История танца.
план-конспект урока (5 класс) на тему

Свиридова Наталия Павловна

История возникновения танцев полонеза и французского вальса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

   «История танца»

(конспект урока ритмики)

Методический комментарий.

В процессе занятия дети узнают об истории возникновения бальных и историко-бытовых  танцев, изучают их основные приемы, движения, характер, манеры и стиль. Основная задача руководителя объединения - как можно ярче представить воспитанникам искусство танца. Мероприятие имеет практико-ориентированный характер. Результатом занятия является постановка полонеза и французского вальса.

Оборудование и материалы: музыкальный центр,  DVD-плеер, CD-диски.

Музыкальный материал: фигурный вальс  Д. Браславского, вальс Иогана Штрауса, вальс – мазурка  З. Бинкина, медленный вальс И.Готлиба, полонез Ф. Шопена.

Время реализации мероприятия: 60минут

Цель: формирование познавательного интереса к изучению бальных и историко - бытовых танцев.

Задачи

Образовательные:

  • изучить историю возникновения историко - бытового и бального танца;
  • изучить основные приёмы и элементы историко - бытового и  бального танца (полонез, вальс);

Развивающие:

  • развивать художественно – творческие, музыкально - двигательные способности, творческую активность членов объединения;
  • совершенствовать пластику движений;
  • развивать чувство стиля и манеру исполнения.

ХОД  УРОКА

1.Исторический экскурс

На фоне фигурного вальса  Д. Браславского

Ведущий 1:  Во все времена люди танцуют, на праздниках или просто в свободные вечера, непринуждённо веселятся и участвуют в торжественных церемониях.

Ведущий 2: Танец – это наиболее древний вид художественного творчества. Возникнув в первобытном обществе танец существовал в синкретическом комплексе проискусства, которое таило в себе зародыши музыки, танца, поэзии был неотделим от практической деятельности человека, то есть совместные трудовые процессы, исполнение ритуальных обрядов.

Ведущий 1: Археологи обнаружили наскальные рисунки с изображением танцующих человечков. Мы не можем точно утверждать, под какое музыкальное сопровождение танцевали наши предки. Возможно, сначала это были хаотичные, неорганизованные звуки (подражание пению птиц, вою зверя, шуму листьев и т.д.). Затем появились простейшие напевы и наигрыши, состоящие из нескольких тонов. Исполняли их на разных дудочках, на ракушках, деревянных свистульках. Многие народы жаркой Африки до сих пор играют на инструментах наших далёких предков, а их музыка сохранила в какой-то мере черты первобытности.

Ведущий 2: Дальнейшее развитие танцевального искусства происходит по двум направлениям: простое – для народа и утонченное – для знати. Попытайтесь вообразить себе 17 век. Это эпоха хороших манер, педантичности соблюдения всех формальностей, изысканных жестов, элегантности поведения. Отражением этого времени является танец Полонез. В старину он назывался «Великим» или «пешим» танцем Его нынешнее французское название означает «польский». Сначала его танцевали только мужчины. Полонезом открывали придворные балы.

Просмотр видеокадров из кинофильма «Война и мир»

Ведущий 1: Приглашаем всех присутствующих открыть наш импровизированный бал «Великим» полонезом.

2. Работа в парах. Постановка танца «Полонез»

Все встают в круг, выбирают себе пару. Выбрав понравившегося, приглашают на танец. Круг неторопливо двигается по линии танца основным шагом полонеза. С последними аккордами пары благодарят друг друга и возвращаются на места.

3. Исторический экскурс

Ведущий 2: Бурной и шумной была молодость Вальса. Он прошёл через гонения и нападки. Вальс выдержал долгую борьбу. Он появился в те времена, когда бытовые танцы были строго регламентированы. Кружение партнёра с дамой то, что он держал её за талию, казалось неслыханной вольностью. «Это грозит нравственным устоям общества, танец это церемониал, он не должен отражать чувства танцующих», говорили законодатели балов, В предписании полиции при Павле 1 значилось «запрещённые пляски именуемой Вальсом».

Ведущий 1: Но вот появились композиторы – короли Вальса. И тогда под звуки музыки Ланнера и Иогана Штрауса затанцевала Вена, и за ней весь мир. Вальс стал «королём танца».

Просмотр видеокадров из кинофильма «Война и мир»

Ведущий 1: 

Огонь созвучий, аккордов пенье,

 О Вальс певучий, моё забвенье…

Кольцом неверным

Сомкнуты звенья,

В движенье мерном

Покой забвенья.

В огне созвучий,

 В живом стремленье –

И трепет жгучий, и утомленье.

Ведущий 2:  Уважаемые любители танца разрешите пригласить вас на вальс.

4. Работа в парах. Постановка французского вальса

Все встают в круг, выбирают себе пару, выбрав понравившегося, приглашают на танец. С последними аккордами пары благодарят друг друга и возвращаются на места.

Ведущий 1:

Проходит время, за веком век.

Рождён весёлым был человек.

Менялись моды и ритмы тоже,

но мы без танца прожить не можем.

Проходит время, за веком век.

Всегда в заботах жил человек.

Но в каждый праздник и час досуга

Весёлый танец был лучшим другом.

Проходит время, за веком век.

Пусть между нами растает снег,

И пусть на нашей большой планете

Танцуют люди и солнце светит!

5. Подведение итогов мероприятия . Рефлексия . Интервьюирование.

Члены объединения отвечают на вопросы ведущих:

  • Какой из изученных танцев вам понравился больше?  Почему?
  • Какой из танцев показался вам сложнее?
  • Характер какого из танцев  вам  ближе и понятнее?
  • Хотелось бы вам продолжить изучение историко-бытовых и бальных танцев?

Методическая литература

  1. Школьников Л. О танцах в шутку и всерьёз.- М.,1975.
  2. Кветная О. Историко-бытовой танец. –М.,1997.
  3. Васильева Т. Секрет танца. – СПб.,1977.
  4. Стриганов В., Уральская В. Современный бальный танец. –М.,1978.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

История танца. Европейская программа

ОзнаОзнакомление занимающихся с исторической сутью спорта, чтобы спортсмены имели возможность применять полученные знания на практике; разностороннее развитие интеллектуальных способностей спортсменов...

История танца "Самба"

Самба – это народный танец Бразилии. Зажигательная, темпераментная самба исполняется на карнавалах множеством ликующих танцоров....

Презентация к уроку ритмики на тему "История танца"

История танца не короче истории человечества. История танца начинается с первобытных времен и, как любая история, не имеет остановки. Данный урок разработан для учащихся 8 класса. Цель урока: поз...

ИСТОРИЯ ТАНЦА. ХОРОВОД.

Статья содержит информацию по истории хоровода и методике разучивания хоровода с детьми....

Презентация по предмету "Искусство": "История танца"

Танец-это вид искусства, в котором художественные образы создаются средствами пластических движений и ритмически четкой и непрерывной смены выразительных положений человеческого тела. Танец неразрывно...

История танца

С помощью танца люди выражали и выражают свои эмоций, самоощущения. Ведь танец выполняет важные психологические задачи и является неотъемлемой частью повседневного быта людей. Ведь танец выполняет важ...