Из опыта работы по программе "Жизненные навыки"
методическая разработка на тему
Из опыта работы по программе С.Кривцовой "Жизненные навыки" в начальной школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skazka_o_schaste.docx | 19.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Из опыта работы педагога-психолога Заборьевской СОШ
Азаровой О.А. по программе С.Кривцовой «Жизненные навыки»
На своих практических занятиях по курсу С.Кривцовой «Жизненные навыки» часто использую сказки и притчи в работе с младшими школьниками.
Использование сказок и притч, на мой взгляд, является интересным и актуальным. Сказка имеет многовековую историю. Ещё наши предки, занимаясь воспитанием детей, не спешили наказывать провинившегося ребёнка, а рассказывали ему сказку или притчу, из которой становится ясным смысл поступка. Использование притчи, сказки помогает в решении эмоционально-личностных и поведенческих проблем. Правильно подобранная и рассказанная сказка или притча может помочь ребёнку обрести уверенность в себе, подсказать выход из трудной ситуации.
Именно сказка, притча обладает, на мой взгляд, наибольшим воспитательным потенциалом, развивает аналитические навыки, логическое и образное мышление.
Используя сказку или притчу, я попытаюсь вызвать детей на откровенный разговор, затронуть душевные струнки, что, возможно, когда-то в них отзовется. И для этого притча оказалась самым подходящим материалом. Благодаря своей краткости и иносказательному языку она может передать то, что мы хотим сказать, не впадая в морализаторство, которое отталкивает ученика. К сожалению, наши дети любую мораль или замечание воспринимают как: «А она меня сегодня ругала». Ценность притчи в том, что она вызывает учеников на диалог, заставляет думать, говорить, не бояться высказывать разные мнения. В результате обсуждения притчи мы на уроке приходим к какому-то общему мнению (а не учитель сообщает детям готовое «правильное» решение).
Причта – это удивительный жанр. Притча – это короткое, сжатое нравоучение в прозаической или стихотворной форме. Притча, как правило, не требует доказательств. В обычной притче обычное событие повседневной жизни используется для того, чтобы подчеркнуть или разъяснить важную духовную истину. Она – способ передачи мудрости от старшего поколения. Свойство притчи – её краткость, повторение практических наставлений в таком виде, чтобы они легко запоминались.
Каждая притча – это выражение духовного опыта множества жизней, она шифр духа. Каждая притча понимается слушателем по его сознанию. Мышление человека тройственно. Ему отвечают мозг, сердце и сознание. Мозг разумен, сердце чувствительно, сознание мудро. В соединении этих трех – красота, радость познания.
Притчи выполняют несколько функций:
1. Функция зеркала. Ребёнок может сравнить свои мысли, переживания с тем, о чем рассказывается в истории, и воспринять то, что в данное время соответствует его собственному психическому образу.
2. Функция модели. Отображение конфликтных ситуаций с предложением возможных способов их разрешения, указание на последствия тех или иных вариантов решения конфликтов.
3. Функция опосредования. Между двумя людьми (учеником – учителем, взрослым – молодым) при существующем внутреннем противостоянии появляется посредник в виде истории. Благодаря ситуативной модели какой-либо истории можно в щадящей форме сказать другому человеку то, что могло бы быть агрессивно воспринято при прямом указании.
4. Функция хранения опыта. Истории являются носителями традиций, они становятся посредниками в межкультурных отношениях, через них облегчается процесс возвращения человека на более ранние этапы индивидуального развития, они несут альтернативные концепции.
Вот пример притчи, которую я часто использую на уроках. Данная притча содержит в себе все перечисленные функции.
Если хочешь быть счастливым, будь им
— Горе мне, горе, — вздыхал человек, сидя на лавке, и слезы ручьем катились по его лицу.
— Что ты все ноешь? — рассердилась жена. — Если хочешь быть счастливым, будь им.
— Как же мне быть счастливым, если счастье не приходит ко мне. Зато несчастья одним за другим сыплются на мою бедную голову. Урожай не созрел, крыша прохудилась, забор сломался, ноги болят. Ох, горе мне, горе, — плакал человек.
Услышало Счастье эти стенания и пожалело беднягу. Решило оно заглянуть к нему в дом.
Постучало Счастье в окошко и проговорило: «Если хочешь быть счастливым, будь им».
— Подожди плакать, посмотри, что-то сияет в нашем окошке, — остановила человека жена.
— Закрой шторы. Этот свет слепит меня и мешает горевать, — велел человек жене и снова зарыдал. Жена закрыла шторы, села рядом на скамейку и тоже заплакала.
Удивилось Счастье и улетело прочь.
Вопросы и задания:
Почему счастье улетело прочь от человека?
Как вы думаете, счастье приходит к каждому человеку?
Почему одни люди всю жизнь чувствуют себя несчастными, а другие, наоборот, считают себя счастливыми?
Что такое счастье лично для вас?
Придумайте сказочный рецепт счастья.
Рецепты счастья
Доброта – 500 гр.
Любовь – 2 стакана
Ум – 2 кг
Доброту перемешать с любовью, добавить ума, поместить в кастрюлю на 2 часа. Приятного аппетита! (Кирилл 10 лет)
1.Возьмём 2 здоровых родителя.
2.Много добрых друзей.
3.Несколько любимых хобби.
4.Щепотку веселья.
5.Самой на болеть.
6.Заправить всё свежим воздухом.
Приятного аппетита! (Дарья 12 лет)
В бутон тюльпана положить: ягоды малины, смех, дружбу, звёзды, удачу, добро, золото и серебро, лучик солнца, сливки, лепестки роз, радугу, цветы жасмина. Всё перемешать веткой рябины и выпить в 00.00, загадав самое заветное желание. Приятного аппетита! (Ксения 9 лет)
В яблочном лифте перемешать волшебную пыльцу, плоды конфетного дерева и несколько ароматных груш. Добавить щепотку зелёного снега и шоколадные листья. Элексир счастья готов! (Ирина 9 лет)
Одну волшебную ложку веселья, щепотку радости, улыбку и смех перемешать в блендере.
Приятного аппетита! (Ульяна 11 лет)
1.4 лепестка счастливой лилии
2.2 смешных какао-боба
3.стебель весёлой орхидеи
4.1 одуванчик
5.цветки жасмина
Приятного аппетита! (Любовь 9 лет)
Смешать смех людей, щепотку радости, добавить немного шалости, свежесть океана, лучи солнца. Настаивать 1 час.
Приятного аппетита! (Артём 9 лет)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Система работы учителя по развитию исследовательских навыков учащихся спортивных классов» (из опыта работы)
в работе представлена особенность работы в классах спортивного профиля обучения...
Из опыта работы "Активные формы работы учащихся на уроках русского языка как фактор развития ведущих учебных умений и навыков"
Считаю, что уроки русского языка и литературы должен отличать деловой настрой на творческую работу, открытие нового, интересного и нужного не только в данный момент, но и для всей будущей жизни....
Статья из опыта работы "Развитие творческих навыков на уроках сольфеджио"
для педагогов ДШИ...
Из опыта работы: Формирование лексических навыков у младших школьников с помощью ИТК на уроках немецкого языка.
Мультимедийные презентации с одной стороны помогают осуществить принцип наглядности на уроке, с другой стороны организовать лексическую игру. Использование презентаций вносит разнооб...
Из опыта работы по формированию навыков противопожарной безопасности у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью
Особенности интеллектуального и психо-эмоционального развития школьников с умственной отсталостью требуют разнообразных методов по формированию у детей навыков противопожарной безопасности. В ма...
Формирование у обучающихся навыков самостоятельной работы на уроке (из опыта работы учителя русского языка и литературы)
Самостоятельный поиск информации является одним из ключевых навыков, необходимых для жизни в нашем обществе. Информация постоянно обновляется, поэтому, чтобы быть компетентным и востребованным, челове...
Формирование у обучающихся навыков самостоятельной работы на уроке (из опыта работы учителя английского языка)
Формирование у обучающихся навыков самостоятельной работы на уроке (из опыта работы учителя английского языка)...