Доклад "Формирование положительных личностных качеств обучающихся и гражданской позиции на уроках математики в школе"
статья на тему

Сообщение о формировании положительных личностных качеств обучающихся и гражданской позиции на уроках математики

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Алексеевская  общеобразовательная школа-интернат»

«Формирование положительных личностных качеств обучающихся и гражданской позиции на уроках математики в школе»

Подготовила:

учитель математики

Красюкова Е.Н.

 « Педагогический процесс только тогда хорош, когда в нём воспитание идёт впереди обучения». Ш.А.Амонашвили.

На сегодняшний день общество нуждается в добрых, гуманных, честных и справедливых гражданах. И задача духовно-нравственного воспитания заключается в формировании такой личности. Поэтому задача учителя сверхсложная: он должен раскрыть внутренний мир школьника и заложить основы нравственных отношений, тем самым, формируя нравственную воспитанность.

Реализация задачи духовно-нравственного воспитания на порядок сложнее и ответственнее, чем передача предметных знаний.

Учитель берет на себя право и ответственность войти в душу другого человека и решать за него или вместе с ним, что ему нужнее, что выбрать, как жить, к чему стремиться. В нынешнее время дети с ограниченными возможностями здоровья существуют в исключительно сложной обстановке, им необходимо вписаться в мир, который уже есть, со всеми его нравственными проблемами.

Наряду с другими предметами, математика обладает большим воспитательным потенциалом. Математика является не просто областью знаний, но прежде всего существенным элементом общей культуры, языком научного восприятия мира. Математическая наука неизбежно воспитывает в человеке целый ряд черт, имеющих яркую моральную окраску и способных в дальнейшем стать важнейшими моментами в его нравственном облике.

Математика учит вырабатывать и принимать решения, проверять действия, исправлять ошибки. Решение задач требует от учащихся добросовестной и серьезной работы над приобретением и укреплением знаний, что приводит к систематическому напряжению умственных усилий, настойчивости в преодолении трудностей. При этом у учащегося  воспитываются такие  черты характера как трудолюбие, усидчивость, упорство в преследовании намеченной цели, умение не останавливаться перед трудностями.

Перед современным обучением математике поставлен комплекс взаимосвязанных целей – образовательных, развивающих, воспитательных. Обучение математике требует от школьников умственных и волевых усилий, развитого внимания и отточенного логического мышления, воспитание таких качеств, как активность, творческая инициатива, умений коллективного учебно-познавательного труда. Развитие интереса к математике является важнейшей целью учителя.

В последние годы вопросы нравственности особенно актуальны. Приходится констатировать, что нравственность сильно понизилась. Это в первую очередь отразилось на детях. Поэтому я считаю, что учитель любого предмета должен стараться уделять внимание нравственным вопросам на каждом уроке. На уроках математики, мы с детьми тоже касаемся вопросов нравственности.

Жизнь С.В. Ковалевской, ее духовный и нравственный облик, верность науке, борьба за право женщины на умственный труд является прекрасным примером для молодого поколения. А какой поучительной в плане формирования волевых качеств является полная трудностей жизнь М.В. Ломоносова!

Жизнь и творческая биография, Н.И.Лобачевского является ярким примером истинно патриотического служения Родине. Они прославили русскую науку, и их имена навсегда вошли в историю математики.

  Формирование гражданских качеств на уроках математики

Очень большую духовно-нравственную направленность, на мой взгляд, имеют задачи, решение которых предполагает интересные факты, эпизоды из истории России, родного края. Элементы краеведения на уроках математики положительно влияют на результативность знаний учащихся, на развитие их как личности, носят воспитательный характер. Математика… Решение задач. На первый взгляд, с краеведением нет ничего общего, но только на первый! Школьное краеведение предполагает комплексное изучение родного края. Многие ученики с большим интересом решают задачи, в которых говорится об их родном крае. Решение таких задач способствует расширению кругозора, связывает математику с окружающей действительностью. Цель – формирование гражданских качеств личности посредством решения задач, содержащих историко-краеведческую и экологическую информацию. Задачи экологического содержания позволяют формировать бережное отношение ко всему живому, личную ответственность за то, что происходит вокруг.

На своих уроках я использую, например, такие задачи:

1. Липа живет в лесу до 400 лет, а в городе в 2,5 раза меньше. Сколько лет может прожить липа в городе? Как вы думаете, почему снижается продолжительность жизни деревьев в городе?

2. В суровую зиму в лесу может погибнуть до 90% птиц. Если в лесу обитало 3400 птиц, сколько останется их после зимы? Какова основная причина их гибели?

Вторые вопросы в данных задачах формулируются с воспитательной целью.

В настоящее время существует потребность в формировании гражданской направленности личности, сознающей ответственность за свою судьбу, за будущее своего города и России. Поэтому я на своих уроках использую задания, связанные с историей родного города и страны в целом.

Использование регионального компонента на уроках математики способствует воспитанию гражданственности. Пробудить чувство гордости за свою «малую родину» можно через сюжеты задач. Формирование гражданских качеств учащихся на уроках математики происходит и благодаря использованию активных методов обучения.

К работе по составлению подобных задач желательно привлекать самих учащихся. Это способствует развитию не только математических способностей, но и формированию гражданских качеств личности, воспитанию любви к родному городу. Ведь ребятам необходимо собрать материал, обработать данные.

На каждом уроке необходимо стремиться развивать в детях чуткое отношение к жизни. Пусть этим моментам будет выделено совсем немного времени, но оно не пройдет для ребенка бесследно. А нравственные моменты есть практически везде.

Иногда, при самостоятельной работе на уроке можно заметить, как ребенок не желая трудиться и решить задание, стремится списать у более старательного и успевающего ученика. Задача учителя не просто снизить оценку за такую работу, но и проанализировать подобное поведение на уроке с точки зрения нравственности. Ребенок школьного возраста, наиболее восприимчив к духовно-нравственному развитию и воспитанию. А вот недостатки этого развития и воспитания трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью, поэтому так важно не упустить реализацию возможностей математики в развитии личности ребенка.

Обучение математике способствует формированию таких черт личности, как аккуратность, настойчивость, воля. На уроках математики в процессе выполнения практических упражнений (измерение, работа на калькуляторе и т. д.) корригирует недостатки моторики ребёнка. Материал арифметических задач, заданий по нумерации и другим темам содержит сведения об успехах развития промышленности, сельского хозяйства, строительства в нашей стране, росте благосостояния российских людей. Это расширяет кругозор учеников, способствует воспитанию любви к своей Родине, гордости за неё. Подготовка учащихся к жизни, к трудовой деятельности является одной из наиболее важных задач обучения. Курс математики должен дать ученикам такие знания, умения и навыки, которые помогут лучше распознать в явлениях окружающей жизни математические факты, применять математические знания к решению конкретных практических задач, которые повседневно ставит жизнь. Овладение умениями и навыками счёта, устных и письменных вычислений. Измерений, решения арифметических задач, ориентации во времени пространстве, знание свойств геометрических фигур позволяет учащимся решать жизненно практические задачи.

 Математика обладает колоссальным воспитательным потенциалом: воспитывается интеллектуальная честность, критичность мышления, способность к размышлениям и творчеству. - Обучение математике во вспомогательной школе должно носить предметно-практический характер и быть тесно связанным как с жизнью и профессионально- - трудовой подготовкой учащихся, так и с другими учебными дисциплинами.

Целью изучения математики в направлении личностного развития обучающихся можно считать развитие логического и критического мышления, культуры речи; воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность; способность принимать самостоятельные решения; формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном обществе. Формирование вычислительных навыков, мотивация учения, развитие интереса к математике, формировать положительное отношение к процессу познания, формирование личностных качеств: аккуратность при выполнении работы, бережливость.

Для нравственно-этического развития личности рекомендуется добавлять в некоторые задания исторические сведения, чтобы сделать акцент на патриотических чувствах, гордости за свою страну, или использовать задания, где можно обсудить или самостоятельно обдумать действия персонажей.

Смысл изучения математики для некоторых учащихся может заключаться в выборе будущей профессии, поэтому по ходу изучения предмета можно рассказывать, в какой области или где в повседневной жизни данные знания могут пригодиться.

Дети с интеллектуальными проблемами, в связи с неразвитостью мышления, слабостью усвоения общих понятий и закономерностей сравнительно поздно начинают разбираться в вопросах общественного устройства и намного тяжелее адаптируются в условиях современной жизни. Педагоги специальных школ оказывают прямое и опосредованное воздействие на эмоциональную сферу учащихся с целью ее развития, сглаживания и коррекции имеющихся недостатков. Организованное в нашей стране обучение и воспитание детей с умственной отсталостью предполагает коррекцию недостатков психофизического развития, обеспечивая определенный круг знаний, выработку умений, воспитание положительных черт личности; открывает перспективу к самостоятельной трудовой жизни и интеграции в обществе. Специальная коррекционная школа формирует у учащихся чувство коллективизма, уважения к окружающим; чувство удовольствия от достигнутых в труде и учебе успехов. Для достижения этих целей перед педагогами встает много трудностей, обусловленных особенностями развития умственно отсталых детей. Педагоги осуществляют дифференцированный подход в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья на индивидуальном (субъективном) уровне. Задача педагогов при осуществлении такого подхода в обучении и воспитании становится создание психолого-педагогических условий, которые бы стимулировали образовательную деятельность учащихся на основе самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладевания знаниями и умениями. Педагоги специальных школ помогают детям с умственной недостаточностью легче и прочнее усваивать нравственные нормы; формируют потребность в труде, в общественной оценке; потребность занимать достойное место среди других людей. Работа коррекционных школ способствует воспитанию у умственно отсталых детей самостоятельности, интеллектуальной регуляции чувств и правильной самооценки. Неправильное воспитание, неблагоприятные условия жизни отрицательное влияние несознательных взрослых приводят к неблагоприятному развитию. Эффективность исправления недостатков развития, присущих умственно отсталым школьникам, зависит от правильной постановки всего учебно-воспитательного процесса в школе и от применения специфических приемов обучения. При хорошем воспитании и целенаправленном обучении, достаточном развитие культурных потребностей и интересов учащихся специальных коррекционных школ — дети становятся полноценными членами общества. Волевые качества, мотивы, эмоции детей с умственной отсталостью зависят от сформировавшихся у них духовных потребностей; наиболее успешный путь формирования высших культурных (духовных) потребностей является своевременное развитие полезных привычек, а также успехи в познавательной сфере зависят от постоянного обучения и развития памяти, внимания, мышления, разговорной речи т. д. Педагоги специальных коррекционных школ должны использовать компенсаторские возможности каждого ребенка с интеллектуальной недостаточностью. От знаний особенностей психики каждого ребенка с умственной отсталостью, от умений и знаний по обучению и воспитанию таких детей зависит дальнейшая судьба каждого ребенка. Педагогические приемы коррекционной работы отличаются тем, что они стимулируют компенсаторные процессы развития умственно отсталых детей и позволяют формировать у них новые положительные качества. Результатом учебно-воспитательной работы является овладение учащимися определенным объемом знаний, конкретных умений и навыков. В результате коррекционной работы у учащихся формируются обобщенные учебные и трудовые умения, которые отражают уровень самостоятельности учащихся при решении новых учебных и учебно-трудовых заданий. Умственно отсталые дети должны обучаться в специальных школах, где педагоги формируют у них навыки самоконтроля, критичности; приучают детей проверять правильность собственных действий; адаптируют детей к современным условиям жизни. Ученики коррекционных школ учатся реально представлять свои возможности в будущей трудовой деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

The Greenhouse Enterprise (Формирование гражданской позиции на уроках иностранного языка)

В последние годы в педагогической науке широко обсуждается проблема обновления содержания образования в средней школе. Этот процесс охватил все школьные дисциплины, в том числе и иностранные языки....

«Воспитание положительных личностных качеств школьников в процессе занятий физической культурой и спортом»

В работе говорится о формировании личности в условиях учебно-тренировочном прцесса, развитии морально-волевых качеств.  Также описаны игровой и соревновательный методы физического воспитания....

Исторические аспекты математики, влияющие на формирование личностных качеств обучающихся.

Статья затрагивает некоторые аспекты воспитания на уроках математики. Исторические моменты открытия математических законов и их доказательства могут служить примером для обучающихся при формировании л...

Исторические аспекты математики, влияющие на формирование личностных качеств обучающихся.

Статья затрагивает некоторые аспекты воспитания на уроках математики. Исторические моменты открытия математических законов и их доказательства могут служить примером для обучающихся при формировании л...