Из опыта работы педагога
статья на тему
СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО ДДТ «АВТОГРАФ»
С ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ,
ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕТСКОГО ДОРОЖНО – ТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА
(Из истории и опыта работы отрядов ЮИДД ДДТ «Автограф»)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iz_opyta_raboty_pedagoga.docx | 82.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Юлия Александровна Кислова -
педагог дополнительного образования
Муниципального образовательного учреждения
дополнительного образования детей
Дом детского творчества «Автограф»
СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО ДДТ «АВТОГРАФ»
С ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ,
ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕТСКОГО ДОРОЖНО – ТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА
(Из истории и опыта работы отрядов ЮИДД ДДТ «Автограф»)
Безопасность дорожного движения всегда была и остается одной из главных проблем общества. Пропаганда безопасности дорожного движения — это целенаправленная деятельность по распространению знаний, касающихся вопросов обеспечения безопасности дорожного движения, разъяснению законодательства, правовых норм, регламентирующих поведение участников дорожного движения, осуществляемая подразделениями Государственной автомобильной инспекции, детскими дошкольными учреждениями и учебными заведениями, общественными организациями, средствами массовой информации в целях предупреждения аварийности.
. Уже на заре формирования СССР вопросам профилактике детского дорожно-транспортного травматизма уделялось очень большое внимание. Как следствие, 25 мая 1932 года был издан циркуляр ГУРКМ при СНК РСФСР «О мероприятиях по развертыванию пропаганды вопросов безопасности уличного движения» № 36. Этот же день считается Днём работников по пропаганде безопасности дорожного движения.
Данное направление деятельности милиции в то время было необходимо, потому что в город начался мощный приток сельских жителей, состоящих в большинстве своём из малограмотных крестьян. Незнание населением, (в том числе многими водителями и извозчиками) правил движения пешеходов и транспорта, а нередко и их умышленное нарушение, создавали напряжённую обстановку на улицах и дорогах крупных городов. Сотни тысяч плакатов, лозунгов, брошюр, открыток с текстами правил уличного движения, радиопередачи, доклады на рабочих собраниях, в школах, пионеротрядах постоянно призывали население к уличной дисциплине, организованности и порядку.
Большую помощь старшим товарищам в этом оказывали комсомол и пионерия. Пионерские отряды несли в массы малограмотного населения не только всеобуч, но и правила безопасного поведения на дорогах. Именно тогда непроизвольно зарождалось движение, которое впоследствии будет называться ЮИДДовским.
Сегодня ОГИБДД совместно с отделом по образованию, руководителями образовательных учреждений (на территории муниципального района город Нерехта и Нерехтский район функционирует 30 образовательных учреждений: 14 школ, 13 детских садов, 3 учреждения дополнительного образования) проводится целенаправленная работа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, по повышению дорожной грамотности обучающихся и культуры поведения на дорогах.
Активную работу по обучению несовершеннолетних навыкам безопасного передвижения по дорогам в Нерехтском районе Костромской области проводит педагогический коллектив ДДТ «Автограф». В настоящее время отряды ЮИДД при ДДТ «Автограф» являются эпицентром, объединяющим отряды всех учреждений.
Несмотря на то, что движение ЮИДД существует 40 лет, это направление актуально и востребовано по сей день для детей младшего и среднего школьного возраста.
В России ежегодно в результате дорожно-транспортных происшествий гибнет порядка тридцати тысяч человек и более 250 тысяч получают травмы, в том числе и около 27 тысяч детей и подростков до 16 лет. Быстрый рост количества и скоростных возможностей автомобилей делают дорогу всё более сложной. Ребенок ежедневно сталкивается с чрезвычайными ситуациями. Страшная статистика детской смертности и повреждения здоровья в результате дорожно - транспортных происшествий в стране просто ужасает.
Постоянно любой из нас встречает пешеходов, переходящих проезжую часть в не установленных местах, хотя буквально в десяти метрах имеется пешеходный переход. Все эти нарушители – когда-то упущенные дети, потенциальные виновники ДТП.
Задача взрослых, родителей и педагогов – сделать все возможное, чтобы ребенок был подготовлен к встрече с опасностями на дороге и грамотно вел себя в любой ситуации.
Система профилактической работы ориентирована на определённую цель и комплекс задач по её достижению – мотивация на знание и чёткое соблюдение обучающимися правил дорожного движения. Такая работа не должна носить эпизодический характер, проводить её следует целенаправленно и качественно.
С Правилами дорожного движения детей необходимо знакомить как можно раньше, последовательно и обдуманно. Создание отрядов юных инспекторов дорожного движения (ЮИДД) в образовательных учреждениях является насущной необходимостью, так как позволяет реализовать серьезную программу по обучению детей поведению на дорогах, сформировать у них потребность соблюдать правила дорожного движения самим и компетенции по привитию этих навыков младшим.
Объединение усилий всех заинтересованных взрослых: ГИБДД, родителей, школы и самих детей – участников дорожного движения, наиболее возможно в системе дополнительного образования. Создание отрядов ЮИДД с широким комплексом деятельности, включающим разнообразные формы массовой, инструктивно – методической, организационной работы, позволяет в творческом, активном ключе достигать положительных результатов, приобретать необходимый жизненный и предпрофессиональный опыт.
В Нерехте ЮИДДовское движение началось в 1982 году.
Придя во вторую школу для проведения беседы о правилах уличного движения, капитан милиции Юрий Александрович Макаров предложил создать отряд юных инспекторов дорожного движения. Ребята согласились, а старшая пионервожатая Евгения Караваева сумела заинтересовать их в создании клуба, увлечь в мир знаний ПДД.
Когда в Костроме готовился слет ЮИДД, было решено представить от нашего района отряд второй школы. Все ребята в одинаковой форме: белые портупеи, белые перчатки, у каждого жезл, предстали на суд строгого жюри. Они рассказали о своей работе: дежурстве на дорогах. проведении игр с младшими школьниками,
выпуске стенгазет, оформлении уголка по безопасности дорожного движения…
Очень понравился и запомнился ребятам конкурс капитанов. Наш капитан команды- Андрей Пузиков, справился с этой нелегкой задачей лучше всех.
По итогам конкурсов победителем стала команда города Нерехты.
Ребята получили магнитофон и диплом первой степени обкома ВЛКСМ, вымпелы, значки.
Так и началась деятельность отряда ЮИДД. Благодаря директору школы № 2, Евгению Александровичу Павлову, на первом этаже был размещен целый импровизированный перекресток с наглядной агитацией.
Проявив себя на областном слете лучшими знатоками ПДД, ЮИДДовцы поехали защищать честь области на втором Всесоюзном слете в г. Фрунзе. Именно этот отряд стал инициатором проведения первого районного слета ЮИДД, состоявшегося в конце 1983 года
Члены клуба ЮИДД школы № 2 стали примером для появления новых отрядов в школах № 1,2,4 6, Марьинской, Тетеринской, Космынинской, Григорьевской школах.
.. Вскоре состоялся второй областной слет ЮИДД. Участниками от г. Нерехты стали отряды школ №2 и №6. И вновь – победа! Первое и второе места! В 1985 году в городе Орле, а в 1986г. В г. Казани двое учащихся школы №2приняли участие в конкурсе « Волшебное колесо».
На протяжении 5 лет отряды ЮИДД были разработчиками и организаторами городской военно - спортивной игры « Зарница». Практиковались постоянные выступления перед родителями будущих первоклассников, игры с детьми, кинолектории по ПДД, лекции
Любимой игрой детворы стали игры в постового милиционера, шофера, что стало результатом эффективной работы отрядов ЮИДД.
Но этого было не достаточно для того, чтобы школьник применял свои знания на практике, в реальной ситуации. Зная все дорожные знаки, все пункты правил, но оказавшись один на дороге, ребенок все равно терялся. И тогда решено было построить городок около школы силами самих учащихся.
Инициатором был директор школы Е. А. Павлов. Работники ДРСУ положили асфальт, шефы изготовили дорожные знаки, водители ДПМК– 11 завезли землю и чернозем на клумбы, комбинат коммунальных предприятий благоустроил городок. Но все- же главными строителями были сами школьники.
И вскоре городок был открыт. Настоящие дорожные знаки, разметка на асфальте, тротуары, стоянка для транспорта, светофор, врытые старые баллоны от машин, клумбы с цветами – все говорило о том, что детский автогородок удался на славу и на радость детворе, стал чрезвычайно полезен им для формирования навыков безопасного поведения на дороге.
В сентябре 2004 года при содействии сотрудников ГИБДД, комитета по образованию на базе Дома творчества юных были созданы три отряда ЮИДД.
Целью движения ЮИДД стала профилактическая работа по пропаганде правил дорожного движения и профилактике дорожного травматизма среди детей и подростков.
Была создана дополнительная образовательная программа, рассчитанная на 3 года обучения. Деятельность началась с определения круга сотрудничества. Партнерами и друзьями стали органы ГИБДД, совместно с которыми была выстроена работа, определены основные приоритеты и ориентиры. На основе Положения «Об отряде «Юные инспектора дорожного движения» (методические рекомендации Управления ГИБДД УВД Костромской области Департамента образования и науки Костромской области, 2003 год) были разработаны основы деятельности отряда:
- Руководители отрядов ЮИДД, сотрудники ГИБДД и отдел по образованию планируют и разрабатывают совместную программу учебного года, на основе которой организуется работа отрядов.
- Программа отряда «ЮИДД» утверждается методическим советом ДДТ «Автограф», в которую по мере необходимости вносятся изменения и дополнения по согласованию с администрацией.
- Расписание занятий отрядов ЮИДД составляется руководителем отряда и утверждается администрацией ДДТ «Автограф».
- По окончании реализации проектов члены отрядов ЮИДД анализируют свою деятельность совместно со взрослыми руководителями отрядов, администрацией, сотрудниками ГИБДД).
- Ситуация успеха создается в процессе деятельности для каждого члена отряда ЮИДД . Награждение ребят грамотами, дипломами, благодарственными письмами, ценными призами и поездками проходит в ДДТ «Автограф» и в ГИБДД. В конце учебного года администрация ДДТ «Автограф», руководитель отрядов и сотрудники ГИБДД выражают благодарность родителям воспитанников.
- Проекты создаются в сотрудничестве с педагогами ДДТ «Автограф», сотрудниками ГИБДД, ДПС.
- Для воспитанников отрядов ЮИДД старшего возраста осуществляется профильная и предпрофессиональная подготовка: совместные экскурсионные занятия в отделении ГИБДД, мастер – классы, патрулирование по улицам города, организация «Школы юного пропагандиста», «Безопасного колеса» и акций «Осторожно, каникулы».
Организация и содержание деятельности:
-работа отрядов ЮИДД в соответствии с программой реализуется с сентября месяца по май.
- летом деятельность осуществляется на базе оздоровительных лагерей, организуемых ДДТ «Автограф»
- в течение года численность отрядов пополняется
- в процессе обучения для каждой группы отводится 4,5 час в неделю, время работы в группах может меняться в зависимости от проводимых проектов и акций.
- на занятиях используются наиболее интересные и эффективные формы и методы обучения: практикумы, акции, патрулирование, игры разной направленности, исследовательские проекты, различные ИКТ, мастер – классы, встречи со специалистами (ГИБДД); решение творческих задач и т.п.
Материально-техническое обеспечение отрядов ЮИДД:
- расходы на проведение работы с отрядами ЮИДД (сборы, слеты, соревнования, строительство автоплощадок и автогородков и их оборудование, приобретение для отрядов форменной одежды, значков, удостоверений, учебных пособий, литературы, имущества для культурно-массовой работы, технических средств пропаганды, канцелярских и других принадлежностей, оборудование уголков ЮИДД), осуществляются совместно органами внутренних дел и МОУ ДОД ДДТ «Автограф».
Для проведения практических занятий с отрядами ЮИДД органы ГИБДД предоставляют инвентарь, технику, оборудование и снаряжение, выделяют специалистов.
Каждый год отряды ЮИДД ДДТ «Автограф» совместно с сотрудниками ГИБДД осуществляют многогранную деятельность по пропаганде безопасности дорожного движения в городе, но несмотря на это необходимо создание новых отрядов, обучение их приемам пропаганды правильного поведения на дорогах, грамотного общения с пешеходами, как маленькими, так и взрослыми. Для юных пропагандистов с 2007 года на базе ДДТ «Автограф» начала свою работу «Школа юного пропагандиста» с целью
создания условий для обучения и взаимодействия отрядов ЮИДД, дополнительного вовлечения детей в отряды ЮИДД, организации их работы по предотвращению детского дорожно - транспортного травматизма, формирования сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих.
Задачи Школы юного пропагандиста:
- Формирование у детей стойкой мотивации на соблюдение ПДД и обеспечения безопасности детей на дороге.
2. Развитие коммуникационной компетентности (толерантность, диалог с разными категориям участников дорожного движения (пешеходами, водителями, пассажирами).
3. Повторение и закрепление у детей знаний по безопасности дорожного
движения через активные виды познавательной деятельности.
4. Формирование интереса к профессиональной деятельности службы ГИБДД.
Организация и проведение Школы юного пропагандиста:
Общее руководство проведением и организацией «Школы юного пропагандиста» среди общеобразовательных школ Муниципального района город Нерехта и Нерехтский район Костромской области осуществляет отдел по образованию, Управление ОГИБДД и Дом детского творчества «Автограф».
Участники школы юного пропагандиста:
- учащиеся 5 -7 классов общеобразовательных школ Муниципального района город Нерехта и Нерехтский район Костромской области – члены отрядов ЮИД
- отряд ЮИДД Дома детского творчества «Автограф»
- педагоги - координаторы деятельности отрядов ЮИДД в школах города и района.
- сотрудники ГИБДД
- педагоги Дома детского творчества «Автограф»
- привлеченные узкие специалисты
«Школа юного пропагандиста» для отрядов ЮИДД школ города и района работает ежегодно. Наиболее востребованные темы мастер – классов: «Правила дорожного движения», «Азбука профессии», «Правила общения», «Знатоки дорожных правил», «Внимание, дорога», «Я б в инспекторы пошел…», «ОБЖ», «Материально – техническая часть велосипеда», «Фигурное вождение велосипеда», «Причины ДТП», «Дорожная ловушка» «Суд над аварией», «PR – деятельность», «Навыки оформительства»,
Отряд ЮИДД ДДТ «Автограф» в своей деятельности выходит не только на сверстников и взрослых участников дорожного движения, но и на самых маленьких.
Дошкольники - самая благодарная аудитория для проведения с ними работы по обучению навыкам безопасного поведения на дороге. Ежегодно отряды
ЮИДД «Автограф» в своей работе с дошкольными учреждениями используют самую, на наш взгляд, эффективную форму работы - постановку театрализованного представления: «Дорожная азбука», «Мой добрый друг дорожный знак», «Светофорик», с показом мультфильмов по тематике дорожного движения.
Ребята из отряда ЮИДД разыгрывают ситуации, в которых представлены и нарушитель правил дорожного движения, и строгие ЮИДДовцы, напоминающие ребятам о том, как надо себя вести на дороге.
При работе в сельских детских садах ЮИДДовцы чаще проводят викторины, в ходе которых ребята закрепляют знания по правилам дорожного движения.
Работа с младшими школьниками более разнообразна, так как в этом возрасте ребята имеют достаточно знаний по ПДД и уже являются самостоятельными участниками дорожного движения.
В преддверии каникул ЮИДДовцы посещают младшие классы с целью проведения бесед о соблюдении правил дорожного движения: «Осторожно, каникулы!».
В связи с введением ФГОС в начальной общеобразовательной школе возникла необходимость в более тесной интеграции общего и дополнительного образования в организации внеурочной и внеклассной деятельности. Для 1-4 классов отряд ЮИДД ДДТ «Автограф» проводит интеллектуальные викторины «Знайте правила движенья, как таблицу умноженья», составляют кроссворды и ребусы, участвуют в тематических классных часах, с распространением предупредительных листовок школьникам и их родителям. На общешкольных днях здоровья ЮИДДовцы рассказывают о детском дорожно – транспортом травматизме.
Наши воспитанники - активные участники «Недели младшего школьника», в рамках которой проводят акцию «Азбука юного пешехода».
ЮИДДовцы совместно с сотрудниками ГИБДД работают с 3 категориями: пешеходами, водителями и пассажирами.
Ежегодно проходят традиционные акции:
- с молодыми водителями: « Получив права – возложи на себя ответственность»;
- с участниками дорожного движения: «Весна в каникулы – оттепель на дорогах»;
- на предприятиях города: «Пьяный за рулем – трагедия на дороге»;
- в период празднования Дня Победы: «В память о войне: свет от георгиевской ленточки»;
- с родителями: «Пристегните самого дорого»;
- с пешеходами: «Пешеход не всегда заметен» и многие другие.
Одной из важных задач является курирование деятельности отрядов школ города и района. С целью объединения усилий ежегодно проводятся семинары по профилактике детского дорожно – транспортного травматизма на тему: «Организация работы в школе по предотвращению детского дорожно- транспортного травматизма. Роль отрядов юных инспекторов дорожного движения» с целью коллективной разработки плана совместной деятельности отрядов ЮИДД школ города и района, ОГИБДД и отрядом ДДТ «Автограф» по профилактике ДДТТ, мониторинга эффективности работы.
Семинары проводятся для лиц, ответственных за организацию работы в школе по профилактике ДДТТ. Ими являются педагоги школ, утвержденные приказом директора школы в начале учебного года, в обязанности которых входит координация деятельности учебного заведения и ДДТ «Автограф» по проблемам безопасности дорожного движения, предупреждению ДДТТ. Примерный план совместной работы на 2013 -2014 уч. год: областная акция «Соблюдаешь правила – поступаешь правильно» -октябрь, Всероссийская акция «День памяти жертв ДТП» - ноябрь, областной интернет – конкурс по профилактике ДДТТ для учащихся среднего звена – декабрь, муниципальная акция «Как не стать участником ДТП» - январь, «Школа юного пропагандиста» – март, «Клуб веселых пешеходов» - апрель, «Безопасное колесо» итоговый конкурс – соревнование май. | Сроки |
Опыт работы отряда ЮИДД ДДТ «Автограф» представляется на областных слетах «Безопасное колесо», на муниципальных педагогических семинарах и конференция, в апреле 2013 г - в университете МВД г. Санкт – Петербурга Ежегодно разрабатываются памятки, брошюры и методические сборники «Организация работы отряда ЮИДД» (из опыта работы ДДТ «Автограф»), «Справочник ЮИДД (в помощь отрядам ЮИДД»). |
Дальнейшая перспектива развития детского юидовского движения видится в создании новых отрядов ЮИДД не только в школах города и района, но и в старшей группе детских садов, в усилении эффективности их деятельности.
Отряд ЮИДД ДДТ «Автограф» всегда готов к сотрудничеству, оказанию помощи всем заинтересованным лицам и организациям и обретению новых друзей.
Объединение усилий сотрудников ГИБДД, отдела по образованию, отрядов ЮИДД, учащихся школ города делает менее безопасными дороги для юных нерехтчан.
Список используемой литературы:
- Правила дорожного движения в школе (методические рекомендации), г. Кострома, 2004 г.
- Директору школы (все об организации работы по профилактике ПДД), г. Нерехта, 2004 г.
- Методические рекомендации по организации работы отрядов ЮИДД к Костромской области, г. Кострома, 2003 г.
- Дети Костромской области за безопасность дорожного движения! (материалы первого областного слета отрядов ЮИДД), г. Кострома, 2004 г.
- Методические рекомендации для руководителей отрядов ЮИДД, ГАИ УВД Костромского облисполкома.
- Памятка руководителю отрядов ЮИДД, г. Кострома, 1988г.
- Альбом об истории создания отрядов ЮИДД в г. Нерехта, при средней общеобразовательной школе № 2.
- Мы по городу идём… (сборник сценариев на тему личной безопасности), Кострома 2003.
- Методические рекомендации для руководителей отрядов Юных инспекторов движения.
- Газета ДДД.
- Положение о проведении конкурса Костромской области "Правила дорожные научим выполнять" 2005 г.
- Положение о проведении конкурса Костромской области "Правила дорожные будем выполнять" 2006 г.
- Правила дорожного движения в школе (методические рекомендации). Кострома 2004.
- Правила дорожного движения Российской Федерации
- Памятка руководителю отряда юных инспекторов движения. Кострома1988г.
- Экспромты. Тематические конкурсные программы. Пермь 2000г.
- Инспектору по пропаганде. Кострома 2007 г.
- Внешкольник. Информационно – методический журнал № 5, 2008г.
- Учительская газета.
- Организация методической службы учреждений дополнительного образования. Л.Н. Буйлова, С.В. Кочнева. Москва, Гуманитарный издательский центр, 2001 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы педагога-психолога Сергеевой О.П. на тему: « Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ начальных классов в условиях МС(К)ОУ «Специальная (коррекционнанная) общеобразовательная школа VIII вида» "
В Данной методической разработке обобщен опыт работы педагога-психолога Сергеевой О.П. в начальных классах (VIII вид), где обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья....
Обучение по дополнительной образовательной программе по театральному творчеству «Постижение» как ступень к профессиональному самоопределению подростка (из опыта работы педагога ДО Вициной И.И.)
Преимуществом данной программы и ее отличительными чертами от других образовательных программ по театральному творчеству является не только ее духовно-нравственная направленность, н...
обобщение опыта работы педагога дополнительного образования МБОУ ДОД ЦДТ "Росинка" Прохоровой Юлии Александровны
обобщение опыта работы в хореографической студии педагога дополнительного образования...
Обобщение опыта работы педагога-организатора МБОУ ДОД "Центр детского творчества "Росинка"
Обобщение опыта работы педагога-организатора...
Обобщение опыта работы педагога-психолога Володиной Н.А. по теме: «Организация первичной профилактики употребления ПАВ через систему занятий с учениками 4 – 8 классов и работу с родителями»
Представляю свой опыт работы педагога-психолога Володиной Н.А. по теме: «Организация первичной профилактики употребления ПАВ через систему занятий с учениками 4 – 8 классов и работу с родителями». Дан...
Практические рекомендации для педагогов детских театральных кружков, студий в работе над голосом, дыханием, звукоизвлечением из опыта работы педагогов по вокалу.
Неправильное использование голоса является основой его функциональных нарушений. Мышцы, необходимые для правильного звукоизвлечения бездействуют, на помощь им приходят другие, для этого не предназначе...
«Приемы и методы работы с учителями, учащимися и родителями в конфликтной ситуации» (из опыта работы). педагог-психолог В.В.Седегова
Ежедневная школьная жизнь изобилует конфликтами, ссорами, мелкими стычками и взаимными обидами. Конфликты связаны косвенно или напрямую с обучением, воспитанием детей, с влиянием на психологический кл...