Повышение творческой активности учащихся как педагогическая задача
статья на тему
Повышение творческой активности учащихся как педагогическая задача
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
povyshenie_tvorcheskoy_aktivnosti_uchashchihsya_kak_pedagogicheskaya_zadacha.doc | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
Повышение творческой активности учащихся как педагогическая задача
В современном мире, который постоянно меняется и динамично развивается, важным становится не просто обучить учащегося необходимым предметным знаниям, умениям и навыкам, (часть из которых зачастую оказываются устаревшими или невостребованными), а личность учащегося, рассматриваемого в будущем активным деятелем.
Русский педагог С.Т. Шацкий говорил, что «… начатки творческой силы существуют почти у всех… надо лишь создать для проявления ее подходящие условия».[1]
Под творческой активностью учащегося понимается сформированное качество, которое выражает интенсивность его деятельности направленной на создание нового продукта либо совершенствование существующего. [2]2
Творческая активность находит выражение тогда, когда учащийся решает поставленные перед ним задачи самостоятельно, без помощи учителя, овладевая при этом знаниями и вырабатывая в процессе новые умения и навыки. Высшим уровнем творческой активности является стремление учащегося к самостоятельному решению поставленных перед ним проблем и осуществлению поисковой деятельности.
Эти умения активно развиваются при использовании различных педагогических технологий: активного обучения, игровых и исследовательских технологий.
Повышение творческой активности учащихся ведёт к накоплению системы знаний и фонда различных умственных операций: мышления (анализ, синтез, сравнение абстракция и т.д.); приёмов осмысленного запоминания (составление плана и смысловая группировка); способов учебной работы (умения слушать, контролировать, а также наблюдать и планировать); и применение усвоенных знаний, умений и навыков в решении новых задач.
Важным фактором повышения творческой активности и развития умственной самостоятельности учащихся выступает познавательный интерес, играющий роль носителя эмоционального состояния и волевых усилий личности.
Формирование познавательного интереса учащихся происходит по двум каналам: 1) с помощью средств отбора информации; 2) посредством включения учащихся в познавательную деятельность.
Это можно объяснить тем, что различная информация предоставляемая педагогом, какой бы интересной она не была, не всегда может удовлетворять учащихся. Учащиеся испытывают удовлетворения при условии, если они в процессе своей деятельности испытывают успех и чувство интеллектуального и духовного развития. Главным в деятельности учащихся является чувство своего роста и прогресса в условиях ситуаций успеха.
На сегодняшний день педагоги сходятся во мнении, что традиционные формы обучения в некоторой степени устарели и учащихся нужно удивить и заинтересовать, чтобы завладеть их вниманием.
Для повышения творческой активности учащихся педагогу необходимо осуществлять следующие действия:
1.Мотивировать учащегося на освоение новой для себя и интересной деятельности. Формировать у учащегося желание заниматься понравившимся ему видом деятельности.
2.Осуществить педагогическую диагностику изначального уровня знаний, умений учащегося. Создать для учащегося условия, которые поспособствуют снятию страха перед осуществлением предстоящей деятельности и освобождению от зажатости.
3.Прогнозировать деятельность учащегося и корректировать учебную программу с учётом разного уровня учащихся.
4.Определить содержание учебно-воспитательного процесса. Создавать учащемуся ситуации успеха.
5.Ставить перед учащимся воспитательные задачи.
6.Планировать конкретную деятельность в учебно-воспитательном процессе.
7.Определить перспективы самореализации учащихся в индивидуальной деятельности.
8.Выбирать воспитательные формы и методы. Осуществлять скрытую помощь учащемуся. Укреплять уверенность учащихся в себе, своих способностях и возможностях.
9.Организовывать и проводить учебно-воспитательные занятия. Постоянно усложнять и повышать требования при совместной деятельности. Стимулировать самовоспитание учащихся и укреплять веру в успешное завершение деятельности, нацеливать на желание искать новое и самовыражаться в процессе деятельности.
10.Организовывать и проводить общее дело с учащимися. Оказывать помощь учащемуся с самоопределением роли в общем деле, для наивысшей самореализации в деятельности.
11.Анализировать и оценивать результаты воспитательной деятельности.
12.Закреплять позитивные качества учащегося, нацеливать на дальнейшее занятие заинтересовавшим делом.[3]1
Одной из основных задач педагога является создание условий, в которых учащиеся испытывали бы уверенность в себе, в своих возможностях и чувство внутреннего удовлетворения. Он должен понимать, что учащимся необходимо оказывать помощь в достижении успехов в учебной деятельности. А для этого необходимо создание ситуаций успеха.
Использование ситуаций успеха способствует повышению творческой активности, а также помогает учащимся осознать себя полноценной личностью.
Одной из центральных задач развития личности является развитие творческого потенциала. При эмоциональном отношении ученика к выполняемой деятельности пробуждается творческий интерес к предмету. При самостоятельном достижении положительных результатов деятельности и решения поставленной перед ними творческой задачи учащиеся испытывают эмоциональное удовлетворение и получают уверенность в своих силах, появляется желание развить успех и усовершенствовать полученные знания.
[1] Зайцева И.Г. Обучение как творческий поиск [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.o-detstve.ru/forteachers/educstudio/profession/6200.html (дата обращения: 02.04.2013)
[2]2 Матюшкин А.М. Развитие творческой активности школьников. М.: Педагогика, 2009. С.160.
[3]1 Никешина И. Развитие творческой активности учащихся через создание на занятии ситуации успеха [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.maaam.ru/stati/pedagogika-i-obrazovanie/razvitie-tvorcheskoi-aktivnosti-uchashihsja-cherez-sozdanie-na-zanjati-situaci-uspeha.html (дата обращения: 02.04.2013)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Метод научного познания - как один из способов повышения познавательной и творческой активности учащихся
В статье рассматриваются комплексные проблемы, способствующие развитию умений и навыков самостоятельной исследовательской деятельности, которая: • Способствует более глубокому и про...
Разработка исследовательских проектов на уроках музыки как одна из форм повышения творческой активности учащихся
Циклограмма разработки исследовательских проектов...
Педагогика сотрудничества как средство повышения творческой активности учащихся
Выступление на городском объединении учителей иностранного языка (2012-2013 учебный год)...
Доклад "Дифференциация на уроке как средство повышения творческой активности учащихся"
Доклад "Дифференциация на уроке как средство повышения творческой активности учащихся". Разные учащиеся по-разному овладевают знаниями, умениями и навыками. Эти различия обусловлены тем, что кажд...
проектная деятельность как одна из форм повышения творческой активности учащихся
Статья, рассказывающая на конкретном примере об организации проектной деятельности в школе....
Творческая презентация системы работы "Предметные недели как средство повышения познавательной и творческой активности учащихся"
Внеурочная работа – органичная часть учебного процесса, которая дополняет, развивает и углубляет его. Она рассматривается, как средство развития интереса к предмету, повышения качества знаний, развити...
Творческая презентация системы работы педагога по теме «Использование технологии проблемно- диалогического обучения на уроках математики как средство повышения познавательной и творческой активности учащихся"
Творческая презентация системы работы педагога по теме «Использование технологии проблемно- диалогического обучения на уроках математики как средство повышения познавательной и...