Методическая разработка" Как организовать самоподготовку суворовцев и развить творческое мышление."
учебно-методический материал (5, 6, 7, 8 класс) по теме

Куссая Виктория Владиславовна

Практические рекомендации по проведению самостоятельной подготовке.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Федеральное государственное казенное общеобразовательное

Учреждение «Санкт- Петербургское суворовское военное училище

Министерства обороны Российской Федерации»

Рассмотрено

На заседании методического совета

Протокол №_ от «_»______2016 г.

Методическая разработка

Как организовать самоподготовку суворовцев и развить творческое мышление.

                                                                   Разработала

                                                                    Воспитатель

                                                                  Куссая Виктория Владиславовна

                                                                     

Санкт-Петербург

2016 г.

                                                            Оглавление

1.Введение

2. Причины неуспеваемости.

2.1. Внешние и внутренние причины неуспеваемости.

2.2 Интеллектуальная пассивность как результат неправильного воспитания

2.3.  Три группы детей с проблемами успеваемости.

3.  Работа с учащимися со слабым развитием мыслительной деятельности

3.1Развивающе-коррекционная программа для учащихся I типа (интеллектуальная пассивность)

3.2.  Развивающе-коррекционная программа для     учащихся II типа (нерациональные способы  учения   механическое заучивание)

3.3. Развивающе-коррекционная программа  для учащихся III типа

(рассогласование в личностной сфере: слабоволие)

4.  Практические рекомендации  воспитателю по дифференцированному обучению и воспитанию.

 4.1.Памятка воспитателю

  1. Условие повышения эффективности обучения

5. Правила выполнения самоподготовки.

5.1. Формы и методы  проверки самоподготовки.

6. Использование различных упражнений для тренировки памяти.

7. Памятки для воспитателя  в работе с неуспевающими детьми

    Заключение

Введение

Современная парадигма образования предусматривает значительное увеличение доли самостоятельности ученика как субъекта учебного процесса, способного успешно самореализоваться в стремительно изменяющемся мире, и осуществлять непрерывное образование в течение всей жизни.

В современной школе учат учиться самостоятельно, приобретать знания из различных источников информации самостоятельным путём, что не может быть достигнуто без определённых навыков.

В данной методической разработке  мною поставлены  следующие цели и задачи:

  Цели: сформировать навыки самообучения и самоорганизации, дать методические рекомендации по определению путей и способов развития навыков самостоятельности воспитанников на уроках и в часы самостоятельной подготовки.

Задачи:

  1. Отбор, систематизация, адаптация, разработка путей и способов развития самостоятельности учащихся; показать возможные причины неуспеваемости воспитанников.
  2. Определение  групп воспитанников в зависимости от степени обученности;
  3. Показать методы формы работы со слабоуспевающими воспитанниками;
  4. Обеспечить переход от пассивно-воспринимающей позиции обучающегося  к его сотрудничеству с преподавателем и воспитателем;
  5. Научить применению полученных знаний в реальной жизненной   ситуации для решения практической проблемы.

 Проблема самостоятельности учащихся при обучении не является новой. Этому вопросу отводили исключительную роль ученые всех времен. Особенно четкие концепции о роли самостоятельности в приобретении знаний имеются в трудах К.Д.Ушинского, Н.Г.Чернышевского, Д.И.Писарева и др. Эта проблема является актуальной и сейчас. Внимание к ней объясняется тем, что самостоятельность играет весомую роль не только при получении среднего образования, но и при продолжении обучения после школы, а также в дальнейшей трудовой деятельности  воспитанников.      

Самостоятельность надо развивать постоянно, соблюдая определённые принципы.

Эти принципы таковы:

  • Обязательности

                         Каждый учащийся на каждом уроке  должен самостоятельно выполнить задание: решить задачу, сформулировать краткий ответ на вопрос, провести опыт, привести примеры, работать с учебником и т.п.

  • Посильности

Задания для самостоятельной работы подбираются  таким образом, чтобы ученик мог с ними справиться. Если речь идет о новом материале, задание должно быть в «зоне ближайшего развития» ребенка, чтобы ученик имел возможность самостоятельно или с небольшой помощью решить поставленную проблему.

  • постоянного обучения новым формам и методам  самостоятельной работы

Поступив в училище, воспитанники учатся простейшим навыкам самостоятельной работы с таблицами, учебником, конспектами. Постепенно задания для самостоятельной деятельности усложняются. К окончанию 11 класса учащиеся умеют извлекать необходимую им информацию, пользуясь несколькими источниками, комбинировать полученные знания, выбирать оптимальные пути решения поставленных перед ними задач.

  • интересности

Для разных учеников привлекательны разные формы и методы работы. Одни с удовольствием решают задачи, другие любят практическую работу, третьи предпочитают дополнительную литературу или работу в Интернете. Надо разрешать воспитанникам использовать их любимый метод, грамотно направляя их.

  • постоянной занятости

 Если способные дети, с хорошими навыками самостоятельности, досрочно заканчивают работу, необходимо давать дополнительные, наиболее интересные задания в качестве поощрения.

  • использования эмоций

Воспитанники  должны не только самостоятельно действовать и мыслить, но и испытывать эмоциональный подъем, радость от победы над задачей и над собой.

  • поощрения

Многие дети будут работать самостоятельно только за какое-либо поощрение. С этим надо считаться и использовать для мотивации.

2. Причины неуспеваемости.

2.1. Внешние и внутренние причины неуспеваемости.

      Неуспеваемость – это отставание в учении, при котором за отведенное время учащийся не овладевает на удовлетворительном уровне знаниями, предусмотренными учебной программой, а также весь комплекс проблем, который может сложиться у ребенка в связи с систематическим обучением (как в группе, так и индивидуально).

Известные психологи Ю.К. Бабанский и В.С. Цетлин выделяют две группы причин неуспеваемости: внешние и внутренние. 

К внешним причинам можно отнести в первую очередь социальные, т. е. снижение ценности образования в обществе, нестабильность существующей образовательной системы. "Целенаправленная работа школы по предупреждению неуспеваемости может дать надлежащие плоды лишь при общем улучшении социальных условий" (В.С. Цетлин).

            К внутренним причинам неуспеваемости на сегодняшний день можно отнести дефекты здоровья ребят, вызванные резким ухудшением уровня материального благосостояния семей. 

2.2 Интеллектуальная пассивность как результат неправильного воспитания.

Интеллектуально пассивные учащиеся – те, которые не имели ни правильных условий для умственного развития, ни достаточной практики интеллектуальной деятельности, у них отсутствуют интеллектуальные умения, знания и навыки, на основе которых педагог строит обучение.  

При выполнении учебного задания, требующего активной мыслительной работы, отсутствует стремление его понять и осмыслить.  Вместо активного размышления – использование различных обходных путей: зазубривание, списывание, подсказки товарищей, угадывание правильных вариантов ответа.  

Неправильные навыки учебной работы – со стороны педагога нет должного контроля над способами и приемами ее выполнения.  Учащиеся не умеют учиться, не умеют самостоятельно работать, они  пользуются малоэффективными способами учебной работы, которые требуют от них значительной траты лишнего времени и труда:

  • заучивают текст, не выделяя логических частей;
  • начинают выполнять практические задания раньше, чем выучивают правило, для применения которого эти задания задаются;
  • не проверяют свои работы или не умеют проверять; выполняют работу в медленном темпе.

Неправильно сформировавшееся отношение к учебному труду:

  • пробелы в воспитании (нет постоянных трудовых обязанностей, не приучены выполнять их аккуратно)
  • Нежелание выполнять  скучное, трудное, отнимающее много времени задание.
  • Небрежность и недобросовестность в выполнении учебных обязанностей.
  • Невыполненные или частично выполненные домашние задания.

Основными выявленными причинами  неуспеваемости являются:

  1. психологические причины
  2. физиологические причины
  3. социальные причины

2.3.   Три группы детей с проблемами успеваемости.

1 группа. Низкое качество мыслительной деятельности (слабое развитие познавательных процессов – внимания, памяти, мышления, несформированность познавательных умений и навыков и т. д.) сочетается с положительным отношением к учению.

2 группа. Высокое качество мыслительной деятельности в паре с отрицательным отношением к учению.

3 группа. Низкое качество мыслительной деятельности сочетается с отрицательным отношением к учению.

Чаще всего педагог сталкивается с учащимися первой и второй группы. Каждой группе учащихся следует оказывать дифференцированную помощь.

    3.  Работа с учащимися со слабым развитием мыслительной     деятельности

3.1Развивающе-коррекционная программа

для учащихся I типа

(интеллектуальная пассивность)

Интеллектаульная пассивность — это отсутствие мотивации учения, неумение решать сложные задачи.

Характеристика учащихся:

  • отсутствие желания учиться, привычки думать, решать задачи, прямо не связанные с учебной деятельностью;
  • использование обходных путей при выполнении интеллектуальных задач (списывание);

Тип проявления:

1.   Показатели интеллектуальной пассивности:

  • отсутствие инициативы в интеллектуальной деятельности (от полного протеста до покорной исполнительности);
  • в прекращение умственной работы при отсутствии значимого подкрепления;
  • избегание интеллектуального напряжения;
  • низкая работоспособность (ярко выраженная или замаскированная);
  • несформированность умений и навыков логических операций;
  • негативное отношение к познавательной деятельности ребенка в семье.

2.   Характеристика качеств ума:

  • подражательность (копирует известные способы решения);
  • неравномерность качеств ума;
  • поверхностность ума (не выделяет общие признаки, низкий уровень обобщения);
  • затруднен краткий пересказ текста, составление планов, тезисов;
  • инертность ума (склонность к шаблону, трудности перехода от одной деятельности к другой, фиксация на чем-либо).

Причины, факторы, упражнения, задания:

  • нарушение произвольности и других психических процессов биологические психофизиологические факторы (ЗПР);
  • социальные (отсутствие внимания со стороны учителей, родителей и др. взрослых);
  • несформированность мотивационной сферы («не хочу учиться»);
  • абулия (расстройство воли, приводящее к отсутствию всяких желаний);
  • пониженная обучаемость (не замечает своих ошибок, нет рефлексии).

Адекватные приемы диагностики:

  • исследования умственного развития ;
  • опросник для определения познавательной потребности ;
  • метод «провокации умственной лени» для определения результатов недостаточного развития познавательной и учебной мотивации;
  • «реакция на новизну»;
  • изучение знаний (обученность): виды знаний (понятия и термины, знания о фактах, о законах, методах познания и способах деятельности), этапы усвоения знаний (узнавание, воспроизведение, понимание, применение в незнакомых условиях, оценивание), качество знаний (системность, гибкость, направленность на практическое использование, полнота), уровень знаний (репродуктивный и продуктивный);

                    Приемы коррекции, критерии:

  • серия развивающих занятий по формированию познавательных процессов (памяти, внимания, мышления);
  • развитие умения соблюдать правила в игре для подготовки к умению действовать по инструкции в учебной деятельности («Часы», «Летает — не летает», «Съедобное — несъедобное», «Поиск клада»);
  • работа с текстом (конспектирование по определенной схеме после прочтения, потом работа в парах — пересказ текста по составленному конспекту):

- «Запретный номер», «Волшебное слово» (самоконтроль и внимание);

- «Сказочное королевство»: каверзные вопросы из текста (формирование оценочных действий );

- «Дерево мудрости»: трудные вопросы на причинно-следственные связи (оценка своих и чужих действий);

- «Составь учебник» (восстановление положительного отношения к предметам);

  • поручения (развитие познавательных интересов и ценностных отношений к предметам);
  • загадки, кроссворды, викторины, научно-популярная литература;
  • личностная коррекция (создание условий для развития положительных стойких отношений с учителями, родителями, сверстниками с целью выведения ребенка из состояния отрицательной мотивации).

3.2. Развивающе-коррекционная программа для учащихся II типа (нерациональные способы учения, механическое заучивание)

Характеристика учащихся:

  • непонимание элементарного материала;
  • низкий уровень развития памяти;
  • нетрадиционные способы переработки и хранения информации;
  • неосознанный выбор стимулов и концентрация на них внимания;
  • кратковременная память поверхностна, непрочна;
  • долговременная память подкрепляется поисками значения запоминаемого;
  • вид памяти не связывается с мыслительными операциями;
  • память субъективна и подвержена искажению.

Тип проявления:

  • длинное решение задачи с личными действиями;
  • низкий уровень развития памяти (менее 7 объектов);
  • не умеет выявлять главное в учебной задаче, распыляется
  • недостаточная образность, абстрактность мышления;
  • старается запомнить, но не получается, т. к. запоминает все подряд;
  • на уроке работает механически, повторяя за учителем его действия, т. к. смысл целей учебной работы во многом недоступен

Причины, факторы, критерии:

  • не управляет своим поведением, началом и концом действий;
  • слабые организованность и дисциплинированность;
  • отношение к учителям, сверстникам однообразное, индифферентное;
  • неумение строить близкие и далекие перспективы;
  • внутренняя причина: «лень учиться», т. е. желание избежать напряжения;
  • инертный тип нервной системы, слабый тип нервной системы;
  • недостаточное внимание родителей к ребенку.

Адекватные приемы диагностики:

  • исследование уровня словесно-логического мышления ;
  • «образец и правило» ;
  • «графический диктант»;
  • диагностика общей школьной зрелости ;
  • определение объема оперативной памяти — «10 слов»;
  • опосредованное запоминание — «пиктограмма»;
  • определение объема долговременной памяти;
  • исследование логической и механической памяти методом запоминания двух рядов слов — «Запомни пару».

Коррекционные приемы, задания, упражнения:

  • отработка умений ставить задачи, различать их с целями;
  • выполнение действий по инструкции в соответствии с установкой, образцом;
  • способы развития рациональной, кратковременной и долговременной памяти, обучение мнемотехническим приемам:

- запоминание слов, стихов, чисел, текста ;

-  «смысловые единицы» .

Цель первой части: обучение созданию мнемонических опор. Материал: любой текст из учебника. Цель второй части: составление плана, где опорные пункты выражают главные мысли и должны быть связаны между собой по смыслу;

- группировка.

 Цель: выработка способности к смысловой обработке запоминаемого материала;

-  «памятка», т. е. инструктивные предписания, обобщенные схемы, планы, правила, ориентиры.

                                                                  Рекомендации:

Правила преодоления забывания:

  • готовьте домашнее задание не накануне следующего урока, а в день, когда его задали;
  • осознайте, для чего требуется запомнить, поставьте цель;
  • чем лучше поймете, тем лучше запомните;
  • разделите во времени понимание материала и его запоминание, по смысловым частям;
  • чем больше поработаете с материалом, тем лучше его запомните, сравните с ранее пройденным;
  • заучивайте большой текст наизусть не сразу, а с перерывами;
  • используйте приемы мнемотехники — искусственные приемы запоминания.

3.3. Развивающе-коррекционная программа  для учащихся III типа

(рассогласование в личностной сфере: слабоволие)

Характеристика учащихся:

  • неумение преодолевать внешние (замечание педагога) и внутренние (болезнь, лень) трудности;
  • отклонения в аффективно-эмоциональной сфере: аффект неадекватности.

Тип проявления

  • невнимателен на уроках;
  • неусидчив;
  • не умеет слушать инструкцию, правила для успешного выполнения задания;
  • допускает ошибки при выполнении учебной задачи;
  • нет выдержки, отсутствует целеустремленность и инициатива;
  • часто нарушает дисциплину в классе, плохо контролирует свое поведение;
  • не может начатое дело доводить до конца, не умеет преодолевать одноразовые препятствия;

Причины, факторы, критерии:

  • отсутствие произвольности, усердия и прилежания;
  • завышенная самооценка;
  • низкий уровень мобилизации своих возможностей;
  • неосознанное неподчинение своего общепринятым нормам, установленному порядку;
  • не умеет работать творчески, критически относится к своему труду;
  • неорганизованность.

Адекватные приемы диагностики

  • оценка волевой активности (самооценка);
  • определение сформированности волевых качеств (целеустремленности, инициативности, выдержки, дисциплинированности. Критерии: сила, устойчивость, широта. Слабая воля: проявление 4-х качеств, два качества оценены ниже 3-х баллов;
  • диагностика конфликта ; личностной тревожности;
  • выявление повышенной утомляемости учащихся;
  • определение эмоционального состояния;
  • определение уровня работоспособности, изучение импульсивности и волевой регуляции в общении.

Коррекционные приемы, задания, упражнения

  1. Этапы:
  • развитие положительного отношения к воздействиям учителей и другой внешней стимуляции;
  • воздействие на сознательную стимуляцию;
  • приемы на преодоление трудностей.
  1. Приемы:
  • развитие этапов волевого действия: осознание цели, стремление к ее достижению (задание, способствующие возникновению приятных эмоциональных переживаний);
  • переключение внимания;
  • возможность выбора;
  • возможность гасить неприятные переживания;
  • превращение задания в игру, обеспечив игровой смысл и интерес — как мотив;
  • саморегуляция: самоодобрение, самовнушение уверенности в себе, самокритика, самоубеждение, самоправдание.

4.  Практические рекомендации  воспитателю по дифференцированному обучению и воспитанию.

  1. При обучении необходимо помнить, что изучаемая информация лучше закрепляется при помощи двигательной активности самого учащегося.

2. Всегда следует помнить, что развитие и воспитание должно проходить своевременно с учетом возрастных особенностей.

 3. Дайте ученику возможность раскрыть свои способности, создайте ситуацию успеха.

4. Для гармоничного развития ребенка необходимо научить его по-разному осмысливать учебный материал (логически, образно, интуитивно).

 6. Никогда не сравнивайте между собой воспитанников. Больше хвалите их за успехи и достижения.

 7. Обучая, опирайтесь на их высокую поисковую активность и сообразительность.

 9. Ругая воспитанника, помните о его эмоциональной чувствительности. Изложите ему кратко и точно свое недовольство. Подросток не способен долго удерживать эмоциональное напряжение, очень скоро он перестанет вас слушать и слышать.

 11. Юноши быстро истощаются информационно (снижение активности левого рационально-логического полушария). Ругать их за это бесполезно.

   12.Не забывайте, что ваша оценка, данная ребенку, всегда субъективна и зависит от вашего типа развития. Возможно, вы относитесь к разным типам мозговой организации и по-разному мыслите.

 13.Вы должны не столько научить ребенка, сколько развить у него мотивацию к обучению. Необходимо свои требования превратить в желания воспитанника. Всегда обучайте и воспитывайте на эмоциях радости.

 14.Помните, что нормой для ребенка является «не знать что-либо, не уметь и ошибаться».

 15.Лень воспитанника — сигнал неблагополучия вашей педагогической деятельности, неправильно выбранная вами методика работы с данным ребенком.

 16. Сделайте своей главной заповедью — «не навреди».

                                                   4.1.Памятка воспитателю

   с учеником-визуалом, нужно использовать слова, описывающие цвет, размер, форму, местоположение с высокой скоростью смены деятельности. Выделять цветом различные пункты или аспекты содержания. Записывать действия, использовать схемы, таблицы, наглядные пособия. Ключевые слова визуальной модальности: видеть, наблюдать, смотреть, сфокусировать, мелькать, перспектива, картина, ракурс, отчетливо, ярко, туманно и т.д.

   с учеником-кинестетиком, необходимо использовать жесты и прикосновения, помнить, что кинестетики обучаются посредством мышечной памяти. Чем больше преувеличений, тем лучше они запомнят материал. Позволяйте им «играть» роль различных частей из вашей информации. Воспитателю можно отражать телом ритм метронома (головой). Ключевые слова кинестетической модальности: чувствовать, ощущать, притрагиваться, хватать, гладкий, шероховатый, холодный и т.д.

 

 с учеником-аудиалом, необходимо использовать вариации голоса (громкость, высота, паузы). Ключевые слова аудиальной модальности: слышать, звучать, настраивать, кричать, оглушить, скрипеть, звенеть, скрежетать, согласовывать, громкий и т.д.

Замечания воспитанникам необходимо делать на их языке: визуалу — покачать головой, погрозить пальцем; кинестетику — положить руку на плечо, легко похлопать по нему; аудиалу — сказать шепотом: «Ш-ш-ш».

  1. Условие повышения эффективности обучения

 Высокое качество урочных занятий будет подкрепляться хорошо организованной самостоятельной подготовкой обучающихся. Между тем, в периодической печати появляются публикации, в которых рассказывается о передовом опыте отдельных учителей, осуществляющих обучение без домашних заданий, и ставится вопрос об их отмене, поскольку они, по их мнению, не приносят никакой пользы и только перегружают школьников. Эти предложения чаще всего основываются на педагогической некомпетентности.

Домашнее задание – важная составная часть процесса обучения, выступающая одной из существенных форм его организации.

Домашняя учебная работа учащихся – самостоятельное выполнение заданий учителя по повторению и более глубокому усвоению изучаемого материала и его применению на практике, развитию творческих способностей и дарований и совершенствованию учебных умений и навыков

                      5. Организация выполнения домашнего задания учащихся

При подготовке к урокам воспитатель должен учитывать основные программные требования, образовательные стандарты, индивидуальные особенности детей всех уровней развития: низкого, среднего, высокого.

Одним из важных видов самостоятельной работы является выполнение домашних заданий, используемых, главным образом, для закрепления изученного. Для организации этой работы необходим четкий инструктаж о том, как и что, делать, как работать с книгой, вести тетрадь и т.д. Необходимо воспитателю систематически уточнять у преподавателя, как суворовцы должны готовить домашние задания по предметам. Особенно при изучении новой темы и при возникновении затруднений у большей части группы. Учащимся можно рекомендовать следующие общие приемы:

Организация домашней работы по математике:

1)  ознакомиться с заданием;

2)   вспомнить, что изучали на уроке, просмотреть записи в тетради;

3)  прочитать и усвоить материал учебника;

4)  выполнить письменные задания;

5)  составить план ответа.

Выполнение письменные домашней работы:

1)  прочитать задания, изучить их;

2)  продумать, какие правила и приемы следует применить для их выполнения, пользуясь, если нужно, предыдущей письменной работой, общими и частными приемами решения задач;

3) если нужно, выполнить задания полностью или частично на черновике;

4) проверить тем или иным способом решения задач;

5) записать выполненные задания в тетрадь, соблюдая правила ведения тетради по тематике.

Домашние задания по своему содержанию включают в себя:

а) усвоение изучаемого материала по учебнику;

б) выполнение устных упражнений;

в) выполнение письменных упражнений по языкам, математике, физике и т.д.;

г) выполнение творческих работ по литературе;

д) подготовку докладов по изучаемому материалу в старших классах;

е) проведение наблюдений по биологии, географии, физике;

ж) выполнение практических и лабораторных работ по физике, химии и биологии;

з) изготовление таблиц, диаграмм, схем по изучаемому материалу и т.д.

Наряду с общими для всех учащихся нередко даются индивидуальные домашние задания. Индивидуальные домашние задания – задания, рассчитанные на преодоление пробелов в знаниях учащихся по отдельным темам, на усиление тренировочных упражнений по выработке практических умений и навыков. Кроме того, даются задания повышенной трудности для хорошо успевающих школьников с целью развития их творческих способностей и склонностей.

Практика показывает, что в домашней работе имеются существенные недостатки.

Во – первых, многие учащиеся при подготовке домашних заданий по учебнику сбиваются на полумеханическое чтение изучаемого материала, не умеют расчленять его на отдельные смысловые части и не осуществляют самоконтроль за усвоением знаний.

Во-вторых, недочетом домашней работы многих учащихся является неумение организовать свое рабочее время, отсутствие твердо установленного режима, связанного с выполнением домашних заданий, что приводит к поверхностному усвоению изучаемого материала.

В-третьих, выполнение письменных заданий многими учащимися осуществляется без предварительного усвоения теоретического материала, на котором основаны эти задания.

Отрицательно сказывается и перегрузка учащихся домашними заданиями. Отдельные учителя, стремясь к тому, чтобы учащиеся больше работали по их предмету, дают слишком объемистые или чрезмерно усложненные задания. Но перегрузка нередко обусловливается большим объемом домашнего задания и слабой подготовкой учащихся к его выполнению.

Качество и культура учебного труда детей по выполнению домашних заданий включают в себя соблюдение и выполнение ряда правил и требований, основывающихся на психолого-педагогических закономерностях учебно-познавательной деятельности по овладению изучаемым материалом.

5. Правила выполнения самоподготовки.

Первое. Учащимся необходимо знать, что процесс осмысления и усвоения знаний должен носить рассредоточенный характер. Рассредоточенный характер – это когда для всестороннего осмысления и прочного усвоения программного материала следует вдумчиво учить уроки не в один «присест», а обращаться к их изучению несколько раз в течение некоторого времени. Только при этом условии в памяти остается «глубоко проторенный след», а знания сохраняются на долгое время.

Второе. Домашние задание необходимо выполнять в день их получения. Суть дела в том, что усвоенный на уроке материал интенсивно забывается впервые 10–12 часов после восприятия.

Это доказано психологическими опытами. Торможение сильнее всего проявляется сразу после образования временной связи. Следовательно, и забывание происходит наиболее интенсивно сразу же после восприятия изучаемого материала. Вот почему, чтобы предупредить забывание знаний, усвоенных на уроке, необходимо провести работу по их закреплению в день их восприятия. Поэтому и необходимо выполнять домашние задания в день их получения.

Третье. Приступая к подготовке домашних заданий, обязательно нужно создать психологический настрой на их аккуратное выполнение и прочное усвоение изучаемого материала. Как это сделать? Нужно детально продумать ту цель, которую необходимо достичь при выполнении домашнего задания. Одно дело, когда хочется его просто выполнить, для воспитателя, и другое – когда поставить цель как можно лучше выполнить задание, не проявлять торопливости и стремиться к глубокому осмыслению и усвоению материала.

Четвертое. Если домашнее задание включает в себя усвоение материала по учебнику и выполнение различных упражнений, то его подготовку нужно начинать с работы над учебником.

Порядок работы, с учебником, следующий: вначале нужно попытаться припомнить то, что осталось в памяти от урока. Затем следует вдумчиво прочитать параграф учебника, выделяя в нем важнейшие положения, правила, выводы, стремясь к их глубокому осмыслению и усвоению. После этого нужно применить приемы воспроизведения и самоконтроля: пересказ материала вслух или про себя, составление плана прочитанного, ответы на вопросы учебника и т.д.

Пятое. Приступая к выполнению практических заданий, следует внимательно просмотреть те упражнения, которые выполнялись по изучаемой теме на уроке, и продумать, какие теоретические положения использовались в процессе их выполнения. Этот прием помогает учащимся устанавливать связь домашней работы с тренировочными упражнениями в классе и содействует самостоятельному выполнению письменных заданий.

Шестое. Между подготовкой домашних заданий по отдельным предметам необходимо делать перерывы для отдыха и психологического переключения на другой вид деятельности. Установлено, что после восприятия и усвоения изучаемого материала процесс его закрепления в сознании продолжается и после того, как учебная работа прекращается. Это «скрытое затвердевание» знаний происходит в течение 10–20 минут, что и вызывает необходимость указанного выше перерыва.

Седьмое. Во время перерывов между подготовкой домашних заданий по отдельным предметам нельзя подвергать себя сильным внешним воздействиям, в частности, активные игры, вступать в дискуссии и т.д. Это объясняется физиологическими закономерностями (законом нервной индукции).

Восьмое. Очень важно, чтобы домашние задания выполнялись ежедневно в одно и то же время и на постоянном месте. Это правило содействует быстрому сосредоточению внимания на выполнении учебных заданий, приучает к дисциплине и упорядоченности процесса обучения.

Девятое. После подготовки домашних заданий необходимо сделать 20–30-минутный перерыв и повторить материал к занятиям на завтрашний день с применением приемов самоконтроля.

Десятое. Соблюдение его способствует более прочному усвоению изучаемого материала. Весьма полезно, чтобы учащиеся непосредственно перед сном уделяли 8–10 минут беглому просмотру (повторению) изученного материала по учебникам и, не подвергая себя никаким дополнительным раздражениям, в спокойном состоянии ложились спать.

Таковы наиболее существенные правила умственного труда, которые следует знать учащимся и которых они должны придерживаться в процессе домашней учебной работы.

На чем основывается интерес воспитанников к домашнему заданию? Было бы несправедливо по отношению к детям утверждать, что их всегда удовлетворяет формула: чем меньше, тем лучше.   На вопрос анкеты: “Какое задание вы выполняете с интересом?” – школьники отвечают по-разному. Одних пугает необходимости выполнения слишком большое упражнение или упражнение с большим числом заданий, записывать свои примеры или делать многочисленные вставки, писать творческую работу или систематизировать изученное посредством таблиц; другие, наоборот, охотно выполняют именно упражнения большого объема, особенно творческого характера, или составляют таблицу, чтобы обобщить учебный материал.

Домашнее задание следует рассматривать как средство подготовки к самообразованию. Поэтому полезно ориентировать школьников на наблюдение, анализ, сравнение, обобщение посредством таких заданий, как: “Понаблюдай…”, “Сравни…”, “Сопоставь…”, “Обобщи…”, “Проверь себя…”.

Остановимся на вопросах организации домашнего задания, то есть на ознакомление учащихся с содержанием и характером заданий, целесообразностью его выполнения, нормативным расчетам объема заданий для работы над ним.

Для правильного понимания учащимися сущности задания и порядка его выполнения нужно обязательно посоветовать учащимся, каким способом может быть выполнено задание и какова последовательность работы. Следует указывать рациональные приемы использования учебника, справочников, словарей при подготовке домашних заданий, а также то, к каким справочным материала можно прибегнуть в случае затруднения и где их взять (например, порекомендовать “Детскую энциклопедию”, интернет ресурсы…)

Воспитатель должен указать ориентировочное время на выполнение каждого задания. Это дисциплинирует учащихся, способствует возникновению у них потребности выполнить работу в определенный для них срок.

Эффективность выполнения домашнего задания зависит от того, как его контролирует воспитатель. Домашнее задание следует проверять систематически, с помощью различных методов проверки. Если домашнее задание не проверяется, то снижается интерес к его выполнению, а, следовательно, и к качеству, так как не ясны мотивы его выполнения, ведь оно не потребовалось на следующем уроке.

Необходимо так организовывать проверку, чтобы воспитанник был заинтересован в дальнейшей учебной деятельности. Домашняя работа, вовремя и тщательно проверенная, позволяет обучающемуся судить о том, сделал ли он шаг вперед в развитии или стоит на месте.

Время на проверку домашнего задания на самоподготовке регламентировано. Поэтому в целях повышения результативности проверки следует активнее использовать доску, сигнальные карточки, тесты. Формы проверки могут быть разнообразными (фронтальная беседа, воспроизведение теории с приведением примеров, проверку упражнения и др.).

5.1. Формы и методы  проверки самоподготовки.

Можно использовать несколько форм и методов контроля выполнения заданий на самоподготовке (частичный, индивидуальный, фронтальный)

 

  • индивидуальная проверка воспитателем выполнения заданий;
  • самопроверку учениками своей работы, то есть сверку с ответами, заранее приготовленными на доске;
  • взаимное рецензирование работ воспитанников, когда они меняются тетрадями и оценивают выполнение заданий друг у друга с последующим обсуждением типичных ошибок;
  • проверку с помощью сильных учащихся готовности в целом;

Методически целесообразное регламентирование самостоятельной подготовки в учебном процессе для всех и каждого, целесообразность и обоснованность выбора заданий, правильно поставленный контроль за выполнением работы способствуют проявлению учеником положительных сторон личности: ответственности, любознательности, развитию мыслительной деятельности, самостоятельности учащихся.

6. Использование различных упражнений для тренировки памяти.

Упражнение "Самое главное"

Учащиеся быстро и внимательно читают учебный текст. После этого им предлагается просмотреть его еще раз и охарактеризовать тему учебного материала одним словом. Потом – одной фразой, а после найти в тексте какой-то "секрет", то, без чего он был бы лишен смысла. В конце упражнения все участники зачитывают слова, фразы и "секреты". Выбираются самые точные и лучшие ответы.

Упражнение "Моментальное фото"

Участники делятся на две команды. В течение очень короткого времени школьникам демонстрируется текст. Учащиеся должны сосредоточить все свое внимание и воспринять из показанного текста как можно больше информации. Каждая команда может зафиксировать на листочке то, что члены команды могут вместе восстановить по памяти. Затем все вместе обсуждают и сравнивают результаты, какая команда правильно воспроизведет больше текста.

Упражнение "Лучший вопрос"

Учащиеся читают текст, после чего каждый должен придумать оригинальный вопрос на тему учебного текста и задать его соседу. Тот должен ответить на него как можно более полно. Ответивший задает вопрос следующему ученику и т. д. Участники решают, кто задал самый интересный вопрос, а кто лучше всех ответил и был самым активным.

Упражнение "Пересказ по кругу"

Ученики читают текст, а затем встают в круг. Один из участников выходит в центр круга, закрывает глаза, кружится на месте и показывает на любого игрока, с которого начинается воспроизведение учебного текста. Далее по часовой стрелке каждый говорит по одной фразе из текста. И так до его конца. После этого текст еще раз читается, и участники исправляют ошибки, дополняют то, что было упущено.

 "Пиктограмма, или Пляшущие человечки"

Учащимся предлагается для запоминания перечень слов и словосочетаний. После показа слова или словосочетания учащийся рисует на бумаге любое изображение, которое поможет ему воспроизвести предъявляемый материал. Каждое изображение обозначается номером, соответствующим порядку предъявления слов и словосочетаний. Написание отдельных букв и слов не допускается. Слова зачитываются с интервалом не более 30 с. Выбор изображения для запоминания ограничивается по времени.

Пример набора слов:

Веселый праздник

Тяжелая работа

Развитие

Вкусный ужин

Смелый поступок

Болезнь

Счастье

Разлука

Дружба

Темная ночь

Печаль


Воспроизведение учащимися словесного материала осуществляется спустя 30–40 мин. Учащемуся предъявляются его рисунки с просьбой вспомнить соответствующие слова и словосочетания. При оценке результатов подсчитывается количество правильно воспроизведенных слов.

7. Памятки для воспитателя  в работе с неуспевающими детьми

1. Ф.И.О. суворовца ______________________________________________

2. Курс, группа _____________________________________________________

3. По каким предметам не успевает ______________________________

_________________________________________________________________

4. Поведение суворовца __________________________________________

_________________________________________________________________

5. Причины, которые привели к плохой успеваемости _______________

_________________________________________________________________

6. Какие средства (дидактические, воспитательные, учебные, внеклассные, дополнительные занятия) используются в работе с воспитанником __________________________________

_________________________________________________________________

7. Кто привлечен к работе по преодолению неуспеваемости воспитанника __

_________________________________________________________________

8. Сколько времени длится эта работа ___________________________

9. Какие изменения наблюдаются, есть ли результаты работы _______

_________________________________________________________________

Заключение

Из опыта работы, можно сделать следующий вывод: приемам самоконтроля нужно обучать. Это залог успеха при выполнении самостоятельной подготовки.  Необходимо повышать творческий характер задания на самостоятельную подготовку, индивидуализировать ее, но при этом не перегружать, поскольку в условиях перегрузки трудно ожидать творчества и активности учащихся. При выполнении домашних задания, когда отсутствует контроль воспитателя, самоконтроль приобретает особую роль.

Совершенствование методики преподавания и методов обучения неразрывно связано с вопросами развития самостоятельности учащихся. Именно в развитии самостоятельности кроются большие возможности улучшения всего педагогического процесса, повышения его эффективности.

                                                                     Литература

  1. Вахтомин Н. К. Практика-Мышление-Знание. К проблеме творческого мышления. М.: Наука, 1998.
  2. Естественно-научные проекты. Сост. М.Ю.Демидова. М.: Школьная пресса, 2005.
  3. Интел «Обучение для будущего». Под редакцией Е.Н. Ястребцевой. Москва, 2004.
  4. Лакоценина Т.П. и др. Современный урок. Научно-практическое пособие для учителей, методистов и т.д. Ростов-на-Дону: Издательство «Учитель»,2007.
  5. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.,2009.
  6. Третьяков П.И., Сенновский  И.Б. Технология модульного обучения в школе. М.:Новая школа,2007.
  7. http://www.uchportal.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод проектов как эффективный способ развития познавательных навыков,творческого мышления и коммуникативных способностей суворовцев

А КТУАЛЬНОСТЬ ОПЫТА РАСКРЫВАЕТСЯ ЧЕРЕЗ ОСОБЕННОСТИ ВЕДЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЦЕССА  В УСЛОВИЯХ СУВОРОВСКОГО УЧИЛИЩА...

Развите творческой деятельности

Формирование учебной творческой деятельностиучащихся на уроках трудового обучения и спецтехнологии....

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ И СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

В последнее время в литературе появляется всё больше различных методик, подходов по организации обучения школьников. Каждая достойна внимания. И каждая направлена на улучшение знаний учащихся. В связи...

Как развить творческий потенциал ребенка?

Многие педагоги в своих планах ставят целью «развитие творческих способностей учащихся». Почему же результаты часто расходятся с намерениями? Проблема в том, что смысл выражения «творческий ученик» пе...

Открытый урок с методическими рекомендациями "Развитие творческого мышления в классе синтезатора на начальном этапе обучения"

Развитие творческого мышления у детей очень важно для обучения на инструменте. Дети должны научиться представлять музыку в образах, чтобы потом передать эти образы во время игры слушателю.Синтезатор –...

Как развить творческое мышление

Хотелось бы, осветить те вопросы, которые связаны с пониманием закономерностей восприятия и переработки информации, осуществляемых на основе применения современных средств символической и образной реп...

Методическая разработка «Формирование аналитических навыков и активного творческого мышления в процессе анализа музыкального синтаксиса на уроках сольфеджио»

Современный предмет сольфеджио – это целая система развития музыкальных способностей детей, включающая в себя воспитание интонационно-ладового слуха, чувства метро-ритма, приобретения навыков со...