Деловая игра "Мир профессий" (воспитанники 4-5 классов)
план-конспект занятия (5 класс) на тему

Кто я? Какой я? Что я могу? – от того, какой ответ даст подросток на эти вопросы и будет ли вообще ответ на них, зависит его будущее.

Работа по профессиональной ориентации обучающихся является одной из приоритетных в организации деятельности современной школы. 

Данная деятельность реализуется через образовательный процесс, внеурочные целевые мероприятия. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_v_mire_professiy.docx33.91 КБ

Предварительный просмотр:

Деловая игра «В мире профессий»

Дата проведения: 15 апреля 2016 года.

Форма внеклассного мероприятия: деловая игра.

Цель: продолжить работу по ознакомлению детей о существующих профессиях, прививать интерес к различным видам деятельности.

Задачи:

Образовательная - глубже раскрыть и закрепить знания детей о профессиях.

Развивающая – расширить кругозор и познавательный интерес детей к профессиям; способствовать развитию связной речи; развивать познавательный интерес и творческие способности воспитанников, их логическое мышление, речь; развивать внимание, память, сообразительность.

Воспитательная – формировать уважение к труду взрослых разных профессий, определить значимость и нужность этих профессий.

Оборудование: таблички, картины и рисунки с изображениями людей различных профессий, картинки с изображением инструментов, карточки с профессиями.

Ход  мероприятия.

Ребята делятся на четыре группы, выбирая фигуру  (красного, зелёного, жёлтого, синего) цвета,  садятся за определённый стол. Ведущий даёт характеристику  группам учеников  в зависимости от выбранного цвета.

Те, кто выбрали:

- синий цвет - чувствительные и впечатлительные  люди, спокойные и уравновешенные, они отличаются утончённостью и  хорошим эстетическим развитием;                                                                                                    

- зелёный  цвет -  испытывают потребность в похвале, хотят быть лучше всех;

- жёлтый  цвет - мечтательны с богатым воображением,  фантазеры, но не готовы активно действовать, живут больше в будущем, чем в настоящем;  

- красный - активные, энергичные,  деятельные, напористые, шумные.  

                    Ведущий:  Все мы с вами разные, со своими особенностями, индивидуальными способностями, возможностями,  интересами, каждый из нас -  это отдельный мир  знаний, эмоций, чувств,  переживаний, стремлений.

А что нас объединяет, чем мы похожи?

(Ребята  называют  общее, что их объединяет).

 Ведущий 1.  Давайте себе представим жизнь без работы: и дома и в школе никто ничего не делает, все отдыхают. Что бы было?

- Профессия – это род занятий, любимое дело, труд всей жизни. А потому любимое дело  выбирается один раз и на всю жизнь. Но как тяжело выбирать! Ведь и врачом хочется стать, и юристом, и  артистом. Вот поэтому уже сейчас нужно готовиться к серьезному выбору. А что вы знаете о профессиях, мы сегодня и узнаем. Наша встреча будет проходить в форме деловой игры.

Ведущий 2.          

Профессий много есть на свете,

Но выбрать вы должны лишь ту,

Что всех дороже вам на свете,

Чтоб посвятить себя труду.

Ведущий:  Ребята в мире существует множество профессий, более 50 тысяч, все и не перечислить.

- А давайте попробуем быстро,  без остановки, назвать 5 профессий. (Называют).

-А теперь назовите 10 профессий.  (Называют).

Ведущий:  А сейчас начинаем  деловую игру. Команды приглашаются к столам. Пока команды  занимают свои места, мы проведем разминку со зрителями.

Ведущий  читает начало предложения, а дети должны его закончить:

Трактор водит

(тракторист),

Электричку –

(машинист),

Стены выкрасил

(маляр),

Доску выстругал

(столяр),

В доме свет провел

(монтёр),

В шахте трудится

(шахтёр),

В жаркой кузнице

(кузнец),

Кто всё знает – молодец!  

Первый конкурс будет разминкой. Все вопросы – загадки об орудиях труда.

  1. По полотняной дорожке скачет на одной ножке  (швейная машина).
  2. Древесину ест едок, сто зубов в один рядок  (пила).
  3. Где упрется хвостом, станет дырка потом  (шило).
  4. Сам худ, голова с пуд, как ударит -  крепко станет  (молоток).

         Ведущий 2.  Начинаем  второй конкурс.  В этом конкурсе все вопросы о профессиях.

  1. Специалист, проектирующий дома, участки, города  (архитектор).
  2. Специалист, лечащий животных  (ветеринар).
  3. Специалист, ответственный за выпуск газет и журналов  (редактор).
  4. Специалист, следящий за состоянием окружающей среды   (эколог).

Ведущий.   Второй конкурс окончен.   Приступаем к следующему конкурсу. 

Конкурс капитанов «Криминалисты».

- Мы нашли какие-то вещи. Их необходимо вернуть. Для участия в этом конкурсе приглашаются по одному участнику от каждой команды.

(На столе лежат различные вещи и инструменты. Участникам предлагается по очереди брать по одному предмету (электрическую лампочку (электрик), ручку с красной пастой (учитель), поварешку (повар), расческу (парикмахер), катушку ниток с иголкой (швея, портной), термометр (врач)) и называть профессию человека, которому на его взгляд она принадлежит, объяснить, почему он так считает).

Ведущий:  Весь рынок труда подразделяется на профессии и должности.

Профессия—  вид трудовой деятельности человека.  

Специальность — вид занятий в рамках одной профессии. Например, профессия — врач, специальность— терапевт, педиатр; профессия — учитель, специальность — математика, физика.  Должность — проявление профессии, обязанности (заведующего, руководитель проекта), с профессией в целом (психолог в организации). 

Конкурс «Профессия или должность?»

Необходимо, как можно быстрее разложить по двум столбикам листочки с надписями «профессия» и «должность». (Врач, педагог, директор, строитель, бригадир, повар, заведующая инженер, мастер). Приглашаются для участия в конкуре два человека. (Победитель получает жетон).

Конкурс «Профессия на букву». «Кто больше?»

На доске написаны буквы: К, Р, Ф, П. Надо записать профессии или специальности, начинающиеся на эти буквы. Чья команда вспомнит больше?

                    Игра со зрителями  «Самая-самая».

Ведущий: Пока участники конкурса пишут, зрителям предлагается поиграть. Сейчас вам будут предлагаться некоторые необычные характеристики профессий, а вы должны по очереди называть те профессии, которые, по вашему мнению, в большей степени данной характеристике соответствуют.

(Самая сладкая профессия, самая детская профессия, самая смешная профессия).

Конкурс «Храбрый портняжка».

Приглашаются два мальчика. Необходимо как можно быстрее вдеть нитку в иголку. (Победитель получает жетон).

Конкурс «Авиаконструкторы».

Приглашаются четыре девочки, им предлагается как можно быстрее сделать самолетик из бумаги. Провести испытание самолетов и дать жетон той девочке, чей самолет полетит дальше.

Конкурс  «Медики».

Приглашаются четыре участника. Необходимо как можно скорее и правильно сделать перевязку условной раны. Победитель получает жетон. 

(В перерыве все участники готовятся к пантомиме).

Игра со зрителями. Загадки (За правильный ответ-жетон.)

1. Кладет кирпич за кирпичом,

Растет этаж за этажом,

И с каждым часом, с каждым днем,

Все выше, выше новый дом. (Каменщик)

2. Топором, рубанком

    Выстругал он планки,

Сделал подоконники

Без сучка-задоринки. (Плотник)

3. Ставят ловких две руки

Каблуки на башмаки,

И набойки на каблук -

Тоже дело его рук. (Сапожник)

4. На работе день за днем

Управляет он рукой.

Поднимает та рука

Сто пудов под облака. (Крановщик)

  1. Кто по рельсам - по путям

  Поезда приводит к нам? (Машинист)

6. Любит он цветы сажать,

Их растить и поливать. (Цветовод)

7. В небе высоко летает,

Облака он разгоняет. (Летчик)

8. Лечит он собак и кошек,

Попугаев, обезьян. (Ветеринар)

Конкурс  «Актерское мастерство».

 Каждая команда показывает пантомиму, какой либо профессии, но необходимо заранее сказать педагогу, что это за профессия, и так чтобы, зрители отгадали. Если зрители сразу отгадали задуманную профессию, то «актер» получает жетон.

Ведущий: Все профессии, как известно, принято подразделять на 5 категорий в зависимости от типа взаимоотношений человека и объекта действия: «человек – природа», «человек – человек», «человек – техника», «человек – художественный образ», «человек – знаковая система». На столах каждой команды имеются карточки с «классификацией профессий в зависимости от предмета труда». Команды получают карточки с названиями профессий  и распределяют их в соответствии с классификацией, нужно записать их напротив той категории профессий, к которой профессия, на ваш взгляд,  относится.

                  (В данном тексте профессии уже распределены по группам.)

 «Человек – природа»

Предмет труда: растительные организмы, животные организмы, микроорганизмы.

кинолог,  мастер-животновод, зоотехник, агроном, цветоводы, лаборант химико-бактериологического анализа

«Человек – техника»

Предмет труда: технические объекты (машины, механизмы), материалы, виды энергии.

инженер-механик, архитектор, электромонтажник, радиомеханик, строитель, сборщик компьютеров, специалист по телекоммуникациям

«Человек – человек»

Предмет труда - люди.

врач, учитель, психолог, парикмахер, экскурсовод, менеджер, руководитель художественного коллектива

«Человек - знаковая система»

Предмет труда: условные знаки, цифры, коды, естественные или искусственные языки.

переводчик, чертежник, экономист, инженер, топограф, секретарь-машинистка, программист

«Человек - художественный образ»

 Предмет труда: художественный образ, способы его построения.

артист, актёр, художник, музыкант, дизайнер, резчик по камню, литературный работник.

Ведущий: А сейчас  проведём игру  – дискуссию  «Кто нужен нашему поселку?».

        - Давайте представим, что мы – это город. Какие профессии необходимы для жизнеобеспечения  города? Какие профессии востребованы в нашем городе?

Обсуждение:  

  1. Сможет ли жить и процветать наш город   с таким набором профессий? Почему?

Выводы жителей города: городу нужны  разные профессии и  специалисты  разных уровней из всех сфер общественного производства. Престижность профессии  зависит от человека, от его способностей, возможностей  и умения реализовать себя, добиться успеха в  профессии.

Ведущий: Давайте подведем итог урока: «Какой должна быть профессия человека?»     (формула правильного выбора профессий).                                              

ПРОФЕССИЯ – должна нравиться;

ПРОФЕССИЯ -  должна соответствовать  возможностям и способностям человека;

ПРОФЕССИЯ – должна быть  востребованной на рынке труда.                                          

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока-деловой игры по теме "Четырехугольники". 8 класс

Существует различные пути формирования учебно- познавательной компетенции, одним из которых являются нестандартные уроки. Приведем пример деловой игры.На таких уроках моделируется реальная ситуа...

Деловая игра "Площади многоугольников" для 8 класса

материал может быть интересен учителям математики....

Рабочая программа элективного курса "Деловой русский язык" для 10-11 классов

Рабочая программа элективного курса «Деловой русский язык» составлена на основе  авторской программы М.Ю.Касумовой Деловой русский язык. 10-11 классы // Касумова М.Ю. Деловой р...

Урок-деловая игра по математике для 11 класса "ЖИЛЬЁ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ" в рамках подготовки к ЕГЭ

Цели урока:   1. Способствовать при подготовке к ЕГЭ  развитию умений применять     математические знания,закрепление знаний, умений и навыков при решении...

Деловая игра "Математика и туризм". 5 класс 2012 год.

Цели игры : повторить и закрепить умения решать задачи на проценты, повторить признаки делимости, развитие учащихся позновательного интереса к математике, умения применять свои знания к практичесим си...

Деловая игра для учащихся 7 – 9 классов. "Деловая игра научит правилам труда"

Знакомство  с непосредственной профессиональной деятельностью помощника воспитателя (няни) в детском саду (погружение в трудовую деятельность) в новой форме работы с обучающимися «Дело...