Экологическое воспитание.
методическая разработка на тему

Григорян Сабина Шамилевна

География – единственный  предмет,  рассматривающий  экологические  проблемы  на  трех  уровнях:  глобальном,  региональном  и  локальном  на  основе  краеведческого  подхода.  Такой  подход  является  важной  составной  частью  целостного  процесса  воспитания  экологического  сознания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologicheskoe_vospitanie.doc82.5 КБ

Предварительный просмотр:

Экологическое воспитание.

В  современной  российской   школе  экологическое  образование  и  воспитание

осуществляется  не  только  на  уроках  экологии. Экологическое  образование  носит  междисциплинарный  характер  и  рассматривается  под  углом  зрения  многих   предметов:  природоведения,  географии,  химии,  биологии.  Однако  школьная  география  по  сравнению  с  другими  учебными  дисциплинами  отличается  наибольшей  экологизацией.  География – единственный  предмет,  рассматривающий  экологические  проблемы  на  трех  уровнях:  глобальном,  региональном  и  локальном  на  основе  краеведческого  подхода.  Такой  подход  является  важной  составной  частью  целостного  процесса  воспитания  экологического  сознания.

Система  географических  наук  смотрит   на  природную  среду,  с  одной  стороны   через  комплексное  познание  ее  компонентов,  с  другой  через  социально – экономические  аспекты.  Цели   и  задачи  географического  и  экологического  образования  тесно  взаимосвязаны  между  собой  и  дополняют  друг  друга. Содержание  экологического  образования   в  системе  уроков  географии  является  комплексным  и  состоит  из  следующих  аспектов:

-  научного

-  нравственно – эстетического

-  правового

-  личностно – мировоззренческого

-  практического

Главной  задачей  экологического  образования  и  воспитания  на  уроках  географии  является:

-  Преодоление  потребительского  подхода  к  природе  через  воздействие  на  все

аспекты  сознания:  научный,  нравственный,  художественный   и  правовой.

-  Осознание  выпускником  школы  необходимости  рационального  природопользования.

-  Подготовка  выпускников  к  самостоятельной  деятельности  в  меняющейся  

географической  действительности  с  учетом  полученных   экологических  знаний.

  Одной  из  главных  актуальных  проблем  современности  является  оценивание,

прогнозирование  и  регулирование  состояния   окружающей  среды.  Географическое  образование  должно  помочь  учащимся  разобраться  в  системе  «человек - природа – хозяйство – окружающая  среда».  Немаловажное   значение  имеет  и формирование  экологической   культуры  и  мышления  учащихся,  а  эти  компоненты  составляют  основу  экологического  воспитания.

Основная  цель  данной  работы -  изучить  как  осуществляется  экологическое

образование  на  уроках  географии.

Актуальность  данной  темы  состоит  в  том,  что  уровень  современных  экологи-  ческих  проблем  требует  их  изучения  и  решения. Это  невозможно  представить

без  понимания   и  осознания  их  учащимися  современной  российской  школы.

В  системе  уроков  географии  необходимо  осуществлять  формирование  экологи

ческой  культуры  и  мышления.  «Жизнепригодность  географического  и  геоэкогического  образования  для  любого  гражданина – кардинальный  путь  обновления  школьной  географии  в  современной  России.  Приобретенная  географическая  и  геоэкологическая  компетентность – это  надежный  ориентир  для  решения

проблем окружающей  среды.» (1). Данная  тема  рассматривается  в  трудах  Роза-  

нова  Л.Л., Родзевича  Н.Н., Лобжанидзе  А.А., Суравегиной  И.Т.  и других.

Школьные  годы – самый  активный  период  формирования   мировоззрения  человека,  его  отношения  к  окружающей  среде.  Поэтому  школа  должна  воспитывать  у  учащихся  гуманное  отношение  к  природе,  гражданскую  ответственность  за  охрану  природной  среды  как  важного  фактора  существования  человека.  Формирование  экологического  мировоззрения,  экологического  воспитания  происходит  на  уроках  географии.  Большинство  современных  исследователей  считает,  что  для  формирования  экологического  мировоззрения  учащихся

необходима  перестройка  сознания  нового  поколения  молодежи.  Существуют

определенные  принципы  по  которым  формируется  экологическое  мировоззрение:

  • Необходимо  осознание  экологической  опасности
  • Самоограничение  потребностей  (например,  сбережение  водных  ресурсов)
  • Чувство  личной  ответственности  за  все происходящее  в  мире
  • Пересмотр  взглядов  на  взаимоотношения  человека  с  окружающей  средой.

Воспитание  чувства  любви  к  природе.

Практическая  деятельность  по  охране  природы.

Отказ  от  потребительского  отношения  к   природе.

  Ученые  выделили  также  три  главных  уровня  экологического  мышления:

  • Гражданский.  Он  представляет  основной  набор  экологических  знаний,

Который  необходим  человеку  в  повседневной   жизни.

  • Нормативный.  Он  содержит  такой  объем  знаний,  который  необходим

для  принятия  решений  в  какой – либо  сфере  деятельности.

  • Экспертный.  Он  связан  с  необходимостью  оперировать  знаниями,  необходимыми  для  правильной  формулировки  целей  и  указаний.

 « В  качестве   основной  цели  геоэкологического  образования  следует  считать

воспитание  личности,  готовой  к  экологически  оправданной  деятельности  в

окружающей  среде  (труд,  отдых,  потребление  даров  природы,  охрана  природ-

ной  среды).  Только  такая  деятельность  и  служит  показателем  экологической

культуры». (2).

 Уровень  экологического  воспитания – один  из  критериев  цивилизованности  общества.  Своего  рода  показатель - насколько  человек  готов  пожертвовать

своими  интересами  ради  интереса  потомков.  Экологическое  воспитание – это

непрерывный  процесс,  который  состоит  из  звеньев:  семья, детский  сад,  школа

и   высшие  учебные  заведения.  Обучаясь  в  начальной  школе  на  уроках  окружающего  мира  ребенок  расширяет  свои  знания  о  компонентах  природы,  о цикличности  явлений  в  окружающей  среде.  В  среднем  звене  школе,  когда

формируется  абстрактное  мышление,  он  осознает  необходимость  решения  эко

логических  проблем,  многообразие  отношений  «человек – природа»,  последствия  этих  отношений.  В  старших  классах,  владея  такими  мыслительными  операциями,  как  анализ,  обобщение,  сравнение,  учащийся  может  оценить  хозяйственную  деятельность  человека,  выявить  причины  возникновения  экологических  проблем,  предложить  и  обосновать  пути  решения.

 Практически  любой  урок  географии,  любая  географическая  тема   затрагивает

вопросы  экологического  характера.

Методы  и  приемы,  которые  учитель  может  применить  в  своей  работе,  формируя  принципы  экологического  образования,  как  правило,  следующие:

Основные  методы:

наблюдение,  мониторинг,  анализ,  синтез,  обобщение,  моделирование  проектов

решения  экологических  проблем,  анкетирование,  опрос,  беседа.

Основные  приемы:

Работа  с фактами, использование  дополнительной  литературы,  сравнительные  характеристики  объектов,  установление  причинно – следственных  связей, задания  проблемного  характера,  разработка  и  защита  проектов, задания исследовательского  характера,  сочинения  и  рефераты,  экскурсии, практические  работы,  ролевые  игры, конференции.

Основные  педагогические   технологии:

Личностно – ориентированное  обучение,  развивающее  обучение,  здоровьесберегающие  обучение.

Основные  понятия  и  термины  наиболее  часто   используемые  в  курсе  школь-

ной  географии:

Виды  и  последствия  антропогенных  изменений  в  природной  среде, виды   эко-

лого – правовой  ответственности, влияние  природных  условий  на  жизнедеятельность  человека,  геоэкология,  географическая  среда,  естественные  и  антропогенные  ландшафты, круговорот  вещества  и  энергии  в  природе,  факторы  здоровья, правила  поведения  в   природе,  пути  решения  экологических  проблем, рациональное  и   нерациональное  природопользование,  эколого – географическая  ситуация,  природоохранная  деятельность.

В  своей  деятельности  я  также  стараюсь  использовать   вышеуказанные  педагогические  технологии,  методы  и  приемы. Экологическую  составляющую  несет в  себе  почти  каждый  проводимый  урок.  На  уроке  по  теме «Экологические проблемы  Саратовской  области»  мной  была  использована   технология  личностно – ориентированного  обучения  и  выбрана  групповая  форма  работы. Учащиеся  попробовали  себя  в  роли  представителей  различных  профессий,  которые  охарактеризовали  экологическую  ситуацию  в  области  с  точки  зрения «своего»   рода  деятельности.  Предложили  собственные  пути  решения  экологических  проблем. Это  способствует  росту  творческого  потенциала  учащихся, формированию  самостоятельно  мыслящей  личности.  Экологические  аспекты урока  географии  часто  отвечают  потребностям  сделать  учебный  процесс  лично  значимым  для  учащихся,  так  как   позволяют  самому  ученику  обозначить проблемы,  изложить  свою  точку  зрения  и  предложить  пути   их  решения, услышать  своего  товарища,  взаимдействовать  с  другими,  работая  в  группе.

Экологическая  тематика  уроков  географии  позволяет  использовать  такие  сов-

ременные  методы   как  анкетирование,  проектирование,  прогнозирование.

Немаловажную  роль  играет  и  непосредственное  общение  с   природой  во  время   проведения  экскурсий,  создание  экологической  тропы,  проведение  мониринга  состояния  небольшого  участка  местности.

В  методическом  отношении   проведение  мониторинга  какого – либо  участка

местности  представляет  собой  несколько  этапов  и  может  выглядеть  примерно  так:

-  ознакомление  с  имеющейся  литературой  и  картами   по  данной  местности

-  выбор  объекта  исследования

-  непосредственное  наблюдение  за  объектом  исследования  с  целью  изучения

его  особенностей  и  определение  источников  загрязнения.

В  процессе  работы  учитель   обращает   внимание  учащихся  на  научную,

практическую,  эстетическую  ценность  объекта  природы,  что  способствует

формированию  природоохранных  навыков.  Для  этого  в  ходе  наблюдений

рассматривается  роль  конкретного  объекта  в  природе,  жизнедеятельности

человека,  необходимость  бережного  отношения  к  нему.  При  этом  внимание

учащихся  нацеливается  на  прекрасное  в  природе,  правильное  понимание  

ими  красоты  труда  человека  по  освоению  природы,  осознание  неправильного

поведения  в  окружающей  среде  как  нарушение  правовых  и  моральных  норм.

В  экологическом    образовании  огромную  роль  играет  и  эстетическое  воспитание,  в  которое  существенный  вклад  вносит  и  география.  На  уроках   географии  учащиеся  обогащаются  различными  эстетическим  впечатлениями,  чему  способствуют  разнообразные  средства  обучения  (кинофрагменты,  картины, фотографии),  формирующие  образ  территории,  различных  объектов  природы, развивающие  у  детей  эмоциональную  восприимчивость  к  красоте,  прекрасному  в  природе  и  эстетическое  восприятие  окружающей  среды.  Увидеть  прекрасное  в  природе,  жизнедеятельности  людей,  правильно  оценить  красоту  человеческого  труда  по  освоению  окружающего  мира,  осознать  негативное  поведение  людей  по  отношению  к  природе  помогает  изучение  географических описаний.  Образное  восприятие  человеком  окружающей  среды  представляет собой  целостное  отражение  ее  отдельных  свойств  и  особенностей.  Все  вместе  ( пространство,  движение,  цвет,  форма)  создает  эмоциональный  образ географического  окружения  человека,  что  должно  учитываться   в  учебном процессе.

Геоэкологическое   мышление  и  географическая  культура  являются  компонентами  многих  современных  профессий,  что  необходимо  учитывать  при  проведении  уроков  и  подборе  материала   для  работы  в  старших  классах.

Таким  образом,  экологическое  образование  и  воспитание  осуществляются  в

тесной  взаимосвязи  учебной  деятельности,  внеклассной   и  внеучебной  работы,  включающих  в  себя  систему  уроков,  внеурочных  занятий  как  практического,  так  и  познавательного  характера.

Основными  функциями  школьной  географии  являются:

-  Познавательная

-  Образовательно – воспитательная

-  Информационная

-  Аналитическо – объяснительная

-  Интегративная

-  Ценностно – ориентационная

-  Мировоззренческая

Главная  цель  географического  образования – познание  окружающего  мира,  объяснение  природных явлений,  изучение  человеческой  деятельности,  которая

изменяет  окружающую  среду,  формирование  умений  и  навыков,  затем  примененных  ими  в  жизни,  приобретение   системы  нравственных  ценностей.

«Такие  личностные  качества  как  патриотизм,  духовность,  ответственность,

гражданственность  вместе  с  экологической  культурой  считаются  особенно

значимыми  и  востребованными  сегодня  обществом»  (3).

В  настоящее  время  тесная  взаимосвязь  географических  и   экологических   знаний – это одна  из  главных  функций  школьной  географии.  Эта  функция

осуществляется  во  всех  курсах  школьной  географии  с  6  по  11  класс.

6  класс.  Особенность  данного  курса  состоит  в  том,  что  в  нем  начинается

формирование  представления  о  географии  как    науке  о  Земле  и  обществе.

В  процессе  его  изучения  закладываются  основы  ценностных  ориентаций  учащихся,  понимание  взаимосвязи  между  отдельными  компонентами   природы, человеком  и  окружающей  средой,  необходимости  соблюдения  в  повседневной жизни   правил  поведения  в  природе.

При  изучении  темы  «Оболочки  Земли.  Литосфера»  учащиеся  сталкиваются  с  таким  понятием  как  естественное  загрязнение  окружающей  среды,  возникшее  

без  влияния  человека (извержение  вулканов).  Указывается на  влияние  продуктов  извержения  на  животный  и  растительный  мир  местности.

Эмоциональный  рассказ  учителя  и  демонстрация  наглядности  позволяют  почувствовать  масштабы  бедствия.

Изучение  материала  о  внешних  факторах  изменения   земной  поверхности  акцентирует  внимание  учащихся  на  роль  человека  в  этом  процессе.  При  этом

среди  факторов  учащиеся  самостоятельно  выделяют  строительство,  добычу

полезных  ископаемых,  делают  выводы  о  возможных  последствиях. Вводится

понятие  «рекультивация  земель»,  предлагаются  возможные  варианты  использования  карьеров.

В  теме  «Гидросфера»   необходимо  показать  значение  Мирового  круговорота

воды,  последствия  его  нарушения  в  результате  деятельности  людей:  нефтяное

загрязнение  нарушает  взаимодействие  между  Океаном  и  атмосферой.  Учащиеся  могут  самостоятельно  объяснить  роль  растений  в  мировом  круговороте  воды,  пользуясь  знаниями  из  курса  природоведения.  Тема  «Движение  воды  в Мировом  Океане»  содержит  проблемный   вопрос: «Почему  в   решении  проблем  охраны  вод  нужны  усилия  всех  стран?»  Предыдущие  знания  о  значении    пресных  вод  в  жизни  всего  живого  позволит  учащимся  самостоятельно  ответить  на  этот  вопрос. Главные  проблемные  вопросы:  как  использует  пресные воды  современный  человек ?  какие  меры  он  может   предпринять  для  защиты их  от  антропогенных  загрязнений?  Здесь  же  целесообразно  обратится  к  краеведческому  материалу.  На  примере  одного  из  водных  объектов  своей  местности   учащиеся  могут  предложить  меры  по  охране  водоема.  Эти  меры  или часть  из  них  может  быть  реализована  на  практике.

Для  изучения  темы  «Атмосфера»  может  быть  использован  краеведческий  материал.  На  примере  предприятия,  находящегося  в  своем  районе,  можно  выяснить  как  осуществляется  охрана  атмосферы  на нем,  как  в  районе  ведется  работа  по  озеленению,  уборке  мусора.  В  силу  своего  возраста  такого  рода  работу  учащиеся   могут  выполнить  совместно  с  родителями. Можно  дать  опережающее  задание:  собрать  фотоматериал,  рисунки,  демонстрирующие  основные

источники  загрязнения   атмосферы. При  изучении  тем  «Погода»  и  «Климат»

целесообразно  начинать  формирование  знаний    в   системе  «климат – здоровье

человека».  Активизировать  знания  и  повысить  мотивацию  к  довольно  сложной  теме  поможет  беседа  о  том  как  изменения  погоды  влияют  на  самочувствие  людей,  как  климатические  условия  влияют  на  образ  жизни  человека.

Тема   «Биосфера»  обобщает  знания  и   подводит  своеобразный  итог  тому  что

было   изучено  в  течение  года.  Учащимся  предлагается  разнообразная  деятельность  и  формы  работы  с  ними:  от  подготовки  сообщений  о  В.И. Вернадском до  экскурсий  на  природу. На  летние  каникулы  можно  дать  задание:   сфотографировать    или  зарисовать  те  уголки  природы,  которые  поразили  своей  красотой   в  летнее  время.

В  числе  основных  требований  к  экологическим  знаниям  и  умениям  в  курсе

географии  6  класса  можно  выделить  следующие:

- Знать  значение  геосфер  и  примеры  их  взаимодействия.

- Приводить   примеры  воздействия  природы  на   жизнедеятельность  человека  и

человека  на   природу.

- Применять  в   повседневной  жизни  правила  поведения  в  природе  и  полученные  знания.

- Вносить  посильный  вклад  в  охрану  природы.

7  класс. Главная  мысль  курса – идея  о  целостности,  неделимости  природы. В  системе  экологического  образования  изучение  материков  и  океанов  имеет  большое  значение.  Так  как  здесь  развиваются  ценностные  ориентации,  эстетическое   восприятие  природы,  умение  создавать  образ  территории.

Совместная  работа  учителя  и  учащихся  облегчается  тем, что  у  них  уже  имеются   определенные  географические  знания  и  навыки. Например, влияние  человека  на  рельефообразующие  процессы  рассматривается  более  подробно,    разбираются  конкретные  примеры  такого  влияния   (Голландия,  Мехико).

Возраст  учащихся  и  характер  изучаемых  тем  позволяют  методически  разнообразить   деятельность  учителя  и  учащихся. Можно  проводить  уроки  в  игровой  форме.  Уроки – конференции,  уроки  с  элементами  ролевой  игры  позволят

повысить  мотивацию  к  изучению  географии.  Используются  элементы  проект-

ной  деятельности.  Особенно  их  проведение  актуально  при  изучении  матери-

ков  и  океанов.

Основные  требования  к  экологическим знаниям  и   умениям:

- Понимать  роль  оболочек  Земли  для  жизни  на  Земле  и  в  хозяйственной

деятельности  человека.

- Знать  причины  загрязнения  природных  комплексов, их  последствия,  меры

охраны.

- Приводить  примеры  изменения  природы  материков  и  их  последствия

- Объяснять  значение  международного  сотрудничества  в  деле  охраны  природы  Земли.

- Знать  охраняемые  территории  материков.

8-9  классы. Данный  курс  завершает  изучение  природных  аспектов  географии,

формирует  новые  знания  по  населению  и  хозяйству  страны.  Учитывая   возрастные  особенности  учащихся   в  курсе  8-9  класса  используются  следующие методы:

анкетирование,  проектная  деятельность,  уроки  необходимо  проводить,  поднимая  вопросы  дискуссионного  характера.  Проводить  уроки –дискуссии,  конференции.

Основные  требования  к  экологическим  знаниям  и  умениям:

- Понимать  основы  рационального  природопользования

- Объяснять  на   взаимосвязь  природы  и  здоровья  населения

- Знать  экологические  проблемы  своей  местности  и   других  районов  страны

- Понимать  значение  географического  прогноза  и  уметь  его  составлять.

- Понимать  значение  эколого – экономических  задач  при  размещении  производства.

- Раскрывать  взаимосвязь  туризма  и  проблем  охраны  природы.

10 -11  классы.  Этот  этап  обучения  дает  возможность  раскрыть  основы  взаимодействия  природы  и  общества.   Экологические  знания  приобретают  более глубокие  научные  основы,  чему  способствуют  не  только  содержание  курса, но  и  возраст  учащихся,  а  также  знания,   полученные  по  другим  предметам.

Все  темы  курса  содержат  экологическую  проблематику,  но  все – таки   больше  всего  ее  в  темах  «Мировые  природные  ресурсы»,  «Мировое  хозяйство»,

«Глобальные  проблемы  человечества». Предполагается  серьезная  работа  учащихся  с  источниками  информации,  ресурсами  Интернет,  использование  метода  проектов.  Много  внимания  уделяется  дискуссионным  вопросам, предложению  путей  решения  экологических  проблем.

Основные  требования  к  экологическим  знаниям  и  умениям:

- Раскрывать  особенности  глобальных  проблем  и  возможные  пути  их  решения

- Распространять  экологические  знания  и  умения  

- Вносить  посильный  вклад  в  деятельность  по  охране  природы.

Таким  образом,  по  завершению  изучения  географии   выпускник  школы  полу-

чает  необходимый  уровень  знаний  в  области  экологии. Это  позволит  ему  реализовать  полученные  знания  и  умения  в  своей  дальнейшей  деятельности.

Экологизация  как  направление   в  школьной  географии  появилось  относительно  недавно.  Необходимость  внедрения  этого   направления  была  продиктована обострившимися  проблемами,  связанными  с  ухудшением  состояния   окружающей  среды.  В  настоящее  время,  когда  экологические  проблемы  проникли  во все  сферы  человеческой  жизнедеятельности  и  существуют  во  всех  регионах мира  и  во  всех  земных  оболочках,  экологически  грамотным  должен  быть каждый. Современные  уроки  географии  обладают  способностью  к  формированию  экологической  культуры  и  мышления,  которые  составляют  основу  экологического  воспитания. Экологическое  воспитание - долгий  и  непрерывный  процесс, в  формировании  которого  участвует  не  только  учитель,  школа,  но  и  семья.  Уроки  географии  формируют   экологическое  мировоззрение.

Используемые  методы  и  формы  работы  учителя  разнообразны.  Экологическая

направленность  географических  тем  позволяет  повысить  мотивацию  учащихся

к  обучению.  Все  современные  педагогические  методики:   проектная  деятельность,  личностно – ориентированное  обучение,  здоровьесберегающая  технология  применимы  к  экологическим  темам  географии.

При  рассмотрении  тем  школьного  курса  географии  можно   увидеть,  что  эко-

логический  аспект  есть  практически  у  каждого  урока  географии. Цель  таких

уроков  не  только  обучающая,  но  и  воспитательная,  развивающая.  Требования

к  основным  экологическим  знаниям  и  умениям  подразумевают не  только  владение  теоретическими  знаниями,  но  и  их использование  на  практике.  В  итоге  целью  экологизации  школьного  курса  географии  должно  стать  формирование   гармонически  развитой,  нравственной  личности  выпускника  школы.

Список  использованных  источников:

Лобжанидзе  А.А. География  России. Эколого – экономические  аспекты. – М.

Просвещение. 1999. – 15  стр.

Николина  В.В. Детерминанты  географического  образования. География  в  

школе. 2000 г. № 7. – 44 – 45  стр.

Розанов  Л.Л.  Геоэкология. – М. Вентана – Граф. 2006. – 8  стр.

Суворова  В.М. Опыт  экологической  работы  со  школьниками. – Волгоград. 2009. – 3 стр.

Суравегина  И.Т.,  Сенкевич  В.М. Как  учить  экологии. – М. Просвещение. 1998.

- 45 стр.

Литвинова Т.И. Формирование  экологической  культуры  на  уроках  географии.

География  в  школе. 2004 г. № 3. – 52 стр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект: «Экологические тропы как образовательная технология, направленная на гражданское, патриотическое и экологическое воспитание молодежи»

Работа опирается  на  опыт учителя  СОШ № 5 станицы Платнировской Кореновского района Краснодарского края Сердюковой Л В, которая, формируя экологическую культуру учащихся в про...

Экологическое образование и экологическое воспитание на занятиях химии

Применение элементов экологического воспитания на занятиях химии в разделе "Органическая химия"...

Экологическое воспитание учащихся МБОУ лицей № 87 имени Л.И.Новиковой в рамках организации детского экологического объединения «Зелёная планета»

При создании условий для участия подростков в природоохранной и научно-исследовательской деятельности нами было создано детское экологическое объединение «Зелёная планета», целью которого являет...

Практико-ориентированный проект "Экологическая тропа как элемент экологического воспитания во внеклассной работе по биологии"

Формирование у детей ответственного отношения к природе - сложный и длительный процесс. В условиях среднего образования он направлен не только на овладение знаниями и умениями, но на развитие мы...

Экологическое воспитание и формирование экологической культуры школьников.

Представлена система работы по экологическому воспитанию и формированию экологического сознания и экологической культуры школьников....

Программа экологического воспитания «Экологическое воспитание обучающихся на уроках технологии и во внеурочной деятельности»

Цель программы: Формирование у обучающихся целостного экологического мировоззрения и этических ценностей по отношению к природе, окружающему пространству через экологизациюурочной и внеурочной деятель...