По программе: Светодиоды - полупроводниковые приборы, их практическое применение Преимущества и недостатки применения светодиодов на практике. Лирическая тема: «Свет, который нас объединяет» Цели занятия для педагога: повысить уровень знаний учащихся о полупроводниковых приборах, продолжить развитие у обучающихся творческого, технического мышления, логики, внимания. Продолжить формирование навыков коммуникации, сотрудничества, коллективной деятельности. Связь с жизненным опытом. Воспитание любви к родному городу, развитие тяги к прекрасному. Технологии: Технология развития критического мышления, работа в группе, проектная, информационно коммуникационная. Цели занятия для обучающихся: сиситематизировать знания, получить представление о масштабах использования полупроводниковых приборов в повседневной жизни, развить активность, самостоятельность, умение выражать мысли в устной и письменной речи, расширение кругозора, умения работать в команде, эстетическое воспитание. Формы организации деятельности: коллективная, групповая, индивидуальная. Средства обучения: Тетрадь по радиоэлектронике, электронный конструктор «Знаток-999», промышленные элементы: светодиоды, провода, включатели, макет фонаря, компьютер, проектор, презентация. Направление: радиоэлектроника СПБ ЦД (Ю)ТТ УМК: «Электронный конструктор Знаток». Книга 1. А.А. Бахметьев. Текст, макет, 2004г. «Электронный конструктор Знаток». Книга 2. А.А. Бахметьев. Текст, макет, 2004г. Занятие разработала: Педагог дополнительного образования Махрова Вероника Владимировна |
№ | Время | Деятельность педагога | Деятельность детей | Что происходит в целом |
1 | 1 минута | Приглашает детей | Входят в кабинет выбирают фонарики (зеленый, красный, синий), делятся на 3 команды и выбирают стол с фонарем аналогичного цвета | видеоряд, песня о Санкт-Петербурге с видами уличных фонарей, подсвеченных зданий, мостов, улиц. |
2 | 5минут | П: Здравствуйте ребята, я очень рада видеть вас на нашем занятии. Для того, чтобы определить цель нашего занятия давайте вспомним, какой музей под открытым небом мы с вами посещали? И что примечательного мы увидели? Д: Музей фонарей. Увидели фонари разных эпох. П: Давайте сейчас попробуем восстановить ход истории и вспомним, как же происходила эволюция уличного освещения. Предлагаю вам восстановить цепочку. На выполнение задания у вас есть1 минута. После проверки результатов П: Да, прогресс не стоит на месте и вот уже наш город освещают не только лампы накаливания. Технологическим прорывом последних лет являются фонари со светодиодами.
| Эмоционально настраиваются, делятся воспоминаниями о экскурсии.
Работают в группе с тетрадями. Восстанавливают эволюцию уличного освещения. Дети должны проставить рядом с видом фонаря номер от 1 до 6. Где номер 1 значит самый старый фонарь, а цифра 6 самый современный фонарь. После выполнения задания на экран выводятся правильные ответы.
| В тетради раздел Историческая справка. Задания: - Перед тобой в хаотичном порядке располагаются виды фонарей.
- Помоги восстановить эволюцию уличного освещения.
- Для этого рядом с видом фонаря поставь номер от
1 до 6. Где 1 обозначает самый старый фонарь, а 6 самый современный Эволюция уличного освещения
|
3 | 5 минут | Актуализация знаний П: Давайте поиграем, я задаю каждой команде по 2 вопроса, а вы максимально быстро даете на них ответы. А еще подумайте, как связаны вопросы с нашей сегодняшней темой. «Своя игра» по 2 вопроса каждой команде. Примерный список вопросов: Проще простого. Что такое светодиод? Почемучка. Почему возникла необходимость в создании светодиодов? Теория? Практика! Широко ли светодиоды применяются в быту? Поясните ответ. Приведите примеры. Уточни- ка. Верно ли то, что чем больший ток проходит через светодиод, тем он светит ярче? Дай пять! Чем определяется срок службы светодиода? Оцени его по пятибалльной шкале. Сравни с лампой накаливания. Представь себе. Если бы вы были учеными, какое новое применение для светодиодов вы предложили? | Устная командная работа. Размышляют, опираясь на опыт дают ответы, взаимодействуют, развивают умение слушать и слышать ответы и мнения других групп
| Представители команд выбирают вопросы из предложенных и отвечают.
|
4 | 5 минут | Итак, наше занятие посвящено … Полупроводниковым приборам – светодиодам, их практическому применению. В начале занятия мы увидели, какие красоты могут быть созданы благодаря светодиодному освещению. Давайте выясним, каковы же плюсы и минусы светодиодов. Для анализа характеристик можно пользоваться теоретическим материалом из тетради. На заполнение таблицы у вас есть 2 минуты. | Индивидуальная работа (в тетради) Прочти характеристики светодиодов. Если ты считаешь, что характеристика положительная, то поставь «+» в колонке ДА. Если ты считаешь, что характеристика отрицательная, то поставь «-» в колонке НЕТ. Заполняют таблицу, проверяют правильность ответов, зажигая фонарик, если ответили Да, и не зажигая, если ответили Нет. Если мнения разделились, педагог комментирует верный ответ.
Делают вывод, что светодиоды имеют неоспоримые плюсы надежнее, прочнее, безопаснее ламп накаливания. Но кроме этого есть и минусы, которые требуют решения. | В тетради таблица, в которую вносятся предложенные варианты: в соответствующей колонке ставится знак + или - Характеристики светодиодов | Плюс | Минус | Электрический ток почти без потерь преобразуется в световое излучение |
|
| Мало нагревается |
|
| Имеет чистый цвет |
|
| Механически прочен |
|
| Срок службы до 100000 часов |
|
| Низковольтный, безопасный |
|
| Стабильная работа при «-» температуре |
|
| Дорогой |
|
| Не изучено вредное воздействие на человеческий глаз |
|
| Не нашел устойчивого применения в быту |
|
|
|
5 | 1 минута | Начать практическую работу мы должны с правил, которые помогут сделать наше занятие безопасным и продуктивным. - Соблюдай технику безопасности
- Буди внимателен
- Выполняй указания педагога
- Соблюдай чистоту на рабочем месте
- Возник вопрос – спроси!
| Вспоминают правила безопасного поведения на занятии. |
|
6 | 15 минут | А сейчас давайте воссоздадим электрическую схему незаменимого городского атрибута – фонаря. Подтверждением того, что вы выполнили задание верно, станет горящий светодиод на вашей схеме. ЧАСТЬ 1 - ОТБЕРИ НЕОБХОДИМЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ДЛЯ СБОРКИ И ВСПОМНИ ИХ НАЗВАНИЯ.
- СОБЕРИ СХЕМУ КАК ПОКАЗАНО НА РИСУНКЕ.
- ОБРАТИ ВНИМАНИЕ НА ПОЛЯРНОСТЬ ЭЛЕМЕНТОВ.
- ПОДУМАЙ НАД НАЗНАЧЕНИЕМ ДАННОЙ СХЕМЫ.
А сейчас давайте снимем размеры с нашего макета и запишем их в тетрадь. Часть 2 - ПРИ ПОМОЩИ ЛИНЕЙКИ ПРОИЗВЕДИ ЗАМЕР МАКЕТА В УКАЗАННЫХ ТОЧКАХ.
- ЗАПИШИ ПОЛУЧЕННЫЕ ЗНАЧЕНИЯ НА РАЗМЕРНЫЕ ЛИНИИ.
- ЗНАЧЕНИЯ РАЗМЕРОВ УКАЗЫВАЮТСЯ В МИЛИМЕТРАХ (мм).
Не забываем о том, что кроме снятия габаритных размеров мы должны еще зарисовать принципиальную электрическую схему нашего макета. Часть 3 - НАРИСУЙ ПРИНЦИПИАЛЬНУЮ ЭЛЕКТРИЧЕСКУЮ СХЕМУ СОБРАННОГО МАКЕТА.
- ОБРАТИ ВНИМАНИЕ НА ПРАВИЛЬНОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ.
- ПОДПИШИ ЭЛЕМЕНТЫ В СООТВЕТСТВИИ С ИХ НОМИНАЛАМИ И УКАЖИ ПОЛЯРНОСТЬ.
Итак, все мы получили работающие макеты светодиодного фонаря, образмерили его и зарисовали электрическую принципиальную схему. А сейчас скажите, можно ли воссоздать данную схему на какой-то другой базе? Можно, к примеру на базе конструкторов Амперка, Матрешка, Электроника для начинающих. В чем их принципиальное отличие от Знатока, в том, что в них используются промышленные элементы и макетная плата. На следующем нашем занятии мы сравним наши макеты и найдем в них различия. | Работа в группе. Допустимо обсуждение. Часть 1 Собирают с помощью конструктора Знаток электрическую схему фонаря со светодиодом. После сборки вспоминают название элементов. Говорят , что данный фонарь удобен тем, что при наступлении темноты, свет перестает поступать на фоторезистор и фонарь загорается автоматически.
Часть 2 Снимают размеры с макета, с помощью линейки, записывают значения в тетрадь
Часть 3 Затем зарисовывают схему
| Конструктор Знаток, тетрадь с заданиями, линейка, карандаш, ручка, ластик.
|
7 | 7 минут | Рефлексия, подведение итогов о применимости полученных знаний в жизни, на практике, в учебе. Перечень вопросов: - В чем, по вашему мнению основные достоинства светодиодного освещения.
- Есть ли существенные недостатки применения светодиодного освещения.
- На ваш взгляд, где вам могут пригодится полученные знания?
- В чем были основные трудности на сегодняшнем занятии?
- Что нового вы узнали?
Лестница Достижений Расслабься...прислушайся к себе и ответь на вопрос, как ты оцениваешь те результаты, которых сегодня достиг. Предлагаю сделать отметку на лестнице достижений. 1 балл – достижения очень низкие, 10 баллов – достижения очень высокие. Поставь галочку на подходящей тебе ступеньке. А сейчас я зажгу фонарь, который по праву можно назвать символом нашего сегодняшнего занятия, …символом сотрудничества, взаимодействия, знаний, развития, творчества, символом добра и света …света, который нас объединяет.
ЗАДАНИЕ ДОМАШНЕЕ
Благодарю вас за хорошую работу, удачного дня!
Песня о Санкт-Петербурге | Устно отвечают на вопросы, делятся впечатлениями, в тетради выбирают картинку настроения, заполняют шкалу достижений.
| Работающий светящийся фонарь, Тетрадь, лестница достижений, картинка настроения.
|
8 | * | Ребята, я попрошу вас дома выполнить задание со звездочкой, восстановить потерянные данные истории, в качестве помощи, используйте историческую справку. | 1. В _______году в Петербурге впервые зажглись фонари. 2. На _________________переулке появились газовые фонари в _______году. 3. 11 июля _______ года Одесская улица была освещена лампами Лодыгина. 4. Первая электростанция заработала в _______ году 5. В 1909 году появились __________________ лампы.
|
История фонарей Петербурга
|