Статья Патриотическое воспитание школьников на основе сибирско-татарской литературы
статья по теме
Статья Патриотическое воспитание школьников на основе сибирско-татарской литературы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_patrioticheskoe_vospitanie_shkolnikov_na_osnove_sibirsko-tatarskoy_literatury.docx | 18.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Кирамова Х.Х.
г. Тюмень
Патриотическое воспитание школьников
на основе сибирско-татарской литературы
Привитие любви к Родине, чувства гордости и патриотизма – необходимый и обязательный элемент воспитания ребенка.
Патриотическое воспитание представляет собой целенаправленный процесс формирования социально-ценностного отношения к Родине, своему народу, его культуре, языку, традициям, природе.
Огромная роль в воспитании патриотизма принадлежит учителю татарского языка и литературы. Работая в данном направлении, перед собой ставлю цель – создать условия для развития личности, обладающей важнейшими качествами патриота своего Отечества.
Учитывая огромные возможности татарской литературы, учитель родного языка может вовлечь учеников в процесс патриотического воспитания на примере личности положительных героев произведений. Задача учителя литературы и заключается в том, чтобы создать в процессе анализа образа героя такие учебные ситуации, когда подростки включились бы к размышлению о смысле существования человека в обществе, о его ответственности за свое поведение, о любви к Родине, о патриотизме.
Большими потенциальными возможностями в патриотическом воспитании обладает сибирско–татарская литература. Литературное творчество сибирских татар многогранно и разнообразно. Творчество поэтов и писателей сибирско-татарской литературы представляет собой важный этап в развитии татарской общественной мысли. Якуб Занкиев, Булат Сулейманов, Шаукат Гаделша, Ракип Ибрагимов, Галия Абайдуллина, Сагит Сагитов, Гульфизар Абдрахманова, Николай Шамсутдинов отразили в своих произведениях разные стороны жизни татарского народа Сибири, духовные поиски современников, тематически обогатили арсенал татарской литературы.
Первый сибирско-татарский писатель, романист Я.К. Занкиев и первый сибирско-татарский поэт Б.В. Сулейманов сыграли важную роль в духовном возрождении сибирско-татарского народа. Их произведения с точки зрения духовно-нравственного обогащения человека приобретают новое содержание в нашем современном изменяющемся мире.
Произведения Я. Занкиева знакомят читателя не только с историей жизни сибирских татар, но и учат взрослых и детей любить Родину, знать и ценить нашу историю, культуру народа. Писатель Якуб Занкиев адресовал детям сборник рассказов «Кайчыколак» («Остроушко»), в которых главными героями являются дети. Рассказы, действия в которых происходят в годы Великой Отечественной войны, наполнены чувством патриотизма, любви к ближним. Рассказы из данного сборника включаю в программу внеклассного чтения по татарской литературе в 5-9 классах.
Романы Я. Занкиева «Ялкында өтелгән мәхәббәт» («Любовь, опалённая пламенем») и «Иртеш таңнары” (“Зори Иртыша”) изучаются в старших классах. Многие герои данных романов являются примерами для подражания подрастающему поколению. Ученики Мухамада Уразаева из романа “Зори Иртыша” отправляются на фронт. Не согнутся ли, смогут ли защитить Родину от фашистов? На примере судьбы жителей деревни Ялан, которая перекликалась с жизнью всей страны в эти военные годы, старшеклассники учатся чувству патриотизма, видят внутреннюю красоту характера человека, его душевную щедрость, скромность, сочетающиеся в нем с поразительной стойкостью и самоотверженностью в защите Родины.
Любовью к малой Родине, к природе сибирских деревень пронизана поэзия первого сибирско-татарского поэта Булата Валиковича Сулейманова. Многие строки его стихотворений с уважением и с любовью цитируются как взрослыми, так и детьми на уроках, внеклассных и конкурсных мероприятиях. Крылатыми стали слова из стихотворения” Мин төп себер татарымын” (“Я - сибирский татарин”).
“Мин төп себер татарымын чыгышым белән
Гомер сөргән монда минем бабаларым,
Чал Иртешнең үзе кебек борынгыдан
Яшәп килә монда татар балалары.”
На примере творчества Булата Сулейманова, его пламенной любви к своему народу, неустанной борьбе за духовное развитие, за просвещение нации подрастающее поколение учится быть патриотом своей Родины, своего народа.
Поэзию Булата Сулейманова также включаю в программу внеклассного чтения по татарской литературе в 8 классе.
При изучении стихотворений Шауката Гаделши мы видим, насколько поэт с любовью пишет о природе и красоте нашей Сибири.
Например, в стихотворении “Таңын ауда азан ишеттем” мы читаем:
“Серле эңгерлеккә чумган
Куакларны, ботакларны
Коръәндәге хәрефләргә,
Сүрәләргә охшатамын.”
Прочитывая и анализируя стихи поэта, учащиеся впитывают в себя чувства любви и гордости к своей Родине.
Огромный материал для патриотического воспитания учащихся представляют стихи Ракипа Ибрагимова о войне, о языке, о культуре. Так, например, изучая героические страницы истории нашей страны в стихотворении «Салих бабайның соңгы язы» (“Последняя весна дедушки Салиха”) учащиеся раскрывают мысли и чувства простого солдата, защитившего родину от врага, но, к сожалению, сыновья которого не смогли вернуться с поля боя. Дорога к сердцам детей лежит через память о тех, кто погиб за наше Отечество. Память вбирает в себя многое: и чувство благодарности к героям войны, и чувство долга, и неприятие зла, и стремление утвердить справедливость в мире. Я говорю детям, о том, что мы должны знать, какие ужасы несет с собой война. Мы должны знать, что война в действительности – зло, жестокость, смерть. И мы не должны допустить повторения страшных событий сороковых годов, в любую минуту, как наши прадеды, должны уметь защитить нашу Родину.
Воспитание патриотизма – это неустанная работа по воспитанию у школьников чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого, и роль уроков внеклассного чтения по татарской литературе, где изучаются произведения сибирско-татарских поэтов и писателей, невозможно переоценить.
Литература.
1. Гаделша Ш. Аучы җыры. – Казан: Татар. кит.нәшр., 2004. – 383 б.
2.Кайчыколак [Текст]/Я.Зәнкиев. – Төмән, 1994
3. Зори Иртыша [Текст]/ ]/Я.Занкиев.- Кн. Вторая. – Тюмень. Софт.Дизайн, 1998. – 232 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Духовно-нравственное воспитание школьников на основе музейной педагогики.
В работе раскрыты основные напрвления духовно-нравственного воспитания школьников в рамках музейной педагогики....
Республиканский семинар на тему: «Духовно-нравственное воспитание школьников на основе отечественных культурно-исторических традиций и ценностей»: мастер-класс «Я гусли беру золотые»
Цель мастер-класса: познакомить присутствующих с приёмами работы на уроке, способствующими формированию универсальных учебных действий.Задачи:· познакомить уч...
Доклад к педсовету Духовно-нравственное воспитание школьников как основа гармоничного развития учащегося
Доклад к педсовету Духовно-нравственное воспитание школьников как основа гармоничного развития учащегося...
Эстетическое воспитание школьников как основа духовно-нравственного развития личности.
Проблема роли личности в истории человечества всегда (скрытно или явно) была актуальной. Именно «человек-личность» создает произведения литературы и искусства, составляющие общий культурный фонд челов...
Система воспитательной работы МОУ СОШ № 15 с. Преображенского «Художественно-эстетическое воспитание школьников, как основа творческого развития учащихся»
Описана система воспитательной работы МОУ СОШ № 15 с. Преображенского «Художественно-эстетическое воспитание школьников, как основа творческого развития учащихся»...
Система воспитательной работы МОУ СОШ № 15 с. Преображенского «Художественно-эстетическое воспитание школьников, как основа творческого развития учащихся»
Презентация к докладу...
Духовно-нравственное воспитание школьников на основе приобщения к традициям и обычаям культурного наследия российского казачества
Рабочая программа клуба казачьей направленности, расчитанная 3 года....