Интеллектуальная игра «История народа»
классный час (7 класс) на тему
Интеллектуальная игра «История народа»
Цель: способствовать развитию интереса обучающихся к истории русского народа, его обычаям и традициям; расширять кругозор; формировать стремление к новым знаниям.
Планируемые результаты:
предметные: самостоятельно определять цель деятельности в игре; уточнить и расширить кругозор обучающихся о жизни русского народа, его обычаях и традициях.
личностные: выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание узнать больше, проявлять смекалку и эрудицию, осознавать личностный рост.
Метапредметные:
регулятивные:уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.
познавательные:осознанно и произвольно строить устные ответы, научить видеть проблему и находить способы её решения; научить выделять существенную информацию.
коммуникативные: уметь взаимодействовать со взрослыми и сверстниками – вступать в диалог, задавать вопросы; оформлять свои мысли в устной форме.
коррекционные: формировать умение согласовывать свои высказывания с товарищами, отрабатывать умение доказывать своё мнение; коррекция слуховой и зрительной памяти (на основе наглядного материала), воспитывать базовые эмоции личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istoriya_naroda.docx | 36.7 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБС(К)ОУ школа – интернат № 113
г.о. Самара
Интеллектуальная игра
«История народа»
Педагоги: Евсеева Т.И., Смагина О.Н.
Интеллектуальная игра «История народа»
Цель: способствовать развитию интереса обучающихся к истории русского народа, его обычаям и традициям; расширять кругозор; формировать стремление к новым знаниям.
Планируемые результаты:
предметные: самостоятельно определять цель деятельности в игре; уточнить и расширить кругозор обучающихся о жизни русского народа, его обычаях и традициях.
личностные: выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание узнать больше, проявлять смекалку и эрудицию, осознавать личностный рост.
Метапредметные:
регулятивные:уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.
познавательные:осознанно и произвольно строить устные ответы, научить видеть проблему и находить способы её решения; научить выделять существенную информацию.
коммуникативные: уметь взаимодействовать со взрослыми и сверстниками – вступать в диалог, задавать вопросы; оформлять свои мысли в устной форме.
коррекционные: формировать умение согласовывать свои высказывания с товарищами, отрабатывать умение доказывать своё мнение; коррекция слуховой и зрительной памяти (на основе наглядного материала), воспитывать базовые эмоции личности.
Оборудование:
1.Компьютер
2.Высказывания великих людей о русском народе
3.Жребий
4.Фишки: яблоки, груши, бананы.
5.Слайды: встреча гостей (хлеб – соль), русская изба, кокошник, деревья (сосна, ель, ольха), обереги (голова лошади, оленя, птицы, полотенца с вышивками), слова русских пословиц, матрёшки
Условия игры. В игре могут принять участие от 2 до 4 команд. В начале игры проводится жеребьёвка, каждая команда получает свой номер и усаживается кругом.
Ведущий всем зачитывает вопрос. Каждая команда может выдвинуть три версии. Первая по жребию команда после 30 секунд обдумывания выдвигает одну, две или три версии ответа на вопрос. Затем ведущий предлагает высказать свои версии представителю второй команды, затем – третьей. Повторять уже сказанные версии нельзя. Жюри оценивает ответы. При абсолютно правильном ответе команде вручается «яблочко», при неправильном, но вполне научном ответе, команды получают «груши»; за неправильный, но очень смешной ответ – «банан». Неинтересные, несмешные, неправильные ответы не отмечаются ничем.
На второй вопрос право первого ответа будет у второй команды, на третий – у третьей. Игра идёт по кругу.
Ход интеллектуальной игры «История народа»
Этапы мероприятия | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Предполагаемый результат |
1.Организационный момент | Приветствие участников игры. Чтение высказываний великих людей о русском народе. | Приветствуют друг друга. Занимают свои места в аудитории.Знакомятся с высказываниями о русском народе. | Создать положительный эмоциональный настрой, снятьнапряжение, активизировать мыслительную деятельность. |
2. Знакомство с темой и правилами игры | Вы догадались, какая тема нашей игры? Правильно. Игра так и называется «История народа». Сегодня вы вспомните весь материал об истории народа, который читали при подготовке к игре.Для её проведения необходимо разделиться на три команды Знакомство участников игры с правилами (см.выше) | Тема игры связана с русским народом. Обучающиеся делятся на три команды (по желанию, по жетонам, по считалкам – выбирают самостоятельно) Обучающиеся слушают правила игры и задают при необходимости вопросы | Почувствовать уверенность в своих возможностях. Самостоятельно разделиться на команды с учетом желаний и интересов всех участников игры. Повысить интерес к предстоящей игре, вызвать желание принять в ней участие |
3.Ход игры. Сначала задаются по два сложных и объёмных вопроса. Физкультминутка Физкультминутка | Игру начинает первая команда. Внимание, вопрос №1: издавна гостей встечали на Руси хлебом-солью. Как относились наши предки к хлебу? Какое место он занимал в их жизни и какие правила, связанные с хлебом, соблюдались? СЛАЙД 1 Вопрос №2. Какие деревья можно было рубить для постройки дома? СЛАЙДЫ 2,3,4 Вопрос №3: Как выбирали наши предки место для строительства дома?Какими приметами они руководствовались? СЛАЙД 5 Вопрос №4. Какие церемонии соблюдали русские крестьяне при начале строительства дома? Вопрос №5 Существовал ли какой-либо обряд перехода в новый дом? Вопрос №6 Какие обереги можно было увидеть на русских жилых постройках? В доме? СЛАЙДЫ 6,7,8,9 Подведение итогов по ответам на сложные и объёмные вопросы. А теперь конкурс «Ответь быстро и кратко»: 7.В старинных русских текстах можно встретить слово «инорог»-так раньше называли мифического зверя единорога.А как называли человека,который жил один,без семьи? 8.Как звали бога славянской и древнерусской мифологии,родоначальника жизни,покровителя семьи и дома? 9.Как называли бога-покровителя семьи и права собственности,поддерживавший гуманные нравственные принципы,деливший всё по справедливости 10От имени какой богини произошли слова «ладить,ладный,налаживать»? 11.Люб охранитель супружества у наших предков,представал в виде золотого кота.А как выглядел Нелюб? 12.Как называли на Руси пару лошадей,запряжённых в одну упряжку? 13.Почему на Руси вплоть до XVIII века кузнец считался покровителем семьи и брака? 14.Один из свадебных нарядов на Руси-окручивание-заключался втом,что у молодой девушки расплетали косу,делали из нее две,закручивали их вокруг головы и надевали кокошник. А кого в те времена называли самокруткой? 15.В древнейшие времена белый цвет был цветом траура.Почему же на славянской свадьбе невесте надевали белые наряды? 16.Вот русская пословица «Жить для себя-тлеть, для семьи - …, а для народа –светить».Какой глагол пропущен? 17.На Руси,когда вся семья собиралась за новогодним столом,дети связывали ножки стола лыковой верёвкой.Зачем? 18.Первый,старший ребёнок в семье-первенец. Как на Руси назывался третий ребёнок в семье? Последний? 19.О какой русской игрушке эта цитата из инциклопедии: «Она олицетворяет идею крепкой семьи,достатка,продолжения рода,несёт в себе идею единства» 20.Какое русское выражение стало символом большой семьи? 21.На русских свадьбах существовал обычай:когда торжество заканчивалось,гостям раздавали маленькие пряники.Как они назывались? | Ответ: хлеб-ржаной,высокий,округлой формы- выпекали обычно 2 раза в иесяц. Складывали его на чердак,тщательно перекладывая соломой,чтобы был свежим 10 дней.Крестьяне никогда не пекли из белой муки.Пшеничная и ржаная мука мешелась в равных пропорциях,разводилась водой (в праздники молоком).Самое трудное время было-весна: «в поле пусто,и взакромах не густо».В это время пекли крапивнички из старой муки:длинные пирожки с крапивой,луком,чесноком и яйцами.Во время обеда (вечером) глава семьи лично наделял каждого скоком ароматного деревенского хлеба.В промежутке между завтраком и обедом съедали лепёшку,картофелену и квас. Ответ:излюбленным материалом считались сосна,ель,ольха.Верхние и нижние венцы сруба традиционно выделывали из липы-материала долговечного,лёгкого в обработке.Нельзя было рубить священные деревья_с дуплом,раздвоенными или растроенными стволами,очень ветвистые.Не рубили старые деревья:в старину считалось,чтотот, кто рубит старое дерево,сломает руку или ногу,сойдёт с ума.Сухие деревья также не годились,т.к. не имели жизненной силы.Не рубили молодые деревья(оставляли на будущее),плодовые,на перекрёстке дорог,вдоль лесной дороги(их называли колдунами). Ответ: Самым счастливым для строительства дома считалось то место, где лежал рабочий скот.А вот там, где стояла баня,где раньше проходила дорога,где случалось несчастье,дом строить было нельзя.Учитывался рельеф местности.Деревни располагались на высоких берегах рек и озёр.Окна были обращены к воде и солнцу(на запад и восток),чтобы в доме весь день было солнце.У воды строили бани. Ответ:были разные традиции.В каких-то местностях клали под первый веней сруба мелкую медную монету, в других место для будущей избы осыпали зерном(чтобы в семье всегда был достаток).В казацких волных поселениях даже соль рассеивали «от лукавого»,чтобы не дошёл до избы. Ответ:это считалось очень важным событием.Всё делали в строгом соответствии с неписаными правилами.Сначала впускали в дом кошку,затем домашнюю птицу и скот на двор-петуха,курицу,поросёнка,овцу,корову,лошадь.а после входили сами по старшинству.Готовили специальный обрядовый рушник(полотенце) с геометрическим орнаментом-оберегом.На этом рушнике в дом вносилась икона,сруб освящался,а икона и полотенце водружались в «красный угол».Обязательно звали с собой домового: «Дедушка-соседушка,иди к нам».А в новом доме ставили для него ведро с водой и хлеб.Потом был праздничный стол для всей деревни,т.кт.строили все вместе. Ответ: над домом водружали «оберег»- изображение головы коня,оленя,птицы.Конь был символом добра,солнца.Птица-это доброе начало,оберегала от зла.Узхоры на наличниках также заключали в себе магический смысл. В доме роль оберегов выполняли полотенца,украшенные разными геометрическими узорами.Горизонтальная волнистая линия обозначала водную гладь,вертикальная-дождь,точки и галочки-семена и всходы растений,ромбики-плодородие,землю,женщину;круг-символ оберега жилища.Крестообразные фигуры с расходящимися из центра лучами-вечное движение явлений природы,огонь,солнце,небесные светила. Среди растительных мотовов центральное место занимало дерево жизни.Оно изображалось в кругу птиц и животных,символов солнца и плодородия.Птица-символ любовной и свадебной лирики,символ весны,света,добра и радости,символ счастья.Спираль(змеевик) –защитница дома,хранительница семейного очага.Единорог-поражает злые помыслы людей.Использовались тёплые и холодные цвета.Чем меньше красок,тем более сильное производилось ими впечатление. Ответ: инок. Ответ: Родня, Род. Ответ: Чур («Чур,моё!») Ответ: от имени Лады-богини красоты,любви и брака. Ответ: в виде чёрного кота. Ответ: супруги,т.е.находящиеся в одной упряжи. Ответ: он ковал кольца Ответ: девушку,вышедшую замуж без воли родителей. СЛАЙД 10 Ответ:по верованиям славян,невеста должна была умереть для своего рода, чтобы вновь возродиться в роду мужа. Ответ: гореть . СЛАЙДЫ 11,12 Ответ: это означало, что семья в наступающем году будет крепкой и не должна разлучаться. Ответ: третьяк, поскрёбыш. Ответ: о матрёшке СЛАЙДЫ 13,14 Ответ: семеро по лавкам Ответ: разгоняи. Тем самым гостям прозрачно намекали,что пора расходиться по домам. | развивать связную речь диалогической и монологической формы через умение отвечать на поставленный вопрос. развивать умение взаимодействоватьдруг с другом, слушать и слышать друг друга. Актуализировать имеющиеся у обучающихся знания о жизни русского народа. Расширять кругозор.Развивать целостное интегральное понимание окружающего мира. Удерживать цель деятельности до получения результата, контролировать правильность ответов. Сотрудничать с учителем и сверстниками.Оформлять свои мысли в устной форме. Воспитывать положительное эмоциональное отношение к национальным традициям. Проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность и внимание. Уметь структурировать имеющиеся знания, осознавать личностный рост. Учиться строить высказывания, понятные для окружающих, работать с полученной информацией, корректировать свою деятельность (вносить изменения в процесс познания) Активно воспринимать оценку взрослого и обучающихся. Понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме. Уметь структурировать имеющиеся знания. Сотрудничать с ведущим игры и её участниками. Выбирать оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками и взрослыми. Выражать своё отношение к происходящему. Уметь формулировать и высказывать своё мнение, доказывать его. Определять границы собственного знания и «незнания». Адекватно судитьо причинах своего успеха (неуспеха) в игре, связывая успех с усилием, трудолюбием, старанием. Уметь участвовать в диалоге: слушать, высказывать своё мнение, доказывать его. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом. Выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении монологических высказыаний. |
4. Создание общего старинного дома (под тихую музыку) | Предлагаю вам составить из элементов один стариннный дом, соблюдая все требования того времени. Затем обосновать выбор тех или иных элементов. Недостающие элементы можно нарисовать и вырезать самостоятельно | Все обучающиеся договариваются отом, какой дом будут создавать.Составляют старинный дом из элементов. По окончании работы обосновывают выбор всех используемых элементов. | Выполнять задание с использованием предложенного материала,договариваться, приходить к общему решениюУчиться работать коллективно.Участвовать в групповой работе.Формировать умения и навыки общения и сотрудничества. |
5. Изготовление каждым своего оберега (музыкальное сопровождение). | Предлагаю вам шаблоны для изготовления своего оберега (из бумаги, картона, проволоки, ткани,ниток,бисера,ваты…).Каждый из вас унесёт свой оберег с собой.Он будет защищать от неудач и болезней. Педагог следит за выполнением работ, предлагает дополнительный материал. | Участники игры самостоятельно выбирают материал для своей поделки, тематику и содержание. Демонстрируют поделки товарищам и рассказывают, что значит тот или иной оберег.Участники игры высказывают своё мнение, делятся своими впечатлениями. | Включаться в разноплановую творческую деятельность культурно-исторического содержания.Проявлять смекалку и эрудицию.Проводить коррекционные виды работ(развивать мелкую моторику…) |
6. Чтение высказываний | Предлагаю послушать высказывания из японской средневековой поэзии: «Всматривайтесь в привычное-увидите неожиданное. Всматривайтесь в некрасивое- увидите красивое.Всматривайтесь в малое-увмдите великое.Всматривайтесь в простое-увидите сложное». Что интересного в этом высказывании? | Обучающиеся слушают и высказывают своё мнение по содержанию. | Воспитывать духовную культуру обучающихся как общуб культуру взаимоотношения человека с историей своего народа |
7. Подведение итогов. Музыкальный клип. | Награждение победителей. В заключении нашей игры предлагаю послушать народную песню и посмотреть музыкальный клип. Всем спасибо за активное участие в игре «История народа» | Все обучающиеся слушают и смотрят музыкальный клип, прощаются. | Соблюдать нормы речевого этикета и правила устного общения. Осознавать личностный рост. Делать выводы о результате совместной работы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интеллектуально-познавательная игра "История - дорога во времени"
Игра для учащихся 7 - 8 классов по истории России для недели истории в школе...
Дидактическая игра "Своя игра" История России конец XVI-XVIII век
Возрастная группа: 7 класс.Цели и задачи игры:- Систематизация и закрепление знаний, полученных на уроках истории; развитие познавательной активности учащихся;- воспитание культуры общения...
Закрепление темы. Техника безопасности игры. История развития баскетбола. Основные правила игры «Баскетбол».
Повторить пройденную тему, просмотреть презентацию и прочесть реферат....
Олимпийские игры. История возникновения олимпийских игр. Современные олимпийские игры. Паралимпийские игры
ОЛИМПИЯ – Колыбель олимпийских игрОлимпийские игры, в том виде, в каком мы их знаем сейчас, имеют большую историю, уходящую в античные времена. Все началось на Пелопоннесе, в Греции, приме...
Презентация к интеллектуальной игре «История Олимпийских игр и Олимпийского движения в России»
Презентация к интеллектуальной игре «История Олимпийских игр и Олимпийского движения в России»...
ИГРА «ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА НАРОДОВ РОССИИ»
Форма игры: очная, командно-индивидуальная.Цель: развитие у учащихся интереса к истории, культуре народов России.Задачи:1. Познакомить учащихся с историей и культурой народов России.2. Разви...
ИГРА «ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА НАРОДОВ РОССИИ»
ЦЕЛЬ:• Методическая• Развитие у учащихся интереса к истории, культуре народов России.• Расширение знаний учащихся об истории народов России;• Формирование полож...