Курс"Введение в психофизиологию"
методическая разработка (11 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Введение в психофизиологию.
Как вы думаете?! Что за наука психофизиология? Что она изучает? (Своими словами)
Психофизиология — научная дисциплина, возникшая на стыке психологии и физиологии, предметом ее изучения являются физиологические основы психической деятельности и поведения человека. Т.е. наука, которая изучает психологию и поведение человека и животных, с точки зрения науки физиологии.
А теперь давайте вспоминать, какая система управляет абсолютно всеми движениями нашего с вами тела? (НС). А из чего состоит нервная система? (Спинной и головной мозг).
Так вот спинной и головной мозг это ЦНС.
ЦНС
Давайте представим себе мозг живого человека: он выглядит как небольшое овальное тело с неровной поверхностью, состоящее из податливого желатиноподобного вещества. Каким образом это тело (средний вес которого составляет 1,5 кг.) продуцирует мысли и чувства? Каким образом возникающие в нем процессы связываются с мировой культурой: философией и религией, поэзией и прозой, добротой и ненавистью? Каким способом эта серовато-белая желеподобная масса постоянно накапливает идеи и знания, заставляя тело совершать действия разной сложности — от простого поднятия руки до виртуозных движений гимнаста?
Именно этими вопросами в метафорической форме можно выразить суть основной проблемы психофизиологии — проблемы соотношения мозга и психики, психического и физиологического.
Впервые решение этой проблемы выдвинул Р. Декарт высказав идею о том что мозг и психика две абсолютно независимые друг от друга субстанции, работающие удивительно согласованно и гармонично, подобно паре точных часов, всегда показывающий одно время. Тем самым он стал основоположником идеи «параллелизма», которая говорит о том, что мозг и психика существуют параллельно друг другу и не пересекаются, т.е. не образуют причинно-следственных связей.
Второй подход к решению этой проблемы – это идея о психофизиологической идентичности. Суть этой идеи заключается в следующем, психическая составляющая теряет свою сущность и полностью отождествляется с физиологической составляющей (строго естественно-научный подход). Метафорически это можно выразить так: «Мозг вырабатывает мысль – подобно как печень вырабатывает желчь или желудок желудочный сок».
А теперь давайте поработаем:
- Делимся на две равные команды.
- И обсудим эти две проблемы.
- Обсуждать будем культурно, в форме импровизированных дебат.
- Выбираем в своей команде спикера и секретаря.
- Спикеры выступают первыми, они готовят речь, в подготовке им помогает вся команда (5-10 минут).
- Структура речи: Введение -> Аргументы (чем больше, тем лучше) -> Выводы (5 минут).
- Помимо речи команды готовят вопросы (не больше 5).
- После того как спикер выступил, команда соперника задают ему вопросы, если спикер сам не может, обращается за помощью к команде.
- Секретарь в свою очередь записывает аргументы соперника.
- После чего вся команда придумывает контраргументы, чтобы отбить аргументы соперника и ввести свои (5-10 минут).
- В конце секретари команд, выступают, подводя итог. Отбивают, аргументы соперника и вводят свои.
Посмотрим чем это кончится.
Интернетом пользоваться нельзя, научных понятий мне не надо, абсолютно бытовой, культурный спор. Думаем головой, упражняем свой мозг. Все аргументы можно брать из повседневной жизни, кроме частных случаев.
Многочисленные клинические и экспериментальные данные, накопленные в науке в последние десятилетия, свидетельствуют, о том, что между психикой и мозгом существует тесная взаимосвязь. Воздействуя на мозг, можно изменить и уничтожить дух (самосознание) человека, стереть личность, превратив человека в зомби. Сделать это можно химически, используя психоделические вещества (в том числе наркотики), "электрически" (с помощью вживленных электродов); анатомически, прооперировав мозг. В настоящее время с помощью электрических или химических манипуляций с определенными участками головного мозга человека изменяют состояния сознания, вызывая различные ощущения, галлюцинации и эмоции.
С другой стороны, все, что глубоко затрагивает психику, отражается также и на мозге, и на всем организме. Эффект плацебо. Так же известно, что горе или сильная депрессия могут привести к телесным (психосоматическим) заболеваниям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тест по теме "Повторение" после изучения курса "Введение в историю" в 5 классе.
Тест проводиться после изучения курса "Введение в историю" в 5 классе....
Программа элективного курса "Введение в политологию"
Политологическое образование призвано дать школьникам минимум знаний о нормах политического поведения, специфических политических ценностях. Данный курс должен способствовать воспитанию политически гр...
Календарно – тематическое планирование по курсу «Введение в биологию» (1 ч. согласно базисному учебному плану) учебник А.А. Плешаков, Э.Л.Введенский Программа курса «Биология» 5-9 классы. Линия «Ракурс»/ - концентрическая, авт.-сост. Н.И. Романова.
Пояснительная запискаКурс биологии 5 класса открывает пятилетний цикл изучения биологии в основной школе и опирается на пропедевтические знания учащихся из курсов «Окружающий мир» начальной ступ...
Курс"Введение в психофизиологию"
2 день...
Курс"Введение в психофизиологию"
3 день...
Курс"Введение в психофизиологию"
4 день...
Курс"Введение в психофизиологию"
5 день...