Повышение творческой активности учащихся как педагогическая задача
статья на тему
Повышение творческой активности учащихся как педагогическая задача
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
Повышение творческой активности учащихся как педагогическая задача
В современном мире, который постоянно меняется и динамично развивается, важным становится не просто обучить учащегося необходимым предметным знаниям, умениям и навыкам, (часть из которых зачастую оказываются устаревшими или невостребованными), а личность учащегося, рассматриваемого в будущем активным деятелем.
Русский педагог С.Т. Шацкий говорил, что «… начатки творческой силы существуют почти у всех… надо лишь создать для проявления ее подходящие условия».[1]
Под творческой активностью учащегося понимается сформированное качество, которое выражает интенсивность его деятельности направленной на создание нового продукта либо совершенствование существующего. [2]2
Творческая активность находит выражение тогда, когда учащийся решает поставленные перед ним задачи самостоятельно, без помощи учителя, овладевая при этом знаниями и вырабатывая в процессе новые умения и навыки. Высшим уровнем творческой активности является стремление учащегося к самостоятельному решению поставленных перед ним проблем и осуществлению поисковой деятельности.
Эти умения активно развиваются при использовании различных педагогических технологий: активного обучения, игровых и исследовательских технологий.
Повышение творческой активности учащихся ведёт к накоплению системы знаний и фонда различных умственных операций: мышления (анализ, синтез, сравнение абстракция и т.д.); приёмов осмысленного запоминания (составление плана и смысловая группировка); способов учебной работы (умения слушать, контролировать, а также наблюдать и планировать); и применение усвоенных знаний, умений и навыков в решении новых задач.
Важным фактором повышения творческой активности и развития умственной самостоятельности учащихся выступает познавательный интерес, играющий роль носителя эмоционального состояния и волевых усилий личности.
Формирование познавательного интереса учащихся происходит по двум каналам: 1) с помощью средств отбора информации; 2) посредством включения учащихся в познавательную деятельность.
Это можно объяснить тем, что различная информация предоставляемая педагогом, какой бы интересной она не была, не всегда может удовлетворять учащихся. Учащиеся испытывают удовлетворения при условии, если они в процессе своей деятельности испытывают успех и чувство интеллектуального и духовного развития. Главным в деятельности учащихся является чувство своего роста и прогресса в условиях ситуаций успеха.
На сегодняшний день педагоги сходятся во мнении, что традиционные формы обучения в некоторой степени устарели и учащихся нужно удивить и заинтересовать, чтобы завладеть их вниманием.
Для повышения творческой активности учащихся педагогу необходимо осуществлять следующие действия:
1.Мотивировать учащегося на освоение новой для себя и интересной деятельности. Формировать у учащегося желание заниматься понравившимся ему видом деятельности.
2.Осуществить педагогическую диагностику изначального уровня знаний, умений учащегося. Создать для учащегося условия, которые поспособствуют снятию страха перед осуществлением предстоящей деятельности и освобождению от зажатости.
3.Прогнозировать деятельность учащегося и корректировать учебную программу с учётом разного уровня учащихся.
4.Определить содержание учебно-воспитательного процесса. Создавать учащемуся ситуации успеха.
5.Ставить перед учащимся воспитательные задачи.
6.Планировать конкретную деятельность в учебно-воспитательном процессе.
7.Определить перспективы самореализации учащихся в индивидуальной деятельности.
8.Выбирать воспитательные формы и методы. Осуществлять скрытую помощь учащемуся. Укреплять уверенность учащихся в себе, своих способностях и возможностях.
9.Организовывать и проводить учебно-воспитательные занятия. Постоянно усложнять и повышать требования при совместной деятельности. Стимулировать самовоспитание учащихся и укреплять веру в успешное завершение деятельности, нацеливать на желание искать новое и самовыражаться в процессе деятельности.
10.Организовывать и проводить общее дело с учащимися. Оказывать помощь учащемуся с самоопределением роли в общем деле, для наивысшей самореализации в деятельности.
11.Анализировать и оценивать результаты воспитательной деятельности.
12.Закреплять позитивные качества учащегося, нацеливать на дальнейшее занятие заинтересовавшим делом.[3]1
Одной из основных задач педагога является создание условий, в которых учащиеся испытывали бы уверенность в себе, в своих возможностях и чувство внутреннего удовлетворения. Он должен понимать, что учащимся необходимо оказывать помощь в достижении успехов в учебной деятельности. А для этого необходимо создание ситуаций успеха.
Использование ситуаций успеха способствует повышению творческой активности, а также помогает учащимся осознать себя полноценной личностью.
Одной из центральных задач развития личности является развитие творческого потенциала. При эмоциональном отношении ученика к выполняемой деятельности пробуждается творческий интерес к предмету. При самостоятельном достижении положительных результатов деятельности и решения поставленной перед ними творческой задачи учащиеся испытывают эмоциональное удовлетворение и получают уверенность в своих силах, появляется желание развить успех и усовершенствовать полученные знания.
[1] Зайцева И.Г. Обучение как творческий поиск [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.o-detstve.ru/forteachers/educstudio/profession/6200.html (дата обращения: 02.04.2013)
[2]2 Матюшкин А.М. Развитие творческой активности школьников. М.: Педагогика, 2009. С.160.
[3]1 Никешина И. Развитие творческой активности учащихся через создание на занятии ситуации успеха [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.maaam.ru/stati/pedagogika-i-obrazovanie/razvitie-tvorcheskoi-aktivnosti-uchashihsja-cherez-sozdanie-na-zanjati-situaci-uspeha.html (дата обращения: 02.04.2013)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Метод научного познания - как один из способов повышения познавательной и творческой активности учащихся
В статье рассматриваются комплексные проблемы, способствующие развитию умений и навыков самостоятельной исследовательской деятельности, которая: • Способствует более глубокому и про...
Разработка исследовательских проектов на уроках музыки как одна из форм повышения творческой активности учащихся
Циклограмма разработки исследовательских проектов...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/15/picture-179345-1358258272.jpg)
Педагогика сотрудничества как средство повышения творческой активности учащихся
Выступление на городском объединении учителей иностранного языка (2012-2013 учебный год)...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/15/picture-688673-1444901142.jpg)
Доклад "Дифференциация на уроке как средство повышения творческой активности учащихся"
Доклад "Дифференциация на уроке как средство повышения творческой активности учащихся". Разные учащиеся по-разному овладевают знаниями, умениями и навыками. Эти различия обусловлены тем, что кажд...
![](/sites/default/files/pictures/2016/04/24/picture-785264-1461493852.jpg)
проектная деятельность как одна из форм повышения творческой активности учащихся
Статья, рассказывающая на конкретном примере об организации проектной деятельности в школе....
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/21/picture-907535-1490097683.jpg)
Творческая презентация системы работы "Предметные недели как средство повышения познавательной и творческой активности учащихся"
Внеурочная работа – органичная часть учебного процесса, которая дополняет, развивает и углубляет его. Она рассматривается, как средство развития интереса к предмету, повышения качества знаний, развити...
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/21/picture-907535-1490097683.jpg)
Творческая презентация системы работы педагога по теме «Использование технологии проблемно- диалогического обучения на уроках математики как средство повышения познавательной и творческой активности учащихся"
Творческая презентация системы работы педагога по теме «Использование технологии проблемно- диалогического обучения на уроках математики как средство повышения познавательной и...