Основные группы сложноподчинённых предложений
материал (9 класс) на тему
Интегрированный урок русского языка и литературы на тему: "Основные группы СПП в рассказе А.П.Чехова.9 класс"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока | 23.32 КБ |
презентация к уроку | 736.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок русского языка и литературы «Основные группы сложноподчинённых предложений в рассказе А.П.Чехова «Тоска».9 класс.
Учитель русского языка и литературы Грачева Л.А.
Мансуровский филиал МБОУ СОШ с.Сафарово
Цели:
обучающая: помочь учащимся в самоопределении, что такое равнодушие; Повторить основные группы сложноподчиненных предложений;
развивающая: развивать творческие способности учащихся
воспитательная: способствовать воспитанию чувства сопереживания на примере рассказа А.П.Чехова «Тоска»
Ход урока:
I.Орг.момент.
II. Мотивация учебной деятельности.
1.Работа с эпиграфом. « Не будьте равнодушны, ибо равнодушие смертоносно для души человека» М.Горький.
2.Беседа
Сегодняшний урок я начала с высказывания М.Горького о равнодушии. Как вы думаете почему? (нынешнее поколение обвиняют в равнодушии, считают равнодушие болезнью 21 века) Так ли это?
Сегодня у нас не просто урок, а урок-суд. Вам предъявлено обвинение в равнодушии, и ваша задача опровергнуть данное обвинение, доказав мне обратное. Итак, давайте для начала разберемся, что такое равнодушие? (Равнодушие - состояние человека, безучастное, лишенное интереса, пассивное отношение к окружающему. Этимология: равный + душа ) Попробуйте подобрать синонимы и антонимы к слову равнодушие.
III.Сообщение темы, целей урока
Учитель. На сегодняшнем уроке мы будем говорить об основных группах сложноподчиненных предложений. Посмотрим, как использует основные группы СПП А.П.Чехов; понаблюдаем как работают предложения для выражения авторской идеи в рассказе «Тоска».
(Запись числа и темы урока в тетради)
IV. Работа над темой урока.
1.Лингвистический эксперимент.
На уроках литературы мы познакомились с рассказом А.П.Чехова «Тоска». Определите виды придаточных сложноподчиненных предложений.
Извозчик Иона Потапов весь бел, как привидение. Иона ерзает на козлах, как на иголках, тыкает в стороны локтями и водит глазами, как угорелый, словно не понимает, где он и зачем он здесь. После долгой перебранки, капризничанья и попреков приходят к решению, что стоять должен горбач, как самый маленький. Горбач бранится до тех пор, пока не давится вычурным, шестиэтажным ругательством и не разражается кашлем. И Иона оборачивается, чтобы рассказать, как умер его сын, но тут горбач легко вздыхает и заявляет, что, слава богу, они, наконец, приехали Глаза Ионы тревожно и мученически бегают по толпам, снующим по обе стороны улицы: не найдется ли из этих тысяч людей хоть один, который выслушал бы его? Но толпы бегут, не замечая ни его, ни тоски... Она сумела поместиться в такую ничтожную скорлупу, что ее не увидишь днем с огнем... Иона глядит на спящих, почесывается и жалеет, что так рано вернулся домой... Человек, который знающий свое дело... который и сам сыт, и лошадь сыта, завсегда покоен...» Надо рассказать, как заболел сын, как он мучился, что говорил перед смертью, как умер... Он одевается и идет в конюшню, где стоит его лошадь. Коли на овес не выездили, сено есть будем…
2.Исследовательский проект по рассказу А.П.Чехова «Тоска» на тему «Частотность употребления сложноподчиненных предложений»; сообщения по результатам исследования.
3.Сообщение учащегося по предварительному заданию
Опираясь на ваши исследования, возьмем другой эпизод, где преобладают восклицательные предложения. Что выражают эти предложения? ( приказ)
— Извозчик, на Выборгскую! — слышит Иона. — Извозчик!
Иона вздрагивает и сквозь ресницы, облепленные снегом, видит военного в шинели с капюшоном.
— На Выборгскую! — повторяет военный. — Да ты спишь, что ли? На Выборгскую!
В знак согласия Иона дергает вожжи, отчего со спины лошади и с его плеч сыплются пласты снега... Военный садится в сани. Извозчик чмокает губами, вытягивает по-лебединому шею, приподнимается и больше по привычке, чем по нужде, машет кнутом. Лошаденка тоже вытягивает шею, кривит свои палкообразные ноги и нерешительно двигается с места...
— Куда прешь, леший! — на первых же порах слышит Иона возгласы из темной, движущейся взад и вперед массы. — Куда черти несут? Пррава держи!
— Ты ездить не умеешь! Права держи! — сердится военный.
4.Самостоятельная работа.
Составьте сложноподчиненные предложения, используя слово равнодушие.
(докажите, что вы неравнодушный человек)
V. Подведение итогов урока
Учитель. Погрузившись, в язык А.П.Чехова, мы наблюдали как работают сложноподчиненные предложения, помогая писателю и в создании яркого портрета, и в образной характеристике действий, и в передаче тоньшайших душевных переживаний героя.
VI. Домашнее задание.
По литературе: написать сочинение по рассказу А.П.Чехова «Крыжовник»
По русскому языку: написать сочинение «Что такое равнодушие?
Грачева Л.А.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Урок-суд
Двадцать четвертое февраля. Классная работа. « Не будьте равнодушны, ибо равнодушие смертоносно для души человека» М.Горький.
Как вы понимаете слово «равнодушие»?
Равнодушие - состояние человека, безучастное, лишенное интереса , пассивное отношение к окружающему . равный + душа
Подберите синонимы к слову « равнодушие » 1 вариант Подберите антонимы к слову « равнодушие » 2 вариант
Синонимы Антонимы бесстрастие апатия хладнокровие Холодность безразличие безучастность бесчувственность вялость индифферентность Заинтересованность Душевность Радушие Отзывчивость Душевность доброта
Утихшая ненадолго тоска появляется вновь и распирает грудь еще с большей силой. Глаза Ионы тревожно и мученически бегают по толпам, снующим по обе стороны улицы: не найдется ли из этих тысяч людей хоть один, который выслушал бы его? Но толпы бегут, не замечая ни его, ни тоски... Тоска громадная, не знающая границ.
Составьте сложноподчинённые предложения, используя слово « равнодушие».
Что превысило на чаше весов?
Домашнее задание: Написать сочинение на тему: « Что такое равнодушие ?» или
- А.П.Чехов в рассказе «Крыжовник» пишет: «Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, стрясется беда – болезнь, бедность, потери, и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других». -Согласны ли вы с автором? Напишите об этом дома.
Оцени себя! Хорошо Удовлетворительно
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основные группы сложноподчинённых предложений
Содержание урока, его методическая структура построены в соответствии с программой и УМК под редакцией Л.А.Тростенцовой, Т.А.Ладыженской. Это первый урок темы «Виды сложноподчинённых предложений». Ос...
Основные группы односоставных предложений.
Урок посвящён знакомству с типами односоставных предложений. Опроеделённо-личные предложения....
Урок по теме: "Основные группы сложносочиненных предложений по значению и союзам"
Урок на тему "Основные группы сложносочиненных предложений по значению и союзам" продолжает знакомство учащихся со сложными предложениями и вводит понятие «сложносочиненное предложение». Т...
Открытый урок по теме "Основные группы сложных предложений"
Открытый урок по теме "Основные группы сложных предложений"...
Основные группы сложноподчиненных предложений
Дать общее представление о группах сложноподчиненных предложений по их значению....
Презентация к уроку русского языка в 9 классе "Основные группы сложноподчинённых предложений по их значению. Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными"
Данная презентация предназначена для работы на уроке русского языка в 9 классе по теме "Основные группы сложноподчинённых предложений по их значению. Сложноподчинённые предложения с придаточ...
Урок русского языка с элементами ФГ "Главный член односоставного предложения. Основные группы односоставных предложений и их особенности"
Урок русского языка с элементами Функциональной грамотности (читательская грамотность)Задания по Функциональной грамотности включены с целью подготовки к ИС (устному собеседованию) в 9 классе.При разр...