Открытый урок с методическими рекомендациями "Развитие творческого мышления в классе синтезатора на начальном этапе обучения"
план-конспект урока по теме

Щербина Елена Владимировна

Развитие творческого мышления у детей очень важно для обучения на инструменте. Дети должны научиться представлять музыку в образах, чтобы потом передать эти образы во время игры слушателю.

Синтезатор – это такой инструмент, который помогает развиваться воображению, образному и творческому мышлению. Дети с первых уроков могут почувствовать себя творцами. В этом нам помогает использование разнообразных функций в синтезаторе: стили, звуки, записи и т.д.

На основе собственной творческой практики учащиеся приобретают возможность прочувствовать выразительность того или иного художественного средства, получить начальные знания о построении музыкального произведения, которые очень важны в дальнейшей работе, а значит, их постижение музыкального искусства становится более глубоким.

Работа на синтезаторе - это не только исполнение произведений «вживую», но это так же создание аранжировок, фонограмм и запись их на многодорожечный секвенсор инструмента.

 В каждой аранжировке, даже самой простой, ученик сталкивается с решением определённых задач. Самостоятельное составление простых аранжировок, начиная с выбора одного или двух инструментов, становятся упражнениями, предварительной подготовкой. Простые задания мобилизируют творческий потенциал, на практике знакомят учащихся с алгоритмом данной работы. Каждая самостоятельная работа, вне зависимости от качества, на уроке тщательно анализируется, обобщается.

Создание аранжировки представляет собой сложную творческую деятельность, состоящую из нескольких основных действий: это анализ текста оригинала, составление проекта аранжировки, отбор звуковых средств, проверка и корректировка результата. Поэтому работать с секвенсором лучше начинать уже на начальном этапе обучения, когда у ребят пьесы маленькие, а все новое они впитывают в себя, как губка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие  творческого   мышления в  классе синтезатора на начальном  этапе обучения

Преподаватель по классу синтезатора: Щербина  Е. В.

Участники урока:

Останина Катя - 1кл.

Лебэдэ Кристина - 1кл.

Подгорбунская Влада - 2кл.

Горячева Лиза - 2 кл.  (Класс Шестаковой А. А.)

Костеневич Настя  - 1кл.  (Класс Бурлаковой А. Л.)

Развитие творческого мышления у детей очень важно для обучения на инструменте. Дети должны научиться представлять музыку в образах, чтобы потом передать эти образы во время игры слушателю.

Синтезатор – это такой инструмент, который помогает развиваться воображению, образному и творческому мышлению. Дети с первых уроков могут почувствовать себя творцами. В этом нам помогает использование разнообразных функций в синтезаторе: стили, звуки, записи и т.д.

На основе собственной творческой практики учащиеся приобретают возможность прочувствовать выразительность того или иного художественного средства, получить начальные знания о построении музыкального произведения, которые очень важны в дальнейшей работе, а значит, их постижение музыкального искусства становится более глубоким.

Таким образом, целью данной работы на уроке является обобщение способов приобщения учащихся к творческой деятельности через различные художественные средства инструмента.

Задачи:

Обучающие:

  • Знакомство с   выразительными средствами игры на синтезаторе: тембр, стиль, различные режимы игры; знакомство с  секвенсором;
  • Изучение базовых компонентов музыкальной грамоты;
  • Освоение исполнительской техники игры: постановка рук на клавиатуре синтезатора, приобретение некоторых специфических навыков, связанных с переключением режимов звучания во время игры на электронной клавиатуре;
  • Формирование начальных навыков музыкально-творческой деятельности: электронная аранжировка и исполнение музыки, импровизация и элементарное сочинение, запись на многодорожечный секвенсор.

Развивающие задачи:

  • Развитие интереса к музыкальному творчеству;
  • Развитие творческих способностей, образного и ассоциативного мышления, воображения и фантазии учащихся.

Воспитательные задачи:

  • Духовное возвышение учащихся путем приобщения их к художественному творчеству;
  • Нравственное обогащение учащихся через освоение содержания музыкальных произведений, через стремление воплотить в звуке свои чувства и эмоции.

Методы урока:

  • Комплексный метод.

В основе формирования способности к музицированию на клавишном синтезаторе как творческой способности лежат два главных вида деятельности учащихся: творческая практика и изучение теории музыки. Поэтому объединяющий эти виды деятельности комплексный метод, о котором писал Г.Г. Нейгауз применительно к обучению игре на фортепиано, становится единственно возможным методом преподавания. И учитель по классу клавишного синтезатора еще в большей мере, чем учитель фортепианной игры «должен быть одновременно и историком музыки, и теоретиком, учителем сольфеджио, гармонии, контрапункта...».

  • Метод сравнений.

Чтобы подвести школьников, особенно младших, к системе музыкальных понятий, освоение которых необходимо для музицирования на цифровых инструментах, следует прибегать к образным сравнениям.

  • Методы объяснения учеником собственных действий, а также совместного обсуждения вопросов, возникающих по ходу работы над аранжировкой, с педагогом и другими учащимися.

Этот метод помогает расширить представления учеников о средствах, способах, художественных возможностях данной творческой деятельности и тем самым способствует развитию музыкального воображения и мышления учащихся;

  • Метод опоры на систему усложняющихся творческих заданий.

Основным видом таких заданий является исполнение различных музыкальных произведений, что в электронной музыке всегда связано с их аранжировкой.

Выступления учащихся:

Останина Катя: упражнения «Радуга», «Ручеек»

Лебэдэ Кристина: «Ой, звоны звонят», «Ехали мы в гости»

Костеневич Настя: «Ехали мы в гости»

Останина Катя: гамма «Военный марш»

Лебэдэ Кристина: гамма «В деревне»

Подгорбунская Влада: аранжировка «Капельки дождя»

Горячева Лиза: аранжировка «Колокола и колокольчики»

Для развития воображения и творческого мышления мы с детьми   начинаем фантазировать с первых уроков.

 Самое первое упражнение – «Радуга» -  для изучения нот и октав. При работе над этим упражнением мы размышляем над тем, как появляется радуга, какие звуки мы можем использовать при исполнении и т.п.  Останина Катя исполнила упражнение с использованием   звука «Гром».

Другое упражнение «Ручеек» - это упражнение, похоже на «Радугу», но играется двумя руками.

Здесь подключается работа над динамикой. Мы с учеником представляем, как идем по лесу, приближаемся к ручью, переходим по мосту и уходим дальше. Ребенок пробует изобразить эту картину на инструменте. Останина Катя при исполнении использовала звук «Ручья», старалась изобразить ручеёк далеко и близко, для этого исполняла в разных регистрах, с разной динамикой.  Лебэдэ Кристина нарисовала рисунок к этому упражнению.

Когда начинаем работать над пьесами, мы обязательно общаемся с ребенком на тему характера пьесы, её образа, настроения, и стараемся использовать возможности инструмента, чтобы передать образ пьесы.

Обучение игре на фортепиано происходит так: от простого к сложному. Но обучение игре на синтезаторе характеризуется параллельностью и комплексностью, поскольку здесь можно говорить о ритме, стиле, аранжировке, аккомпанементе, мелодии и мн. др. уже на начальном этапе обучения.

Главными критериями отбора произведений, помимо охвата наиболее значимых для расширения кругозора детей жанров и направлений, служат яркость музыкального материала, соответствие его уровню развития мышления учащихся младших классов, соответствие с возможностями электронной аппаратуры. Репертуар для учащихся я подбираю с ярким характером, образом, близкий детскому восприятию.

Украинская народная пьеса «Ой, звоны звонят» - одно из таких произведений.  Само название песни, а так же слова к ней дают подсказку для ребенка.

Работая над пьесой, ученик слушает, анализирует характер пьесы. Ребенок представляет церковь с большими колоколами.  В синтезаторе мы находим подходящий тембр, имитирующий большой колокол, из банка хроматических ударных. Исполнила эту песню Лебэдэ Кристина с использованием этого звука.

В процессе работы над разными пьесами учащиеся знакомятся с разнообразными тембрами, слушают различные инструменты, постепенно запоминая их, что дает им возможность в дальнейшем осмысленно использовать подходящий тембр инструмента в работе над аранжировкой произведений.

Очень часто я даю одинаковое произведение нескольким учащимся. У каждого ребенка разное воображение, фантазия, и восприятие музыки. И при работе над одинаковым произведением, получается разный результат – разная аранжировка.  Это дает возможность учащимся слушать друг друга, анализировать, рассказывать друг другу использованные средства выразительности инструмента, делиться друг с другом своими находками. Такая работа над произведениями помогает учащимся расширить свои представления о средствах, способах, художественных возможностях данной творческой деятельности и тем самым способствуют развитию музыкального воображения и мышления.

Одна из таких пьес «Ехали мы в гости». Пьеса на освоение позиционной игры в пределах пяти пальцев.  В этой же пьесе мы знакомимся с первым аккордовым режимом Single (One Finger) – режим игры одним пальцем. В этом режиме играется только тонический звук аккорда, что позволяет начинающим исполнителям, не умеющим играть аккордами, играть произведение двумя руками.

Над этим произведением работали двое учащихся: Лебэдэ Кристина и Костеневич Настя.  Здесь каждый ребенок представил пьесу в своем характере, и аранжировал её по-разному, в соответствии со своим представлением.  Они рассказывали друг другу, что можно изобразить в этой пьесе. Настя представила поездку на машине, а Кристина – поездку на поезде. Настя по ходу пьесы рассказывала, что во время «вступления» - люди садятся в машину, а «окончание» - они уже приехали в гости и выходят с машины. А у Кристины получилась веселая, шумная компания друзей в поезде. И к этой пьесе она нарисовала рисунок.

Но не только над пьесами проходит работа с аранжировкой. Очень интересно детям работать над гаммой.

Гаммы – это то, что в детских музыкальных заведениях вызывает скуку и общую нелюбовь.  Но, когда мы подходим к изучению гамм творчески, у детей проявляется интерес, развивается эмоциональное воображение и образное мышление, и они уже не относятся к гаммам, как к скучному и нудному занятию.

 Для изучения гамм я использую упражнение «Гамма» - где дети знакомятся с гаммой До мажор. Цель – не только исполнить гамму, но представить её, как самостоятельное произведение, со своим образом и характером.

 В этом упражнении у ребят есть возможность фантазировать и придумывать самые разные образы.

Над этим упражнением так же работали двое учащихся.

Останина Катя представила гамму в виде «Марша», где изобразила марширующих ребят на параде.  При игре она использовала стиль «Марш», духовые инструменты. Так же она нарисовала рисунок к своей получившейся пьесе.

А Лебэдэ Кристина изобразила гамму в виде «Деревни», где много животных, лают собаки, много солнца и свежего воздуха. Она   использовала звук «Гармошки», и стиль из банка «Кантри». И так же нарисовала рисунок к этой пьесе.

 Вообще, в своей работе я часто использую метод изображения музыки в образах на бумаге. Учащиеся   моего класса много рисуют, особенно на начальном этапе обучения. Я считаю, когда дети рисуют, они учатся представлять музыку в образах, которые им привычны и знакомы с раннего детства. А это, в свою очередь, помогает им воплотить на инструменте то, что они представили на бумаге.  Такая связь зрительного и слухового восприятия музыки развивает воображение, фантазию, учит размышлять, анализировать и творчески мыслить. Даже те учащиеся, которые на первых уроках не могут ничего представить, когда слышат музыку, замкнуты и необщительны, через рисунки постепенно раскрепощаются, начинают проявлять интерес к творчеству, и уже сами рассказывают, что они услышали в той или иной пьесе, и пытаются воплотить на инструменте услышанное.

Работа на синтезаторе - это не только исполнение произведений «вживую», но это так же создание аранжировок, фонограмм и запись их на многодорожечный секвенсор инструмента.

 В каждой аранжировке, даже самой простой, ученик сталкивается с решением определённых задач. Самостоятельное составление простых аранжировок, начиная с выбора одного или двух инструментов, становятся упражнениями, предварительной подготовкой. Простые задания мобилизируют творческий потенциал, на практике знакомят учащихся с алгоритмом данной работы. Каждая самостоятельная работа, вне зависимости от качества, на уроке тщательно анализируется, обобщается.

H:\текущая работа\фото-урок\капельки дождя.jpgСоздание аранжировки представляет собой сложную творческую деятельность, состоящую из нескольких основных действий: это анализ текста оригинала, составление проекта аранжировки, отбор звуковых средств, проверка и корректировка результата. Поэтому работать с секвенсором лучше начинать уже на начальном этапе обучения, когда у ребят пьесы маленькие, а все новое они впитывают в себя, как губка.

С Подгорбунской Владой мы работали над пьесой «Капельки дождя». Влада создала аранжировку, записала её в секвенсор и представила её на суд слушателей – ребят, которые вместе с ней учатся на синтезаторе.  Она использовала звуки грома, шум дождя и ветра, а так же подобрала звук капелек из банка хроматических ударных. Учащиеся слушали эту пьесу, анализировали и обсуждали, что получилось. Все ребята пришли к выводу, что дождик получился как сильная непогода, или вьюга, слишком много грома и ветра, поэтому Влада решила поработать над этой пьесой ещё.

Другая ученица Горячева Лиза записала в секвенсор пьесу «Колокола и колокольчики». Она записала три дорожки в секвенсоре, изображая перезвон разных колокольчиков – от больших колоколов, до маленьких звенящих колокольчиков. Когда ребята слушали эту пьесу, одни представляли сказочные колокольчики, другие представляли новогодние, рождественские колокола.

Таким образом, работа в классе проходит разнообразно, дети постоянно находятся в поиске, они начинают изучать и запоминать средства выразительности. Им становится интересно изучать новые пьесы, подбирать на слух, экспериментировать.

Задача преподавателя научить ученика анализировать, стимулировать развитие интереса и творческого отношения учащегося, умение самостоятельно мыслить и достигать поставленной цели. Игра на музыкальном инструменте должна приносить ученику эмоциональное удовлетворение, чувство радости от собственной творческой деятельности. А приобретенные начальные навыки аранжировки произведений с использованием технических средств инструмента помогут в будущем в самостоятельной творческой работе учащихся.

Список использованной литературы:

  1. И.Красильников, Т.Кузьмичева «Произведения для клавишного синтезатора»
  2. Живайкин П. Как играть современную популярную детскую музыку. – М.: Хобби-Центр, 2001.
  3. Красильников И.М. Детская электронная музыка – новая сфера творчества. / Музыка и электроника. №3 – 2004.
  4. Баренбойм Л. А. Музыкальная педагогика и искусство. Л.,1974
  5. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей.- М.,2003.
  6. Михуткина Н. Школа юного аранжировщика: обучение игре и аранжировке на синтезаторе. – Ростов-на-Дону «Феникс» 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Специфика работы преподавателя по классу фортепиано на начальном этапе обучения

Данная работа посвящена проблеме воспитания музыкальности, слухового контроля исполняемых произведений, воспитание любви к музыке на уроках обучения игре на фортепиано в детских школах иску...

План - конспект открытого урока по фортепиано по теме "Освоение средств музыкальной выразительности на начальном этапе обучения"

В данном материале представлен план - конспект открытого урока по фортепиано. Подробно показаны форма и методы проведения урока с учащимся первого года обучения....

Статья. Формирование музыкально-художественного мышления у учащихся класса скрипки на начальном этапе обучения.

 Начало систематического обучения музыке в ДШИ является переломным моментом в музыкальном развитии ребенка. Одной из основных задач музыкального образования является воспитание художествен...

Методический доклад на тему: "Развитие технических навыков на начальном этапе обучения игры на баяне"

Работа над развитием технических навыков начинается с игры простейших упражнений, которые постепенно усложняются и усовершенствуются по мере технического и физического роста учащегося на протяжении вс...

Методическое сообщение на тему: Основы ведения меха на начальном этапе обучения

Формирование навыков ведения меха на аккордеоне, их использование в художественном материале, практическое применение в обучении аккордеонистов. Выявление основных трудностей и ошибок, встречающихся в...

Уроки игры на домре с использованием метода «вербального эквивалента» на начальном этапе обучения

Обучение детей старшего дошкольного возраста и младшего школьного возраста имеет свои особенности. Учитывая психологию восприятия этого возраста, каждый педагог знает, насколько сложно организовать уч...

Методический семинар "Метод искусственного погружения в языковую на начальном этапе обучения иностранному языку в школе"

Методический семинар "Метод искусственного погружения в языковую на начальном этапе обучения иностранному языку в школе"...