий, формирование речевых групп

3

Подготовительный этап

Индивидуальное обследование

Выявление нарушений звукопроизношения, фонематического слуха, лексического и грамматического строя речи

Выявление речевых патологий, формирование речевых групп

Речь. Предложение. Слово      9 часов

4

Речь. Предложение. Слово.

Речь.

Звуки речи, способы их образования. Сформированность речевых функций.

Знать: строение артикуляционного аппарата.

Уметь: различать речевые и неречевые звуки.

 Регулятивные УУД: целеполагание и постановка учебной задачи, наличие заданий, направленных на получение нового.

5

Речь. Предложение. Слово.

Пространственные представления.

Ориентация в схеме собственного тела, ориентировка в пространстве, определение последовательности предметного ряда.

Уметь: определять правое и левое направления в пространстве, пространственные взаимоотношения объектов, последовательность предметного ряда.

Уметь: ориентироваться в схеме собственного тела и схеме человека, стоящего напротив.

Личностные УУД:     в рамках всех логопедических  занятий планируется организационный момент для успешного восприятия и воспроизведения информации.

6

Речь. Предложение. Слово.

Временные представления.

Основные единицы времени, периоды возраста. Временная последовательность действий, событий.

Знать: возраст и роли членов семьи, названия  и последовательность частей суток, дней недели, месяцев, времен года.

Регулятивные УУД: целеполагание и постановка учебной задачи, наличие заданий, направленных на получение нового..

7

Речь. Предложение. Слово.

Предложение как единица речи. Составление предложений по картинке, запись предложения с помощью условных знаков.

Звуки гласные и согласные; буквы, их обозначающие.

Уметь: выделять из речи предложения, записывать их с помощью условных знаков. Уметь: составлять предложения по картинке.

Личностные УУД:     в рамках всех логопедических  занятий планируется организационный момент для успешного восприятия и воспроизведения информации.

8

Речь. Предложение. Слово.

Слова-предметы.

Слово как часть предложения. Лексическое значение слова. Слова, обозначающие живые и неживые предметы.

Уметь: называть и графически изображать слова, обозначающие предметы (живые и неживые). Уметь ставить вопросы к словам-предметам.

Регулятивные УУД: целеполагание и постановка учебной задачи, наличие заданий, направленных на получение нового.

9

Речь. Предложение. Слово.

Слова-действия.

Обогащение глагольного словаря. Графическое изображение слов-действий. Подбор действия к предмету.

Уметь: называть и графически изображать слова, обозначающие действия. Уметь: подбирать слова-действия и ставить вопросы к словам-предметам.

Регулятивные УУД: целеполагание и постановка учебной задачи, наличие заданий, направленных на получение нового.

10

Речь. Предложение. Слово.

Дифференциация слов-предметов и слов-действий.

Практическое овладение навыками составления простого нераспространенного предложения.

 Графическое изображение простых предложений.

Подбор слов к графическим схемам.

Уметь: различать и графически изображать слова-предметы и слова-действия. Уметь: составлять простые нераспространенные предложения.

Личностные УУД:     в рамках всех логопедических  занятий планируется организационный момент для успешного восприятия и воспроизведения информации.

11

Речь. Предложение. Слово.

Слова-признаки.

Развитие словаря признаков. Подбор признаков к предметам. Соотнесение слов, обозначающих признаки предметов, со схемой.

Развитие навыков постановки вопросов к словам-признакам. Роль имен прилагательных в речи.

Уметь: называть и графически изображать слова, обозначающие признаки предметов (цвет, форму, вкус, и т.д.). Уметь: согласовывать существительное с прилагательным в роде и числе.

Регулятивные УУД: целеполагание и постановка учебной задачи, наличие заданий, направленных на получение нового.

12

Речь. Предложение. Слово.

Деление слов на слоги.

Деление слов на слоги, выделение ударного слога, слогоритмическая схема слова. Слогообразующая роль гласных.

Уметь: делить слова на слоги, выделять ударный слог, воспроизводить ритмический рисунок слова, составлять схему слова с выделением ударного слога, подбирать к заданной схеме слова.

Личностные УУД:     в рамках всех логопедических  занятий планируется организационный момент для успешного восприятия и воспроизведения информации.

Звуки и буквы      7 часов

13

Звуки и буквы. Гласные 1-го ряда.

Звуки речи. Способы их образования.

Наблюдение за работой органов речи: образование гласных первого ряда, согласных.

Уметь: сравнивать звуки по способу их образования (гласные, согласные).

Регулятивные УУД: целеполагание и постановка учебной задачи, наличие заданий, направленных на получение нового.

14

Звуки и буквы. Гласные 1-го ряда.

Звук [а] и буква а.

Развитие навыков выделения звука, уточнение артикуляции звука, соотнесение звука с буквой, определение места звука в слове.

Уметь: четко произносить звук [а]. Знать: правильную артикуляцию звука.  Уметь: выделять звук из ряда гласных, слогов, слов; определять место звука в слове; соотносить звук с буквой.

Личностные УУД:     в рамках всех логопедических  занятий планируется организационный момент для успешного восприятия и воспроизведения информации.

15

Звуки и буквы. Гласные 1-го ряда.

Звук [у] и буква у.

Развитие навыков выделения звука, уточнение артикуляции звука, соотнесение звука с буквой, определение места звука в слове.

Уметь: четко произносить звук [у]. Знать: правильную артикуляцию звука.  Уметь: выделять звук из ряда гласных, слогов, слов; определять место звука в слове; соотносить звук с буквой.

Регулятивные УУД: целеполагание и постановка учебной задачи, наличие заданий, направленных на получение нового.

16

Звуки и буквы. Гласные 1-го ряда.

Звук [о] и буква о.

Развитие навыков выделения звука, уточнение артикуляции звука, соотнесение звука с буквой, определение места звука в слове.

Уметь: четко произносить звук [о]. Знать: правильную артикуляцию звука.  Уметь: выделять звук из ряда гласных, слогов, слов; определять место звука в слове; соотносить звук с буквой.

Регулятивные УУД: целеполагание и постановка учебной задачи, наличие заданий, направленных на получение нового.

17

Звуки и буквы. Гласные 1-го ряда.

Дифференциация [а]-[о].

Уточнение и сравнение артикуляции звуков         [а]-[о]. Дифференциация гласных звуков [а]-[о].

Соотнесение звуков с буквами. Различение букв а-о по оптическим признакам.

Уметь: дифференцировать звуки [а]-[о] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах. Уметь: сравнивать буквы  а-о по начертанию.

Личностные УУД:     в рамках всех логопедических  занятий планируется организационный момент для успешного восприятия и воспроизведения информации.

18

Звуки и буквы. Гласные 1-го ряда.

Звук [о] и буква ы.

Развитие навыков выделения звука, уточнение артикуляции звука, соотнесение звука с буквой, определение места звука в слове.

Уметь: четко произносить звук [ы]. Знать: правильную артикуляцию звука.  Уметь: выделять звук из ряда гласных, слогов, слов; определять место звука в слове; соотносить звук с буквой.

Регулятивные УУД: целеполагание и постановка учебной задачи, наличие заданий, направленных на получение нового.

19

Звуки и буквы. Гласные 1-го ряда.

Звук [э] и буква э.

Развитие навыков выделения звука, уточнение артикуляции звука, соотнесение звука с буквой, определение места звука в слове.

Уметь: четко произносить звук [э]. Знать: правильную артикуляцию звука.  Уметь: выделять звук из ряда гласных, слогов, слов; определять место звука в слове; соотносить звук с буквой.

Личностные УУД:     в рамках всех логопедических  занятий планируется организационный момент для успешного восприятия и воспроизведения информации.

Гласные 2-го ряда.

Твердые и мягкие согласные       12 часов

20

Звуки и буквы. Гласные 2-го ряда.

Звук [и] и буква и.

Развитие навыков выделения звука, уточнение артикуляции звука, соотнесение звука с буквой, определение места звука в слове.

Обозначение мягкости согласных на письме при помощи гласной и.

Уметь: четко произносить звук [и]. Знать: правильную артикуляцию звука.  Уметь: соотносить звук с буквой, выделять звук из ряда гласных, слогов, слов; определять место звука в слове; соотносить звук с буквой.

Личностные УУД:     в рамках всех логопедических  занятий планируется организационный момент для успешного восприятия и воспроизведения информации.

21

Звуки и буквы. Гласные 2-го ряда.

Дифференциация [ы]-[и].

Уточнение и сравнение артикуляции звуков [ы]-[и]. Дифференциация гласных звуков [ы]-[и].

Соотнесение звуков с буквами. Различение букв ы-и по оптическим признакам.

Уметь: дифференцировать гласные [ы]-[и] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах. Уметь: обозначать мягкость согласных на письме и в схемах при помощи гласной и. 

Регулятивные УУД: целеполагание и постановка учебной задачи, наличие заданий, направленных на получение нового.

22

Звуки и буквы. Гласные 2-го ряда.

Буква я.

 Уточнение артикуляции звука, соотнесение количества звуков йотированной гласной в разных позициях с буквой.

Выделение звука из слова, определение места звука в слове. Обозначение мягкости согласных при помощи гласной я.

Уметь: определять количество звуков йотированной гласной в разных позициях. Уметь: соотносить звук с буквой. Уметь: обозначать мягкость согласных на письме и в схемах при помощи гласной я.

Регулятивные УУД: целеполагание и постановка учебной задачи, наличие заданий, направленных на получение нового.

23

Звуки и буквы. Гласные 2-го ряда.

Дифференциация  а-я.

Уточнение и сравнение артикуляции гласных а-я. Дифференциация гласных звуков а-я.

Соотнесение звуков с буквами.

Уметь: дифференцировать гласные а-я  в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах. Уметь: обозначать мягкость согласных на письме и в схемах при помощи гласной я. 

Личностные УУД:     в рамках всех логопедических  занятий планируется организационный момент для успешного восприятия и воспроизведения информации.

24

Звуки и буквы. Гласные 2-го ряда.

Буква е.

 Уточнение артикуляции звука, соотнесение количества звуков йотированной гласной в разных позициях с буквой.

Выделение звука из слова, определение места звука в слове.

 Обозначение мягкости согласных при помощи гласной е.

Уметь: определять количество звуков йотированной гласной в разных позициях. Уметь: соотносить звук с буквой. Уметь: обозначать мягкость согласных на письме и в схемах при помощи гласной е.

Регулятивные УУД: целеполагание и постановка учебной задачи, наличие заданий, направленных на получение нового.

25

Звуки и буквы. Гласные 2-го ряда.

Дифференциация  э-е.

Уточнение и сравнение артикуляции гласных э-е. Дифференциация гласных звуков э-е.

 Соотнесение звуков с буквами.

Уметь: дифференцировать гласные э-е  в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах. Уметь: обозначать мягкость согласных на письме и в схемах при помощи гласной я. 

Личностные УУД:     в рамках всех логопедических  занятий планируется организационный момент для успешного восприятия и воспроизведения информации.

26

Звуки и буквы. Гласные 2-го ряда.

Буква ю.

 Уточнение артикуляции звука, соотнесение количества звуков йотированной гласной в разных позициях с буквой.

Выделение звука из слова, определение места звука в слове.

Обозначение мягкости согласных при помощи гласной е.

Уметь: определять количество звуков йотированной гласной в разных позициях. Уметь: соотносить звук с буквой. Уметь: обозначать мягкость согласных на письме и в схемах при помощи гласной ю.

Регулятивные УУД: целеполагание и постановка учебной задачи, наличие заданий, направленных на получение нового.

27

Звуки и буквы. Гласные 2-го ряда.

Дифференциация  у-ю.

Уточнение и сравнение артикуляции гласных у-ю. Дифференциация гласных у-ю. Соотнесение звуков с буквами.

Уметь: дифференцировать гласные у-ю  в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах. Уметь: обозначать мягкость согласных на письме и в схемах при помощи гласной ю. 

Личностные УУД:     в рамках всех логопедических  занятий планируется организационный момент для успешного восприятия и воспроизведения информации.

28

Звуки и буквы. Гласные 2-го ряда.

Буква ё.

 Уточнение артикуляции звука, соотнесение количества звуков йотированной гласной в разных позициях с буквой.

Выделение звука из слова, определение места звука в слове.

Обозначение мягкости согласных при помощи гласной ё.

Уметь: определять количество звуков йотированной гласной в разных позициях. Уметь: соотносить звук с буквой. Уметь: обозначать мягкость согласных на письме и в схемах при помощи гласной ю.

Регулятивные УУД: целеполагание и постановка учебной задачи, наличие заданий, направленных на получение нового.

29

Звуки и буквы. Гласные 2-го ряда.

Дифференциация  о-ё.

Уточнение и сравнение артикуляции гласных о-ё. Дифференциация гласных о-ё. Соотнесение звуков с буквами.

Уметь: дифференцировать гласные о-ё  в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах. Уметь: обозначать мягкость согласных на письме и в схемах при помощи гласной ё. 

Регулятивные УУД: целеполагание и постановка учебной задачи, наличие заданий, направленных на получение нового.

30

Звуки и буквы. Гласные 2-го ряда.

Обозначение мягкости согласных буквой ь в конце слова.

Соотнесение количества звуков и букв в слове. Смыслоразличительная роль ь.

Уметь: на письме обозначать мягкость согласных при помощи ь. Уметь: анализировать слова с ь в конце слова, соотносить слова с ь со схемой.

Личностные УУД:     в рамках всех логопедических  занятий планируется организационный момент для успешного восприятия и воспроизведения информации.

31

Звуки и буквы. Гласные 2-го ряда.

Обозначение мягкости согласных буквой ь в середине слова.

Соотнесение количества звуков и букв в слове. Смыслоразличительная роль ь.

Уметь: на письме обозначать мягкость согласных при помощи ь. Уметь: анализировать слова с ь в конце слова, соотносить слова с ь со схемой.

Регулятивные УУД: целеполагание и постановка учебной задачи, наличие заданий, направленных на получение нового.

Звонкие и глухие согласные       20 часов

32

Звуки и буквы. Звонкие и глухие согласные.

Звуки [с] –[с’]. Буква с.

Артикуляция, характеристика звука, соотнесение звука с буквой, выделение звука из слогов, слов; определение места звука в слове.

Уметь: четко произносить звуки [с] и [с’]. Знать: правильную артикуляцию и характеристику звуков. Уметь: выделять звук из ряда звуков, слогов, слов; определять место звука в слове; соотносить звук с буквой.

Регулятивные УУД: целеполагание и постановка учебной задачи, наличие заданий, направленных на получение нового.

33

Звуки и буквы. Звонкие и глухие согласные.

Звуки [з] –[з’]. Буква с.

Артикуляция, характеристика звука, соотнесение звука с буквой, выделение звука из слогов, слов; определение места звука в слове.

Уметь: четко произносить звуки [з] и [з’]. Знать: правильную артикуляцию и характеристику звуков. Уметь: выделять звук из ряда звуков, слогов, слов; определять место звука в слове; соотносить звук с буквой.

Личностные УУД:     в рамках всех логопедических  занятий планируется организационный момент для успешного восприятия и воспроизведения информации.

34

Звуки и буквы. Звонкие и глухие согласные.

Дифференциация [с]-[з]

Уточнение и сравнение артикуляции и характеристик звуков  [с]-[з].

Соотнесение звуков с буквами, символами и «опорами» для их обозначения на письме. Дифференциация звуков [с]-[з] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах.

Работа со словами-паронимами.

Знать и уметь: сравнивать правильную артикуляцию и характеристику звуков. Уметь: соотносить звуки с символами и буквами. Уметь: дифференцировать звуки в изолированной позиции, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах.

Регулятивные УУД: целеполагание и постановка учебной задачи, наличие заданий, направленных на получение нового.

35

Звуки и буквы. Звонкие и глухие согласные.

Звук [ж] и буква ж.

Артикуляция, характеристика звука, соотнесение звука с буквой, выделение звука из слогов, слов; определение места звука в слове.

Уметь: четко произносить звук [ж]. Знать: правильную артикуляцию и характеристику звука. Уметь: выделять звук из ряда звуков, слогов, слов; определять место звука в слове; соотносить звук с буквой.

Личностные УУД:     в рамках всех логопедических  занятий планируется организационный момент для успешного восприятия и воспроизведения информации.

36

Звуки и буквы. Звонкие и глухие согласные.

Звук [ж] и буква ж.

Артикуляция, характеристика звука, соотнесение звука с буквой, выделение звука из слогов, слов; определение места звука в слове.

Уметь: четко произносить звук [ж]. Знать: правильную артикуляцию и характеристику звука. Уметь: выделять звук из ряда звуков, слогов, слов; определять место звука в слове; соотносить звук с буквой.

Личностные УУД:     в рамках всех логопедических  занятий планируется организационный момент для успешного восприятия и воспроизведения информации.

37

Звуки и буквы. Звонкие и глухие согласные.

Звук [ш] и буква ш.

Артикуляция, характеристика звука, соотнесение звука с буквой, выделение звука из слогов, слов; определение места звука в слове.

Уметь: четко произносить звук [ш]. Знать: правильную артикуляцию и характеристику звуков. Уметь: выделять звук из ряда звуков, слогов, слов; определять место звука в слове; соотносить звук с буквой.

Регулятивные УУД: целеполагание и постановка учебной задачи, наличие заданий, направленных на получение нового.

38

Звуки и буквы. Звонкие и глухие согласные.

Дифференциация [ш]-[ж]

Уточнение и сравнение артикуляции и характеристик звуков [ш]-[ж]. Соотнесение звуков с буквами, символами и «опорами» для их обозначения на письме.

Дифференциация звуков [ш]-[ж] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах.

 Работа со словами-паронимами.

Знать и уметь: сравнивать правильную артикуляцию и характеристику звуков. Уметь: соотносить звуки с символами и буквами. Уметь: дифференцировать звуки в изолированной позиции, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах.

Личностные УУД:     в рамках всех логопедических  занятий планируется организационный момент для успешного восприятия и воспроизведения информации.

39

Звуки и буквы. Звонкие и глухие согласные.

Дифференциация [ш]-[ж]

Уточнение и сравнение артикуляции и характеристик звуков [ш]-[ж]. Соотнесение звуков с буквами, символами и «опорами» для их обозначения на письме.

Дифференциация звуков [ш]-[ж] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах.

 Работа со словами-паронимами.

Знать и уметь: сравнивать правильную артикуляцию и характеристику звуков. Уметь: соотносить звуки с символами и буквами. Уметь: дифференцировать звуки в изолированной позиции, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах.

Личностные УУД:     в рамках всех логопедических  занятий планируется организационный момент для успешного восприятия и воспроизведения информации.

40

Звуки и буквы. Звонкие и глухие согласные.

Звуки [в]-[в’].  Буква в.

Артикуляция, характеристика звука, соотнесение звука с буквой, выделение звука из слогов, слов; определение места звука в слове.

Уметь: четко произносить звуки [в] и [в’]. Знать: правильную артикуляцию и характеристику звуков. Уметь: выделять звук из ряда звуков, слогов, слов; определять место звука в слове; соотносить звук с буквой.

Регулятивные УУД: целеполагание и постановка учебной задачи, наличие заданий, направленных на получение нового.

41

Звуки и буквы. Звонкие и глухие согласные.

Звуки [ф]-[ф’].  Буква ф.

Артикуляция, характеристика звука, соотнесение звука с буквой, выделение звука из слогов, слов; определение места звука в слове.

Уметь: четко произносить звуки [ф] и [ф’]. Знать: правильную артикуляцию и характеристику звуков. Уметь: выделять звук из ряда звуков, слогов, слов; определять место звука в слове; соотносить звук с буквой.

Личностные УУД:     в рамках всех логопедических  занятий планируется организационный момент для успешного восприятия и воспроизведения информации.

42

Звуки и буквы. Звонкие и глухие согласные.

Дифференциация [в]-[ф]

Уточнение и сравнение артикуляции и характеристик звуков  [в]-[ф].

Соотнесение звуков с буквами, символами и «опорами» для их обозначения на письме. Дифференциация звуков [в]-[ф] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах.

Работа со словами-паронимами.

Знать и уметь: сравнивать правильную артикуляцию и характеристику звуков. Уметь: соотносить звуки с символами и буквами. Уметь: дифференцировать звуки в изолированной позиции, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах.

Регулятивные УУД: целеполагание и постановка учебной задачи, наличие заданий, направленных на получение нового.

43

Звуки и буквы. Звонкие и глухие согласные.

Звуки [п]-[п’].  Буква п.

Артикуляция, характеристика звука, соотнесение звука с буквой, выделение звука из слогов, слов; определение места звука в слове.

Уметь: четко произносить звуки [п] и [п’]. Знать: правильную артикуляцию и характеристику звуков. Уметь: выделять звук из ряда звуков, слогов, слов; определять место звука в слове; соотносить звук с буквой.

Личностные УУД:     в рамках всех логопедических  занятий планируется организационный момент для успешного восприятия и воспроизведения информации.

44

Звуки и буквы. Звонкие и глухие согласные.

Звуки [б]-[б’].  Буква б.

Артикуляция, характеристика звука, соотнесение звука с буквой, выделение звука из слогов, слов; определение места звука в слове.

Уметь: четко произносить звуки [б] и [б’]. Знать: правильную артикуляцию и характеристику звуков. Уметь: выделять звук из ряда звуков, слогов, слов; определять место звука в слове; соотносить звук с буквой.

Регулятивные УУД: целеполагание и постановка учебной задачи, наличие заданий, направленных на получение нового.

45

Звуки и буквы. Звонкие и глухие согласные.

Дифференциация [б]-[п]

Уточнение и сравнение артикуляции и характеристик звуков  [б]-[п].

 Соотнесение звуков с буквами, символами и «опорами» для их обозначения на письме. Дифференциация звуков [б]-[п] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах.

 Работа со словами-паронимами.

Знать и уметь: сравнивать правильную артикуляцию и характеристику звуков. Уметь: соотносить звуки с символами и буквами. Уметь: дифференцировать звуки в изолированной позиции, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах.

Личностные УУД:     в рамках всех логопедических  занятий планируется организационный момент для успешного восприятия и воспроизведения информации.

46

Звуки и буквы. Звонкие и глухие согласные.

Звуки [т]-[т’].  Буква т.

Артикуляция, характеристика звука, соотнесение звука с буквой, выделение звука из слогов, слов; определение места звука в слове.

Уметь: четко произносить звуки [т] и [т’]. Знать: правильную артикуляцию и характеристику звуков. Уметь: выделять звук из ряда звуков, слогов, слов; определять место звука в слове; соотносить звук с буквой.

Регулятивные УУД: целеполагание и постановка учебной задачи, наличие заданий, направленных на получение нового.

47

Звуки и буквы. Звонкие и глухие согласные.

Звуки [д]-[д’].  Буква д.

Артикуляция, характеристика звука, соотнесение звука с буквой, выделение звука из слогов, слов; определение места звука в слове.

Уметь: четко произносить звуки [д] и [д’]. Знать: правильную артикуляцию и характеристику звуков. Уметь: выделять звук из ряда звуков, слогов, слов; определять место звука в слове; соотносить звук с буквой.

Личностные УУД:     в рамках всех логопедических  занятий планируется организационный момент для успешного восприятия и воспроизведения информации.

48

Звуки и буквы. Звонкие и глухие согласные.

Дифференциация [т]-[д]

Уточнение и сравнение артикуляции и характеристик звуков  [т]-[д].

Соотнесение звуков с буквами, символами и «опорами» для их обозначения на письме. Дифференциация звуков [т]-[д] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах.

Работа со словами-паронимами.

Знать и уметь: сравнивать правильную артикуляцию и характеристику звуков. Уметь: соотносить звуки с символами и буквами. Уметь: дифференцировать звуки в изолированной позиции, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах.

Регулятивные УУД: целеполагание и постановка учебной задачи, наличие заданий, направленных на получение нового.

49

Звуки и буквы. Звонкие и глухие согласные.

Звуки [к]-[к’].  Буква к.

Артикуляция, характеристика звука, соотнесение звука с буквой, выделение звука из слогов, слов; определение места звука в слове.

Уметь: четко произносить звуки [к] и [к’]. Знать: правильную артикуляцию и характеристику звуков. Уметь: выделять звук из ряда звуков, слогов, слов; определять место звука в слове; соотносить звук с буквой.

Личностные УУД:     в рамках всех логопедических  занятий планируется организационный момент для успешного восприятия и воспроизведения информации.

50

Звуки и буквы. Звонкие и глухие согласные.

Звуки [г]-[г’].  Буква г.

Артикуляция, характеристика звука, соотнесение звука с буквой, выделение звука из слогов, слов; определение места звука в слове.

Уметь: четко произносить звуки [г] и [г’]. Знать: правильную артикуляцию и характеристику звуков. Уметь: выделять звук из ряда звуков, слогов, слов; определять место звука в слове; соотносить звук с буквой.

Регулятивные УУД: целеполагание и постановка учебной задачи, наличие заданий, направленных на получение нового.

51

Звуки и буквы. Звонкие и глухие согласные.

Дифференциация [к]-[г]

Уточнение и сравнение артикуляции и характеристик звуков  [к]-[г].

Соотнесение звуков с буквами, символами и «опорами» для их обозначения на письме. Дифференциация звуков [к]-[г] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах.

Работа со словами-паронимами.

Знать и уметь: сравнивать правильную артикуляцию и характеристику звуков. Уметь: соотносить звуки с символами и буквами. Уметь: дифференцировать звуки в изолированной позиции, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах.

Личностные УУД:     в рамках всех логопедических  занятий планируется организационный момент для успешного восприятия и воспроизведения информации.

Свистящие, шипящие звуки, аффрикаты     11 часов

52

Звуки и буквы. Свистящие, шипящие звуки, аффрикаты.

Дифференциация [с] – [ш]

Уточнение и сравнение артикуляции и характеристик звуков  [с]-[ш].

Соотнесение звуков с буквами, символами и «опорами» для их обозначения на письме. Дифференциация звуков [с]-[ш] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах.

 Работа со словами-паронимами.

Уметь: четко произносить звуки [с] и [ш’]. Знать: правильную артикуляцию и характеристику звуков. Уметь: дифференцировать звуки в изолированной позиции, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах.

Регулятивные УУД: целеполагание и постановка учебной задачи, наличие заданий, направленных на получение нового.

53

Звуки и буквы. Свистящие, шипящие звуки, аффрикаты

Дифференциация [с] – [ш]

Уточнение и сравнение артикуляции и характеристик звуков  [с]-[ш].

Соотнесение звуков с буквами, символами и «опорами» для их обозначения на письме. Дифференциация звуков [с]-[ш] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах.

 Работа со словами-паронимами.

Уметь: четко произносить звуки [с] и [ш’]. Знать: правильную артикуляцию и характеристику звуков. Уметь: дифференцировать звуки в изолированной позиции, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах.

Регулятивные УУД: целеполагание и постановка учебной задачи, наличие заданий, направленных на получение нового.

54

Звуки и буквы. Свистящие, шипящие звуки, аффрикаты.

Дифференциация [з] – [ж]

Уточнение и сравнение артикуляции и характеристик звуков [з]-[ж].

 Соотнесение звуков с буквами, символами и «опорами» для их обозначения на письме. Дифференциация звуков [з]-[ж] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах.

Работа со словами-паронимами.

Уметь: четко произносить звуки [г] и [г’]. Знать: правильную артикуляцию и характеристику звуков. Уметь: дифференцировать звуки в изолированной позиции, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах.

Личностные УУД:     в рамках всех логопедических  занятий планируется организационный момент для успешного восприятия и воспроизведения информации.

55

Звуки и буквы. Свистящие, шипящие звуки, аффрикаты.

Звук [ч] и буква ч.

Уточнение артикуляции звука, соотнесение звука с буквой и символом, определение места звука в слове.

Уметь: четко произносить звук [ч]. Знать: правильную артикуляцию и характеристику звука. Уметь: выделять звук из ряда звуков, слогов, слов; определять место звука в слове; соотносить звук с буквой и символом.

Регулятивные УУД: целеполагание и постановка учебной задачи, наличие заданий, направленных на получение нового.

56

Звуки и буквы. Свистящие, шипящие звуки, аффрикаты.

Дифференциация [ч] – [т’]

Уточнение и сравнение артикуляции и характеристик звуков  [ч]-[т’].

 Соотнесение звуков с буквами, символами и «опорами» для их обозначения на письме. Дифференциация звуков [ч]-[т’] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах.

 Работа со словами-паронимами.

Уметь: четко произносить звуки [ч] и [т’]. Знать: правильную артикуляцию и характеристику звуков. Уметь: дифференцировать звуки в изолированной позиции, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах.

Личностные УУД:     в рамках всех логопедических  занятий планируется организационный момент для успешного восприятия и воспроизведения информации.

57

Звуки и буквы. Свистящие, шипящие звуки, аффрикаты.

Звук [щ] и буква щ.

Уточнение артикуляции звука, соотнесение звука с буквой и символом, определение места звука в слове.

Уметь: четко произносить звук [щ]. Знать: правильную артикуляцию и характеристику звука. Уметь: выделять звук из ряда звуков, слогов, слов; определять место звука в слове; соотносить звук с буквой и символом.

Регулятивные УУД: целеполагание и постановка учебной задачи, наличие заданий, направленных на получение нового.

58

Звуки и буквы. Свистящие, шипящие звуки, аффрикаты.

Дифференциация [щ] – [с’]

Уточнение и сравнение артикуляции и характеристик звуков [щ]-[с’].

 Соотнесение звуков с буквами, символами и «опорами» для их обозначения на письме. Дифференциация звуков

 [щ]-[с’] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах. Работа со словами-паронимами.

Уметь: четко произносить звуки [щ] и [с’]. Знать: правильную артикуляцию и характеристику звуков. Уметь: дифференцировать звуки в изолированной позиции, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах.

Регулятивные УУД: целеполагание и постановка учебной задачи, наличие заданий, направленных на получение нового.

59

Звуки и буквы. Свистящие, шипящие звуки, аффрикаты.

Дифференциация [щ] – [ч]

Уточнение и сравнение артикуляции и характеристик звуков [щ]-[ч].

Соотнесение звуков с буквами, символами и «опорами» для их обозначения на письме. Дифференциация звуков [щ]-[ч] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах.

Работа со словами-паронимами.

Уметь: четко произносить звуки [щ] и [ч]. Знать: правильную артикуляцию и характеристику звуков. Уметь: соотносить звуки с символами и буквами. дифференцировать звуки в изолированной позиции, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах.

Личностные УУД:     в рамках всех логопедических  занятий планируется организационный момент для успешного восприятия и воспроизведения информации.

60

Звуки и буквы. Свистящие, шипящие звуки, аффрикаты.

Звук [ц] и буква ц.

Уточнение артикуляции звука, соотнесение звука с буквой и символом, определение места звука в слове.

Уметь: четко произносить звук [ц]. Знать: правильную артикуляцию и характеристику звука. Уметь: выделять звук из ряда звуков, слогов, слов; определять место звука в слове; соотносить звук с буквой и символом.

Регулятивные УУД: целеполагание и постановка учебной задачи, наличие заданий, направленных на получение нового.

61

Звуки и буквы. Свистящие, шипящие звуки, аффрикаты.

Дифференциация [ц] – [с]

Уточнение и сравнение артикуляции и характеристик звуков  [ц]-[с].

Соотнесение звуков с буквами, символами и «опорами» для их обозначения на письме. Дифференциация звуков [ц]-[с] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах.

 Работа со словами-паронимами.

Уметь: четко произносить звуки [ц] и [с]. Знать и уметь: сравнивать правильную артикуляцию и характеристику звуков. Уметь: соотносить звуки с символами и буквами. дифференцировать звуки в изолированной позиции, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах.

Личностные УУД:     в рамках всех логопедических  занятий планируется организационный момент для успешного восприятия и воспроизведения информации.

62

Звуки и буквы. Свистящие, шипящие звуки, аффрикаты.

Дифференциация [ц] – [ч]

Уточнение и сравнение артикуляции и характеристик звуков  [ц]-[ч].

Соотнесение звуков с буквами, символами и «опорами» для их обозначения на письме. Дифференциация звуков [ц]-[ч] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах.

 Работа со словами-паронимами.

Уметь: четко произносить звуки [ц] и [ч]. Знать: правильную артикуляцию и характеристику звуков. Уметь: соотносить звуки с символами и буквами. дифференцировать звуки в изолированной позиции, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах.

Регулятивные УУД: целеполагание и постановка учебной задачи, наличие заданий, направленных на получение нового.

Буквы, сходные по оптическим и кинетическим признакам      5 часов

63

Буквы, сходные по оптическим и кинетическим признакам.

Дифференциация букв б-д, а-о, и-у, п-т, и-ш

Уточнение и сравнение артикуляции и характеристик звуков.

Соотнесение звуков с буквами, символами и «опорами» для их обозначения на письме.

Различение букв по оптическим и кинетическим признакам.

Знать и уметь: сравнивать правильную артикуляцию звуков. Уметь устанавливать связь между произнесенным звуком и его графическим изображением. Уметь: дифференцировать буквы по оптическим и кинетическим признакам, опираясь на количество и пространственное расположение элементов букв.

Личностные УУД:     в рамках всех логопедических  занятий планируется организационный момент для успешного восприятия и воспроизведения информации.

64

Буквы, сходные по оптическим и кинетическим признакам.

Дифференциация букв и-у, п-т, и-ш, л-м, к-н, н-п

Уточнение и сравнение артикуляции и характеристик звуков.

Соотнесение звуков с буквами, символами и «опорами» для их обозначения на письме. Различение букв по оптическим и кинетическим признакам.

Знать и уметь: сравнивать правильную артикуляцию звуков. Уметь устанавливать связь между произнесенным звуком и его графическим изображением. Уметь: дифференцировать буквы по оптическим и кинетическим признакам, опираясь на количество и пространственное расположение элементов букв.

Регулятивные УУД: целеполагание и постановка учебной задачи, наличие заданий, направленных на получение нового.

65

Буквы, сходные по оптическим и кинетическим признакам

Дифференциация букв и-у, п-т, и-ш, л-м, к-н, н-п

Уточнение и сравнение артикуляции и характеристик звуков.

Соотнесение звуков с буквами, символами и «опорами» для их обозначения на письме. Различение букв по оптическим и кинетическим признакам.

Знать и уметь: сравнивать правильную артикуляцию звуков. Уметь устанавливать связь между произнесенным звуком и его графическим изображением. Уметь: дифференцировать буквы по оптическим и кинетическим признакам, опираясь на количество и пространственное расположение элементов букв.

Регулятивные УУД: целеполагание и постановка учебной задачи, наличие заданий, направленных на получение нового.

66

Буквы, сходные по оптическим и кинетическим признакам

Дифференциация букв и-ш, л-м, к-н, н-п

Уточнение и сравнение артикуляции и характеристик звуков.

 Соотнесение звуков с буквами, символами и «опорами» для их обозначения на письме. Различение букв по оптическим и кинетическим признакам.

Знать и уметь: сравнивать правильную артикуляцию звуков. Уметь устанавливать связь между произнесенным звуком и его графическим изображением. Уметь: дифференцировать буквы по оптическим и кинетическим признакам, опираясь на  расположение элементов букв.

Личностные УУД:     в рамках всех логопедических  занятий планируется организационный момент для успешного восприятия и воспроизведения информации.

67

Буквы, сходные по оптическим и кинетическим признакам

Дифференциация букв и-ш, л-м, к-н, н-п

Уточнение и сравнение артикуляции и характеристик звуков.

 Соотнесение звуков с буквами, символами и «опорами» для их обозначения на письме. Различение букв по оптическим и кинетическим признакам

Знать и уметь: сравнивать правильную артикуляцию звуков. Уметь устанавливать связь между произнесенным звуком и его графическим изображением. Уметь: дифференцировать буквы по оптическим и кинетическим признакам, опираясь на  расположение элементов букв.

Личностные УУД:     в рамках всех логопедических  занятий планируется организационный момент для успешного восприятия и воспроизведения информации.

Закрепление пройденного     1 час

68

Проверка знаний, умений и навыков.

Итоговая работа.

Проверка усвоения навыков сформированности письма под диктовку и списывания.

Уметь: списывать с печатного текста и сличать написанное с образцом. Уметь: писать под диктовку в соответствии с программными требованиями.

Регулятивные УУД: целеполагание и постановка учебной задачи, наличие заданий, направленных на получение нового.

Итого: 68 часов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Баскетбол: Рабочая программа занятий спортивной секции для учащихся 5- 9 классов общеобразовательной школы.

Своеобразие настоящей программы заключается в том, что она создана на основе курса обучения игре в баскетбол с применением принципа вариативности, дающего возможность подбирать и планировать содержани...

Программа «Фитнес в школе» первый год обучения для учащихся 9-х классов общеобразовательной школы

Программа предусматривает практическую и теоретическую деятельность, направленную на овладение навыками и умениями двигательных упражнений.Включает в себя различные виды танцевальные движения, дыхател...

Программа "Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза, осложненной дизорфографией у учащихся 2-3 классов общеобразовательной школы"

Наиболее распространенной формой нарушения письменной речи у учащихся массовых школ является дисграфия на почве нарушений языкового анализа и синтеза.  Начиная со 2 класса, в письменных работах н...

Проверочные работы по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Коррекция дисграфии на почве нарушений языкового анализа и синтеза, осложненной дизорфографией, у учащихся 2-3 классов общеобразовательной школы»

Каждый этап коррекционной программы по требованию ФГОС должен завершаться проверочной работой. Представленные материалы позволяют оценить уровень усвоения морфологического анализа и синтеза в баллах....

Коррекция смешанной дисграфии у учащихся 3-4 классов общеобразовательной школы.

Анализ простых  предложений различной   структуры....

Занятие по коррекции смешанной дисграфии у учащихся 2-4 классов общеобразовательной школы.

Тема:   Анализ простых  предложений различной   структуры....