Урок «Добро и зло» ( «Основы религиозных культур и светской этики»)
план-конспект урока на тему
Предварительный просмотр:
«Основы религиозных культур и светской этики»
Модуль «Основы светской этики»
Тема урока: «Добро и зло»
Класс: 4
Цель урока: создание условий для понимания значения понятий «Добро» и «Зло».
Задачи урока:
в области ценностей:
ученики научатся совершать добродетельные поступки сознательно, добровольно, повседневно, бескорыстно, с чувством собственного достоинства;
в области опыта:
ученики приобретут опыт коммуникативной деятельности, совершенствуют умения работать в группе, не нарушая принципов толерантности;
в области знаний:
ученики смогут дать определение добра и зла; какие качества необходимы добродетельному человеку, как приобрести эти качества;
в области умений и навыков:
ученики научатся коллективно определять качества добродетельного человека, смогут сформулировать правила мудрости, т.е. правила, как стать добродетельным человеком;
индивидуально найти и назвать особенности добродетельных поступков.
Основные термины и понятия: добро и зло как основные этические понятия.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование УУД | |
I. Самоорганизация деятельности. | Продолжи фразу: -Долгожданный дан звонок, начинается … - На столе порядок, … - Проверьте, пожалуйста, все ли в порядке на вашем рабочем столе. Проверьте рабочее место соседа. ________________________________________ - Закройте глаза и представьте себе яркое, теплое солнышко. Пусть лучи его согреют Вас своим теплом. Представьте, что солнечный луч наполнил ваше сердце энергией доброты, нежности, и любви. Пошлите свет любви Вашим родным и друзьям. Улыбнитесь своим товарищам. Дарите радость людям, будьте сами источником света, добра и любви. | - Урок! - В голове – порядок! | Коммуникативные УУД: Формируем умение работать в паре. Личностные УУД: Формируем мотивацию к обучению. | |
II. Актуализация знаний. Повторение. | - В жизни по-разному можно жить – Можно в беде, а можно в радости. Вовремя есть, вовремя пить, Вовремя делать гадости. А можно так: На рассвете встать – И, помышляя о чуде, Рукой, обожженною, солнце достать И подарить его людям. - - - Ребята, посмотрите внимательно на слайд и п прочитайте эпиграфы. Эп - «Добрый человек – не тот, кто умеет делать д добро, а тот, кто не умеет делать зло». В. О.Ключевский.
«Я - « Я не знаю, что такое добро. То, что люди ценят во мне, и есть мои достоинства. Я не знаю, что такое зло. То, что люди не любят во во мне,- вот это и есть мои пороки». Д Древнекитайское изречение. - Как вы думаете, о чем мы с вами будем говорить на уроке? - Молодцы, ребята! Правильно. _______________________________________ - Определите, пожалуйста, тему урока и назовите её. | - Мне кажется, что мы будем говорить о доброте. - Я думаю, что о добре и зле. - Я считаю, что урок будет о том, как стать добрым человеком. ______________________________ - Добро и Зло. | Познавательные УУД: - формируем умение извлекать информацию из иллюстраций, текстов; - формируем умение находить ответы на вопросы. Коммуникативные УУД: - формируем умение слушать и понимать других; - формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; - формируем умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме. Регулятивные УУД: - формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом текста; - формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; - формируем умение прогнозировать; - формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Личностные УУД: - формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; - формируем умение оценивать действия в соответствии с определённой ситуацией. Духовно-нравственное развитие и воспитание: - воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки; - Гражданско-патриотическое воспитание; - Воспитание чувства коллективизма. | |
III. Планирование действий. Определение совместной цели деятельности. | Ти - С какой целью мы будем сегодня говорить о Добре и Зле? ________________________________________ - А для чего нам это нужно? ________________________________________ - Добро и зло! Это особые слова. Что такое добро? И что такое зло? Над этими вопросами люди размышляют на протяжении всей истории. ДД - Добро со злом неразделимы. Борьба идет под плач и смех, Но жаждет каждый видеть зримо, Когда добро одержит верх. Заслужит только тот награды, Кто испытание пройдет. Кувшинчик с кладом он откроет, И в мир добра он с ним войдет. - Уже в древние времена считалось, что отступление от нравственности, неумение различать добро и зло ведут к разрушению человеческой личности. Как существует добро, так есть и зло, которое, всегда желает помешать добру, уничтожить его. сказках всегда добро побеждает зло. Мне бы хотелось, чтобы на сегодняшнем уроке каждый для себя выработал уникальный критерий для добра и зла. - Ребята, как вы понимаете слово «Добро»? - Добро – это все положительное, хорошее, полезное. С.И.Ожегов (Словарь русского языка). Подберите, пожалуйста, однокоренные слова. - Что значит добрый человек? Как относятся к нему люди? - Доброта бывает разная. Существует три понятия доброты. 1. Самая маленькая доброта – пассивная. Человек не ударит слабого, не заденет самолюбия легкоранимого. Но пройдёт мимо зла, не поспешит сделать добро. 2. Бывает доброта активная, когда человек
- Почему же добро всегда побеждает над злом? - Зло – 1.Нечто дурное, вредное. 2. Беда, несчастье, неприятность. 3. Досада, злость. С.И.Ожегов (Словарь русского языка). | - Узнать что такое Добро и Зло. - Чтобы различать понятия добра и зла. ______________________________ - Чтобы стать добрыми людьми. - Чтобы мы не причиняли людям зла. - Чтобы все вокруг уважали и любили друг друга. ______________________________ - Добрый, доброта. - Доброго человека уважают. - К нему тянутся люди. - С ним хотят дружить. - Его любят. - Зло – это непонимание. - Зло – это незнание. - Зло – это невежество. - Зло – это слабость. - Зло старается показать себя сильным и запугать. - У зла мало друзей. - Зло осуждается всем миром. - Добро всегда побеждает Зло. | Познавательные УУД: - формируем умение извлекать информацию из текстов. Коммуникативные УУД: - формируем умение слушать и понимать других; - формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; - формируем умение работать самостоятельно. Регулятивные УУД: - формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом слайда; - формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Личностные УУД: - формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; Духовно-нравственное развитие и воспитание: - воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки; - гражданско-патриотическое воспитание; - воспитание чувства коллективизма; - расширение опыта взаимодействия с окружающим миром; - развитие коммуникативных навыков; - приобщение к общечеловеческим ценностям. | |
IV. Информационный поиск. Применение нового знания. | - - Я предлагаю разделиться на группы. 1. Перед вами карточки с качествами человека. Вам необходимо обсудить в группе прикрепить данное качество на доске к надписи «Добро» и или к надписи «Зло». Мужество, честь, хвастливость, жестокость, скромность, милосердие, совесть, трусость, зависть, жадность, честность, тактичность, болтливость, правдивость, хитрость, лживость, бестактность, малодушие, справедливость, выдержка, эгоизм. 2. Перед вами карточки с высказываниями мудрых людей, в которые необходимо вставить пропущенные слова: - «Ни один …. человек не бывает счастлив» Ювенал. - «Жизнь …. людей полна тревог» Д.Дидро. - «Добро помни, а …. забывай». Пословица. - «Не делай …, не то на зло нарвешься». Восточная мудрость. - «Если не хочешь знать страха, не делай …». Кабус. | - «злой» - «злых» - «зло» - «зла» - «зла» | Познавательные УУД: - формируем умение извлекать информацию из текстов; - формируем умение выявлять сущность, особенности объектов; - формируем умение на основе анализа объектов делать выводы; - формируем умение обобщать и классифицировать по признакам; - формируем умение ориентироваться в информационном поле. Коммуникативные УУД: - формируем умение слушать и понимать других; - формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; - формируем умение оформлять свои мысли в устной форме; - формируем умение работать в команде. Регулятивные УУД: - формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; - формируем умение прогнозировать предстоящую работу; - формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Личностные УУД: - формируем умение высказывать своё отношение к членам команды, выражать свои эмоции; - формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; - формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. | |
V. Повторение пройденного (применение жизненного опыта). | - Добрый человек никогда не ответит злом на зло. Он найдет в себе силы простить обидчика, и в этом сила доброты, высота духа доброго человека. - Иногда бывает и так. Во время перемены вы
счастья. | - Нет. - К потере дружбы. - Да. Нет. | Познавательные УУД: - формируем умение выявлять сущность, особенности объектов; - формируем умение на основе анализа объектов делать выводы; - формируем умение обобщать и классифицировать по признакам. Коммуникативные УУД: - формируем умение слушать и понимать других; - формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; - формируем умение оформлять свои мысли в устной форме. Регулятивные УУД: - формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом; - формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Личностные УУД: - формируем мотивацию к познавательной деятельности. | |
VI. Включение в систему знаний и повторение. Самостоятельная работа с проверкой по эталону. | - - - Сейчас я вам прочитаю стихотворение о доброте, которое написала Л.Курочкина из Улан-Удэ. Снимет с плеч своих и нищему отдаст. Разведет сады, похожие на сказку, И в несчастье друга не предаст. Не обидит добрую старушку, Приласкает малое дитя И отдаст последнюю краюшку, Не оставив корки для себя. Доброта как солнце, теплый ветер, На неё ты не предъявишь счет. Д Доброта нам достается даром, Ценится дороже всех щедрот. Доброта в глазах лучистым светом Отражает путь своей души. В добром деле и решенье смелом В Все ёе поступки хороши. Будем жить в согласии и вере, Говорить лишь правду и не лгать! Будем доброту повсюду сеять, Чтобы зло потом не пожинать!
- - Что хотела передать автор в этих строках? - К чему она нас призывает? - Нам приятнее находиться в обществе добрых людей, но для этого мы должны быть сами добрыми людьми. Давайте составим с вами правила доброты, пользуясь которыми мы станем по-настоящему добрыми. Попробуй не наступить, а уступить. – Попробуйте – и вы увидите, какими теплыми, радостными, спокойными станут ваши отношения с окружающими людьми, какое удивительное чувство согреет сердце, старайтесь не причинять вреда другому человеку. - ЕЩЁ ПОМНИ: | - Про доброту. - Чтобы люди стали добрее друг к другу. - Чтобы люди жили в согласии и вере. - Говорить всегда правду и не лгать. - Чтобы никто никого не обижал - 1) - Помогать людям. | Познавательные УУД: - формируем умение выявлять сущность, особенности объектов; - формируем умение на основе анализа объектов делать выводы; - формируем умение обобщать и классифицировать по признакам. Коммуникативные УУД: - формируем умение слушать и понимать других; - формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; - формируем умение оформлять свои мысли в устной форме. Регулятивные УУД: - формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом; - формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Личностные УУД: - формируем мотивацию к познавательной деятельности. Духовно-нравственное развитие и воспитание: - воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки; - гражданско-патриотическое воспитание; - воспитание чувства коллективизма; | |
VII. Домашнее задание. | а) 1. Опиши свой добродетельный поступок. Кому он принёс пользу, почему ты его совершил. 2. Почему важно бороться со злом? Обоснуйте свою точку зрения. | |||
VIII. Рефлексия деятельности. | - А теперь я прошу вас взять бумажные ладошки и отвечать на вопросы быстро и кратко. - - Найдите мизинец на бумажной ладошке и напишите, какие знания вы сегодня приобрели? - На безымянном пальце напишите, что я сделал для достижения цели урока. Напомните, пожалуйста, какая у нас была цель? ________________________________________ - На среднем пальце напишите или нарисуйте, какое настроение было на уроке. ________________________________________ - На указательном пальце напишите, какую помощь я оказал на уроке своему однокласснику, другу, соседу. ________________________________________ - На большом пальце напишите, как я физически себя чувствовал (устал, не устал). ________________________________________ - Пожалуйста, зафиксируйте свои ладошки на доске. ________________________________________ - Посмотрите, сколько у нас ладошек. - Сколько разных мнений на них написано. - И когда нас столько много, МЫ МНОГОЕ МОЖЕМ! - Почему? - Давайте встанем в круг, возьмемся за руки, пожмем левую руку соседа, потом пожмем правую руку. А теперь пожмем обе руки и скажем: Добро побеждает зло! | - Узнал что такое добро и зло. - Узнал о трех понятиях доброты. - Надо к людям относиться по - доброму тогда и люди будут уважать. - У злых людей мало друзей. - Зло ведет к совершению плохих поступков. - Узнал правила доброты. - Зло – это слабость. - Злые поступки приносят людям страдания и беды _____________________________ - Узнать что такое Добро и Зло. ______________________________ - Мы уважаем друг друга. - Мы будем совершать только хорошие поступки. - Мы дружные. - Мы не будем делать зла людям. - Мы хотим развиваться. - Мы добрые. | Коммуникативные УУД: - формируем умение слушать и понимать других; - формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; - формируем умение оформлять свои мысли в устной форме. Регулятивные УУД: - формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом; - формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; - формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Личностные УУД: - формируем умение оценивать свою деятельность, выражать свои эмоции. Духовно-нравственное развитие и воспитание: - воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки; - гражданско-патриотическое воспитание; - воспитание чувства коллективизма. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Светская этика» на тему "Добро и зло"
Тип урока: объяснение нового материала.Цели:Формирование у учащихся представлений об основных этических понятиях «добро» и «зло».Задачи направлены на достижение трёх результатов:личностные- форм...
Рабочая программа по Основам религиозных культур и светской этики (Модуль "Основы светской этики" 4-5 класс. Модуль "Основы мировых религиозных культур" 4 класс)
Рабочая программа по Основам религиозных культур и светской этики (далее – Учебный курс ОРКСЭ) составлена в соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 ян...
Рабочая программа по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы мировых религиозных культур»). 4 класс
Программа курса «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы мировых религиозных культур») составлена с учётом «Базисного учебного плана» для образовательных учреждений Российской Фед...
Рабочая программа учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики (модуль светская этика)» 4 класс
Рабочая программа учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики (модуль светская этика)» 4 класс...
ОСЭ Рабочая программа по модулю ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ курса ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ
ОСЭ Рабочая программа по модулю ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ курса ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ...
Разработка урока по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" Модуль "Основы светской этики". Тема "Стыд, вина, извинение".
Разработка урока по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" Модуль "Основы светской этики"....
РП по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Основы светской этики» 4 класс
РП по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Основы светской этики» 4 класс...