Наличие собственной методической системы учителя, апробированной в профессиональном сообществе
статья по теме
Задание курсов для участников конкурса лучших учителей в рамках реализации
Приоритетного национального проекта «Образование» по программе «Экспертиза в образовании»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Благовещенская средняя общеобразовательная школа №1»
Благовещенского района Алтайского края
Критерий 5. Наличие собственной методической системы учителя, апробированной в профессиональном сообществе
Задание курсов для участников конкурса
лучших учителей в рамках реализации
Приоритетного национального проекта
«Образование» по программе
«Экспертиза в образовании»
Выполнила Ермоленко Людмила Ивановна
учитель географии
Благовещенка 2014 год
Критерий 5. Наличие собственной методической системы учителя, апробированной в профессиональном сообществе.
Работая учителем географии, не перестаю ставить перед собой задачу – заинтересовать, увлечь географией. Научить находить новое самостоятельно. Как помочь ученику выбрать главное, чтобы потом, как по кирпичику, строить здание своих знаний?
Выработать свою методическую систему работы не просто, пришлось изучить работу многих учителей – новаторов и применяя современные технологии, понять необходимость своего собственного метода.
Система моей работы опирается на основные методические принципы:
- внедрение лучших находок современных образовательных технологий. Основ компетентного и деятельного подхода;
- развитие личностных качеств на уроке, в рамках индивидуальной деятельности;
- повышение заинтересованности учеников только при условии собственной заинтересованности;
- создание условий для приобретения позитивного социального опыта.
Для реализации методической системы использую современные формы и методы активизации познавательной, учебно-исследовательской, проектной, творческой деятельности обучающихся.
Основная цель моей работы - воспитание самостоятельно мыслящей личности, способной адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, сформировать у учащихся умение и желание самосовершенствоваться.
Чтобы достичь цели я ставлю перед собой педагогические задачи:
- вовлечь каждого ученика в активный познавательный процесс, в активную познавательную деятельность;
- раскрыть творческий, интеллектуальный, нравственный потенциал каждого ученика, дать возможность каждому проявить себя;
- привить навыки самостоятельной работы, эффективной организации своей деятельности, самоконтроля, рефлексии – объективного оценивания полученных результатов;
- формировать устойчивый интерес к изучаемому предмету через уроки и внеурочную деятельность;
- совершенствовать формы организации учебно-воспитательной деятельности;
- использовать в своей работе новые педагогические технологии.
Предметом изучения географии является природа, природные территории нашей планеты. Поэтому моя работа направлена на:
- развитие творческих способностей учащихся;
- развитие исследовательских и познавательных навыков, способствующих формированию географического мышления;
- на умение давать оценку природных ресурсов, на участие в определении путей их рационального использования;
- на разработку мер по охране природы и предотвращения неблагоприятных природных процессов;
- совершенствование устной речи, культуры умственного труда.
Свою методическую систему я представляю несколькими уровнями:
1 уровень - «Рисунок» на уроке – среднее звено школы. Как рекомендовал Я.А. Каменский «всё, что только можно, представлять для восприятия чувствами». Принимая шестиклассников, понимаю, что для ребёнка в этом возрасте главное эмоциональное восприятие, образное мышление. Они должны представить то, что я хочу им преподнести. Демонстрирую картины, таблицы и другой демонстрационный материал, использую современные технологии, но все это остаётся в школе. А дома, да еще, если урок один раз в неделю, трудно воспроизвести при подготовке домашнего задания всё, что предложил учитель на уроке. Видела, что даже способные старательные ученики подготовку домашнего задания сводили к простому заучиванию почти наизусть. И если на уроке кто-то или что-то прерывало его ответ, ученик терялся. Значит, он не видит главного в своём ответе.
Увидеть, все природные объекты нам поможет «рисунок». И я рисую на уроке географии. «Рисую» - конечно, это не картины, но я стараюсь приблизить объект к его образу, использую топографические знаки, составляю свои, заменяющие некое смысловое значение, дополняю ключевыми словосочетаниями. «Рисунок» урока требует точной и понятной расшифровки, дифференцированности словесно-образного и знаково - символического выражения каждого понятия, ведь их потом использую и при проверке знаний домашнего задания.
Материал урока на доске похож на «рисунок», даёт возможность сосредоточиться на главном. Помогает установить пространственные взаимоотношения предметов и явлений, что особенно важно при изучении географии. Если посмотреть на рисунок, то можно увидеть части организма «урок», каждая из которых не будет работать самостоятельно, но если сложить целостное восприятие изображения, то всё встанет на свои места и сложится мозаика. Ученик, прочитав материал урока должен видеть его в рисунке, схеме, а потом наращивать свои знания, получая более целостное восприятие материала урока.
Опираюсь не на зубрежку, а на понимание. Стараюсь, научить учеников видеть текст, поставив перед ними цель и задачу урока.
На начальном этапе даю всем ученикам практические советы:
Памятка.
- .Внимательно прочитай параграф. Обрати внимание на задание «Запомните» - это главные части «рисунка» урока.
- Читая текст, для каждого абзаца или нескольких, придумывай «рисунок». А по ходу работы, показывай взаимосвязь.
- Преобразуй эти записи в значки, топографические знаки, словосочетания. Объедини их в один рисунок стрелками, скобками и другими графическими знаками.
- Понятия задания «Запомни» выдели ярким цветом.
Даю возможность учащимся поучаствовать в создании «рисунков» урока, подбирая свои знаки. Но они должны быть понятны всем в классе.
Свои «рисунки» урока рисую на доске из своих заготовок. Сегодня эти возможности расширились, и я использую ИКтехнологии. Рисую на листах А4, сканирую и при рассказе материала урока демонстрирую через проектор – компьютер, они входят в презентации Rower Point.
Рис.1 Тема «Ветер» - рисунок на слайдах, урок географии в 6 классе.
Много времени уходит и на получение навыков у ученика работать с учителем над созданием «рисунка» урока, есть ученики, которые стараются механически срисовать, не вникая. Вызубрить «рисунки» урока практически не возможно, не понимая их смысла и напротив, понимая, что они обозначают, это не составит никакого труда. Тогда я в домашнее задание включаю создание «рисунка» раздела текста урока. На первых этапах они подсматривают в «рисунки» прошлых уроков. А в дальнейшем уже подсматривать не придётся. Я проверяю их работу, ставлю оценку, но для урока я использую только свои «рисунки», чтобы избежать неудобств. Элементы «рисунков» учеников разные и другие ученики не знают, какой смысл вложил их одноклассник в свои значки. Но творчество ученика, приветствую всегда! В старших классах «рисунок» используется уже в логических схемах урока, и ученики приобретают навыки написания лекций, выделяют главное без труда. Это им помогает при обучении в ВУЗах.
Использование «рисунков» происходит на всех этапах урока: проверка домашнего задания, изучение нового материала, закреплении изученного материала и даёт огромный выигрыш и во времени, и в качестве усвоения материала.
Таблица 1 Использование методической системы «рисунок» на моих уроках
Курс географии | Использование системы рисунков | Что я вижу в результате |
Физическая география 6 класс | Изображение направлений, составление планов местности. Изучение оболочек Земли, составление рисунков – конспектов о процессах, происходящих в них. | Учащиеся формируют пространственное видение мира, взаимосвязь между объектами и явлениями. Рисунок вызывает интерес и возможности для творческой работы учащихся. |
Физическая география материков 7 класс | Рисунки раскрывают географическое положение материков, особенности природных условий и их природных районов. Составление лоции океанов и маршрутов путешествий по материкам. | Учащиеся формируют пространственное видение мира, взаимосвязь между объектами и явлениями, овладевают компьютерной грамотностью, которая повышает интерес, и возможности для творческой работы учащихся они обдуманно фиксируют материал урока. |
География. Природа России 8 класс | Сложность рисунков возрастает. Они уже показывают разные степени связей компонентов природы, их взаимообусловленность. | Возможность использовать различные источники информации. Вовлекает каждого ученика в обучение. Повышает эффективность урока, способствуя выработке умения одновременно слушать, обдумывать и анализировать информацию, делать рабочие записи в тетрадь, которые необходимы в старших классах. Позволяют учитывать индивидуальные темпы усвоения знаний и умений, интересы учащихся. Дают возможность показать процесс, явление природы. |
География России 9 класс | Рисунки постепенно заменяются схемами и отражают особенности хозяйства России, его отраслевой состав. Выделяют состав и особенности межотраслевых комплексов. Увеличивается возможность использований презентаций с логическими схемами. | Учит выделить главное, отыскивать и устанавливать логические связи, помогает усваивать материал. Формирует самооценку личности, своих возможностей. Каждый вовлекается в обучение. |
Современный мир 10-11 класс | Схемы отражают особенности политического устройства. Динамику населения, обеспеченность природными ресурсами и структуру хозяйства стран мира, политическое устройство. Использование интернет ресурсов, применение умений и навыков полученных на уроках информатики | Вовлечение учащихся в развитие и обучение, раскрытие творческих способностей, понимание значимости полученных знаний. Урок более полный, интересный, насыщенный. При этом пересекается несколько наук, такая интеграция просто необходима для формирования целостного мировоззрения |
Уровень 2 – «Рисунок» и презентация на уроке – старшее звено школы. Создание образной ситуации, создаёт эмоциональную основу для усвоения содержания. Образность навсегда связывает в памяти ученика конкретный объект природы, формирует понятие. Сразу выделяются ученики, которые творчески выполняют задание. Они потом быстрее вникают в создание проектов, презентаций для урока и в других работах. Создают схему – размышление для своих конкурсных проектных работ и добиваются успеха, работы мы выставили на Педагогический фестиваль «Internet и образование» и на Всероссийский фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио»:
- Рекреационные ресурсы Алтайского края.
- Пищевая промышленность Алтайского края.
- Сельское хозяйство Алтайского края.
- «Трудовые ресурсы и занятость населения Благовещенского района»
(исследовательская работа).
- «Особо охраняемые природные территории Алтайского края и Благовещенского
района» (исследовательская работа)
Эти проекты ребят получили дипломы призёров и сертификаты, составили электронный материал для изучения своего края и района на уроках по географии Алтайского края.
Уровень 3 – представление результатов учебной деятельности в предметных олимпиадах по географии, конкурсах, конференциях НОУ школьного и муниципального уровня.
Владение современными образовательными технологиями помогает мне избежать стереотипности и монотонности процесса обучения. Что способствует развитию у учащихся любознательности, самостоятельности, активности, творчеств
Таблица 2. Всероссийский Молодёжный чемпионат по географии
Фамилия.Имя. | Класс | Диплом |
Сигодин Кирилл Тюжина Марина Тюжина Марина Мамонтова Мария Стенькина Дарья | 10 9 10,11 11 9 | Региональный победитель, 2 степени Федеральный победитель, 3 место, бронзовая медаль Федеральный победитель, 2 место, серебряная медаль Федеральный победитель, 3 место, бронзовая медаль Региональный победитель, 3 степени |
Источник: ведомости результатов Всероссийского «Молодежного географического чемпионата» 2011 года,2012 года, 2013 года.
Таблица 3. Межвузовские и Всероссийские олимпиады по географии
Олимпиада | Год | Ф.И.ученика | Результат | Примечание |
Открытая региональная олимпиада «Будущее Сибири» | 2009-2010 | Папушина Алёна | Сертификат призёра | Студентка АГУ, географический факультет |
Открытая региональная олимпиада «Будущее Сибири» | 2010-2011 | Колесникова Анастасия Хакимова Анастасия | Студентка АГУ Студентка КГУ | |
Всероссийский дистанционный эвристический фотоконкурс-проект | 2010 | Колесникова Анастасия | 2 место | Диплом |
Межвузовская олимпиада школьников «Ломоносов» по географии | 2010-2011 | Колесникова Анастасия | призёр | Студентка АГУ |
Межвузовская олимпиада школьников «Ломоносов» по географии | 2012-2013 | Тюжина Марина | Призёр (90 баллов) | Студентка НГЭУ |
Таблица 4. Муниципальная олимпиада школьников по географии
Год | Класс | Место | Класс | Место | Класс | Место |
2011 | 9 | 1 | 10 | 3 | 11 | Нет учеников |
2012 | 7 | 1 | 10 | 3 | 11 | 2 |
2013 | 8 | 2 | 10 | 2 | 11 | 3 |
2013 | 7 | 3 |
Источник: ведомости результатов олимпиад муниципального уровня, сайт Администрации Благовещенского района.
Мои ученики, занимающиеся проектной деятельностью в школе, сегодня продолжают заниматься научной работой и обучаясь в ВУЗах:
- Алексеева Алеся – АГУ (туризм), имеет свои научные труды и статьи. Является стипендиатом Алтайского государственного университета за достижения в учебной деятельности 2013 года.
- Папушина Алёна – АГУ (экология и природопользование), участвовала в Днях молодёжной науки 2013 г., в ХХХХ научной конференции секции «Экология и природопользование», где заняла 2 место; в рамках Международной школы «Ломоносовские чтения на Алтае».
- Колесникова Анастасия – АГУ (биологический)
- Хакимова Анастасия – Краснодарский ГУ
- Усманов Олег - Белгородский Государственный Университет (географический факультет)
С бывшими учениками я поддерживаю тесные отношения, часто они мне помогают в работе, являясь консультантами новых проектов моих учеников.
Постоянно совершенствуюсь в своей деятельности:
- Изучаю и применяю новые технологии в использовании «рисунка», работала с интерактивной доской, дающей огромные просторы для творчества на уроке.
- Изучила работы учителей – коллег в сети интернет и сама делюсь опытом своей работы на странице своего сайта в Социальной сети работников образования (nsportal.ru), выступаю на школьных и районных методических объединениях учителей географии.
- Я руководитель районного методического объединения учителей географии. Провожу, открытые уроки, где показываю свою систему работы с использованием «рисунка» для своих коллег.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Наличие собственной методической системы
К5 Наличие собственной методической системы учителя - Приложения...
Методическая система учителя, апробированная в профессиональном сообществе
Ориентация на новые цели образования – компетенции – требует не только изменения содержания изучаемых предметов, но и методов и форм организации образовательного процесса, активиза...
Гражданско-патриотическое развитие и воспитание на уроках (истории, обществознания) и внеурочное время. Описание собственной методической системы учителем истории и обществознания МБОУ «СОШ №1» Ситниковой Ольги Владимировны
«Гражданско-патриотическое развитие и воспитание на уроках (истории, обществознания) и внеурочное время. Описание собственной методической системы» СОДЕРЖАНИЕВведение …………………………………………………………...
Наличие собственной методической системы учителя, апробированной в профессиональном сообществе.
Распространение педагогического опыта...
собственная методическая система учителя
Собственная методическая система «Использование современных образовательных технологий для развития познавательной и творческой активности учащихся как средство повышения качества обучения» постр...
Наличие собственной системы учителя, апробированной в профессиональном сообществе
Сельский учитель - это энтузиаст, патриот школы, села, он предан своему делу, заботлив и трудолюбив, скромен и бескорыстен, воспринимает учеников как своих собственных детей. Учитель на селе - одна из...
Методическая система педагога, апробированная в профессиональном сообществе (краткое описание)
Резванова И.А. использует в своей работе систему педагогических приемов и методов направленных на сопровождение процесса становления и развития личности обучающегося в период обучения как человека цел...