Психологическое здоровье подрастающего поколения в условиях модернизации образования.
статья по теме

Базарова Дилбар Олимовна

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

"Психологическое здоровье подрастающего поколения в

условиях модернизации образования"

Базарова Дилбар Олимовна — педагог — психолог МОБУ школы — интернат д.Новониколаевка Зианчуринского района РБ.

Термин «психологическое здоровье» человека фиксирует два категориальных словосочетания: психология здоровья и психология человека - фундаментальные категории для перспектив развития психологии как научно-практической дисциплины. По своей практической значимости и актуальности проблема здоровья считается одной из самых важных и сложных в современной науке. Здоровье - это такое состояние человека, которому свойственно не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, душевное и социальное благополучие.

В современной России психология здоровья как новое научное направление проходит стадию своего становления. Отечественные психологи ввели в научный психологический лексикон новый термин «психологическое здоровье». Если термин «психическое здоровье » имеет отношение прежде всего к отдельным психическим процессам и механизмам, то термин «психологическое здоровье» относится к личности в целом, находится в тесной связи с высшими проявлениями человеческого духа и позволяет выделить собственно психологический аспект проблемы психического здоровья.

Состояние здоровья населения России, в том числе нашего региона вызывает серьезную обеспокоенность. Основными причинами смертности среди населения региона являются неифекционные заболевания и травмы. Среди других факторов, сокращающих жизнь - это повышение уровня артериального давления, ожирение, курение и злоупотребление алкоголем. Сегодня есть необходимость в проведении углубленной "вдумчивой" профилактической работы, прежде всего, в борьбе с табакокурением и употреблением алкоголя.

В современных условиях кризиса в стране, который охватил все стороны нашей жизни: экономическую, политическую, идеологическую и др. стали очевидными проблемы развития, обучения и воспитания подрастающего поколения. Детские, школьные коллективы в большинстве случаев фактически утратили своё позитивное формирующее значение в жизни ребенка. Роль семьи в заботе о благополучии детей, об их психическом и физическом здоровье, её ответственность, очевидная и непреложная сама по себе, возросла.

В последнее десятилетие бурно развивается служба психолого - педагогической помощи детям и их родителям, созданная в рамках образовательной системы.

К сожалению, следует признать тот факт, что особенностью службы является ее ограниченность направлениями работы с детьми: диагностика трудностей, коррекционные занятия, психологические тренинги, профориентационная работа и т.д.

Для родителей проводятся консультации, в рамках которых взрослый может получить рекомендации по налаживанию взаимодействия с ребёнком. Психологическая, либо психотерапевтическая, помощь самим родителям, семье в целом не предусмотрена, и, если оказывается, то только благодаря профессиональному интересу волонтёров психологов.

Семья как «среда обитания», наиболее значимая в развитии и формировании подрастающего поколения, заслуживает самого пристального внимания к ней со стороны специалистов, осуществляющих психолого - педагогическую помощь детям. Видимо, это вопрос будущего.

Но, уже сегодня, психолог, опираясь на богатую теоретическую и практическую базу знаний, накопленных в зарубежной и, прежде всего, отечественной психологии, может обозначить круг психологических проблем семьи как системы, которые способствуют неблагоприятному влиянию на ребёнка.

Среди таких неблагоприятных факторов, доступных к изучению и диагностике в рамках консультирования родителей, следует выделить некоторые особенности материнского отношения к маленькому ребёнку на первых годах жизни, особенности родительского отношения, типа и стиля воспитания. Большое значение имеет позиция родителя и та роль, которую он «играет» в отношениях с ребёнком и т.д.Однако, следует признать, что сами по себе грамотно подмеченные нарушения в семейном взаимодействии и профессиональные рекомендации специалиста, лишь в редких случаях способствуют улучшению семейной ситуации.

Важно понять, почему так происходит. Самый простой ответ на этот вопрос заключается в том, что помимо рекомендаций родитель нуждается в дополнительной сопровождающей психологической или, даже, психотерапевтической помощи. Более широкий взгляд, потребует: внимательного изучения причин того, почему родитель не в состоянии самостоятельно и ответственно следовать полученным рекомендациям; и поиска новых подходов в работе с ним, в том числе для обеспечения объединения усилий при оказании психолого-педагогической помощи ребёнку.         Необходимость в подобной работе объективно обусловлена следующими факторами:

  • во-первых, очевидный в практике психологического консультирования факт, что без союза психолога с родителями детей, имеющих трудности развития и нуждающихся в помощи, эффективность этой помощи, порой, сводится к нулю, обнажает зависимость продуктивности усилий психологов от отношения самих родителей к проблемам своих детей и от умения психологов привлечь родителей к активному соучастию в психологической помощи Детям;
  • во-вторых, дети и подростки, которых приводят на консультацию к психологу, в подавляющем большинстве случаев, не осознают потребности в психологической помощи и не имеют собственной мотивации к изменению. У родителей, как показывает практика, потребность в психологической помощи в вопросах воспитания и обучения ребёнка есть, а мотивация к работе над проблемой, чаще всего, отсутствует;
  • в-третьих, всё, чем располагает психолог - это, как минимум, мотив обращения за помощью конкретного родителя, а также, его ожидания от специалиста, преломлённые в родительском отношении к проблеме, «заложником» которого является ребёнок.

Таким образом, обобщая сказанное, основной акцент следует поставить на том, что для психолога, заботящегося об эффективности результата консультирования родителя, большое значение приобретают взгляд самого родителя на проблему ребёнка, его установки по отношению к проблеме и ожидания, а, также, его личная мотивация и включённость в ситуацию. Так, наряду с необходимостью изучения особенностей семейного взаимодействия, родительского отношения к ребёнку в общем смысле, не менее важно знать отношение родителя к проблемам ребёнка в частности.

Именно родительское отношение к проблеме ребёнка или подростка представляет существенный интерес для практического психолога. Однако, данное направление вносит коренные изменения в традиционно заданный процесс консультирования по проблеме и создаёт некоторые трудности.

Психологу приходится иметь дело не столько с объективной ситуацией, где центральное место до сих пор занимала проблема ребёнка, сколько с иной объективной ситуацией, центром которой становится некий субъективный родительский «внутренний образ» этой проблемы.

Не учитывая субъективный родительский «внутренний образ» проблемы в работе, пренебрегая им, психолог фактически уходит от полноценного взаимодействия с родителем, оставляя его наедине с самим собой. Всё, что он может предложить родителю - новую информацию (результаты диагностики), «собственное» профессиональное видение решения проблемы и возможные способы достижения положительного результата (рекомендации).

Ранний возраст является наиболее ответственным периодом жизни человека, когда формируются наиболее фундаментальные способности, определяющие дальнейшее развитие человека. В этот период складываются такие ключевые качества как познавательная активность, доверие к миру, уверенность в себе, доброжелательное отношение к людям, творческие возможности, общая жизненная активность и многое другое. Однако, эти качества и способности не возникают автоматически, как результат физиологического созревания. Их становление требует адекватных воздействий со стороны взрослых, определённых форм общения и совместной деятельности с ребёнком. Истоки многих проблем, с которыми сталкиваются родители и педагоги (сниженная познавательная активность, нарушения в общении, замкнутость и повышенная застенчивость, или напротив, агрессивность и гиперактивность детей и пр.) лежат именно в раннем детстве. Коррекция и компенсация этих деформаций в дошкольном и школьном возрасте представляет существенные трудности и требует значительно больших усилий и затрат, чем их предотвращение.

В настоящее время у подавляющего большинства детей раннее детство проходит в семье. Семейное воспитание действительно является оптимальным для маленького ребёнка, поскольку любовь близких взрослых, их чуткое и гибкое отношение, индивидуальное общение являются необходимыми условиями нормального развития ребёнка и его хорошего эмоционального самочувствия. Однако далеко не все родители понимают возрастные особенности детей до 3-х лет и умеют найти адекватные педагогические воздействия. В большинстве семей сохраняются представления о раннем возрасте как о периоде физиологического созревания и физического развития. Считается, что психическое развитие начинается после трёх лет. В результате внимание родителей сосредоточено на физическом здоровье малыша, ограничено гигиеническим уходом (кормление, одевание,  прогулки, купание и пр.) и предоставлением ему множества игрушек. В других семьях, напротив, переоценивают возможности ребёнка и начинают учить и воспитывать 2-х летнего малыша так же как ребёнка 5-7 лет (учат читать и писать, сажают перед телевизором, учат пользоваться компьютером и пр.). В обоих случаях игнорируются возрастные особенности детей, что может привести к весьма печальным последствиям. Прямым следствием такого «неумения» родителей является нарастание тревожных проблем, связанных с психическим здоровьем и развитием детей (задержки в умственном и речевом развитии, отсутствие воображения, дефицит внимания, импульсивность и агрессивность, эмоциональная глухота и пр.).

Л.Д.Соломенко в своём исследовании раскрывает теоретические основы образовательных технологий и их влияние на эффективность учебного процесса, взаимосвязь образовательных технологий и состояния здоровья школьников.

Основными критериями здоровья растущего организма ребёнка служат:

а) Уровень физического развития и его гармоничность;

б) Уровень развития функциональных систем;

в) Способность организма к сопротивлению неблагоприятным воздействиям окружающей среды, в том числе к заболеваниям;

г) Хорошая адаптация к меняющимся внешним условиям.

Детство самый важный этап в жизни человека, фундамент всей его судьбы, его здоровья. Согласно исследованию специалистов 75% болезней взрослых заложено в детстве.

Залогом успешного развития нашего общества является здоровье подрастающего поколения.                                                                                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное воспитание современного школьника в условиях поликультурной среды. В этой связи важным является формирование духовного, нравственного и физического здоровья подрастающего поколения, воспитание нового типа граждан – истинных патриотов,

Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые умеют и могут в ситуациях выбора самостоятельно принимать решения, которые готовы к сотрудничеству и межкультурному...

Статья. Проблема сохранения здоровья обучающихся в условиях модернизации образования

Одно из глобальных проблем современного общества - это проблема влияния образа жизни детей, учащихся на состояние своего здоровья. Среди главных задач модернизации образования особое место занимает со...

«Здоровье подрастающего поколения – будущее здоровье нации!»

   Бесценным богатством современного общества является здоровое поколение, способное в полной мере воплотить в жизнь все задачи, связанные с развитием нашей огромной страны, продвижен...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя физической культуры МОУ «Атемарская СОШ» Лямбирского муниципально района Фадеев Сергей Николаевич «Сохранение здоровья подрастающего поколения и формирование здорового образ

1. Актуальность и перспективность опытаАктуальность проблемы, над  которой  я работаю, обусловлена тем, что сейчас трудно встретить абсолютно здорового ребенка. Интенсивность учебного т...

Конкурсная работа на тему:"Патриотическое воспитание подрастающего поколения в условиях современной системы образования"

Данный проект участвовал в конкурсе на лучшую организацию патриотической работы в школе. В нём представлено видение автора новых подходов к  воспитанию чувства любви к Родине и исторической памят...

Методическая мастерская на тему: «Сохранение здоровья подрастающего поколения и формирование основ здорового образа жизни посредством через использование спортивных игр». Конкурс "Учитель года - 2022"

Человек – высшее творение природы. Но для того чтобы наслаждаться ее сокровищами, он должен отвечать по крайней мере одному требованию: быть здоровым. А.Леонов...