Сюжетно-ролевая игра "Ветеринарная клиника"
план-конспект занятия ( класс) на тему

Мешкова Лариса Николаевна

 

Цель: Развитие устной речи у детей с нарушением слуха посредством игровой деятельности.

Задачи:

Образовательные:

 - Расширить представления детей о профессии ветеринара;

 - Обогатить знания детей о домашних животных; их повадках; правилах ухода за ними;

 - Формировать умения развивать сюжет на основе знаний, полученных из окружающей жизни;

 - Развивать умение распределять роли, в соответствии с сюжетом игры;

 - Развивать диалогическую форму речи;

 - Обогащать словарь за счет новых слов.

Коррекционные:

 - Различать на слух и воспроизводить речевой материал, связанный с игрой (с индивидуальными слуховыми аппаратами);

 - Различать на слух и опознавать знакомые слова, словосочетания, фразы;

 - Продолжать развивать навыки глобального и аналитического чтения.

Воспитательные:

 - Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми;

 - Формировать умения детей согласовывать свои действия с действиями других участников игры;

 - Учить детей в игре соблюдать ролевые взаимодействия и взаимоотношения;

 - Совершенствовать навыки общения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл syuzhetno-rolevaya_igra_druzhok.docx28.05 КБ

Предварительный просмотр:

        

Совместная познавательно-игровая деятельность

(сюжетно-ролевая игра)

 с детьми с нарушением слуха

 старшего дошкольного возраста

 на тему «Ветеринарная клиника «Дружок»

Цель: Развитие устной речи у детей с нарушением слуха посредством игровой деятельности.

Задачи:

Образовательные:

 - Расширить представления детей о профессии ветеринара;

 - Обогатить знания детей о домашних животных; их повадках; правилах ухода за ними;

 - Формировать умения развивать сюжет на основе знаний, полученных из окружающей жизни;

 - Развивать умение распределять роли, в соответствии с сюжетом игры;

 - Развивать диалогическую форму речи;

 - Обогащать словарь за счет новых слов.

Коррекционные:

 - Различать на слух и воспроизводить речевой материал, связанный с игрой (с индивидуальными слуховыми аппаратами);

 - Различать на слух и опознавать знакомые слова, словосочетания, фразы;

 - Продолжать развивать навыки глобального и аналитического чтения.

Воспитательные:

 - Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми;

 - Формировать умения детей согласовывать свои действия с действиями других участников игры;

 - Учить детей в игре соблюдать ролевые взаимодействия и взаимоотношения;

 - Совершенствовать навыки общения.

Методы и приемы:

Наглядные:

 - карточки, картинки, атрибуты для игры.

Словесные:

  - вопросы педагога и ответы детей, беседы.

Практические:

 - игры с животными (игрушками)

Материалы и оборудование:

 - магнитно-маркерная доска, предметы по уходу за животными, игрушки, поводки, переноски, корм.

2.Подготовка к игре:

Изготовление атрибутов

Обогащение впечатлениями

Обучение игровым приемам

  • Изготовление из пластилина и  бросового материала корма и витаминов для животных;
  • Изготовление аксессуаров для животных из бросового материала и картона: ошейники, поводки, защитные колпаки.
  • Изготовление из картонной коробки переноску для животных.
  • Изготовление из бросового материала носилок для животных.
  • Сбор коробок, флакончиков, упаковок от корма для животных.
  • Изготовление ветеринарных паспортов для животных.
  • Изготовление таблички «Ветеринарная клиника Дружок».
  • Чтение худ. литературы по теме:

 «Мой мишка» З. Александровой, «Заболел петух ангиной» А. Крылов, «Доктор Айболит» К. Чуковского.

  • Проведение с детьми экскурсии в медицинский кабинет детского сада;
  • Предложить родителям  с детьми посетить зоопарк.
  • Тематическая беседа «День защиты животных»
  • Рассказы воспитателя о специфике работы ветеринара.
  • Внесение в группу и рассматривание иллюстраций серии  книг посвященных различным породам и видам животных.
  • Проведение дидактических игр: «В каком кабинете работает врач?», «К какому врачу обратится мишке?», «Угадай животное по описанию», «Угадай профессию», «Помоги зверушкам».
  • Организация выставки рисунков и творческих работ  детей.

Научить детей аккуратно расчесывать щеткой  питомцев;

Правильно брать и держать животных в руках;

Обучить детей одевать ошейники на питомцев, правилам ведения животного на поводке;

Проводить гигиенические процедуры питомцев: стрижку, мытье, обрезка когтей, обработка ушей, очищение зубов,  и т.д.

3. Перспективный план подготовки к  игре  «Ветеринарная клиника Дружок»

Сюжеты

Роли

Атрибуты

Игровые действия

Речевые обороты

Ветеринарная клиника

Ветеринар

(3 человека)

Халат Халат, шапочка,  защитная маска на лицо,  игровой набор «Доктор»: игрушечные хирургические инструменты,  градусник, фонендоскоп.

Выслушивать жалобы поситителей, осматривать больного питомца (слушать, ставить градусник, осматривать больное место); лечить; назначать лечение и процедуры, лекарства,  давать рекомендации по уходу и содержанию питомцев.

Что случилось с питомцем?

Поднимите питомца на  смотровой стол…

Я бы Вам посоветовал(а)….

Прошу Вас снова показать вашего питомца через несколько дней…

Регистратор

(2 человека)

ТелефоТелефон, журнал регистрации посетителей, ручка.

Отвечать на звонки, вести запись на прием, направлять посетителей на прием к ветеринару.

Здравствуйте, чем мы можем вам помочь?

Присаживайтесь на скамейку, доктор вас пригласит…

 На какое время вас записать на прием к доктору?

До свидания! Выздоравливайте скорее…

Медсестра, медбрат

(4 человека)

 

Халат,  Халат, шапочки, резиновые перчатки

бинты, шприцы, вата, бинты,  грелка, горчичники, йод, зеленка, мази, микстура, таблетки,

игрушк        защитные колпаки, носилки,  сумка-переноска.

Делать уколы и прививки, перевязки, обрабатывать раны, проводить гигиенические процедуры: чистка зубов, ушей, обрезка когтей.

Здравствуйте, проходите, пожалуйста, в процедурный кабинет на прививку…

Я вас научу правильно проводить гигиенические процедуры питомцу…

Посетители с животными

(все остальные дети)

Иггг        Игрушки-животные: кошки, собаки, попугай и др. Поводок, ошейник, сумки-переноски.

Обращаться за помощью к ветеринару, консультироваться по питанию и уходу за животным

Здравствуйте! Мой питомец заболел, помогите, пожалуйста…

Подскажите, как правильно ухаживать за питомцем…

Запишите нас на следующий прием к доктору…

Спасибо, вы очень нам помогли!

Сопутствующие сюжеты

ВетАптека «Мотылёк».

Салон красоты для собак и кошек «Веселый Пудель»

Провизор, кассир

мастер по стрижке собак, администратор, посетители

Халат, шапочка, прилавок, постеры с изображением домашних животных и птиц; игрушечные шприцы, вата, бинт,  грелка, горчичники, йод, зеленка, мази, микстура, таблетки, касса, чеки из бумаги, рецепты, игрушечные деньги.

Фартук, игрушечные ножницы, фен, расчески, игрушки-животные

Выслушивать посетителей аптеки, рекомендовать препараты, давать рекомендации по уходу за животным.

 Проведение гигиенических процедур;

Стрижка когтей;

Чистка зубов

Что вы хотите купить?

Я бы вам посоветовала…

Сумма вашей покупки…

Спасибо за покупку…

Здравствуйте! Какие процедуры вас интересуют?

Вашему питомцу необходимо произвести стрижку когтей…/

Обработать уши…/ почистить зубы от налета

Спасибо! Будем рады видеть Вас снова!

4. Ход игры.

Для создания интереса к игре педагог использует следующий прием:  внесение нового объекта - книга Е. Чарушина «Про Томку» и предлагает  прочитать один из рассказов  «Никита-доктор».

После прочтения воспитатель задает вопросы: «Как вы думаете, как называется доктор, лечащий животных?»; «Почему Никита так и не смог вылечить Томку? А вы бы смогли? Я вам предлагаю поиграть в ветеринарную клинику».

Воспитатель использует прием напоминание и говорит: «Сегодня вы пришли в группу не одни, а принесли с собой из дома своих четвероногих друзей, для того чтобы отправится на осмотр и консультацию в ветеринарную клинику «Дружок», которая находится в нашей группе». Далее педагог использует прием уточнения и обращается к детям: «Посоветуйтесь друг с другом, и определите, какие роли нам необходимы для игры?»

 Для распределения ролей воспитатель предлагает детям выбрать один из приемов: «Вы можете самостоятельно распределить роли  между собой или я вас могу познакомить с новой считалкой  и с помощью нее мы определим, кто кем будет в нашей игре?».

Для создания воображаемой ситуации педагог предлагает внести в игровое пространство «Больница» ранее совместно изготовленные  с детьми атрибуты: вывеска «Ветеринарная клиника Дружок», корм, носилки, сумка-переноска для переноски животных, защитный колпак и т.д.

Для  развития у дошкольников умения соответствовать выбранной роли, и  доведения ее до конца игры воспитатель осуществляет с помощью  приема -  создает игровую ситуацию.

Воспитатель берет на себя роль главного вет. врача клиники, предлагает сотрудникам занять свои рабочие места, открывает ветеринарную клинику и приглашает всех детей посетить ее, позаботиться о своем любимом питомце, привести его на осмотр. Всех пришедших просит  обратиться  к регистратору,   присесть на скамейки и дождаться своей очереди. Педагог обращается к первому посетителю: ведет диалог с клиентом, используя ролевые действия: осматривает больного, спрашивает у хозяина, что случилось с питомцем; назначает лечение и просит показаться врачу через некоторое время; проводит консультацию об уходе за питомцем: необходимости подбора правильного питания питомцу, ношении защитного колпака; врач дает указания фельдшеру (медсестре) делать прививки, проводить процедуры (делать уколы, удалять клещей, обрабатывать и смазывать ранки); так же дает указание регистратору записать посетителя на последующий прием. Далее объявляет участникам, что ей необходимо ненадолго отлучится, и прием пациентов будут проводить другие ветеринарные врачи клиники.

 В это педагог наблюдает со стороны за игрой детей, при необходимости дает советы, как возможно поступить в той или иной ситуации, напоминает о необходимости  уметь договариваться, уступать друг другу в конфликтных ситуациях.

Для поддержания интереса у воспитанников и развития игры педагог вносит дополнительные атрибуты: прилавок с табличкой ВетАптека «Мотылёк» и необходимыми атрибутами, делает объявление: «Наша ветеринарная клиника сотрудничает с ВетАптекой «Мотылек», в которой вы можете приобрести все необходимое для лечения и ухода за животными! Приглашаем Вас за покупками». Тем самым вводя новые игровые ситуации и новые игровые роли (провизор, кассир).  Педагог может принять участие во второстепенной роли:  «позвонить по телефону» в ВетАптеку или Вет.Клинику и попросить заочную консультацию по лечению питомца у ветеринара или попросить посоветовать провизора хорошее лекарство.

Так же для поддержания интереса у детей к игре воспитатель может  обратить внимание детей: «Внимание!  Поблизости открылся  новый Салон красоты для собак и кошек «Веселый Пудель» и после того как животные будут вылечены вы можете посетить этот салон, в котором можно обновить стрижку питомца, провести ряд косметических процедур, приобрести новые аксессуары».

Воспитатель обращает внимание и  положительно оценивает инициативу детей, в использовании во время  игры  предметов-заместителей; использование в речи воспитанников вежливых слов, определении детьми главных ролей, второстепенных.

5. Окончание игры.

По окончанию игры педагог подводит краткий итог работы детей в ролях: «Вы все прекрасно справились с выбранными вами ролями. Хотелось бы вам поиграть в эту игру дома со своей семьей? Какую бы роль вы тогда выбрали?».

После подведения итогов воспитатель переводит интерес детей к следующему виду деятельности: предлагает придумать и  зарисовать новые виды стрижек, одежды, аксессуаров для домашних питомцев.

6. Оценка игры.

Педагог обращает внимание на взаимоотношения детей во время проведения игры: положительно оценивает желание детей договариваться, уступать друг другу, самостоятельно  или с помощью взрослого разрешать конфликты.

Так же оценивает игру  с позиции, глав. врача клиники, задает вопросы участникам: « Вы можете оценить качество работы нашей ВетКлиники? Вам понравилось обслуживание у нас? Специалисты нашей клиники, помогли решить проблемы здоровья вашего питомца? Стали ли рекомендации для вас полезными?  Захотите ли вы в следующий раз обратится в нашу ВетКлинику за лечением питомца?».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сюжетно - ролевая игра "Ателье мод".

Нетрадиционный урок технологии для 7 класса (2 часа)...

Сюжетно-ролевая ритмическая гимнастика как средство развития физкультурно-оздоровительной работы образовательного учреждения.

данный материал содержит выступление на муниципальных  педагогических чтениях. Сюжетно-ролевая ритмическая гимнастика является совокупностью средств физического воспитания, музыки...

Конспект урока по развитию речи и окружающему мируТема: Сюжетно-ролевая игра «Лесные сказки»

Конспект урока-занятия для детей и подростков с тяжелыми нарушениями интеллекта и сопутствующей патологией....

Внеклассное занятие по развитию речи и слуха с элементами сюжетно-ролевой игры «Магазин»

Тема: сюжетно-ролевая игра «Магазин» Цель:1.     Активизировать жизнь детей.2.     Развивать речь и слуховое восприятие.3.     Во...

Конспект Сюжетно-ролевого урока по физической культуре для учащихся 5 классов

Ознакомление учащихся с символикой Олимпийских игр и легкоатлетическими  видами спорта....

музыкальная сюжетно - ролевая игра "На золотом крыльце сидели"

музыкальная сюжетно - ролевая игра предназначена для детей старших групп и их родителей. ...