Сценарий урока
учебно-методический материал (5 класс) на тему
Урок "Дивный старец Серафим Саровский" расчитан для уроков Основ праволсаной культурыв 5 классе. К этому уроке подготовлен конспект урока и презентация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_divnyy_starets_serafim_sarovskiy.doc | 60 КБ |
prepodobnyy_serafim_sarovskiy_-_kopiya.pptx | 2.68 МБ |
Предварительный просмотр:
МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Кафедра истории и культуры религий народов России
Тема конспекта урока
«Преподобный Серафим Саровский»
Слушатель курсов повышения квалификации по предмету: Поткина О.И.
Место работы: ГБОУ «Школа №1474»
Москва 2015
Тема урока : Дивный старец Серафим Саровский.
- Цель:
Познакомить детей с жизнью дивеевского старца Преподобного Серафима Саровского.
- Задачи урока:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ- после урока ученики должны знать
- биографии известных людей нашей страны, совершивших нравственные подвиги, особенности их жизненного пути;
- тексты художественной литературы, в которых раскрывается данная тема
РАЗВИВАЮЩИЕ — в процессе урока научить детей навыкам и умениям:
- анализировать текст;
- выделять главную мысли в тексте;
- сравнивать факты;
- находить ответ на вопрос, доказывать, через аргументы свою точку зрения и опровергать мнение другого ученика..
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ - ученики должны понимать:
- в обычной жизни Серафим Соровский был лучшим человеком своего времени и по уму и по талантам, и по мужественности;
- показать на примере святого Серафима Саровского, что такие люди, как он являются воплощением русской национальной идеи, которая помогла построить могучую державу;
- Оборудование: ПК, презентация,
- Ход урока:
Учитель:
Ребята, сегодняшний урок я хотела бы начать словами: «Богата Русь людьми святыми, что неустанно молятся о нас, о благодатном старце Серафиме послушайте, ребята мой рассказ...». Я хотела бы познакомить вас с русским святым, который наиболее почитаемый в русской земле, который близок моему сердцу за его человеческий неземной подвиг во имя любви к Христу- Это святой Серафим Саровский. А что это за святой, вы узнаете, когда я зачитаю стихи Ивана Бунина
СЛАЙД №1.
Кто нам сиял звездой чудесной?
Кто солнцем был средь тьмы ночной?
Чей образ прелести небесной
Исполнен в юдоли земной?
Кто нас учил любви великой,
И сам ее примером был?
Пред кем смирялся злобы дикой
В сердцах смятенных ярый пыл?
Кто жаждой вечного спасенья
С дней детства раннего палим,
Кто жил надеждой воскресенья? —
Он — преподобный Серафим!
И ныне всюду вспоминая
Его великие дела,
Молитвам Старца Русь святая
Себя навеки предала!
Задание:
Кто догадался, о каком святом мы будем сегодня говорить?
СЛАЙД №3
Дети:
О Преподобном Серафиме Саровском.
- Повторение
СЛАЙД №4
Учитель:
Ребята, предлагаю вам вспомнить кого мы называем святыми?
Дети:
Людей, которые посвятили себя служению Богу, молясь за людей..
Учитель:
Как мы автор стихотворения называет Серафима Саровского?
Дети: Преподобный.
Учитель:
А кто может сказать, кого мы называем «преподобными»?
Преподобный – это монах , который ради Бога, через пост и молитву стремился быть подобным Господу Иисусу Христу.
СЛАЙД № 5
Учитель:
Итак, начинаем наше путешествие по святым местам, где родился и творил свои чудеса дивеевский старец Серафим Саровский.
Родился Серафим в 1759 году, в городе Курске в семье состоятельного человека, который владел кирпичным заводом и занимался строительством храмов.
В детстве мальчика звали Прохор Машнин.
Обратите внимание ребята, что Преподобного Серафима в детстве звали по-другому. Почему так происходит?
Потому, что когда монах принимает решение посвятить себя Богу, он проходит процедуру « монашеского пострига» и ему дается совсем другое имя.
Учитель:
Когда Прохору исполнилось два года, его отец умер, матушка Прохора решила достроить Сергиево-Казанский храм , который они начали строить вместе с мужем. Ей было 32 года, на руках её остались трое детей и старенькая свекровь. В Курске проживал в то время известный на всю округу юродивый (человек с психическим заболеванием или физическим недугом), однажды, он сказал матери Прохора следующие слова, которые были пророческими: “Блаженна ты, вдовица, что у тебя такое детище, которое со временем будет молитвенником за весь мир”.
Учитель:
Итак, чудеса, которые свершились в детстве Серафима Саровского.
СЛАЙД №6
- Однажды, осматривая строение Сергиевской церкви, Агафья Мошнина ходила вместе со своим семилетним Прохором и незаметно дошла до самого верха строившейся тогда колокольни. Отойдя вдруг от матери, быстрый мальчик перевесился за перила, чтобы посмотреть вниз, и по неосторожности упал на землю. Испуганная мать в ужасном виде сбежала с колокольни, воображая найти своего сына разбитым до смерти, но, к несказанной радости и величайшему удивлению, увидела его целым и невредимым. Дитя стояло на ногах. Мать слезно возблагодарила Бога за спасение сына и поняла, что сын Прохор охраняется особым Промыслом Божиим».
СЛАЙД № 7
- Второй чудесный случай случился с Прохором через три года, когда он тяжело заболел. Все говорили, что мальчик не выживет, но мать не отчаивалась и много молилась. И вот, в самую тяжелую минуту, Прохору во сне явилась Пресвятая Богородица и обещала его исцелить. Через некоторое время в Курске случился крестный ход с чудотворной иконой Знамения Божией Матери. Так как начался дождь, крестный ход, для сокращения дороги, свернул на двор Мошниных. Агафья Фотиевна вынесла больного Прохора, и он приложился к святыне. С этой минуты началось выздоровление.
СЛАЙД №8
В 1776 году Прохор решил отправиться в Киево-Печерскую Лавру на поклон киевским святыням. Мать благословила его на паломническое путешествие и даже на монашеский постриг.
В через 2 года Прохор принимает решение отправиться на в г.Саров, на обучение в монастырь, матушка его дает медный крест, благославляя его, именно этот крест Преподобный носил на груди до самой смерти.
Учитель:
Ребята, давайте вспомним, что такое «монастырь»?
Дети:
Монастырь-это место где живут монахи.
Учитель:
Кого мы называем «монахами»?
Дети: Монахи - эти люди, которые отказываются от обычной жизни, ради служения Богу.
СЛАЙД №9
Учитель:
Спустя два года после прихода Прохора Мошнина в Саровский монастырь в Тамбовской области с ним случилась беда, он тяжело заболел. Заболел он водянкой, все тело его распухло, принося страдания, но ни разу от него не слышали звука ропота. Болезнь длилась три года, но однажды Прохору явилась Пресвятая Дева Мария с апостолами Иоанном Богословом и Петром. Указав на Прохора, Царица Небесная сказала: “Этот нашего рода!” Потом она коснулась жезлом бока больного, и на том месте образовалось отверстие, через которое вытекла вся “вода”, и Прохор выздоровел. Эта болезнь была испытанием, подготовкой к принятию монашества. Вскоре Прохора постригли в монахи и дали ему имя Серафим, что значит “пламенеющий любовью к Богу”.
С этого дня отец Серафим все свое время стал отдавать службе. Когда отцу Серафиму исполнилось 39 лет у него сильного заболели ноги от постоянного стояния в храме и тогда Преподобный Серафим Саровский взял благословение уйти из монастыря и поселиться в лесу для молитвы. Больше десяти лет прожил Преподобный в лесу. Кормился он овощами со своего огорода и продуктами пчеловодства. Все службы он служил сам и молился дни и ночи напролет.
СЛАЙД № 10
Ещё один монашеский подвиг. Который возложил на себя отец Серафим-это подвиг столпничества. Тысячу ночей провел в молитве, стоя на коленях на большом гранитном камне.
СЛАЙД №11
Серафим с любовью относился ко всему живому на земле: человеку, зверю. Звери, живущие в лесу не трогали старца; одна монахиня вспоминает, как большой, страшный медведь ел из рук Преподобного Серафима и не причинял ему вреда.
Медведь не причинил вреда святому, но
СЛАЙД№12
нашлись злые люди, которые подойдя к святому, работавшему на огороде, стали требовать от него деньги. У преподобного в это время был в руках топор, он был физически силен и мог бы обороняться, но не захотел этого делать, вспомнив слова Господа: "Взявшие меч мечом погибнут" (Мф. 26, 52). Святой, опустив топор на землю, сказал: "Делайте, что вам надобно". Разбойники стали бить преподобного, обухом проломили голову, сломали несколько ребер, потом, связав его, хотели бросить в реку, но сначала обыскали келию в поисках денег. Все сокрушив в келии и ничего не найдя в ней, кроме иконы и нескольких картофелин, они устыдились своего злодеяния и ушли. Преподобный, придя в сознание, дополз до келии и, жестоко страдая, пролежал всю ночь.
Наутро с великим трудом он добрел до обители. Братия ужаснулись, увидев израненного подвижника. Восемь суток пролежал преподобный, страдая от ран; к нему были вызваны врачи, удивившиеся тому, что Серафим после таких побоев остался жив, а исцеление это ему даровала Пресвятая Богородица.
Через несколько лет после этого настоятель монастыря Нифонт велел отцу Серафиму вернуться в монастырь. Отец Серафим послушался и поселился в своей келлии. Десять лет он не выходил из нее и никого у себя не принимал.
СЛАЙД №13
25 ноября 1825 года Матерь Божия вместе с празднуемыми в этот день двумя святителями явилась в сонном видении старцу и повелела ему выйти из затвора и принимать у себя немощные души человеческие, требующие наставления, утешения, руководства и исцеления. Благословившись у настоятеля на изменение образа жизни, преподобный открыл двери своей келии для всех.
Старец видел сердца людей, и он, как духовный врач, исцелял душевные и телесные болезни молитвой к Богу и благодатным словом.
СЛАЙД№14
Второго января келейник преподобного, отец Павел, в шестом часу утра вышел из своей келии, направляясь в церковь, и почувствовал запах гари, исходивший из келлии преподобного Серафима ; в келии святого всегда горели свечи, и он говорил: "Пока я жив, пожара не будет, а когда я умру, кончина моя откроется пожаром". Когда двери открыли, оказалось, что книги и другие вещи тлели, а сам преподобный стоял на коленях перед иконой Божией Матери в молитвенном положении, но уже бездыханный.
Так закончился земной путь дивного старца Серафима Саровского.
IV. Закрепление материала
Учитель:
Итак, ребята, вы должны понимать, что святые - такие же люди, как и мы с вами, только они победили свои грехи. Преподобный Серафим Саровский в своей жизни сталкивался с теми же трудностями, что и мы. Приведите примеры, когда Преподобному Серафиму было трудно.
Дети:
- падение с колокольни;
- болезнь в детстве;
- избиение разбойниками;
- жизнь с лесу, в одиночестве;
- стояние на камне.
Учитель:
Я вам прочитаю стихотворение неизвестного автора “Преподобный Серафим ”, а вы скажите, о каких периодах в жизни святого в нем говорится.
СЛАЙД №15.
В детстве, как голубь, слетел с колокольни,
И перед матерью, юной вдовой,
Встал невредимый, с улыбкой спокойной,
Явно хранимый для жизни святой.
Рано презрел он мирские соблазны
И монастырь полюбил потому;
Часто в видениях многообразных
Божия Матерь являлась ему.
Видел Христа он и Ангелов лики –
Келья тогда озарялась светло –
Видел их ясно, в восторге великом
Чувствуя Духа Святого тепло.
В белом подряснике, светлый, веселый,
Свежий, как утро Пасхального дня;
А за плечами-то камень тяжелый:
«Я-де томлю все томящего мя».
Хлебом покормит медведя лесного,
Деток попотчует сладким лучком»…
Сколько людей вспоминали про Бога,
Каялись слезно при старце святом!...
Дети:
В этом стихотворении говорится о том, как
- преподобный Серафим в детстве упал с колокольни и остался невредимым;
- как жил в лесу и кормил зверей, которых не боялся;
- как помогал людям спасаться от болезней и бед;
- как жил в монастыре.
СЛАЙД№16
Учитель:
Посмотрите на экран, вы видите иконы святых. Найдите среди них иконы Преподобного Серафима Саровского.
(На экране находятся иконы: Богородица, явление Богородицы к Серафиму Саровскому, исцеление Серафимом Саровским больных, Серафим Саровский)
СЛАЙД №17
Рефлексия.
Литература:
- Святитель Димитрий Ростовский. Жития святых. Январь. Часть 1. – Козельск: Введенская Оптина пустынь, 1993.
- Протоиерей Николай Гурьянов. Слово жизни. – Издание церкви Святителя Николая с. Васюшино Московской епархии, 1996.
- Протоиерей Серафим Слободской. Закон Божий. – М.: Молодая гвардия, 1993.
- Дивный старец // Православная беседа. 1993, № 4.
- Е. Поселянин. Святая юность. – Международный издательский центр православной лит-ры, 1994.
- Закон Божий. – М.: Терра, 1991.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
« Двум детям одной семьи исключительно высокого положения объясняли географию Волги и всего, что по берегам ее есть интересного. Когда дошли до Нижнего Новгорода, в губернии которого находится Серафимо-Дивеевский монастырь, им подробно рассказали о великом старце Серафиме Саровском . Весь рассказ о старце произвел на детей глубокое впечатление, и в них образовалось убеждение, что все возможно старцу Серафиму. Вскоре случилась у них беда: любимая их птичка вылетела из клетки в окно и пропала. Дети очень тужили. Они знали, что уроженка дальних теплых стран не вынесет русской осени, да и заклюют ее хищные птицы. И вот они надумали рассказать свое горе отцу Серафиму и просить его вернуть им птичку. Стали они молиться отцу Серафиму. В то же утро птичка их была найдена: она сама прилетела в другой конец того огромного дома, где жили эти дети. Так услышал великий старец молитву этих маленьких, горячо поверивших ему сердец». ЗАДАНИЕ: О каком святом мы будем сегодня говорить?
Преподобный Серафим Саровский . 2
ЗАДАНИЕ : 1. Кого мы называем святыми? 2. Как мы называем святого Серафима Саровского ? 3. Дайте объяснение слову «преподобный» Преподобный – это это святой монах , который угодил Богу, пребывая в посте и молитве, живя в благочестии.
Серафим Саровский (1759-1833 гг )
Падение Прохора с колокольни
Чудесное исцеление Прохора
Юный Прохор принимает благословение матери 3
Явление Богородицы к больному Серафиму Саровскому
4 Моление преподобного Серафима Саровского в лесу
Преподобный Серафим Саровский кормит медведя
2 января 1833 года Серафим в келье
Задание: о каком периоде в жизни святого говорится в стихотворении. Ночь. Как безмолвные зрители, Звездочки смотрят с небес. Тихо вокруг. От обители Тянется Саровский лес. Келлия там одинокая, В ней Серафим обитал. Знала пустыня широкая, Подвиг как он совершал. Там, при дорожке, под соснами, Камень тяжелый лежал, Старец ночами бессонными Здесь на коленях стоял. Лето и зиму холодную, Он, не смыкая очей, Выстоял с волей свободною Тысячу целых ночей. Весь безучастен ко внешнему, В сердце молитву слагал! “Боже! Будь милостив к грешному!” – Часто так старец взывал.
Рефлексия 1. На уроке я работал 2.Своей работой на уроке я 3. Урок мне показался 4. За урок я 5. Материал урока мне был Активно/пассивно Доволен/недоволен Коротким/длинным Устал/не устал Понятен/непонятен Полезен/бесполезен Легким/трудным Интересным/скучным
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение игровых технологий на уроках французского языка в начальной школе.(Сценарий урока-конкурса по теме"осень"во 2 классе.)
Уроки-конкурсы в начальной школе можно использовать для проверки усвоения пройденного материала, для оптимизации процесса повторения, для осуществления принципа коммуникативной направленности изучения...
Сценарий урока "Построение чертежа основы фартука" с презентацией и технологической картой урока
Тема изучается на третьем занятии раздела «Конструирование и моделирование». Урок имеет важней шее значение в дальнейшем обучении учащихся, т. к. изучаются основы черчения и конструировани...
Сценарий урока-исследования (из серии «Уроки доброты») «Бобыль и Дружок» С. Есенина – «грустная сказка» о жизни и «чудная сказка» о дружбе
Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОСов...
Методическая разработка (сценарий) урока. Программа: Школа России Тема урока: Повторение. Главные и второстепенные члены предложения. Класс: 4Б* (по программе VII вида)
Второй городской фестиваль учителей общеобразовательных учрежденийСанкт – Петербурга «Петербургский урок» в 2012 году Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образ...
Сценарий урока "Первая мировая война". Создаем учебный фильм. Урок-проект. 9 класс.
Конспект урока в 9 классе по теме "Первая мировая война". Урок выстроен с учетом требований новых стандатртов. Включает 4 этапа:этап актуализации знаний, этап - построение учебной задачи, этап - решен...
Сценарий урока в 10 классе «Щелочность мыла. Валеологический подход к выбору туалетного мыла» Проблемный урок с элементами исследования. 10 класс
Рассмотреть роль химии в повседневной жизни человека; выявить причинно-следственную связь между составом, строением и свойствами синтетических моющих средств (на примере туалетного мыла), действие мы...
Использование традиционных народных праздников как средства воспитания на уроках английского языка. Сценарий урока-праздника.
Урок-праздник как пример использования народных традиций для реализации воспитательной функции урока английского языка....