Методическое пособие «Реализация Комплексного плана противодействия идеологии терроризма в РФ на 2019-2023 гг. в рамках учебных занятий по дисциплине «Обществознание, включая экономику и право» в ОГБПОУ СОТА»
материал по обществознанию
ОГБПОУ СОТА
Методическое пособие
Программа
«Реализация Комплексного плана противодействия идеологии терроризма в РФ на 2019-2023 гг. в рамках учебных занятий по дисциплине «Обществознание, включая экономику и право» в ОГПОУ СОТА»
Разработала преподаватель: Гмырикова Светлана Владимировна
г. Смоленск
2020г.
Рассмотрено и одобрено
ЦМК общеобразовательных дисциплин
протокол № 1 от 28.08.20.
Председатель ________/Гмырикова С.В./
Составитель: Гмырикова Светлана Владимировна, преподаватель ОГБПОУ «Смоленская областная технологическая академия»
Рецензент: Самсоненко Олесия Ивановна, преподаватель ОГБПОУ «Смоленская областная технологическая академия»
Методическое пособие «Реализация Комплексного плана противодействия идеологии терроризма в РФ на 2019-2023 гг. в рамках учебных занятий по дисциплине «Обществознание, включая экономику и право» в ОГБПОУ СОТА» направлена на воспитание патриотизма как фактора профилактики и противодействия распространения идеологии терроризма, рассматривает вопросы противодействия идеологии терроризма в РФ в рамках учебных занятий.
2020г.
Пояснительная записка
Методическое пособие «Реализация Комплексного плана противодействия идеологии терроризма в РФ на 2019-2023 гг. в рамках учебных занятий по дисциплине «Обществознание, включая экономику и право» в ОГПОУ СОТА» создано на основе Комплексного плана противодействия идеологии терроризма в РФ на 2019-2023гг, разработанным Министерством просвещения РФ.
Методическое пособие направлена на воспитание патриотизма как фактора профилактики и противодействия распространения идеологии терроризма, рассматривает вопросы противодействия идеологии терроризма в РФ в рамках учебных занятий.
Цель: создание благоприятных условий для воспитания патриотизма как фактора профилактики и противодействия распространения идеологии терроризма в рамках учебных занятий по дисциплине «Обществознание, включая экономику и право» в ОГПОУ СОТА»
Задачи:
-рассмотреть вопросы сущности современного терроризма, идеологию, типологию и его крайнюю общественную опасность;
-рассмотреть вопросы формирования антитеррористической идеологии как фактора общественной безопасности в современной России.
-воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека, воспитание нравственных чувств и убеждений, уважение достоинства другого человека, равноправие, ответственность, любовь и верность, свободы совести и вероисповедания, толерантности, ценности религиозного мировоззрения.
Содержание дополнительной образовательной программы «Гражданское население в противодействии распространению идеологии терроризма» | Содержание примерной программы учебного предмета «Обществознание» (Примерная основная образовательная программа основного общего образования) ФГОС ООО | ФК ГОС | |
Модуль 1. Сущность современного терроризма, идеология, типология и его крайняя общественная опасность. | |||
Тема 1. Исторические корни и эволюция терроризма.
| |||
Предыстория терроризма. Идейные основы европейского революционного террора. Первый теоретик терроризма (М. Робеспьер). Политический террор. Истоки терроризма в России. Революционный террор в России (вторая треть ХIХ ─ начало ХХ вв.). Американский рок. Османская модель. «Белый» и «красный» террор в России.
| Опасность политического экстремизма.
| ФК ГОС ООО Человечество в XXI веке, основные вызовы и угрозы. Причины и опасность международного терроризма. Опасность политического экстремизма.
ФК ГОС СОО Процессы глобализации. Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века. | |
Тема 2. Современный терроризм: понятие, сущность, разновидности. |
| ||
Определение понятия «терроризм». Общая характеристика терроризма как идеологии насилия. Зарубежный опыт законодательного определения терроризма. Причины и факторы современного терроризма. Коррупция как один из ключевых факторов возникновения идеологии терроризма в современной России. Незаконная миграция как одна из главных причин ксенофобии и мигрантофобии. Структурные элементы терроризма. Разновидности терроризма. Природа этнорелигиозного терроризма. | Глобальные проблемы современности. Опасность международного терроризма. Национальное самосознание. Отношения между нациями. Россия – многонациональное государство. Религия как форма культуры. Мировые религии. Роль религии в жизни общества.
| ФК ГОС ООО Человечество в XXI веке, основные вызовы и угрозы. Причины и опасность международного терроризма. Религия, религиозные организации и объединения, их рольв жизни современного общества. Свобода совести.
ФК ГОС СОО Процессы глобализации. Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века. | |
Тема 3. Международный терроризм как глобальная геополитическая проблема современности. | |||
Сущность и идеология современного международного терроризма. Международное сотрудничество в противодействии терроризму. Глобальная контртеррористическая стратегия ООН. Международная стратегия противодействия идеологии терроризма в условиях глобализации. Международный опыт профилактики терроризма.
| Усиление взаимосвязей стран и народов. Глобальные проблемы современности. Опасность международного терроризма.
Межгосударственные конфликты и способы их разрешения.
| ФК ГОС ООО Человечество в XXI веке, основные вызовы и угрозы. Причины и опасность международного терроризма. Опасность политического экстремизма.
ФК ГОС СОО Процессы глобализации. Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века. | |
Тема 4. Виды экстремистских идеологий как концептуальных основ идеологии терроризма.
| |||
Идеология крайнего национализма (шовинизма). Идеология расизма. Идеология неонацизма. Идеология сепаратизма. Идеология ваххабизма. Общие негативные антиобщественные качества (антигуманизм, ставка на насилие и др.).
| Глобальные проблемы современности. Опасность международного терроризма. Опасность политического экстремизма.
| ФК ГОС ООО Человечество в XXI веке, основные вызовы и угрозы. Причины и опасность международного терроризма. Опасность политического экстремизма. ФК ГОС СОО Процессы глобализации. Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века. | |
Тема 5. Особенности идеологического влияния террористических сообществ на гражданское население.
| |||
Специфика преступных идеологем террористов. Особенности их лозунгов, методов «защиты» веры, этнонациональных прав, интересов личности. Региональные особенности распространения идеологии терроризма. Факторы, влияющие на формирование идеологии участников террористических групп и организаций, а также их пособников и сочувствующих.
| Опасность международного терроризма. Опасность политического экстремизма.
| ФК ГОС ООО Человечество в XXI веке, основные вызовы и угрозы. Причины и опасность международного терроризма. Опасность политического экстремизма. ФК ГОС СОО Процессы глобализации. Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века.
| |
Тема 6.Идеология терроризма и «молодежный» экстремизм | |||
Понятие и сущность «молодежного экстремизма». Причины «молодежного экстремизма». Факторы, оказывающие наиболее существенное влияние на формирование «молодежного экстремизма». Основные формы проявления «молодежного экстремизма». Отличие «молодежного экстремизма» от экстремизма вообще.
|
Особенности подросткового возраста. Особенности социализации личности в подростковом возрасте.
| ФК ГОС ООО Личность. Социализация индивида[1]. Особенности подросткового возраста. ФК ГОС СОО Молодёжь как социальная группа, особенности молодёжной субкультуры. Социализация индивида. Социальная роль. Социальные роли в юношеском возрасте. Духовная жизнь человека. Самосознание индивида и социальное поведение. Ценности и нормы. Мотивы и предпочтения. Свобода и ответственность. Отклоняющееся поведение и его типы. | |
Модуль 2.Формирование антитеррористической идеологии как фактор общественной безопасности в современной России. | |||
Тема 1.Современнаянормативно-правовая база противодействия терроризму в Российской Федерации. | |||
Правовые основы и принципы государственной политики в сфере противодействия терроризму. Особенности государственной политики по противодействию терроризму в современной России. Юридические и организационные аспекты профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма. Федеральный закон «О противодействии терроризму» от 6 марта 2006 года № 35-Ф3. Сущность основных понятий и терминов, применяемых в указанном законодательном акте.
| Государство, его существенные признаки. Функции государства. Наше государство – Российская Федерация. Конституционные основы государственного строя Российской Федерации. Конституционные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации. Конституционные обязанности гражданина Российской Федерации. Правоохранительные органы.
| ФК ГОС ООО Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации. Правоохранительные органы. Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина. ФК ГОС СОО Право в системе социальных норм. Система российского права. Законотворческий процесс в Российской Федерации.
| |
Модуль 3. Воспитание патриотизма как фактор профилактики и противодействия распространения идеологии терроризма.
| |||
Тема 1.Патриотизм ─гражданское чувство любви и преданности Родине.
| |||
Сущность понятия «патриотизм». Основные характеристики. Патриотизм как положительный нравственный принцип и антипод шовинизма. Участие социальных институтов (государства, школы, СМИ, семьи и др.) в формировании патриотизма. Семья и школа как основные социальные институты в сфере формирования патриотизма. Патриотизм ─ ключевой фактор идентичности и сопричастности учащихся к истории Родины.
| Гражданственность и патриотизм.
Семья и семейные отношения. Семейные ценности и традиции.
Образование, его значимость в условиях информационного общества. Система образования в Российской Федерации. Конституционные основы государственного строя Российской Федерации.
| ФК ГОС ООО Семья как малая группа.Отношения между поколениями. Образование и его значимость в условиях информационного общества. ФК ГОС СОО Семья и брак. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации. Общественная значимость и личностный смысл образования. Знания, умения и навыки людей в условиях информационного общества.
| |
Тема 2. Межнациональная и межконфессиональная толерантность как составная часть патриотизма.
| |||
Сущность понятия «толерантность». Общая характеристика и виды толерантности. Межнациональная толерантность и веротерпимость. «Зеркальная» межнациональная толерантность. Факторы, влияющие на формирование толерантности у обучающихся (учащихся). Общечеловеческие ценности и права человека. Гармонизация общечеловеческих и национальных ценностей. Взаимоотношения в семье как фактор воспитания толерантности у подростков (молодежи). Методы воспитания толерантности у обучающихся (учащихся), формирования гуманистических ценностей. Специфика воспитания толерантности у учащихся различного возраста.
|
Россия – многонациональное государство. Социальные нормы как регуляторы поведения человека в обществе. Общественные нравы, традиции и обычаи. Как усваиваются социальные нормы. Общественные ценности. Уважение социального многообразия. Социализация личности. Межличностные конфликты и способы их разрешения. Семья и семейные отношения. Функции семьи. Семейные ценности и традиции. Конституционные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации. Конституционные обязанности гражданина Российской Федерации. | ФК ГОС ООО Большие и малые социальные группы. Этнические группы. Межнациональные и межконфессиональные отношения. Мировоззрение.Жизненные ценности и ориентиры. Свобода и ответственность. Социальные ценности и нормы. Мораль. Добро и зло. Гуманизм. Патриотизм и гражданственность. Межличностные отношения. Общение. Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение. Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина.
ФК ГОС СОО Этнические общности. Межнациональные отношения,этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации. Семья и брак. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации. Религиозные объединения и организации в Российской Федерации. Право в системе социальных норм. Система российского права. | |
Содержание обучения по учебной дисциплине
№ заня-тия | Наименование разделов, тем занятий | Обязательная учебная нагрузка | Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся | Формы и методы контроля | Примечание (*компетенции, междисциплинарные связи, литература) | ||
Кол-во часов | Тип (вид) занятия | Вид задания | Кол-во час. | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
1 | Введение. Обществознание как учебный курс. | 2 | Изучение нового материала (лекция) | ОИ 1, с.4-6 ДИ 1, с. 3-4. | |||
Раздел 1 Человек и общество | 18 | ||||||
Тема 1.1 Природа человека, врожденные и приобретенные качества. |
12 |
|
ДЗ | Владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности в сфере общественных наук. | |||
2 | Философские представления о социальных качествах человека. | 2 |
Комбинированное |
| ОИ 1, с.7-10 | ||
3 | Человек. Индивид. Личность. | 2 | Комбинированное | ОИ 1, с15-19 | |||
4 | Деятельность и мышление. Виды деятельности. | 2 |
Комбинированное | ОИ 1, с.11-15 ДИ 1, с. 22 – 34. | |||
5 | Социализация личности. Свобода человека и ее ограничители. | 2 | Комбинированное | ОИ 1, с.19-23 | |||
6 | Мировоззрение и его виды. Понятие толерантности. | 2 | Комбинированное | ОИ 1, с.21-23 ДИ 1, с. 14 – 15. | |||
7 | Проблема познаваемости мира. Понятие истины. |
2 |
Комбинированное | ОИ 1, с.23-33 ДИ 1, с. 67-73 | |||
Тема 1.2 Общество как сложная система. | 6 |
ДЗ | Умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности | ||||
8 | Представление об обществе. Многовариантность общественного развития. | 2 | Комбинированное | ОИ 1, с.33-42 ДИ 1 , с. 66-73 | |||
9 | Особенности современного мира. Понятие терроризма. | 2 | Комбинированное | ОИ 1, с.42-49 ДИ 1, с. 98-105 | |||
10 | Виды общества. |
2 | Контроль УЗ (ПЗ №1)
|
|
| ДЗ Практическая проверка | Способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания ОИ 1, с.42-44, ДИ 2 |
| Раздел 2 Духовная культура человека и общества |
14 |
|
|
|
|
|
| Тема 2.1 Духовная культура личности и общества |
4 |
|
|
| ДЗ | Умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности ДИ 4 |
11 | Понятие культуры. | 2 | Изучение нового материала (лекция) |
|
|
| ОИ 1, с.50-54 ДИ 1, с. 119-125
|
12 | Духовная культура личности и общества.
|
2 |
Контроль УЗ (ПЗ №2)
|
|
| ДЗ Практическая проверка | Способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания ОИ 1, с.50-54 ДИ 2
|
| Тема 2.2 Наука и образование в современном мире
|
4 |
|
|
| ДЗ | Умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности |
13 | Естественные и социально-гуманитарные науки.
| 2 | Изучение нового материала (лекция) |
|
|
| ОИ 1, с.54-60 ДИ 1, с.130-138 |
14 | Образование и его виды. Правовое регулирование образования. | 2 | Комбинированное |
|
|
| ОИ 1, с.60-68 ДИ 1, с.163-171
|
| Тема 2.3 Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры. |
6 |
|
|
| ДЗ | Владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности в сфере общественных наук |
15 | Мораль. Общечеловеческие ценности. Искусство.
| 2 | Комбинированное |
|
|
| ОИ 1, с.68-79
ДИ 1, с.125-129 |
16 | Религия и церковь. Этнорелигиозный терроризм. | 2 | Комбинированное |
|
|
| ОИ 1, с.84-86 |
17 | Религия как феномен культуры. |
2 |
Контроль УЗ (ПЗ №3)
|
|
| ДЗ Практическая проверка | Способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания ОИ 1, с.80-84 ДИ 1, с.144-155 ДИ 2
|
| Раздел 3 Экономика |
18 |
|
|
|
|
|
| Тема 3.1 Экономика и экономическая наука. Экономические системы. |
4 |
|
|
|
ДЗ
| Владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности в сфере общественных наук |
18 | Экономика как наука и хозяйство. Экономика семьи. Экономическое содержание собственности. Выбор и альтернативная стоимость. | 2 | Изучение нового материала (лекция) |
|
|
| ОИ 1, с.88-90,133-135 ДИ 1, с. 172-177
|
19 | Факторы производства и факторные доходы. Типы экономических систем. | 2 | Комбинированное |
|
|
| ОИ 1, с.93-97 ДИ 1, с. 172-177,204-211
|
| Тема 3.2 Рынок. Фирма. Роль государства в экономике
|
6 |
|
|
|
ДЗ
| Умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности
|
20 | Рынок и его законы. Экономика производителя. | 2 | Комбинированное |
|
|
| ОИ 1, с.97-106 ДИ 1, с. 189-197 ДИ 2 |
21 | Ценные бумаги. Фондовый рынок. Банковская система страны. | 2 | Комбинированное |
|
|
| ОИ 1, с.106-114 ДИ 1, с. 189-197
|
22 | Инфляция и антиинфляционная политика. Экономический рост и развитие. Бюджетная и налоговая политика государства. | 2 | Комбинированное |
|
|
| ОИ 1, с.114-117
|
| Тема 3.3 Рынок труда и безработица
|
4 |
|
|
|
ДЗ | Владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности в сфере общественных наук |
23 | Спрос и предложение на рынке труда. Государственное регулирование на рынке труда. Профсоюзы. | 2 | Комбинированное |
|
|
| ОИ 1, с.123-127 ДИ 1, с.206-210
|
24 | Безработица и борьба с ней. Экономическое поведение потребителей и защита его прав. | 2 | Комбинированное |
|
|
| ОИ 1, с.128-133 ДИ 1, с. 206-210
|
| Тема 3.4 Основные проблемы экономики России.
|
4 |
|
|
|
ДЗ
| Умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности
|
25 | Особенности современной экономики России. | 2 | Комбинированное |
|
|
| ОИ 1, с.138-139 ДИ 1, с. 211-216 ДИ 2 |
26 | Мировая экономика. Глобальные экономические проблемы. | 2 | Комбинированное |
|
|
| ОИ 1, с.139-140 ДИ 1, с. 211-216
|
| Раздел 4 Социальные отношения. | 20 |
|
|
|
|
|
| Тема 4.1 Социальная роль и стратификация. |
6 |
|
|
| ДЗ | Владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности в сфере общественных наук, ДИ 4 |
27 | Социальные отношения и стратификация. Социальная мобильность.
| 2 | Изучение нового материала (лекция) |
|
|
| ОИ 1, с.141-143 ДИ 1, с. 215-223
|
28 | Социальный статус и социальные роли.
| 2 | Комбинированное |
|
|
| ОИ 1, с.143-147 ДИ 1, с. 223-225
|
29 | Престижность профессиональной деятельности. | 2 | Контроль УЗ (ПЗ №4)
|
|
| ДЗ | ОИ 1, с.147-148 ДИ 1, с. 223-225 |
| Тема 4.2 Социальные нормы и конфликты
|
6 |
|
|
|
| Умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности ДИ 4 |
30 | Социальный контроль и самоконтроль. Социальные нормы. | 2 | Комбинированное |
|
|
| ОИ 1, с.152-155 ДИ 1, с. 226-230 |
31 | Девиантное поведение. Профилактика наркомании и алкоголизма.
| 2 | Комбинированное |
|
|
| ОИ 1, с.155-159 ДИ 1, с. 230-233
|
32 | Конфликт – виды, значение, методы решения. |
2 |
Контроль УЗ (ПЗ №5)
|
|
| ДЗ Практическая проверка | Умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач ОИ 1, с.160-165 ДИ 1, с. 230-233. ДИ 2 |
| Тема 4.3 Важнейшие социальные общности и группы.
|
8 |
|
|
|
ДЗ
| Владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности в сфере общественных наук, |
33 | Особенности социальной стратификации в современной России. | 2 | Комбинированное |
|
|
| ОИ 1, с.165-168 ДИ 1, с. 221-223 |
34 | Молодежь как социальная группа. «Молодежный» экстремизм. | 2 | Комбинированное |
|
|
| Умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей ОИ 1, с.168-171 ДИ 1, с.251-259 |
35 | Этнические общности. Межнациональные отношения. Межнациональная и межконфессиональная толерантность. | 2 | Комбинированное |
|
|
| Умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей ОИ 1, с.171-178 ДИ 1, с. 233-241 |
36 | Семья как малая группа. Роль семьи в формировании патриотизма. |
2 | Комбинированное |
|
| ДЗ Практическая проверка | Способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания ОИ 1, с.178-183 ДИ 1, с. 241-251 ДИ 2 |
| Раздел 5. Политика
| 20 |
|
|
|
|
|
| Тема 5.1. Политика и власть. Государство в политической системе
|
10 |
|
|
|
ДЗ
| Умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности
|
37 | Понятие власти.
| 2 | Изучение нового материала (лекция) |
|
|
| ОИ 1, с.184-189 ДИ 1, с. 260-263 |
38 | Государство как политический институт. | 2 |
Комбинированное |
|
|
| Способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания ОИ 1, с.189-191 ДИ 1, с. 260-263
|
39 | Формы государства. |
2 |
Контроль УЗ (ПЗ №6)
|
|
| ДЗ Практическая проверка | ОИ 1, с.191-195 ДИ 1, с.266-268 ДИ 2 |
40 | Типология политических режимов |
2 | Контроль УЗ (ПЗ №7)
|
|
| ДЗ Практическая проверка | Способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания ОИ 1, с.195-199 ДИ 1, с. 268-275, ДИ 2 |
41 | Правовое государство и гражданское общество. Государственный суверенитет. | 2 | Изучение нового материала (лекция) |
|
|
| ОИ 1, с.205-209 ДИ 1, с. 294-301 |
| Тема 5.2 Участники политического процесса
| 10 |
|
|
|
ДЗ
| Владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности в сфере общественных наук
|
42 | Личность и государство. | 2 | Комбинированное |
|
|
| ОИ 1, с.199-202 ДИ 1, с. 315-322
|
43 | Политическое лидерство и политическая элита.
| 2 | Комбинированное |
|
|
| ОИ 1, с.202-205
|
44 | Политические партии. Политические идеологии. Идеологии терроризма. Роль СМИ в жизни общества. | 2 | Комбинированное |
|
|
| ОИ 1, с.210-215 ДИ 1, с. 315-322
|
45 | Выборы и избирательные системы. |
2 | Контроль УЗ (ПЗ №8)
|
|
| ДЗ Практическая проверка | Способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания ОИ 1, с.207-210 ДИ 1, с.366 – 367 ДИ 2 |
46 | Отличительные черты выборов в демократическом обществе | 2 | Комбинированное |
|
|
| ОИ 1, с.215-216 ДИ 1, с. 302-309 |
| Раздел 6. Право
| 25 |
|
|
|
|
|
| Тема 6.1 Правовое регулирование общественных отношений.
| 6 |
|
|
|
ДЗ
| Умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности
|
47 | Юриспруденция как общественная наука. Право в системе социальных норм.
| 2 | Изучение нового материала (лекция) |
|
|
| ОИ 1, с.216-223 ДИ 1,с. 349-350
|
48 | Система права. Правовые основы борьбы с терроризмом. | 2 | Комбинированное |
|
|
| ОИ 1, с.218-223 ДИ 1, с. 323-329 |
49 | Правовые отношения и их структура. | 2 | Комбинированное |
|
|
| Умение определять назначение и функции различных социальных, экономических и правовых институтов ОИ 1, с.223-225 ДИ 1, с. 323-329 |
| Тема 6.2 Основы конституционного строя Российской Федерации |
10 |
|
|
|
ДЗ
| Умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности ДИ 4 |
50 | Конституционное право как отрасль российского права. | 2 | Комбинированное |
|
|
| ОИ 1, с.228-232 ДИ 1, с. 371-381
|
51 | Основы конституционного строя РФ. Система органов государственной власти. | 2 | Комбинированное |
|
|
| ОИ 1, с.232-243 ДИ 1 с. 371-381 |
52 | Основные конституционные права и обязанности граждан в России. | 2 | Комбинированное |
|
|
| ОИ 1, с.247-255 ДИ 2 |
53 | Понятие гражданства. | 2 | Комбинированное |
|
|
| ОИ 1, с.243-247
|
54 | Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени. | 2 | Комбинированное |
|
|
| ОИ 1, с.256-258
|
| Тема 6.3 Отрасли российского права
|
10 |
|
|
| ДЗ
| Умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности
|
55 | Гражданское право и гражданские правоотношения. | 2 | Комбинированное |
|
|
| ОИ 1, с.258-261 ДИ 1, с. 389-398 |
56 | Трудовое право и трудовые правоотношения. | 2 | Комбинированное |
|
|
| ОИ 1, с.261-270 ДИ 1, с. 398-405
|
57 | Административное право и административные правоотношения. | 2 | Комбинированное |
|
|
| ОИ 1, с.270-273 ДИ 1, с. 382-389
|
58 | Уголовное право. |
2
|
Комбинированное
|
|
| ДЗ
| ОИ 1, с.273-274 ДИ 1, с.405-415 |
59 | Уголовная ответственность. | 1 1 | Комбинированное Контроль УЗ (ДЗ) |
|
| ДЗ
| ОИ 1, с.274-278 ДИ 1,с. 405-415 |
| Всего | 118 |
|
|
|
|
|
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kompleksnyy_plan.docx | 78.17 КБ |
Предварительный просмотр:
ОГБПОУ СОТА
Методическое пособие
Программа
«Реализация Комплексного плана противодействия идеологии терроризма в РФ на 2019-2023 гг. в рамках учебных занятий по дисциплине «Обществознание, включая экономику и право» в ОГПОУ СОТА»
Разработала преподаватель: Гмырикова Светлана Владимировна
г. Смоленск
2020г.
Рассмотрено и одобрено
ЦМК общеобразовательных дисциплин
протокол № 1 от 28.08.20.
Председатель ________/Гмырикова С.В./
Составитель: Гмырикова Светлана Владимировна, преподаватель ОГБПОУ «Смоленская областная технологическая академия»
Рецензент: Самсоненко Олесия Ивановна, преподаватель ОГБПОУ «Смоленская областная технологическая академия»
Методическое пособие «Реализация Комплексного плана противодействия идеологии терроризма в РФ на 2019-2023 гг. в рамках учебных занятий по дисциплине «Обществознание, включая экономику и право» в ОГБПОУ СОТА» направлена на воспитание патриотизма как фактора профилактики и противодействия распространения идеологии терроризма, рассматривает вопросы противодействия идеологии терроризма в РФ в рамках учебных занятий.
2020г.
Пояснительная записка
Методическое пособие «Реализация Комплексного плана противодействия идеологии терроризма в РФ на 2019-2023 гг. в рамках учебных занятий по дисциплине «Обществознание, включая экономику и право» в ОГПОУ СОТА» создано на основе Комплексного плана противодействия идеологии терроризма в РФ на 2019-2023гг, разработанным Министерством просвещения РФ.
Методическое пособие направлена на воспитание патриотизма как фактора профилактики и противодействия распространения идеологии терроризма, рассматривает вопросы противодействия идеологии терроризма в РФ в рамках учебных занятий.
Цель: создание благоприятных условий для воспитания патриотизма как фактора профилактики и противодействия распространения идеологии терроризма в рамках учебных занятий по дисциплине «Обществознание, включая экономику и право» в ОГПОУ СОТА»
Задачи:
-рассмотреть вопросы сущности современного терроризма, идеологию, типологию и его крайнюю общественную опасность;
-рассмотреть вопросы формирования антитеррористической идеологии как фактора общественной безопасности в современной России.
-воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека, воспитание нравственных чувств и убеждений, уважение достоинства другого человека, равноправие, ответственность, любовь и верность, свободы совести и вероисповедания, толерантности, ценности религиозного мировоззрения.
Содержание дополнительной образовательной программы «Гражданское население в противодействии распространению идеологии терроризма» | Содержание примерной программы учебного предмета «Обществознание» (Примерная основная образовательная программа основного общего образования) ФГОС ООО | ФК ГОС | |
Модуль 1. Сущность современного терроризма, идеология, типология и его крайняя общественная опасность. | |||
Тема 1. Исторические корни и эволюция терроризма. | |||
Предыстория терроризма. Идейные основы европейского революционного террора. Первый теоретик терроризма (М. Робеспьер). Политический террор. Истоки терроризма в России. Революционный террор в России (вторая треть ХIХ ─ начало ХХ вв.). Американский рок. Османская модель. «Белый» и «красный» террор в России. | Опасность политического экстремизма. | ФК ГОС ООО Человечество в XXI веке, основные вызовы и угрозы. Причины и опасность международного терроризма. Опасность политического экстремизма. ФК ГОС СОО Процессы глобализации. Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века. | |
Тема 2. Современный терроризм: понятие, сущность, разновидности. | |||
Определение понятия «терроризм». Общая характеристика терроризма как идеологии насилия. Зарубежный опыт законодательного определения терроризма. Причины и факторы современного терроризма. Коррупция как один из ключевых факторов возникновения идеологии терроризма в современной России. Незаконная миграция как одна из главных причин ксенофобии и мигрантофобии. Структурные элементы терроризма. Разновидности терроризма. Природа этнорелигиозного терроризма. | Глобальные проблемы современности. Опасность международного терроризма. Национальное самосознание. Отношения между нациями. Россия – многонациональное государство. Религия как форма культуры. Мировые религии. Роль религии в жизни общества. | ФК ГОС ООО Человечество в XXI веке, основные вызовы и угрозы. Причины и опасность международного терроризма. Религия, религиозные организации и объединения, их рольв жизни современного общества. Свобода совести. ФК ГОС СОО Процессы глобализации. Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века. | |
Тема 3. Международный терроризм как глобальная геополитическая проблема современности. | |||
Сущность и идеология современного международного терроризма. Международное сотрудничество в противодействии терроризму. Глобальная контртеррористическая стратегия ООН. Международная стратегия противодействия идеологии терроризма в условиях глобализации. Международный опыт профилактики терроризма. | Усиление взаимосвязей стран и народов. Глобальные проблемы современности. Опасность международного терроризма. Межгосударственные конфликты и способы их разрешения. | ФК ГОС ООО Человечество в XXI веке, основные вызовы и угрозы. Причины и опасность международного терроризма. Опасность политического экстремизма. ФК ГОС СОО Процессы глобализации. Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века. | |
Тема 4. Виды экстремистских идеологий как концептуальных основ идеологии терроризма. | |||
Идеология крайнего национализма (шовинизма). Идеология расизма. Идеология неонацизма. Идеология сепаратизма. Идеология ваххабизма. Общие негативные антиобщественные качества (антигуманизм, ставка на насилие и др.). | Глобальные проблемы современности. Опасность международного терроризма. Опасность политического экстремизма. | ФК ГОС ООО Человечество в XXI веке, основные вызовы и угрозы. Причины и опасность международного терроризма. Опасность политического экстремизма. ФК ГОС СОО Процессы глобализации. Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века. | |
Тема 5. Особенности идеологического влияния террористических сообществ на гражданское население. | |||
Специфика преступных идеологем террористов. Особенности их лозунгов, методов «защиты» веры, этнонациональных прав, интересов личности. Региональные особенности распространения идеологии терроризма. Факторы, влияющие на формирование идеологии участников террористических групп и организаций, а также их пособников и сочувствующих. | Опасность международного терроризма. Опасность политического экстремизма. | ФК ГОС ООО Человечество в XXI веке, основные вызовы и угрозы. Причины и опасность международного терроризма. Опасность политического экстремизма. ФК ГОС СОО Процессы глобализации. Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века. | |
Тема 6.Идеология терроризма и «молодежный» экстремизм | |||
Понятие и сущность «молодежного экстремизма». Причины «молодежного экстремизма». Факторы, оказывающие наиболее существенное влияние на формирование «молодежного экстремизма». Основные формы проявления «молодежного экстремизма». Отличие «молодежного экстремизма» от экстремизма вообще. | Особенности подросткового возраста. Особенности социализации личности в подростковом возрасте. | ФК ГОС ООО Личность. Социализация индивида[1]. Особенности подросткового возраста. ФК ГОС СОО Молодёжь как социальная группа, особенности молодёжной субкультуры. Социализация индивида. Социальная роль. Социальные роли в юношеском возрасте. Духовная жизнь человека. Самосознание индивида и социальное поведение. Ценности и нормы. Мотивы и предпочтения. Свобода и ответственность. Отклоняющееся поведение и его типы. | |
Модуль 2.Формирование антитеррористической идеологии как фактор общественной безопасности в современной России. | |||
Тема 1.Современнаянормативно-правовая база противодействия терроризму в Российской Федерации. | |||
Правовые основы и принципы государственной политики в сфере противодействия терроризму. Особенности государственной политики по противодействию терроризму в современной России. Юридические и организационные аспекты профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма. Федеральный закон «О противодействии терроризму» от 6 марта 2006 года № 35-Ф3. Сущность основных понятий и терминов, применяемых в указанном законодательном акте. | Государство, его существенные признаки. Функции государства. Наше государство – Российская Федерация. Конституционные основы государственного строя Российской Федерации. Конституционные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации. Конституционные обязанности гражданина Российской Федерации. Правоохранительные органы. | ФК ГОС ООО Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации. Правоохранительные органы. Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина. ФК ГОС СОО Право в системе социальных норм. Система российского права. Законотворческий процесс в Российской Федерации. | |
Модуль 3. Воспитание патриотизма как фактор профилактики и противодействия распространения идеологии терроризма. | |||
Тема 1.Патриотизм ─гражданское чувство любви и преданности Родине. | |||
Сущность понятия «патриотизм». Основные характеристики. Патриотизм как положительный нравственный принцип и антипод шовинизма. Участие социальных институтов (государства, школы, СМИ, семьи и др.) в формировании патриотизма. Семья и школа как основные социальные институты в сфере формирования патриотизма. Патриотизм ─ ключевой фактор идентичности и сопричастности учащихся к истории Родины. | Гражданственность и патриотизм. Семья и семейные отношения. Семейные ценности и традиции. Образование, его значимость в условиях информационного общества. Система образования в Российской Федерации. Конституционные основы государственного строя Российской Федерации. | ФК ГОС ООО Семья как малая группа.Отношения между поколениями. Образование и его значимость в условиях информационного общества. ФК ГОС СОО Семья и брак. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации. Общественная значимость и личностный смысл образования. Знания, умения и навыки людей в условиях информационного общества. | |
Тема 2. Межнациональная и межконфессиональная толерантность как составная часть патриотизма. | |||
Сущность понятия «толерантность». Общая характеристика и виды толерантности. Межнациональная толерантность и веротерпимость. «Зеркальная» межнациональная толерантность. Факторы, влияющие на формирование толерантности у обучающихся (учащихся). Общечеловеческие ценности и права человека. Гармонизация общечеловеческих и национальных ценностей. Взаимоотношения в семье как фактор воспитания толерантности у подростков (молодежи). Методы воспитания толерантности у обучающихся (учащихся), формирования гуманистических ценностей. Специфика воспитания толерантности у учащихся различного возраста. | Россия – многонациональное государство. Социальные нормы как регуляторы поведения человека в обществе. Общественные нравы, традиции и обычаи. Как усваиваются социальные нормы. Общественные ценности. Уважение социального многообразия. Социализация личности. Межличностные конфликты и способы их разрешения. Семья и семейные отношения. Функции семьи. Семейные ценности и традиции. Конституционные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации. Конституционные обязанности гражданина Российской Федерации. | ФК ГОС ООО Большие и малые социальные группы. Этнические группы. Межнациональные и межконфессиональные отношения. Мировоззрение.Жизненные ценности и ориентиры. Свобода и ответственность. Социальные ценности и нормы. Мораль. Добро и зло. Гуманизм. Патриотизм и гражданственность. Межличностные отношения. Общение. Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение. Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина. ФК ГОС СОО Этнические общности. Межнациональные отношения,этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации. Семья и брак. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации. Религиозные объединения и организации в Российской Федерации. Право в системе социальных норм. Система российского права. |
Содержание обучения по учебной дисциплине
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебной дисциплины "Обществознание (включая экономику и право)" для студентов 1 курса специальности "Технология машиностроения"
Рабочая программа учебной дисциплины "Обществознание (включая экономику и право)" для студентов 1 курса специальности "Технология машиностроения"...
Электронные образовательные ресурсы к разделам программы учебной дисциплины "Обществознание (включая экономику и право)"
Перечень электронных образовательных ресурсов к разделам программы....
Методические указание по выполнению практических работ По дисциплине Обществознание (включая экономику и право)
Методические рекомендации по выполнению практической работы по учебной дисциплине Обществознание (включая экономику и право) являются частью учебно-методического комплекта и разработ...
Методические рекомендации для студентов 1 курса по выполнению практических работ по дисциплине «Обществознание (включая экономику и право)»
Методические рекомендации по выполнению практических заданий по дисциплине «Обществознание (включая экономику и право)», разработаны в помощь студентам для самостоятельного выполнения ими ...
Практические работы по учебной дисциплине «Обществознание (включая экономику и право)»
Содержание практического занятия определяется перечнем профессиональных умений по конкретной учебной дисциплине (модулю), а также характеристикой профессиональной деятельности выпускников, требованиям...
Мероприятия в рамках Комплексного плана противодействия идеологии терроризма в РФ на 2019-2023гг.
15 сентября 2020г. в группе ТО1-20 состоялось учебное занятие по дисциплине «Обществознание (включая экономику и право)» на тему «Мировоззрение. Понятие толерантности» в ...
Методические указания для обучающихся по проведению практических занятий для специальностей среднего профессионального образования Учебная дисциплина «Обществознание (включая экономику и право)»
Методические указания для обучающихся по проведению практических занятий являются частью основной профессиональной образовательной программ...