Наличие собственного инновационного педагогического опыта
статья на тему
Статья на тему: "Изучение особенностей национального компонента на занятиях кружка «Декоративно-прикладное искусство»"
На занятиях решаются важнейшие для ребенка проблемы: самореализации личности и проблемы социальной адаптации в обществе; даются хорошие трудовые навыки, возможность проявить свою индивидуальность.
В статье дается рецензия на инновационный педагогический опыт педагога. В ней раскрывается актуальность данной темы, новизна, идея педагогического опыта, и эффективные средства для развития творческих способностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nalichie_inovatsionnogo_opyta.docx | 19.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Наличие собственного инновационного
педагогического опыта
Тема: Изучение особенностей национального компонента на занятиях кружка «Декоративно-прикладное искусство»
Актуальность в том, что на занятиях решаются важнейшие для ребенка проблемы: самореализации личности и проблемы социальной адаптации в обществе; даются хорошие трудовые навыки, возможность проявить свою индивидуальность.
Новизна опыта состоит, прежде всего, в его комплексности и мобильности. Учебный процесс по программе соответствует возрасту и интересам, дается возможность воспитанникам осуществить ряд осознанных выборов способных в дальнейшем помочь определить свой мир увлечений.
Теоретическая база состоит из системы занятий, позволяющая воспитаннику овладеть образным языком декоративно-прикладного искусства, развивать эстетическое восприятие, приобщиться к народной культуре, художественному творчеству.
Ведущая педагогическая идея программы в целостности принципов обучения, форм, методов и средств обучения, что позволяет развивать творческие способности; накопить опыт в процессе восприятия декоративно-прикладного искусства; развивать полученные знания и приобретенные навыки.
Оптимальными и эффективными средствами для развития творческих способностей детей являются: дидактические, наглядные пособия, компьютерные программы - PAINT, WORD PAD, MICROSOFT WORD; Интернет ресурсы, которые используются на занятиях кружка.
Результат и качество обучения прослеживается в творческих достижениях воспитанников: в призовых на выставках, конкурсах и фестивалях.
Наличие приложений:
- учебно-наглядные пособия;
- раздаточный и дидактический материал для индивидуальной работы воспитанника;
- разработки занятий;
- разработки воспитательных мероприятий, бесед, мастер-классов, докладов.
Рецензия
на инновационный педагогический опыт
Тема: «Инновационный опыт изучения национального компонента на занятиях кружка «Декоративно-прикладное искусство»
Автор опыта: Шкурова Ольга Станиславовна, педагог дополнительного образования.
Содержание понятия «инновация» предполагает рассмотрение соотношения традиции и новаторства. Русский философ Н. Бердяев отмечал, что культура развивается в единстве двух тенденций – традиции и новаторства. Отсутствие в культуре новаторства ведет к застою; разрыв новаторства с традицией может привести к уничтожению культуры. В свете сказанного можно дать следующее определение инновации – это новое знание, которое возникает в рамках традиции и сохраняет все ценное в ней. Направление деятельности кружка «Декоративно-прикладное искусство» является новым в системе непрерывного образования «школа – ВУЗ»
Изучение традиций, особенностей русского и мордовского народов при работе с различными художественными материалами приобщает детей к художественному творчеству, позволяет ощутить связь времен.
Прикладное творчество не только формирует творческую личность, но и помогает воспитывать связь поколений, глубже понять и осознать чувство патриотизма, любви к отчизне, родному краю.
Изучение истории и своих корней актуально в наши дни. В последнее время интерес к занятиям «Декоративно-прикладным творчеством» заметно повысился. Дети, занимающиеся в кружке разных национальностей.
Чтобы поддержать активный интерес к занятиям, педагог обязан учитывать изменения, происходящие в обществе. Изучение костюмов, орнаментов, вышивки народов нашего края различными нетрадиционными техниками исполнения, а также рассмотрение вопросов толерантности поведения в обществе – одно из составляющих опыта.
Актуальность ее в том, что на занятиях решаются важнейшие для ребенка проблемы: самореализации личности и проблемы социальной адаптации в обществе; даются хорошие трудовые навыки, возможность проявить свою индивидуальность.
Новизна данного опыта состоит, прежде всего, в его комплексности и мобильности. Учебный процесс по программе соответствует возрасту и интересам, дается возможность воспитанникам осуществить ряд осознанных выборов, способных в дальнейшем помочь определить свой мир увлечений.
Теоретическая база опыта состоит из системы занятий, позволяющая ребенку овладеть образным языком декоративно-прикладного искусства, развить эстетическое восприятие, приобщиться к народной культуре, художественному творчеству.
Это изучение тем:
- прикладное творчество Мордвы;
- особенности мордовского орнамента;
- женский национальный костюм;
Беседы:
- история Мордвы;
- как жила древняя Мордва;
- исторические и культурные памятники Мордовии;
- будущее твоего города, твое будущее – в твоих руках и др.
Экскурсии:
- в краеведческий музей;
- в музей Мордовской народной культуры;
- в музей военного и трудового подвига 1941 – 1945г.г.
Форма занятий определяется с учетом особенностей возраста воспитанников:
- для младшего возраста: ролевые игры, сюжетные занятия с участием героев народных сказок;
- для среднего возраста: беседы, экскурсии, деловые игры по истории края, тематические праздники («Широкая Масленица»), занятия-спектакли, с использованием игрушек, сделанных своими руками.
Занятия по декоративно-прикладному творчеству – педагогически организованное общение с детьми, в ходе которого они вовлекаются в процесс совместного мышления, совместную деятельность.
В процессе занятий для решения поставленных задач сочетается индивидуальная и групповая форма работы с детьми.
Для проведения занятий используются Интернет – ресурсы (схемы образцов и выкроек). В ходе объяснения, закрепления материала используются: фотографии, репродукции картин, опорные схемы рисунка.
Занятие состоит из теоретической части (сообщение теоретических сведений), практической (показ технологических и теоретических приемов при обработке различных материалов) и выполнения творческого задания (обсуждение образцов, составление эскизов будущих работ и др.).
Ведущая педагогическая идея заключается в целостности принципов обучения, форм, методов и средств обучения, что позволяет развивать творческие способности; накопить опыт в процессе восприятия декоративно-прикладного искусства; развивать полученные знания и приобретенные навыки.
Игрушка – самобытное явление материальной и духовной культуры народа. Она служит важнейшим средством связи поколений. Побуждение к деятельности по созданию игрушки, сувенира, панно из соломки или в технике изонить – важная предпосылка творческого развития воспитанников.
Наиболее оптимальными и эффективными средствами для развития творческих способностей являются дидактические, наглядные пособия, компьютерные программы – PAINT, WORD PAD, MICROSOFT WORD; Интернет ресурсы, которые используются на занятиях кружка «Декоративно-прикладное искусство».
Для развития интеллектуально-творческого потенциала личности воспитанника путем совершенствования его творческих способностей на занятиях декоративно-прикладного творчества, педагогом разработаны образовательные программы «Аппликация соломкой», «Мягкая игрушка», подпрограмма «Родные истоки». Реализация программ и подпрограммы предусматривает перспективное развитие навыков в области декоративно-прикладного творчества; подчинение основному образовательному принципу – от «простого к сложному»; от знаний к творчеству, к увлекательным делам. В ходе освоения программы возрастают познавательные потребности воспитанников, расширяется кругозор детей, осваивается механизм самостоятельного получения новых знаний.
Результат и качество обучения прослеживается в творческих достижениях обучающихся, в призовых местах на выставках и конкурсах. Воспитанники являются участниками и победителями муниципальных и республиканских конкурсов.
Учебно-педагогическая деятельность направлена на развитие творческих способностей воспитанников, на расширение их кругозора. Для успешной реализации данной задачи необходимо:
- учебно-наглядные пособия;
- раздаточный, дидактический материал для индивидуальной работы ученика;
- материалы и инструменты;
- методический фонд и средства обучения;
- средства мониторинговых исследований.
Педагогом разработано методическое обеспечение программ: беседы, конспекты занятий, ряд воспитательных мероприятий, совместная работа с родителями.
Наличие приложений:
- разработка занятий по Мягкой игрушке;
- разработка занятий по Аппликации соломкой;
- разработка занятий по Изонити;
- разработка мероприятий;
- разработка мастер-классов.
Коллективу кружка свойственна активная, деятельная жизнь, ребята становятся хорошими верными друзьями, отличаются организованностью и дисциплинированностью.
Оценивая профессиональную компетентность, следует отметить высокий уровень осуществления педагогической деятельности и общения. Личность педагога реализуется полностью. Достигаются хорошие результаты в обучении и воспитании детей.
Ольга Станиславовна – творчески работающий педагог, готовый к принятию педагогических инноваций.
Методист МОУ ДОД
«Центр детского творчества №1» И. Ю. Бахметьева
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Наличие собственной методической системы
К5 Наличие собственной методической системы учителя - Приложения...
Наличие собственной методической системы учителя, апробированной в профессиональном сообществе.
Распространение педагогического опыта...
Наличие собственной методической системы учителя, апробированной в профессиональном сообществе
Задание курсов для участников конкурса лучших учителей в рамках реализации Приоритетно...
Наличие собственной системы учителя, апробированной в профессиональном сообществе
Сельский учитель - это энтузиаст, патриот школы, села, он предан своему делу, заботлив и трудолюбив, скромен и бескорыстен, воспринимает учеников как своих собственных детей. Учитель на селе - одна из...
1.ПНПО-2016 1. Наличие собственной методической разработки
Мой педагогический стаж как учителя Изобразительного искусства , Мировой художественной культуры составляет 25 лет. За годы работы в школе я разрабатывала перспективные,образовательные и п...
обобщение собственного педагогического опыта 4.6.Работа над собственным педагогическим опытом Опыт работы по теме «Формирование речевой культуры школьников» Не умея владеть топором, и дерева не срубишь, а ведь язык тоже инструмент, и надобно учиться л
обобщение собственного педагогического опыта Работа над собственным педагогическим опытом Опыт работы по теме «Формирование речевой культуры школьников»...
4.4. Наличие собственных опубликованных материалов
1. Статья ВАК Традиционные праздники коренных малочисленных народов Сахалинской области. // Современные проблемы сервиса и туризма. 2019. Т.13. №2. С. 123-132. DOI: 10.24411/1995-0411-2019-10211.2.Ста...