Воспитание и развитие школьников в поликультурной среде
статья на тему
Основные цели воспитания и развития школьников в поликультурной среде:
ü формирование всесторонне и гармонически развитой личности, способной к творческому саморазвитию;
ü расширение возможностей самореализации;
ü воспитание молодежи, подготовленной к ответственной и продуктивной интеллектуальной, организаторской деятельности в открытом поликультурном мире;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Воспитание и развитие школьников в поликультурной среде | 19.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитание и развитие школьников в поликультурной среде
Творческая лаборатория «Стремление к прекрасному!»
Требования Государственного стандарта образования предполагает высокое развитие учебных умений и навыков, поэтому необходимо так построить работу со школьниками, чтобы максимально раскрыть образовательные возможности и творческие способности учащихся. Поддерживать у ребенка желание участвовать в разных мероприятиях позволяют нестандартные формы их проведения.
В МБОУ «Загустайская средняя общеобразовательная школа» действует творческая лаборатория «Стремление к прекрасному!».
Основные цели воспитания и развития школьников в поликультурной среде:
- формирование всесторонне и гармонически развитой личности, способной к творческому саморазвитию;
- расширение возможностей самореализации;
- воспитание молодежи, подготовленной к ответственной и продуктивной интеллектуальной, организаторской деятельности в открытом поликультурном мире;
Большие возможности для развития детей представляют методы народной педагогики, основанные на лаконичности и мудрости традиций народов и фольклоре. Приобщая школьников к пониманию и любви национальной культуры через активное участие в народных праздниках, можно добиться в образовании и воспитании учащихся значительных результатов.
Они начнут сознательно интересоваться историей своего народа и своей страны, заниматься краеведением, увлекаться творчеством.
Работа в творческой лаборатории проходит по следующим направлениям:
- учебно-исследовательская деятельность;
- литературно-музыкальные композиции;
- конкурсы художественного слова;
- литературные вечера;
Это одна из форм обучения учащихся во внеурочное время. Она стала популярной и интересной формой работы с детьми в моей практике, где приоритетным направлением в формировании личности учащихся считается гармоничное сочетание интеллектуального освоения учебного материала и эмоционального развития детей, обучения эстетическим и психологическим механизмам общения человека с наукой, различными видами искусства, другими людьми.
- Учебно-исследовательская деятельность
Данное направление работы охватывает организацию, подготовку и проведение мероприятий, расширяющих знания учащихся за пределы школьной программы, развивающих учебные умения и навыки школьников до уровня современных требований образовательного стандарта. Реальное воплощение поставленных целей осуществляется в форме школьных ученических конференций, конкурса исследовательских проектов, краеведческих чтений, а также элективных курсов.
Эти формы работы позволяют наиболее полно и эффективно реализовывать основные задачи современной школы, формировать и развивать интеллектуальные возможности школьников, способствовать воспитанию их активной жизненной позиции и социальной адаптации в современном мире.
- Литературные вечера, литературно-музыкальные композиции, конкурсы художественного слова проходят систематически в течение всего учебного года и предваряют проведение крупных общешкольных мероприятий.
В последнее время эти традиционные формы работы со школьниками продолжают оставаться популярными и сейчас.
Если попытаться систематизировать массовые мероприятия по сложности проведения, по охвату детей, по времени, затраченному на подготовку, можно выделить 3 основные группы:
1. Наиболее доступные и малотрудоемкие с точки зрения затрат времени и подготовки: викторина, обзор литературы и т.д.
2. Мероприятия, требующие значительной предварительной подготовки: литературная игра, путешествие по станциям, литературное лото, литературный аукцион и т.п.
3. Мероприятия, которые помимо предварительной подготовки, требуют значительной индивидуальной работы с участниками: литературная композиция, литературный вечер, литературный бал.
Подготовка и проведение мероприятия включают в себя несколько этапов и операций, общих для любой формы массовой работы. Учитель должен определить тему, обозначить цель проведения данного мероприятия. После этого составляется план работы, который отражает все этапы и направления деятельности.
Основные этапы подготовки и проведения мероприятий
- организационный момент: создание сценария, формирование участников, встречи с участниками, подготовка информации о мероприятии;
- подготовительный этап: подготовка презентации, распределение ролей, индивидуальная работа с участниками, подготовка реквизита;
- проведение мероприятия;
- заключительный этап: обсуждение мероприятия со школьниками и преподавателями, написание сочинений, оформление отчетов, отзывов.
Методические рекомендации:
При подготовке и проведении мероприятий нужно помнить, что существуют определенные педагогические требования, которые необходимо соблюдать, чтобы достичь поставленных целей:
- Мероприятие не самоцель, а средство воспитания, т.е. должно создавать цельность настроения, вызывать переживания, направленные на формирование определенных установок.
- Следует стремиться к вовлечению в действие широкого круга участников, чтобы каждый мог быть активен, проявить свои знания, способности и дарования. Идеальный вариант, когда все приглашенные могут принять участие.
- Мероприятие не должно быть перегружено и затянуто
- При проведении мероприятий нельзя ориентироваться на уже достигнутый уровень развития учащихся. Необходимо предусматривать и перспективу развития. Вместе с тем, нельзя ориентироваться и на завышенный уровень развития. Мы знаем, что когда что-то слишком просто – это неинтересно, когда очень сложно – тоже неинтересно. Излишняя простота и излишняя сложность ведут к отсутствию внимания и интереса, а значит, проведенная работа будет бесцельной.
- Мероприятие должно быть захватывающим, что зависит от форм подачи материала, активности участников. Школьники младшего школьного возраста и подростки нуждаются в том, чтобы преподносимое им было интересно и занимательно. Чем красочнее и ярче подаваемый материал, тем сильнее будет его влияние.
- Мероприятие не должно быть “мероприятием». Активное применение различных форм работы должно отличать их от школьного урока. Новые формы способствуют развитию творческой активности, интеллектуальных способностей
- При подготовке массовых мероприятий необходимо учитывать возрастные и психологические особенности школьников. Это должно определять и формы работы. В младшем школьном возрасте закладываются основы представлений о мире, жизни, формируются привычки. То, что ребенок недополучил в этом возрасте, не восполнится уже никогда.
Подготовка и проведение мероприятия включают в себя несколько этапов и операций, общих для любой формы массовой работы. Учитель должен определить тему, обозначить цель проведения данного мероприятия. После этого составляется план работы, который отражает все этапы и направления деятельности.
Любая работа действенна, когда она проводится в системе. Поэтому необходимо стремиться к созданию именно целостной системы приобщения учащихся всех возрастных групп к участию в проводимых мероприятиях
В заключение хотелось бы подчеркнуть, что обязательным условием успешной работы учителя является тесное взаимодействие с другими структурными подразделениями школы, с учителями предметниками, родителями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
духовно-нравственное воспитание и развитие школьников в условиях школы-интерната
1.Актуальность темы2.цели и задачи3.воспитание духовности,используя"Основы православной культуры"4.приоритетные деятельностные направления...
Нестандартные задачи как средство обучения, воспитания и развития школьников
Материал из опыта работы по указанной теме. Систематизация задач школьного курса, их роль и назначение, некоторые приемы решения нестандартных задач...
Воспитание и развитие школьников в современной школе
Воспитание и развитие школьников в современной школе...
Духовно-нравственное воспитание и развитие школьников средствами проектной деятельности на уроках литературы и краеведения
Из опыта работы...
Экологическое воспитание - гармоничное развитие школьников
О семинаре биологов...
Современный ученик: путь к успеху (факторы личностного развития школьника в педагогической среде).
Статья посвящена проблемиам повышения качества работы современного учителя-предметника, выстраиванию им индивидуальной стратегии работы с каждым ребенком и классом в целом на основе психологической ди...
Методическая разработка «Формирование понятия этнической толерантности у школьников в поликультурной среде».
Воспитание в детях терпимого отношения к людям различных национальностей, конфессий. Уважительного отношения к людям различных социальных слоев, к старшему поколению....