Особенности конструирования листов рабочей тетради по учебным дисциплинам в условиях реализации новых ФГОС.
статья на тему
Особенности конструирования листов рабочей тетради по учебным дисциплинам в условиях реализации новых ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochie_tetradi_i_ih_osobennosti.docx | 21.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности конструирования листов рабочей тетради по учебным дисциплинам в условиях реализации новых ФГОС.
Рабочие тетради давно применяются в системе среднего профессионального образования.
Достоинства:
1.системный подбор постепенно усложняющихся заданий;
2.экономия времени обучающегося за счет выполнения работы непосредственно на страницах пособия, т.е. на печатной основе, и, как следствие, возможность решения большего числа заданий.
Недостатки:
1. чаще всего они представляют собой краткие сборники задач; в них отсутствует вариативность заданий;
2. они редко ориентируют обучающихся на усвоение теоретических понятий.
Новое поколение рабочих тетрадей:
1. отсутствие механического соединения учебника и обычной тетрадки. В них умножаются достоинства того и другого.
2.информативность и самостоятельность работы обучающихся.
3. ответственность обучающихся за выполнение тех или иных заданий на разлинованном пространстве, за то, чтобы написанное слово было адекватно по значимости печатному слову.
4.Комплексность и комплектность.
Сходство и отличие от тетради с конспектами.
Сходство - знаковая форма представления учебной информации.
Отличие - в опорных конспектах учебная деятельность отражается в определенной логике, а в рабочей тетради она специально конструируется для активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся.
Функции рабочей тетради:
Обучающая. Предполагается формирование у обучающихся необходимых общих и профессиональных компетенций.
Развивающая. Рабочая тетрадь способствует развитию устойчивого внимания на уроке. Благодаря рабочей тетради учебный материал легче воспринимается. Рабочая тетрадь может быть инструментом в развитии мышления через специально разработанные задания и упражнения творческого характера.
Воспитывающая. Воспитание аккуратности в ведении конспекта.
Формирующая. Рабочая тетрадь формирует у обучаемых навыки самоконтроля при условии систематического заполнения листов рабочей тетради.
Рационализирующая. Рациональная организация учебного времени и учебной работы обучающихся. При работе с листами рабочей тетради основное время затрачивается на познание смысла изучаемых понятий.
Контролирующая. Рабочая тетрадь может быть использована для контроля знаний и умений обучающихся. При этом у преподавателя появляется возможность осуществлять этот контроль постоянно, на определенных этапах урока, так как учебный материала в листах рабочей тетради разбит на блоки.
Виды рабочих тетрадей:
Информационный вид рабочей тетради несет в себе информацию только о содержании учебного материала. Учебная информация в рабочей тетради задает учащимся ориентацию в содержании рассматриваемой темы. Данный вид рабочей тетради широко распространен в профессиональной школе, так как по многим учебным предметам нет учебного материала ни в одном учебнике или учебная информация рассредоточена по нескольким учебникам. Вследствие этого преподаватель вынужден конструировать учебную информацию в рабочей тетради.
Контролирующая рабочая тетрадь используется после изучения темы урока. Преподаватель с помощью листов рабочей тетради может не только установить факт знания или незнания, но и определить, на какой операции обучающийся допускает ошибку, и на этапе формирования понятия устранить ее.
Смешанный вид рабочей тетради включает в себя информационный и контролирующий блоки. В информационный блок включают новый учебный материал, в контролирующий помещают задания и тесты для контроля полученных знаний и умений, задания для самостоятельной работы
Типы рабочих тетрадей в профессиональном образовании:
Тетради для упражнений (тренинговые, тренажеры) предназначены для самостоятельной работы обучающихся, они способствуют формированию умений и навыков решения типовых задач и упражнений. Этот тип рабочих тетрадей может быть широко использован в методике обучения по общепрофессинальным и общеобразовательным дисциплинам.
Для формирования профессиональных компетенций в системе профессиональной подготовки широко применяется второй тип тетради — тетради по графическому моделированию. Профессиональная деятельность электромонтажников немыслима без конструирования и графического моделирования. Листы рабочей тетради с системой специальных практических заданий позволят будущему профессионалу развить воображение, память, мышление и другие познавательные процессы.
Семиотико-семантические рабочие тетради основаны на сочетании чертежей, схем, графических моделей со смысловыми интеллектуальными задачами творческого уровня. Листы рабочей тетради такого типа могут быть разработаны для развития диагностических и проектировочных умений и навыков будущего специалиста. Для этого необходимо специальным образом конструировать задачи и упражнения с опорой на содержательную основу профессиональной деятельности специалиста определенного профиля.
Общие требования к структуре рабочей тетради:
1.Рабочая тетрадь должна иметь предисловие, поясняющее обращение к обучающимся.
2.Система вопросов и заданий должна быть построена в соответствии со структурой и логикой формирования соответствующих понятий.
3.Между заданиями должна быть определена соподчиненность, касающаяся как содержания учебной дисциплины, так и межпредметных умений. Задача автора — вести обучающегося от темы к теме, от решения простых проблем к более сложным заданиям.
4. Иллюстрации в рабочей тетради должны быть рабочими, т.е. обучающими. К ним могут ставиться вопросы, требующие объяснения. Рисунок можно дополнить или предложить свой вариант. Там, где это возможно и оправдано, имеет смысл предложить начертить или дополнить схему.
5.Композиционное построение рабочей тетради зависит от замысла автора, от характера и содержания учебного материала, его объема характера вопросов и заданий. Однако в любом случае должны быть предусмотрены достаточное место для ответов обучающихся возможность исправления допущенных ошибок, неточностей. В конце каждой темы внутри тетради желательна серия контрольных вопросов, что позволяет лишний раз систематизировать знания обучающихся.
Особенности рабочих тетрадей по общепрофессинальным дисциплинам.
Полнота — наличие задач на освоение всех изучаемых понятий, фактов, методов профессиональной деятельности.
Группировка системы задач, обобщенные способы решения которых переносятся в решения задач широкого спектра профессиональной деятельности.
Связность всех блоков информации на листах рабочей тетради.
Возрастание трудности решения задач и планируемых результатов обучения.
Целевая ориентация — для каждой задачи определено место на листах рабочей тетради.
Целевая достаточность — достаточно задач закрепления методов решения, если они обладают свойством переноса на другие предметные области.
Психологическая комфортность обучаемых при работе с листом рабочей тетради. Учащиеся имеют возможность формировать понятия в индивидуальном темпе усвоения содержания учебной информации, проводить самоконтроль и контроль деятельности своего товарища.
Этапы конструирования рабочей тетради:
1.включение кратко сформулированных теоретических сведений для того, чтобы обучающийся мог осознанно и самостоятельно выполнять задания. он должен знать основные теоретические положения прорабатываемой темы.
2. демонстрация алгоритма, чтобы подготовить обучающихся к решению типовых задач.
3. предоставление возможности обучающемуся самостоятельно составлять алгоритмы решения задачи и включить задания творческого характера.
4.включение дополнительных сведений: примечаний, исторических данных, справок, отсутствующие в учебнике, выводов и резюме для расширения кругозора обучающихся
5. предложение списка литературы, позволяющего обучающимся познакомиться с версиями других авторов и более полно и глубоко освоить изучаемую тему.
Выводы:
1. Современная рабочая тетрадь - это часть учебно-методического комплекса (УМК), предназначенная для самостоятельной работы обучающихся непосредственно на ее страницах.
2. Цель применения рабочей тетради в профессиональном обучении — обеспечить последовательное формирование понятий, способствовать активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся на уроках теоретического и производственного обучения.
3. Конструирование рабочей тетради – процесс длительный, сложный, но творческий и существенно облегчающий работу преподавателя на уроках
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект "Развитие лингвистической одаренности школьников в условиях реализации нового ФГОС"
Смена парадигмы общественного развития и вхождение в информационно-техническое пространство нынешнего века сформулировали новое поле образовательной деятельности России. Бол...
Рабочая тетрадь по учебной дисциплине "Русский язык и культура речи"
Рабочая тетрадь по учебной дисциплине «Русский язык и культура речи» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальностям среднего профессион...
«Особенности современного учебного занятия в условиях реализации ФГОС нового поколения»
«Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем». Конфуций (551—479 до н.э.)...
Современный урок информатики в условии реализации новых ФГОС
Урок остается в настоящее время основной формой организации учебного процесса, однако системно-деятельностный подход вносит свои коррективы в его цели и структуру....
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ по учебной дисциплине Иностранный язык (английский)
Рабочая тетрадь по учебной дисциплине «Английский язык» на тему: “ Времена группы Simple ”разработана на основе рабочей программы и в соответствии с требованиями к уровню...
"Работа с одаренными детьми в условиях реализации нового ФГОС
quot;Работа с одаренными детьми в условиях реализации нового ФГОС...
Преподавание математики в условиях реализации новых ФГОС в сельской школе
Материал для вебинара...