Деловая игра "Мир профессий" (воспитанники 4-5 классов)
план-конспект занятия (5 класс) на тему
Кто я? Какой я? Что я могу? – от того, какой ответ даст подросток на эти вопросы и будет ли вообще ответ на них, зависит его будущее.
Работа по профессиональной ориентации обучающихся является одной из приоритетных в организации деятельности современной школы.
Данная деятельность реализуется через образовательный процесс, внеурочные целевые мероприятия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_v_mire_professiy.docx | 33.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Деловая игра «В мире профессий»
Дата проведения: 15 апреля 2016 года.
Форма внеклассного мероприятия: деловая игра.
Цель: продолжить работу по ознакомлению детей о существующих профессиях, прививать интерес к различным видам деятельности.
Задачи:
Образовательная - глубже раскрыть и закрепить знания детей о профессиях.
Развивающая – расширить кругозор и познавательный интерес детей к профессиям; способствовать развитию связной речи; развивать познавательный интерес и творческие способности воспитанников, их логическое мышление, речь; развивать внимание, память, сообразительность.
Воспитательная – формировать уважение к труду взрослых разных профессий, определить значимость и нужность этих профессий.
Оборудование: таблички, картины и рисунки с изображениями людей различных профессий, картинки с изображением инструментов, карточки с профессиями.
Ход мероприятия.
Ребята делятся на четыре группы, выбирая фигуру (красного, зелёного, жёлтого, синего) цвета, садятся за определённый стол. Ведущий даёт характеристику группам учеников в зависимости от выбранного цвета.
Те, кто выбрали:
- синий цвет - чувствительные и впечатлительные люди, спокойные и уравновешенные, они отличаются утончённостью и хорошим эстетическим развитием;
- зелёный цвет - испытывают потребность в похвале, хотят быть лучше всех;
- жёлтый цвет - мечтательны с богатым воображением, фантазеры, но не готовы активно действовать, живут больше в будущем, чем в настоящем;
- красный - активные, энергичные, деятельные, напористые, шумные.
Ведущий: Все мы с вами разные, со своими особенностями, индивидуальными способностями, возможностями, интересами, каждый из нас - это отдельный мир знаний, эмоций, чувств, переживаний, стремлений.
А что нас объединяет, чем мы похожи?
(Ребята называют общее, что их объединяет).
Ведущий 1. Давайте себе представим жизнь без работы: и дома и в школе никто ничего не делает, все отдыхают. Что бы было?
- Профессия – это род занятий, любимое дело, труд всей жизни. А потому любимое дело выбирается один раз и на всю жизнь. Но как тяжело выбирать! Ведь и врачом хочется стать, и юристом, и артистом. Вот поэтому уже сейчас нужно готовиться к серьезному выбору. А что вы знаете о профессиях, мы сегодня и узнаем. Наша встреча будет проходить в форме деловой игры.
Ведущий 2.
Профессий много есть на свете,
Но выбрать вы должны лишь ту,
Что всех дороже вам на свете,
Чтоб посвятить себя труду.
Ведущий: Ребята в мире существует множество профессий, более 50 тысяч, все и не перечислить.
- А давайте попробуем быстро, без остановки, назвать 5 профессий. (Называют).
-А теперь назовите 10 профессий. (Называют).
Ведущий: А сейчас начинаем деловую игру. Команды приглашаются к столам. Пока команды занимают свои места, мы проведем разминку со зрителями.
Ведущий читает начало предложения, а дети должны его закончить:
Трактор водит | (тракторист), |
Электричку – | (машинист), |
Стены выкрасил | (маляр), |
Доску выстругал | (столяр), |
В доме свет провел | (монтёр), |
В шахте трудится | (шахтёр), |
В жаркой кузнице | (кузнец), |
Кто всё знает – молодец! |
Первый конкурс будет разминкой. Все вопросы – загадки об орудиях труда.
- По полотняной дорожке скачет на одной ножке (швейная машина).
- Древесину ест едок, сто зубов в один рядок (пила).
- Где упрется хвостом, станет дырка потом (шило).
- Сам худ, голова с пуд, как ударит - крепко станет (молоток).
Ведущий 2. Начинаем второй конкурс. В этом конкурсе все вопросы о профессиях.
- Специалист, проектирующий дома, участки, города (архитектор).
- Специалист, лечащий животных (ветеринар).
- Специалист, ответственный за выпуск газет и журналов (редактор).
- Специалист, следящий за состоянием окружающей среды (эколог).
Ведущий. Второй конкурс окончен. Приступаем к следующему конкурсу.
Конкурс капитанов «Криминалисты».
- Мы нашли какие-то вещи. Их необходимо вернуть. Для участия в этом конкурсе приглашаются по одному участнику от каждой команды.
(На столе лежат различные вещи и инструменты. Участникам предлагается по очереди брать по одному предмету (электрическую лампочку (электрик), ручку с красной пастой (учитель), поварешку (повар), расческу (парикмахер), катушку ниток с иголкой (швея, портной), термометр (врач)) и называть профессию человека, которому на его взгляд она принадлежит, объяснить, почему он так считает).
Ведущий: Весь рынок труда подразделяется на профессии и должности.
Профессия— вид трудовой деятельности человека.
Специальность — вид занятий в рамках одной профессии. Например, профессия — врач, специальность— терапевт, педиатр; профессия — учитель, специальность — математика, физика. Должность — проявление профессии, обязанности (заведующего, руководитель проекта), с профессией в целом (психолог в организации).
Конкурс «Профессия или должность?»
Необходимо, как можно быстрее разложить по двум столбикам листочки с надписями «профессия» и «должность». (Врач, педагог, директор, строитель, бригадир, повар, заведующая инженер, мастер). Приглашаются для участия в конкуре два человека. (Победитель получает жетон).
Конкурс «Профессия на букву». «Кто больше?»
На доске написаны буквы: К, Р, Ф, П. Надо записать профессии или специальности, начинающиеся на эти буквы. Чья команда вспомнит больше?
Игра со зрителями «Самая-самая».
Ведущий: Пока участники конкурса пишут, зрителям предлагается поиграть. Сейчас вам будут предлагаться некоторые необычные характеристики профессий, а вы должны по очереди называть те профессии, которые, по вашему мнению, в большей степени данной характеристике соответствуют.
(Самая сладкая профессия, самая детская профессия, самая смешная профессия).
Конкурс «Храбрый портняжка».
Приглашаются два мальчика. Необходимо как можно быстрее вдеть нитку в иголку. (Победитель получает жетон).
Конкурс «Авиаконструкторы».
Приглашаются четыре девочки, им предлагается как можно быстрее сделать самолетик из бумаги. Провести испытание самолетов и дать жетон той девочке, чей самолет полетит дальше.
Конкурс «Медики».
Приглашаются четыре участника. Необходимо как можно скорее и правильно сделать перевязку условной раны. Победитель получает жетон.
(В перерыве все участники готовятся к пантомиме).
Игра со зрителями. Загадки (За правильный ответ-жетон.)
1. Кладет кирпич за кирпичом,
Растет этаж за этажом,
И с каждым часом, с каждым днем,
Все выше, выше новый дом. (Каменщик)
2. Топором, рубанком
Выстругал он планки,
Сделал подоконники
Без сучка-задоринки. (Плотник)
3. Ставят ловких две руки
Каблуки на башмаки,
И набойки на каблук -
Тоже дело его рук. (Сапожник)
4. На работе день за днем
Управляет он рукой.
Поднимает та рука
Сто пудов под облака. (Крановщик)
- Кто по рельсам - по путям
Поезда приводит к нам? (Машинист)
6. Любит он цветы сажать,
Их растить и поливать. (Цветовод)
7. В небе высоко летает,
Облака он разгоняет. (Летчик)
8. Лечит он собак и кошек,
Попугаев, обезьян. (Ветеринар)
Конкурс «Актерское мастерство».
Каждая команда показывает пантомиму, какой либо профессии, но необходимо заранее сказать педагогу, что это за профессия, и так чтобы, зрители отгадали. Если зрители сразу отгадали задуманную профессию, то «актер» получает жетон.
Ведущий: Все профессии, как известно, принято подразделять на 5 категорий в зависимости от типа взаимоотношений человека и объекта действия: «человек – природа», «человек – человек», «человек – техника», «человек – художественный образ», «человек – знаковая система». На столах каждой команды имеются карточки с «классификацией профессий в зависимости от предмета труда». Команды получают карточки с названиями профессий и распределяют их в соответствии с классификацией, нужно записать их напротив той категории профессий, к которой профессия, на ваш взгляд, относится.
(В данном тексте профессии уже распределены по группам.)
«Человек – природа» Предмет труда: растительные организмы, животные организмы, микроорганизмы. | кинолог, мастер-животновод, зоотехник, агроном, цветоводы, лаборант химико-бактериологического анализа |
«Человек – техника» Предмет труда: технические объекты (машины, механизмы), материалы, виды энергии. | инженер-механик, архитектор, электромонтажник, радиомеханик, строитель, сборщик компьютеров, специалист по телекоммуникациям |
«Человек – человек» Предмет труда - люди. | врач, учитель, психолог, парикмахер, экскурсовод, менеджер, руководитель художественного коллектива |
«Человек - знаковая система» Предмет труда: условные знаки, цифры, коды, естественные или искусственные языки. | переводчик, чертежник, экономист, инженер, топограф, секретарь-машинистка, программист |
«Человек - художественный образ» Предмет труда: художественный образ, способы его построения. | артист, актёр, художник, музыкант, дизайнер, резчик по камню, литературный работник. |
Ведущий: А сейчас проведём игру – дискуссию «Кто нужен нашему поселку?».
- Давайте представим, что мы – это город. Какие профессии необходимы для жизнеобеспечения города? Какие профессии востребованы в нашем городе?
Обсуждение:
- Сможет ли жить и процветать наш город с таким набором профессий? Почему?
Выводы жителей города: городу нужны разные профессии и специалисты разных уровней из всех сфер общественного производства. Престижность профессии зависит от человека, от его способностей, возможностей и умения реализовать себя, добиться успеха в профессии.
Ведущий: Давайте подведем итог урока: «Какой должна быть профессия человека?» (формула правильного выбора профессий).
ПРОФЕССИЯ – должна нравиться;
ПРОФЕССИЯ - должна соответствовать возможностям и способностям человека;
ПРОФЕССИЯ – должна быть востребованной на рынке труда.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока-деловой игры по теме "Четырехугольники". 8 класс
Существует различные пути формирования учебно- познавательной компетенции, одним из которых являются нестандартные уроки. Приведем пример деловой игры.На таких уроках моделируется реальная ситуа...
Деловая игра "Площади многоугольников" для 8 класса
материал может быть интересен учителям математики....
Рабочая программа элективного курса "Деловой русский язык" для 10-11 классов
Рабочая программа элективного курса «Деловой русский язык» составлена на основе авторской программы М.Ю.Касумовой Деловой русский язык. 10-11 классы // Касумова М.Ю. Деловой р...
Урок-деловая игра по математике для 11 класса "ЖИЛЬЁ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ" в рамках подготовки к ЕГЭ
Цели урока: 1. Способствовать при подготовке к ЕГЭ развитию умений применять математические знания,закрепление знаний, умений и навыков при решении...
Деловая игра "Математика и туризм". 5 класс 2012 год.
Цели игры : повторить и закрепить умения решать задачи на проценты, повторить признаки делимости, развитие учащихся позновательного интереса к математике, умения применять свои знания к практичесим си...
Деловая игра для учащихся 7 – 9 классов. "Деловая игра научит правилам труда"
Знакомство с непосредственной профессиональной деятельностью помощника воспитателя (няни) в детском саду (погружение в трудовую деятельность) в новой форме работы с обучающимися «Дело...
Информационное письмо о посещении Парка профессий воспитанниками МДОУ
О посещении Парка профессий...