История танца.
план-конспект урока (5 класс) на тему
История возникновения танцев полонеза и французского вальса.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«История танца»
(конспект урока ритмики)
Методический комментарий.
В процессе занятия дети узнают об истории возникновения бальных и историко-бытовых танцев, изучают их основные приемы, движения, характер, манеры и стиль. Основная задача руководителя объединения - как можно ярче представить воспитанникам искусство танца. Мероприятие имеет практико-ориентированный характер. Результатом занятия является постановка полонеза и французского вальса.
Оборудование и материалы: музыкальный центр, DVD-плеер, CD-диски.
Музыкальный материал: фигурный вальс Д. Браславского, вальс Иогана Штрауса, вальс – мазурка З. Бинкина, медленный вальс И.Готлиба, полонез Ф. Шопена.
Время реализации мероприятия: 60минут
Цель: формирование познавательного интереса к изучению бальных и историко - бытовых танцев.
Задачи
Образовательные:
- изучить историю возникновения историко - бытового и бального танца;
- изучить основные приёмы и элементы историко - бытового и бального танца (полонез, вальс);
Развивающие:
- развивать художественно – творческие, музыкально - двигательные способности, творческую активность членов объединения;
- совершенствовать пластику движений;
- развивать чувство стиля и манеру исполнения.
ХОД УРОКА
1.Исторический экскурс
На фоне фигурного вальса Д. Браславского
Ведущий 1: Во все времена люди танцуют, на праздниках или просто в свободные вечера, непринуждённо веселятся и участвуют в торжественных церемониях.
Ведущий 2: Танец – это наиболее древний вид художественного творчества. Возникнув в первобытном обществе танец существовал в синкретическом комплексе проискусства, которое таило в себе зародыши музыки, танца, поэзии был неотделим от практической деятельности человека, то есть совместные трудовые процессы, исполнение ритуальных обрядов.
Ведущий 1: Археологи обнаружили наскальные рисунки с изображением танцующих человечков. Мы не можем точно утверждать, под какое музыкальное сопровождение танцевали наши предки. Возможно, сначала это были хаотичные, неорганизованные звуки (подражание пению птиц, вою зверя, шуму листьев и т.д.). Затем появились простейшие напевы и наигрыши, состоящие из нескольких тонов. Исполняли их на разных дудочках, на ракушках, деревянных свистульках. Многие народы жаркой Африки до сих пор играют на инструментах наших далёких предков, а их музыка сохранила в какой-то мере черты первобытности.
Ведущий 2: Дальнейшее развитие танцевального искусства происходит по двум направлениям: простое – для народа и утонченное – для знати. Попытайтесь вообразить себе 17 век. Это эпоха хороших манер, педантичности соблюдения всех формальностей, изысканных жестов, элегантности поведения. Отражением этого времени является танец Полонез. В старину он назывался «Великим» или «пешим» танцем Его нынешнее французское название означает «польский». Сначала его танцевали только мужчины. Полонезом открывали придворные балы.
Просмотр видеокадров из кинофильма «Война и мир»
Ведущий 1: Приглашаем всех присутствующих открыть наш импровизированный бал «Великим» полонезом.
2. Работа в парах. Постановка танца «Полонез»
Все встают в круг, выбирают себе пару. Выбрав понравившегося, приглашают на танец. Круг неторопливо двигается по линии танца основным шагом полонеза. С последними аккордами пары благодарят друг друга и возвращаются на места.
3. Исторический экскурс
Ведущий 2: Бурной и шумной была молодость Вальса. Он прошёл через гонения и нападки. Вальс выдержал долгую борьбу. Он появился в те времена, когда бытовые танцы были строго регламентированы. Кружение партнёра с дамой то, что он держал её за талию, казалось неслыханной вольностью. «Это грозит нравственным устоям общества, танец это церемониал, он не должен отражать чувства танцующих», говорили законодатели балов, В предписании полиции при Павле 1 значилось «запрещённые пляски именуемой Вальсом».
Ведущий 1: Но вот появились композиторы – короли Вальса. И тогда под звуки музыки Ланнера и Иогана Штрауса затанцевала Вена, и за ней весь мир. Вальс стал «королём танца».
Просмотр видеокадров из кинофильма «Война и мир»
Ведущий 1:
Огонь созвучий, аккордов пенье,
О Вальс певучий, моё забвенье…
Кольцом неверным
Сомкнуты звенья,
В движенье мерном
Покой забвенья.
В огне созвучий,
В живом стремленье –
И трепет жгучий, и утомленье.
Ведущий 2: Уважаемые любители танца разрешите пригласить вас на вальс.
4. Работа в парах. Постановка французского вальса
Все встают в круг, выбирают себе пару, выбрав понравившегося, приглашают на танец. С последними аккордами пары благодарят друг друга и возвращаются на места.
Ведущий 1:
Проходит время, за веком век.
Рождён весёлым был человек.
Менялись моды и ритмы тоже,
но мы без танца прожить не можем.
Проходит время, за веком век.
Всегда в заботах жил человек.
Но в каждый праздник и час досуга
Весёлый танец был лучшим другом.
Проходит время, за веком век.
Пусть между нами растает снег,
И пусть на нашей большой планете
Танцуют люди и солнце светит!
5. Подведение итогов мероприятия . Рефлексия . Интервьюирование.
Члены объединения отвечают на вопросы ведущих:
- Какой из изученных танцев вам понравился больше? Почему?
- Какой из танцев показался вам сложнее?
- Характер какого из танцев вам ближе и понятнее?
- Хотелось бы вам продолжить изучение историко-бытовых и бальных танцев?
Методическая литература
- Школьников Л. О танцах в шутку и всерьёз.- М.,1975.
- Кветная О. Историко-бытовой танец. –М.,1997.
- Васильева Т. Секрет танца. – СПб.,1977.
- Стриганов В., Уральская В. Современный бальный танец. –М.,1978.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
История танца. Европейская программа
ОзнаОзнакомление занимающихся с исторической сутью спорта, чтобы спортсмены имели возможность применять полученные знания на практике; разностороннее развитие интеллектуальных способностей спортсменов...
История танца "Самба"
Самба – это народный танец Бразилии. Зажигательная, темпераментная самба исполняется на карнавалах множеством ликующих танцоров....
Презентация к уроку ритмики на тему "История танца"
История танца не короче истории человечества. История танца начинается с первобытных времен и, как любая история, не имеет остановки. Данный урок разработан для учащихся 8 класса. Цель урока: поз...
ИСТОРИЯ ТАНЦА. ХОРОВОД.
Статья содержит информацию по истории хоровода и методике разучивания хоровода с детьми....
Презентация по предмету "Искусство": "История танца"
Танец-это вид искусства, в котором художественные образы создаются средствами пластических движений и ритмически четкой и непрерывной смены выразительных положений человеческого тела. Танец неразрывно...
История танцев
....
История танца
С помощью танца люди выражали и выражают свои эмоций, самоощущения. Ведь танец выполняет важные психологические задачи и является неотъемлемой частью повседневного быта людей. Ведь танец выполняет важ...