Шесть шагов к миру или Как противостоять конфликту
классный час (6 класс) на тему

Тараненко Наталья Викторовна

Классный час с презентацией

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_klassnyy_chas.docx24.95 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Шесть шагов к миру или  Как разрешить конфликт?

Цель:

научить участников конфликта успешно решать его;

рассмотреть конфликт как общее понятие, определяющие взаимоотношения между людьми;

формировать у учащихся уважительного отношения к окружающим людям;

помочь родителям, классным руководителям и детям преодолеть трудности в решении конфликтных ситуаций;

способствовать осмыслению конфликтной ситуации и путей выхода из нее.

Задачи:

Образовательные:

учить все задействованные в конфликте стороны, избегать конфликтных ситуации и своевременно решать их, не допуская перерастания их в конфликт;

ознакомить учащихся с понятиями конфликтные ситуации и конфликт;

формировать представления о различных вариантах человеческого общения;

Развивающие:

воспитать уважительное отношение к окружающим людям;

формировать социально одобряемые формы поведения;

на конкретном примере рассмотреть модели поведения личности в конфликтных ситуациях;

Ход урока.

Учитель.

 Давайте послушаем диалог ученика с учителем.
— Кирилл, почему ты ударил его?
— Он первый ударил меня.
— А он говорит, ты ударил его первым.
— Нет, не я. Он первый ударил меня.
— Ты так и не ответил на мой вопрос. Почему ты ударил его?
— Я защищался. Я не хотел отступать. Я должен был защищаться.
— И поэтому ты его ударил?
— Он первый меня ударил...


Учитель: Что произошло?
(Драка, выяснение отношений между ребятами, учитель выясняет, хочет понять: кто прав, кто виноват)
- Итак, произошел конфликт, и мальчики выбрали далеко не самый лучший путь его разрешения.

Ребят, знакомая ситуация? Актуальна для вас эта тема? Сегодня на уроке мы поговорим о конфликтах. Тема сегодняшнего урока «Шесть шагов к миру или  Как разрешить конфликт?»Чему мы сегодня на уроке будем учиться?

-Что означает слово «конфликт» лично для вас? Попробуйте написать «на скорую руку» список некоторых ассоциаций, образов, воспоминаний, связанных со словом «конфликт» (в классе).


Ученики пишут на тетрадных листах, а потом читают вслух:
 слезы, раздражение, обида, боль, крик, грубость, непонимание, порванная тетрадь, замечание в дневнике, вызов родителей в школу.

- Возможно, перед вами всплыли картины разбитых носов, «кучи-малы» в коридоре, заплаканные глаза.

-Слово “конфликт” в дословном переводе с латинского означает “столкновение”. Конфликт - это столкновение, схватка, спор, борьба, где каждая из сторон преследует свои цели, интересы, позиции не совместимые с другой стороной, вплоть до полного уничтожения.

- Поднимите руки, кому когда-либо приходилось участвовать в конфликте, ссориться с кем-нибудь?

-Предлагаю закончить предложение «Причиной конфликта было то, что...»

-Что вы чувствуете, когда находитесь с кем-нибудь в конфликте, какое у вас настроение?
(Учащиеся пишут на тетрадных листах, а затем читают вслух: гнев, страх, расстройство, раздражение, возмущение, слезы.)
-В чём же вред таких конфликтов?

Во-первых, от конфликтов страдает достоинство человека.

Во-вторых, на каждую минуту конфликта приходится 20 минут последующих переживаний, когда и работа не ладится, и вообще, всё валится из рук.

В-третьих, страдает физическое здоровье - поражаются нервы, сердце, сосуды. Поэтому нужно обязательно научиться предотвращать такие конфликты.

Правильное поведение при конфликте сохранит ваше здоровье, сделает спокойнее и счастливее не только вас, но и других.

Как и болезни, конфликты лучше предупредить, чем лечить. Сейчас мы будем учиться предупреждать конфликтные ситуации. Для этого существует множество способов. Мы рассмотрим два самых распространённых.

Первый способ предупреждения конфликтов - мягкое противостояние.

Мягкое противостояние - это решительное возражение, высказанное в мягкой форме. Так можно отстоять свою позицию, и не обидеть другого человека.

Второй способ называется "конструктивное предложение" Это попытка найти компромисс, т.е. выход, который мог бы устроить всех. Рассмотрим конкретные ситуации.

Прежде всего ни в коем случае нельзя употреблять запрещённые приёмы - это фразы типа: "Да брось ты!", "Чего ты понимаешь!", "Ты вроде умный человек, а говоришь такую чепуху!"

Наоборот, просто волшебное действие производят слова: "мне кажется", "может быть, я ошибаюсь", "может быть, ты со мной согласишься", «не хочется ссориться», «мне кажется несправедливым то»  и т.д.

Мягкое противостояние.

Вам не нравится, что ваш сосед по парте никогда не носит в школу учебников и пользуется вашими. Окажите ему мягкое противостояние. Попробуйте мягко намекнуть ему на это.

Примерные фразы:

Дима, не хочется ссориться, но мне не нравится, когда моими вещами пользуются другие.

Не обижайся, но это мои учебники, и мне одному удобнее ими пользоваться.

Конструктивное предложение.

У вас очень хорошо получается мягкое противостояние. А как можно в этой ситуации избежать конфликта с помощью конструктивного предложения?

Примерные фразы:

Лена, мне кажется несправедливым то, что я одна ношу учебники в школу, давай будем это делать по очереди.

Я понимаю, что тяжело носить в школу полный портфель учебников. Сейчас есть такие сумки на колёсиках и с выдвигающейся ручкой. Может попросишь у родителей такую.

Мягкое противостояние и конструктивное предложение -это два способа поведения, которые помогут вам предотвратить конфликты и сохранить собственное достоинство.

Если не остановить конфликт, он разгорается как пожар. И потушить его иногда бывает невозможно. А если это конфликт между народами, он может закончится непримиримой войной. Тогда в район конфликта приходят миротворцы, которые пытаются погасить конфликт, восстановить диалог между народами. Для погашения конфликта психологи придумали специальное противопожарное правило - "Шесть шагов к миру".

Предлагаю вам выступить в роли миротворцев. Попробуем погасить конфликт с помощью этого правила.

Приглашаются стороны, у которых возник конфликт.( Один из вас входит в класс после болезни, а его парта занята новым учеником. Он начинает выяснять отношения с приказа: "Сейчас же освободи мою парту!".)

Мы вам предлагаем сделать шесть шагов к примирению.

Чтобы сделать эти шаги вам нужно честно и чётко ответить на мои вопросы.

        1.Итак, сделайте первый шаг!

А теперь дайте честный и чёткий ответ на вопросы:

"Какое моё желание привело к конфликту?"(хотел сидеть за этой партой)

        2. Теперь нужно сделать второй шаг.(И т.д.)

 Из-за чего возник конфликт?(из-за того, что не хотел уступать)

3. Спросите себя: "Могу ли я придумать решение, при котором мы оба получим то, чего хотим? Какое это может быть решение?

Сколько таких решений мы можем придумать вместе?

А какие решения вам могут подсказать одноклассники?

4.Подумайте, какое из этих решений самое лучшее? К чему приведёт каждое из предлагаемых решений. Буду ли я доволен этим решением? Будет ли доволен мой противник?

5.Какие решения устроят нас обоих? Будем ли мы выполнять эти решения?

Остался один шаг! Нужно дать ответ на последний вопрос:

6.С чего начать наше перемирие?

(нужно пожать друг другу руки)

Вот мы и погасили ваш конфликт - перемирие состоялось.

Почему перемирие состоялось? Очень важно уметь понимать другого человека. У нас недавно в классе была небольшая ссора. «Супервозмутительное письмо о супервозмутительном поступке»

Какова цель решения любого конфликта? (Найти достойное решение, приемлемое для обоих.) Проведём небольшой эксперимент.

 «Встреча на мостике» (5 минут) Стихотворение С.Михалкова «Бараны»

Описание упражнения. Двое участников становятся на проведенной на полу линии лицом друг другу на расстоянии 3-х метров. Ведущий объясняет ситуацию: «Вы идете на встречу друг к другу по очень узкому мостику, перекинутому над водой. В центре мостика вы встретились, и вам надо разойтись. Мостик – это линия. Кто поставит ногу за её пределами – упадет в воду. Постарайтесь разойтись на мостике так, чтобы не упасть». Пары участников подбираются случайным образом. При большом количестве участников может одновременно функционировать 2-3 «мостика».

Упражнение проходит более эмоционально, если используется не просто полоска на ровном полу, а небольшое возвышение (также это может быть полоска на линолеуме, продольная рейка в паркете ), длиной не менее 3-х метров, находящуюся на расстоянии не менее 1-го метра от ближайшей стены и предметов мебели, лучше, если она будет иметь ширину 5 – 10 см., но можно обойтись и простой линией.

Психологический смысл упражнения. В контексте данного занятия упражнение выступает моделью конфликтной ситуации, и к нему можно возвращаться при обсуждении стратегий поведения в конфликте.

Обсуждение. Какие чувства участники испытывали при выполнении данного упражнения? Что помогало, а что мешало успешно выполнить его? Чем упавшие «в воду» пары отличались от успешно преодолевших трудную ситуацию? Целесообразно подвести участников к пониманию того, что в выигрыше оказывались не те, кто стремились пройти сами, а те, кто прежде всего стремился помочь партнеру.

 Самый лучший выход - СОТРУДНИЧЕСТВО.

(Если решение не найдено, то начинается ПРОТИВОСТОЯНИЕ. Кому-то необходимо идти на УСТУПКИ. Если оба идут на уступки, то это КОМПРОМИСС.)

-Ребята, какими качествами должен обладать человек, который будет правильно выходить из конфликтной ситуации

Умение понимать, слушать, сопереживать, сочувствовать, сотрудничать, идти на компромисс, тактичность, деликатность.

-Обладаете ли вы этими качествами?

Давайте посмотрим, как вы реагируете на конфликт. Я обработала ваши анкеты «Конфликтная ли я личность?»

Диаграмма. Здесь вы оценивали себя сами.

А теперь я предлагаю метод групповой оценки.

НЕ разворачивайте ваши листочки, посмотрите их позже, порадуйтесь, если ваши одноклассники оценили вас высоко. Если баллы окажутся низкими, подумайте, почему  так произошло, что вам нужно изменить в себе, чтобы стать менее конфликтным человеком.

Рефлексия

_Скажите мне, пожалуйста, как прошёл сегодняшний классный час? Взяли ли вы для себя что-нибудь полезное ? Какое настроение у вас было?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Первые шаги в мире музыки"

Знает ли кто-нибудь ребёнка, который с первых лет своей жизни не проявлял бы интереса к музыке?.. Мир звуков окружает ребёнка буквально с рождения.  Чем активнее общение вашего ребёнка с муз...

Открытый урок. Тема: "Первые шаги в мире звуков"

Известно, что детские годы - это период интенсивного музыкального восприятия, накопления музыкальных впечатлений, которые оказывают огромное влияние как на дальнейшее музыкальное развитие ребёнка, так...

Акция "Шесть шагов"

Акция "Шесть шагов" Цели:·        формирование экологической культуры, сознания и мировоззрения;·        воспитание эстетичес...

Шесть шагов к победе. Программа по формированию у подростков правомерного и социально одобряемого поведения.

Цель программы: содействие подросткам в осознании себя как стратега собственной жизни на основе приобщения к общечеловеческим нравственным нормам.Задачи:     1. Формировать у подро...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Первые шаги в мире информатики" + рабочие тетради

Рабочая программа составлена для учащихся 3-4 класса .Занятия проводятся по группам, по 1 часу 1 раз  в две недели. Во время занятия обязательными являются физкультурные минутки, гимнастика для г...

Шесть шагов решения конфликтов между детьми и родителями (по Томасу Гордону)

Шесть шагов решения конфликтов между детьми и родителями (по Томасу Гордону)...