Моя новая школа
статья на тему

Итоговой задание, как слушателя курса МИОО   ВСЕ -11 -  индивидуальный проек " Моя новая школа"

  

 

 

 

 

  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bogacheva_l.v._esse_moya_novaya_shkola_1.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

 Слушатель курса МИОО

 ВСЕ – 11

ФГОС: модели, теории и проекты как составляющие инновационной деятельности в образовании

 Богачева Людмила Владимировна

ИТОГОВОЕ ЗАДАНИЕ

индивидуальный проект  

"Моя новая школа"

 

Москва

2015

   "Моя новая школа"  

         Современную школу я вижу как содружество трёх неразрывно связанных сторон, субъектов педагогического процесса — учащихся, их родителей и педагогов. Это — три стороны образовательного треугольника. Но ведь этот треугольник — не только собственно образовательный, обучающий и научающий, он, этот треугольник, то есть педагогический процесс, есть инструмент воспитания, есть процесс воспитательный.

         Школа — это в широком смысле слова важнейший институт воспитания ребёнка, институт социализации подрастающего поколения, институт образования личности — образования её нравственных и когнитивных качеств. В своём истинном назначении школа и педагоги создают душу ребёнка, рождают ребёнка духовно и нравственно — как родители рождают его физически. «Учитель — второй родитель» - сказал великий философ Платон.

       Я являюсь педагогом-воспитателем, и для меня задача именно морального воспитания школьника является первоочередной, она и есть моя сущностная и важнейшая педагогическая задача. Как куратор воспитательной работы в школе я вижу своё профессиональное — и человеческое, личностное — призвание в создании такой образовательной — следовательно, обучающей, воспитательной и развивающей — среды, которая была бы психологически комфортной для полноценной реализации образовательных и воспитательных функций школы, которая стимулировала бы все стороны триединого образовательного процесса на активную учебную и воспитательную деятельность, на деятельность по развитию всех сторон личности подрастающего человека — ученика.

     Именно личностные качества учащегося, формируемые в соответствующей образовательной среде являются основой для формирования и успешного развития его познавательных способностей, как это указывается в Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения (ФГОС основного общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1897 от 17 декабря 2010 года, I. Общие положения).

      Личность человека, а тем более — личность ребёнка есть тот фундамент, на котором строится всё обучение. Личность ребёнка есть одновременно и отправная точка и цель всякого образовательного и воспитательного процесса. Именно развитие духовно богатой и нравственно здоровой личности, свободной и самостоятельной, имеющей активную гражданскую позицию и обладающей навыками самодеятельности и самообразования поставлено ныне во главу угла в современном российском образовании, базирующемся на личностном и системно –деятельностном подходе (ФГОС, I. Общие положения, 5,6).

       Образовательная среда новой школы и должна создавать все необходимые условия для осуществления данной личностно - деятельностной концепции. Человек есть всегда субъект своей деятельности, но никогда не объект для манипулирования им другим человеком, никогда не некий «плацдарм», испытательный полигон для проведения различных педагогических экспериментов.  

      Развитие свободной и осознанной субъектности ребёнка и есть, по моему глубокому убеждению, основная, сущностная задача новой школы, конкретнее — основная задача воспитательных структур школы. Человек — свободный и ответственный субъект своей деятельности, субъект развития, обучения, воспитания, формирования своей личности, своих социальных связей. Именно поэтому такое большое значение в современной школе уделяется самостоятельной проектной и исследовательской деятельности учащихся, развитию умений и навыков свободного целеполагания своей образовательной траектории, развитию волевой мотивации к познавательной деятельности (ФГОС, II. Требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, 10).

      Но ведь эти знания, умения и навыки, получаемые в ходе обучающего развития школьника, не замыкаются только в пределах узкой предметности, в узко когнитивной сфере — они, что очень важно — обнимают собой все аспекты личностного, психического, духовно-нравственного, как познавательного, так и эмоционального развития подрастающего человека, становящейся личности, они, эти знания, умения и навыки и формируют личность. То есть собственно полноценное обучение становится, преобразуется — а иначе и быть не может — в полноценное воспитание, в плодотворное развитие личности. Действующий сегодня ФГОС среднего образования основан на теории развивающего обучения Эльконина-Давыдова. Но, по большому счёту (это признавал и сам В.В. Давыдов) любое обучение есть развивающее обучение. Надо только добавить — полноценное, эффективное, результативное обучение. А таковым оно может стать только тогда, когда оно протекает в комфортной образовательной среде, которую и создаём мы, педагоги, а особенно — педагоги-воспитатели.

      Конечно, современные средства обучения и обучающей коммуникации — информационные технологии, интернет с его мгновенным доступом к информации являются большим подспорьем в обучающем процессе. Но следует всегда помнить, что эти технологии, эта информационная среда есть всего лишь средство эффективного обучения, средство интенсификации образовательного процесса, что, если говорить прямо, информационная среда не должна подменять собой среду образовательную. Образовательная среда есть среда взаимодействия учащихся и педагогов с целью достижения образовательных результатов — обучающих, воспитательных и развивающих. И главное в данной образовательной среде — не насыщенность её новейшими информационными технологиями (хотя это очень важно), а — взаимодействие, взаимоотношения между людьми, между субъектами образовательного процесса, между учениками и педагогами.

        Педагогическая профессия — это самая что ни на есть работа «человек-человек», работа, требующая предельно личностного человеческого  контакта, сотрудничества, взаимопонимания. Нет такого контакта — никакие мудрёные педагогические — а тем паче информационные, компьютерные — технологии не помогут. Мы имеем дело с детьми, каждодневные, близкие контакты с подрастающими людьми с пока ещё неустойчивой, нестабильной эмоционально-психологической сферой становящейся, растущей личности, и оттого, как мы выстроим эти личностные отношения и будет зависеть успех нашей педагогической деятельности — обучающей, воспитательной и развивающей.

   Педагогическая, а, следовательно, личностная эмпатия, «вживание» в ребёнка, в его мысли, чувства, интересы — вот наша задача как педагогов, стремящихся к плодотворному и эффективному результату в своей работе. Создание такой «эмпатической», психологически комфортной образовательной среды и должно быть нашей первоочередной педагогическо-воспитательной задачей. Только поняв ребёнка, мы сможем его обучить — таково моё кредо.

    Новая школа должна быть, по моему глубочайшему убеждению, школой взаимопонимания и доверия, сотрудничества и кооперации, школой плодотворной «совместно-разделённой деятельности» (профессор В.В. Рубцов, последователь В.В. Давыдова) учащихся и педагогов. Такая школа и будет истинным институтом социализации, институтом формирования не просто грамотных и образованных людей, но школой формирования личностей — граждан и патриотов своего Отечества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новой школе – новый профессиональный учитель!

Ключевой фигурой Новой школы является учитель – это творческая, независимая, разносторонняя, культурная, нравственно и духовно развитая личность. Также учитель новой школы должен быть активным пользов...

Презентация "Новой школе- новые учителя"

Презентация к докладу "Новой школе- новые учителя"...

Новой школе - новый учитель, ФГОС - новый классный руководитель

Презентация к выступлению на конкурсе "Учитель года"...

Творческая работа:«Новой школе - новый учитель: все начинается с меня».

Каким учителем я хочу быть?Посредственным? - который излагает?Хорошим - который объясняет,Выдающимся? - который показывает?Великим - который вдохновляет. Я получила воспитание и образование...

Новой школе - новые технологии

В душе своей мы, учителя, экспериментаторы. Когда находим для своей работы что-то новое, радуемс, как бывают счастливы дети, так и я. Технология РКМЧП как нельзя кстати прижилась в нашей школе: застав...

новая роль чителя в новой школе

Роль педагога в обществе меняется вместе с развитием самого общества. Иначе и быть не может: педагог живёт в обществе и, следовательно, вместе с ним переживает все те же  исторические  перем...

Выступление С.И. Назаровой на нижегородской областной педагогической конференции "Наша новая школа: через развитие педагогического потенциала к поддержке талантливой молодежи". Тема выступления "Новая школа-новые задачи"

Данное выступеление было заслушено участниками нижегородской областной педагогической конференцией, проходившей 29 сентября 2010 года в г. Н. Новгороде (концертный зал "Юпитер" Торгово-промышленн...