Проект "Поликультурная личность"
проект на тему

Молочкова Виктория Игоревна

проект 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_polekulturnaya_lichnost.docx82.45 КБ

Предварительный просмотр:

Частное общеобразовательного учреждения

«Школы- интерната № 19 среднего общего

образования открытого акционерного общества

«Российские железные дороги» филиала № 2 на станции Топки

Проект  

«Поликультурная личность»

                     

Топки

2015

Введение

Проекта поликультурного образования в школе-интернате № 19 ОАО «РЖД» рассчитана на временной промежуток 2015-2016 год и предполагает участие обучающихся 1-9 классов школы.

Данная программа призвана решать такие актуальные проблемы нашего времени, как сохранение и развитие культурного наследия различных народов России, а также открытость многонациональной российской культуры по отношению к другим странам, народам и культурам.

 Проект поликультурного воспитания является одним из воспитательных направлений рабочей программы «Прогресс», так как в связи со становлением и развитием в России гражданского общества требуется повышение уровня реализации задач приобщения школьников к национально-культурным традициям русского народа, других народов России, а также к этнокультурному наследию зарубежных стран.

Школа-интернат является учреждением, где живут и обучаются дети, родители которых работают в структурных подразделениях открытого акционерного общества «Российские железные дороги», и, как правило, это дети с линейных станций. Поэтому школа-интернат для них является местом, где в новых условиях жизнедеятельности происходит освоение новой социальной позиции - роли ученика, расширяется сфера взаимодействия с окружающим миром, начинается формирование отношения к образованию, школе, педагогам и сверстникам, вырабатываются основы социального, гражданского поведения, характер трудовой, общественной, творческой деятельности.

Уклад жизни в школе-интернате педагогически интегрирует основные виды и формы деятельности ребенка: урочную, внеурочную, внешкольную, семейную, общественно полезную, трудовую, эстетическую, социально коммуникативную и др.

В школе созданы необходимые условия для качественного обучения и воспитания детей, которые улучшаются в соответствии с новыми требованиями к учебно-воспитательному процессу. Вместе с тем, анализ образовательного и воспитательного пространства школы-интерната позволил выделить проблему воспитания подрастающего поколения: изменение поликультурного и полиэтнического пространства и недостаток необходимых знаний и убеждений в связи с ростом экстремистских проявлений на национальной основе в обществе может спровоцировать негативное отношение наших обучающихся к представителям других национальностей. Все это определяет необходимость и особенность поликультурного образования воспитанников школы-интерната.

Проект будет реализовываться как в процессе обучения воспитанников, так и во внеурочной деятельности (дополнительном образовании) и воспитательной работе.

Концептуальная основа программы

Актуальность поликультурного образования как одного из главных факторов освоения, сохранения и развития культурного наследия человечества и укрепления межнационального сотрудничества обусловлена реальными потребностями современного российского общества и, в целом, мирового сообщества.

Для России актуальность обусловлена обострением проблем межнационального общения в поликультурном и полиэтническом пространстве современной России; необходимостью признания ценности каждой из самобытных культур народов России и создания достойных условий для их изучения и развития; потребностью в восстановлении традиционной отечественной ценностно-нормативной системы общественной жизни; ростом национального самосознания народов России и связанного с этим интереса к своим культурно-историческим и национально-культурным традициям; недостаточным уровнем реализации в школах задач приобщения школьников к национально-культурным традициям русского народа, других народов России, а также к этнокультурному наследию зарубежных стран.

Концептуальными идеями поликультурного образования являются: - формирование всесторонне и гармонически развитой личности, способной к творческому саморазвитию и осуществляющей этнокультурное и  гражданское самоопределение на основе национальной традиции, ценностей российской и мировой культуры; - формирование российской гражданской идентичности развивающейся личности в условиях социально-политического многообразия Российской Федерации, поликультурности многонационального народа России; - эффективная подготовка выпускников школы и вуза к жизни в условиях федеративного государства и современной цивилизации, расширение возможностей самореализации, социального роста, повышения качества жизни.

Цель: Создание условий для формирования и развития комплекса личностных качеств, обучающихся (патриотизма, гражданственности, толерантности, культуры межнационального общения и др.) на основе знакомства с национально-культурным многообразием России и зарубежных стран.

Задачи: Знакомство воспитанников с самобытными традициями русской культуры, а также культур других народов России как воплощением общих духовно- нравственных ценностей и идеалов;

                 формирование у школьников представлений о культурном многообразии современного мира и формах культурного взаимодействия разных народов;

               знакомство обучающихся с российскими и международными проектами и программами сохранения культурного наследия народов мира;

               организация разнообразных видов самостоятельной познавательной и творческой деятельности школьников по изучению культурного наследия народов мира;

Основные формы реализации проекта:

— Словесные (беседы, диалог, описание, объяснение, рассказ)

— Наблюдения, экскурсии.

— Игровые.

— Продуктивные: рисование

  Форма проведения итогового мероприятия:

— Презентация проекта. Выпуск методической книги.

 Методы работы:

— Наглядные;

— Словесные;

— Игровые.

Сроки реализации проекта:

10 сентября 2015г. — 10мая 2016 г.

План мероприятий разработанный на учебный год

Сентябрь 4ч

Моисеева В.И.

Козлова Е.В.

Беседа «Человек и общество»

Беседа «Человек и природа»

Имянаречение «Что в имени моем?»

Классный час «Мы разные - в этом наше богатство, мы вместе - в этом наша сила».

Октябрь 4ч

Классный час-презентация «Кузбасс»

Экскурсия в исторический музей г.Топки

Презентация-беседа «Жители России»

Мастер -класс «Национальные инструменты»

Ноябрь 3ч

Классный час –презентация «Традиции наших предков» 2ч

Беседа «Происхождение религий разных народов.»

Экскурсия в городскую библиотеку

Декабрь 2ч

Брейн-ринг «Вахта памяти»

Викторина «Народы»

Январь 2ч

Презентация-классный час «100 лет вокзалу г.Топки»

Игра «Игры наций»

Февраль 2ч

Презентация-классный час «Российская армия»

Презентация-викторина «Города-герои»

Март 2ч

Классный час –презентация «Наш город-Топки!»

Беседу по теме «Навыки безопасного поведения на улице»

Апрель 2ч

Викторина «Эта война»

Игра –викторина посвященная дню космонавтики «5 минут, полет нормальный!»

Май 1ч

Презентация книги «Музей Русская изба» по итогу проекта

 

Нормативно-правовые документы

Конституция Российской Федерации; - Закон Российской Федерации «Об образовании» от 15.01.1996 г.; - Закон Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»; - Концепция государственной национальной политики Российской Федерации; - Национальная доктрина образования в Российской Федерации (на период до 2025 года); - Концепция развития поликультурного образования в Российской Федерации;6 - Комплексная программа развития поликультурного образования; - Программа поликультурного образования в образовательных учреждениях ОАО «РЖД»; - Федеральный государственный стандарт общего образования (ФГОС); - Федеральная программа развития воспитания в системе образования России; - Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации (принята на заседании Правительственной комиссии – протокол №2(12) П-4 от 21.05.2003 г.; - Устав школы-интерната, локальные акты.

Предполагаемый результат

 На познавательном уровне – освоение образцов и ценностей родной, российской, мировой культуры, культурно-исторического и социального опыта человечества;

На ценностном уровне – предрасположенность к межкультурной коммуникации и обмену, толерантность по отношению к другим народам, культурам, социальным группам;

- На оценочном уровне – умение четко формулировать собственное отношение к событиям и явлениям, ясно выражать свою точку зрения и аргументировать высказываемые суждения;

 - На деятельностном уровне – активное взаимодействие с представителями различных культур при сохранении собственной языковой и культурной компетенции;

 - На социально-психологическом уровне – осознание себя как гражданина российского общества, уважающего историю своей Родины и несущего ответственность за ее судьбу в современном мире.

Методическое обеспечение проекта

  1. Мы в России живём. Примерный региональный модуль программы школьного образования. О.В. Бурляева,  Л.П. Карпунина,  Е.Н. Киркина  и другие Москва. КН. Изд-во, 2013г.;
  2. Брыжинский В.С. Русские народные игры/В.С. Брыжинский- Москва, Московское.книж.изд-во, 2010;
  3. Поликультурное воспитание детей старшего дошкольного возраста . Под ред. В.Н. Вершинина- Ульяновск, УИПКПРО, 2014.;
  4. Суслова Э.К. Общение с людьми разных национальностей.// Дошкольное воспитание, 2013;
  5. Чиркова С.В.. Родительские собрания в школе.-М.  « Вако», 2015г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Личность воспитывается личностью.

Методическая статья о роли краеведения в учебном процессе....

Личность воспитывается личностью.

Методическая статья о роли краеведения в учебном процессе....

Презентация "Концепции личности" к уроку по теме "Индивид.Личность.Индивидуальность."

В презентации в краткой форме изложена сущность пяти концепций личности: психоанализ, бихевиоризм, эго-концепция, Я-концепция, гуманистическая концепция Маслоу. Содержательное ядро каждой теории предс...

Управление исследовательской деятельностью и роль НОУ в становлении личности школьника Презентация к выступлению "Управление исследовательской деятельностью и роль НОУ в становлении личности школьника"

Вступление и п резентация к выступлению на семинаре заместителей директоров по учебной работе и руководителей районных методических обединений, 2011 г....

« В творческой деятельности выражается личность и одновременно формируются личность.» А. В.Петровский.

«Тот, кто умеет мастерить своими руками, всегда благополучен и смотрит на мир с глубоким пониманием сути вещей.»...