Статья "Игровые технологии-как средство развития гражданской позиции у подростков "
статья по теме
В статье описывается опыт работы педагогов Дворца творчества детей и молодежи по организации и проведению мероприятий, способствующих формированию у подростков гражданской позиции и чувства патриотизма.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_dlya_sbornika.doc | 63.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Авторы:
Юрова Е.В. - педагог-организатор
Труфанова Н.А. – педагог
дополнительного образования
Будакова И.В. - методист
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Дворец творчества детей и молодежи Колпинского района Санкт-Петербурга.
«Игровые технологии – как средство развития
гражданской позиции у подростков»
Современность с ее процессами, влияющими на общество, порождает такие формы социального и асоциального поведения, с которыми нам, гражданам нашей страны, приходиться постоянно сталкиваться. Умение правильно реагировать на различные проявления социальной активности разных слоев населения - наука сложная, требующая от любого человека большой работы над собой. Заметный подъём национального самосознания в последнее время обусловил социальный заказ на формирование таких черт личности, как патриотизм и гражданственность. В связи с чем появился ряд документов и государственных программ, направленных на патриотическое воспитание граждан, где возрождение и развитие патриотизма рассматривается как важная цель и социальная ценность, и основа духовно-нравственного единства Отечества.
Современный человек - это не только образованный человек, но и человек, обладающий чувством самоуважения и уважения к окружающим. Поэтому важнейшей задачей для общества является формирование у подрастающего поколения умения строить взаимоотношения в процессе взаимодействия с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принять других людей, их взгляды и обычаи.
Совместно с семьей, школой и социальной средой педагог дополнительного образования должен закладывать основные черты гражданского облика личности, которые в дальнейшем будут формироваться на протяжении всей жизни человека. Мы не должны оставаться безучастными к проблемам общества. В наших руках средство для привлечения, увлечения и воспитания гражданина России – это современные игровые технологии.
Длительные досуговые программы в силу своей особенности (протяженности по времени, стабильности контингента участников) позволяют нам сформулировать основную цель деятельности, как формирование духовно- нравственной позиции ребенка. Хотим остановиться на двух длительных досуговых программах, которые реализует наш Дворец творчества: «Мы родом из России» для учеников 6-8 классов и «История земли Ижорской» для учеников 4-5 классов. Создание этих досуговых программ было обусловлено не только вышедшей в свет нормативной документацией, но и внутренней потребностью в районе. При разработке программ мы учитывали особенности контингента воспитанников школ Колпинского района. В последнее время увеличилось количество детей разных межэтнических групп, что усложнило ситуацию при общении среди школьников.
Наш район имеет богатую историю, которая интересна ребятам разных возрастов, поэтому у творческого коллектива дворца появилась идея создания мероприятий, которые бы имели преемственность. Изучая историю своего края, мы знакомимся с историей страны. Сначала школьники ходят на программу «История земли Ижорской», а потом приходят на программу «Мы родом из России».
«История земли Ижорской» - это длительная досуговая программа, которая позволит детям не только познакомиться с историей города, но и попробовать себя в разных видах деятельности, что помогает выявлению их способностей и талантов. При разработке программы учитывалась сложившееся социально-педагогическое пространство района и возможности дворца творчества. Наличие интерактивного музея «Истории Ижорской земли и истории Колпино», прошедшего процесс лицензирования, опытных педагогов и активных юных исследователей, позволило педагогам создать интересный лекторий. В основу познавательной базы легли материалы исследовательских работ воспитанников ДТДиМ. Многие из этих материалов участвовали в городских и всероссийских конкурсах по краеведению, конференциях, часть материалов опубликована. Программа состоит из пяти встреч, которые определены календарно-тематическим планом. Каждая встреча состоит из четырёх этапов. По классификации игровых приёмов каждая встреча - это игра по станциям. Соответственно, этап – это станция.
На первом этапе (станции) осуществляется знакомство с краеведением на уровне прослушивания определенной планом темы. Перед следующими этапами (станциями) класс делится на две группы, которые сопровождает ведущий. На втором и третьем этапе (станциях) происходит активное и деятельностное знакомство с эпохой, на последнем этапе (станции) осуществляется мониторинг усвоенного материала. Движение от этапа к этапу (от станции к станции) осуществляется под руководством ведущего группы по маршрутному листу. Между встречами ребятам предлагается выполнить задание, которое они получают дистанционно.
Реализация программы «Мы родом из России» тоже помогает педагогам решать актуальные проблемы современности такие как:
- Становление гражданско-патриотической идентичности у подростков;
- Формирование толерантного отношения к окружающим;
- Социализация подростков в постоянно меняющемся межэтническом пространстве современной школы;
- Формирование интереса к культуре и традициям народов, проживающих на территории России.
После апробации в 2009 году первой игры, возникла необходимость более детального подхода к разработке концепции проведения игры. Так появилась игра-конкурс «Мы родом из России», которая состояла из трех встреч.
И этого было недостаточно, для достижения цели, которую мы поставили пред собой. За три года существования «Мы родом из России», мы наблюдали за командами участвовавших в игре – конкурсе и заметили закономерность, что ребята участвующие не первый год, проявляют себя активно и показывают наилучшие результаты.
Было решено преобразовать игру-конкурс в длительную досуговую программу «Мы родом из России» продолжительностью на три года.
В связи с объемом информации необходимой для участия в игре-конкурсе возникла потребность в структурировании материала, чтобы облегчить процесс подготовки участников к программе. В помощь, как педагогам, так и участниками было создано электронное методическое пособие. Опираясь на план проведения длительной досуговой программы и методические материалы, классные руководители и руководители команд могут встраивать в план воспитательной работы мероприятия, классные часы, направленные на формирование гражданско-патриотической позиции у подростков.
Особенностями реализации длительной досуговой программы «Мы родом из России» являются:
- Участие в данной программе для команд является добровольным.
- Команды учащихся соревнуются в одинаковых возрастных категориях 1 год -6 классы, 2 год -7 классы, 3 год- 8 классы.
- При подготовке команды используют разработанное методическое пособие.
- «Мы родом из России» является рейтинговым мероприятием в фестивале школьников Колпинского района «Колпинские звёзды». Таким образом, имеем гарантировано участие команд на весь период проведения программы.
- Команды соревнуются в очной и заочной формах. Специально для программы созданы дистанционные электронные домашние задания на основе методического пособия, распространяемые с помощью интернета, желающие могут скачать необходимый материал на сайте ДТДиМ.
- Для участников разработано положение о проведении длительной досуговой программы.
Сценарий игры-конкурса утверждается директором ДТДиМ.
Основными компонентами гражданской компетентности, подлежащими оцениванию, являются умения и конкретные знания о людях разных национальностей, которые объединены в российский народ, знания о национальных традициях и праздниках, об их историческом и культурном значении.
В школах проходят отборочные туры перед районным этапом. Таким образом, наша длительная досуговая программа способствовала активному включению в воспитательную работу школ мероприятий, направленных на воспитание граждан великой страны.
Конечным результатом реализации длительной досуговой программы предполагается положительный рост гражданской позиции у подростков.
Хочется закончить свою статью цитатой из цикла мультипликационных фильмов «Мульти - Россия»: «Люди разные, а страна одна!».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формировнаие гражданской позиции страших подростков через деятельностный подход на уроках обществознания
Опыт работы в старших профильных классах...
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРОСТКОВ
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРОСТКОВМотивация — важный компонент регуляции любой деятельности человека. Ее изучением занимали...
Ученическое самоуправление как средство становления гражданской позиции.
В статье рассматривается проблема гражданского воспитания в современной школе. Школьное самоуправление представлено как средство становления гражданской позиции обучающихся....
Из опыта работы учителя английского языка: Краеведение на уроках английского языка как средство воспитания гражданской позиции и формирования межкультурной компетенции
Статья может быть интересна учителям иностранных языков, истории, начальных классов, занимающимся организацией урочной, внеклассной, исследовательской деятельности. Краеведение помогает не только прив...
Программа деятельности СДО «Патриот» Исилькульского района «Инициатива» как средство формирования гражданской позиции детей и молодёжи
Важную роль в организации воспитательного пространства для формирования активной гражданской позиции детей и молодёжи на территории Исилькульского района играет Союз детских объединений «Патриот» (коо...
Литература как средство воспитания гражданской позиции
Школа нового времени должна раскрывать личность ребёнка, воспитывать в детях интерес к учёбе для достижения главной цели-развития самостоятельной, активно развивающейся творческой личности, с яр...
Литература как средство воспитания гражданской позиции
Урок по теме«Проблема маленького человека в «Петербургских повестях Н.В.Гоголя» в 9 классе...