Беседа для родителей 6 «Б» класса казачьей направленности «Сладкая еда – горькая расплата» в рамках месячника «КАЧЕСТВО»
материал ( класс) на тему

Семашова Наталья Евгеньевна

Уважаемые родители!

С жировым обменом тесно связан обмен углеводов. Углеводы составляют большую часть пищевого рациона человека. И это не случайно, ибо они выполняют в организме многочисленные и разнообразные функции. Прежде всего за счет углеводов удовлетворяется значительная часть энергетических потребностей организма, причем значение углеводов повышается при физической нагрузке, так как работающие мышцы увеличивают их потребление. В постоянном притоке углеводов нуждаются клетки центральной нервной системы, поэтому даже кратковременное прекращение или уменьшение их доставки с кровью в головной мозг приводит к нарушению работы нервных клеток.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rodit_sobranie_kachestvo.docx76.45 КБ

Предварительный просмотр:

Беседа

для родителей 6 «Б» класса

казачьей направленности

«Сладкая еда –

горькая расплата»

в рамках месячника «КАЧЕСТВО»

Подготовила и провела

классный руководитель

6 «Б» класса Семашова Н.Е.

2011 год

Уважаемые родители!

С жировым обменом тесно связан обмен углеводов. Углеводы составляют большую часть пищевого рациона человека. И это не случайно, ибо они выполняют в организме многочисленные и разнообразные функции. Прежде всего за счет углеводов удовлетворяется значительная часть энергетических потребностей организма, причем значение углеводов повышается при физической нагрузке, так как работающие мышцы увеличивают их потребление. В постоянном притоке углеводов нуждаются клетки центральной нервной системы, поэтому даже кратковременное прекращение или уменьшение их доставки с кровью в головной мозг приводит к нарушению работы нервных клеток.

Углеводы необходимы не только как источник энергии. Они идут на построение скелета аминокислот, нуклеиновых кислот, участвуют в построении гликопротеидов, иммуноглобулинов, АТФ, входят в состав веществ, определяющих групповую принадлежность крови. Что же представляют собой углеводы? Химический состав их относительно несложен, они построены из углерода, водорода и кислорода. Углеводы бывают простые, например глюкоза и фруктоза, более сложные — сахароза и лактоза и сложные (полисахариды) — крахмал, гликоген, целлюлоза (клетчатка), пектин.

Структурная единица углеводов — глюкоза. Она, быстро всасываясь в желудочно-кишечном тракте, поступает в кровь и доставляется клеткам, где и используется, участвуя в процессах биологического окисления.

Другим простым углеводом, так же быстро всасывающимся в кровь (хотя и медленнее, чем глюкоза), является фруктоза. Глюкоза и фруктоза широко распространены в живой природе, источники их — пищевые растения (таблица 8).

Таблица 8 Содержание глюкозы и фруктозы (в г на 100 г съедобной части)

Плоды и овощи

Глюкоза

Фруктоза

Плоды и овощи

Глюкоза

Фруктоза

Яблоки

Груши

Персики

Мандарины

Сливы

Черешня

Виноград

Земляника

Малина

2,0

1,8

2,0

2,0

2,5

5,5

7,8

2,7

3,9

5,5

5,2

1,5

1,6

1,5

4,5

7,7

4,4

3,9

Смородина черная

Капуста белокочанная

Помидоры

Морковь

Свекла

Арбуз

Дыня

Тыква

1,5

2,6

1,6

2,5

0,3

2,4

1,1

2,6

4,2

1,6

1,2

1,0

0,1

4,3

2,0

0,9

К углеводам относится и лактоза (основной углевод молока), которая чрезвычайно важна для детского организма.

Велика биологическая роль гликогена (животного крахмала, открытого в середине прошлого века К. Бернаром), который представляет собой депо углеводов в организме, откуда черпается глюкоза при ее дефиците из-за недостатка питания либо во время значительной физической нагрузки. Гликоген образуется из глюкозы в печени.

С пищей человек получает всего 10—15 г гликогена, источником его служит животная пища — мясо, рыба, печень.

Уменьшение количества углеводов, поступающих в организм с пищей, приводит к нарушению обмена вещества. Например, если не будет покрываться за счет углеводов суточная потребность организма в энергии (а на долю углеводов приходится 50—70 % всей энергетической потребности), начнут использоваться белки, особенно при стрессе, когда в кровь выделяется повышенное количество гормона надпочечников — кортизола, блокирующего в мышцах глюкозу, поэтому мышцы начинают усиленно использовать в качестве источника энергии белки (точнее аминокислоты) и жирные кислоты. Глюкоза поступает в головной мозг, где она при стрессовых ситуациях расходуется в повышенных количествах. Кровь насыщается глюкозой — возникает так называемый временный, преходящий сахарный диабет. При повторных стрессовых состояниях появляются предпосылки перехода временного диабета в хроническую форму. Избыток глюкозы, не усваиваемый мышцами — основным ее потребителем, с помощью инсулина превращается в жир и откладывается в жировой ткани.

Избыток неиспользованных мышцами углеводов, откладываемых в виде жира, тормозит усвоение глюкозы, что в свою очередь увеличивает концентрацию в крови углеводов, утилизация которых мышечной тканью сокращается. Чем больше человек употребляет Сахаров, тем значительнее нарушается углеводно-жировой обмен, что является предпосылкой к ожирению и сахарному диабету.

Как видим, сладкая еда приносит горькие плоды. При сахарном диабете гормон инсулин, с помощью которого углеводы усваиваются клетками, не справляются с утилизацией углеводов, они насыщают кровь, и тогда концентрация сахара в крови увеличивается. Это происходит не потому, что организму не нужны углеводы, а в результате нарушения их обмена. Избыток углеводов в крови сначала стимулируют инсулярный аппарат поджелудочной железы, затем функции ее постепенно истощаются, продукция инсулина уменьшается, а при недостатке инсулина снижается усвоение углеводов — возникает порочный круг.

Инсулин играет ведущую роль в обмене углеводов. Как было впервые установлено в 20-х годах, гормон способствует усвоению глюкозы тканями и образованию гликогена в печени. Инсулин стимулирует также синтез специального фермента — глюкокиназы, который, захватывая из крови глюкозу, переводит ее в клетки организма, где она хранится в форме, удобной для дальнейшего использования в реакциях обмена веществ.

Инсулин облегчает перенос глюкозы через биологические мембраны; имеются данные, что этот процесс осуществляется с помощью цинка, способного «проводить» сахар через микроскопические поры клеточных оболочек. Лекарственная форма инсулина, в которой увеличено содержание цинка, более эффективна при лечении диабета по сравнению с чистым инсулином, увеличивается и продолжительность его физического действия.

Кроме цинка в углеводном обмене участвует еще один микроэлемент — хром, также способствующий усвоению углеводов. В экспериментах на животных — крысах и мышах — дефицит хрома приводил к повышению уровня сахара в крови, что напоминало диабет у людей. Добавление хрома в питьевую воду нормализует углеводный обмен.

В последние годы диабет стал встречаться чаще, в том числе и у детей, что особенно настораживает и делает борьбу с заболеванием чрезвычайно актуальной. Необходимо не только усовершенствовать методы лечения, но нормализовать питание с целью регулирования углеводного обмена. Важно отучаться от привычки употреблять много сладкого — тортов, пирожных, конфет (недаром индийская пословица гласит: «Лакомств — тысячи, а здоровье — одно»). Избыток Сахаров в пище не усваивается организмом и не откладывается в виде гликогена в печени, лишние углеводы превращаются в триглицериды, что приводит к интенсивному развитию жировой ткани. В ответ на повышенное поступление в организм углеводов в крови повышается концентрация инсулина, который активирует процесс образования жира из углеводов. Таким образом, избыточное употребление легкоусвояемых углеводов — одна из ведущих причин ожирения, обусловленного нарушением жирового обмена.

Потребность организма в углеводах целесообразно удовлетворять за счет медленно всасывающихся сложных углеводов, например крахмала. Это тем более полезно, что продукты, содержащие крахмал, имеют в своем составе также важные ингредиенты пищи, благотворно влияющие на обмен веществ—витамины (группы В), микроэлементы, минеральные соли. Простые углеводы, особенно рафинированный сахар, указанные вещества не содержат.

Однако крахмал несладкий, что не по вкусу большинству людей; действительно, не станешь ведь пить чай с картофелем. Начались поиски замены сахарозы. Выход был найден. Вместо сахарозы было предложено использовать фруктозу, которая почти в 2 раза слаще обычного сахара; значит, употреблять ее можно в 2 раза меньше. Но дело не только в этом. Фруктоза быстрее покидает кровь; утилизируясь клетками организма, в меньшей степени, чем сахар, участвует в синтезе холестерина и жира, нормализует уровень сахара в крови. Почему же фруктоза до сих пор не заменила обычный сахар? Тем более, что она широко распространена в природе. Оказывается, производство фруктозы намного дороже сахара, получаемого из свеклы и тростника.

Итак, пища в определенных условиях может быть вредной для организма. Познание механизмов неблагоприятного влияния пищи позволяет предупреждать болезненные реакции. Задача, стоящая перед медициной, — использовать пищу как лечебный фактор при различных заболеваниях людей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации по организации социально-значимой деятельности в образовательном учреждении в рамках месячника гражданско-патриотического воспитания и празднования юбилея города

В статье представлены возможные виды   социально-значимой деятельности и примеры социальных проектов гражданско-патриотической направленности....

Беседа для родителей 7 класса "Обеспечение безопасности детей во время летних каникул".

Сохранение жизни и здоровья детей – главная обязанность взрослых. Подавайте детям собственный пример правильного поведения в быту, на улицах и дорогах города.С началом каникул, наших детей подст...

Отчет о проведенных мероприятиях в рамках месячника патриотического воспитания во 2 «А», 2 «Б» классах с 06.02.2017 г. по 1.03.2017 г.

      В целях развития системы патриотического воспитания в МОУ «Коррекционная школа-интернат г. Катав-Ивановска», формирования патриотических чувств и нравственных качеств лично...

Цикл уроков русского языка в 11 классе по теме "Односоставные и двусоставные предложения" в рамках программы "Качество"

Серия уроков разработана для 11 класса общеобразовательной школы на основе программы  «Русский язык 10-11 классы»  Н.Г.Гольцовой, учебника Н.Г.Гольцовой, И.В.Шамшина «Русский язык. 10-11 кла...

Внеурочное мероприятие в рамках месячника правовых знаний Право – твоя защита ( 10 – 11 класс)

Игра - конкурс     Внеурочное мероприятие в рамках месячника правовых знанийПраво – твоя защита ( 10 – 11 класс)Цель: углубление правовых знаний учащихся, развитие правовой ...

Сценарий праздника в рамках месячника патриотического воспитания для обучающихся младших классов с ограниченными возможностями здоровья обучающихся по 2 варианту АООП. «Мы сильные и смелые!»

Составители: Дурова О.Ф.Описание: школе грозит нашествие разных злодеев. Дети сначала тренируются отражать атаки – для этого с ними проводятся игры и конкурсы. Затем дети спасают школу от инопла...

Классный час в 8 классе на тему: "Жизнь без наркотиков" в рамках "Месячника по профилактике наркомании, табакокурения и ПАВ"

Классный час в 8 классе на тему: "Жизнь без наркотиков" был проведен в рамках "Месячника по профилактике наркомании, табакокурения и ПАВ"  Цель классного часа формировани...