Курс"Введение в психофизиологию"
методическая разработка (11 класс) на тему
Предварительный просмотр:
«Когнитивные техники»
Сегодняшнее наше занятие я предлагаю начать с отработки психофизиологических техник для снятия стресса, с которыми познакомились на прошлом занятии. Давайте вспомним, что это за техники? И кто-то проводит сам!
Так очень хорошо. Вы с вами настроились и подзарядились энергией для работы на очередном нашем практическом занятии. И это занятие будет посвящено когнитивным техникам.
Когнитивный подход состоит в том, что психологические проблемы и расстройства вызваны нелогичными или нецелесообразными мыслями и убеждениями человека, а также стереотипами его мышления, изменив которые, можно решить любые проблемы.
Т.е. практически все неприятные события в нашей жизни мы сами же и создаем.
Давайте разбираться как же так?
Вот вы скажите мне, влияют ли «события» происходящие в нашей жизни на наши эмоции? А вот каким образом они это делают? Эксперимент вызываем одного человека, представь что ты купила себе футболку с очень красивыми китайскими иероглифами, ту которую давно искала. Событие? Событие! Оно вызывает у тебя позитивные эмоции. А потом ты решила узнать перевод этих иероглифов, набрала в гугл переводчике те самые символы и узнала, что они характеризуют именно тебя как неразумного и очень плохого человека. Эмоции? Негативные. Вроде бы одно и тоже событие, а эмоции разные.
Так вот «события» сами по себе не могут влиять на эмоции человека, все зависит от оценки человеком этих событий, и от того какие мысли те или иные события вызывают. Еще один пример, я думаю у всех бывают дни когда у нас нет настроения и все бесит. Мы выходим на улицу и всвязи с негативным эмоциональным фоном, воспринимаем большинство событий как негативные, но это совсем не значит что эти «События» негативные, просто сегодня мы их оцениваем так!
Т.о. можно сказать о том, что практически все неприятные события в нашей жизни мы сами же и создаем.
А как с этим жить мы и поговорим на нашем занятии!
Первое и основное, что является источником стресса, в нашей повседневной жизни являются «Иррациональные установки».
Что это значит?
Если вы часто оказываетесь в ситуациях, которые доставляют вам неприятности, то вам необходимо провести исследование своих мыслей. Иными словами, узнать, о чем же выдумаете в этих ситуациях. И узнав, провести критический анализ своих мыслей. То есть проверить на достоверность, на соответствие реальности свои суждения. Самый главный вопрос, который нужно задать себе: насколько интенсивность переживаний соответствует действительности? То есть, стоит ли то, из-за чего вы расстраиваетесь, таких эмоциональных затрат?
Иррациональные установки.
Простым языком это неадекватное реагирование на происходящую ситуацию, которое приводит к повышению уровня стресса.
Причина неадекватного реагирования кроется в неправильно сформированных установках. Что это значит? Сейчас поясню. Например: родители в детстве говорили своему ребенку, что если он не будет их слушаться, они перестанут его любить, ребенок услышал это, повторил про себя и у него начинает формироваться неправильная установка, ему кажется что его ценность зависит только от мнения окружающих.
Как же от этого избавится?
Ответ кроется в самонаблюдении, вам надо быть внимательней к себе и постоянно задавать себе вопрос: Так ли оно на самом деле? Стоит ли это моих нервов?
Дело в том, что в течение жизни, мы сотни и тысячи раз бессознательно избавляемся от иррациональных установок, именно этим способом (кто верил в деда мороза?). А для решения более сложных ситуаций необходимо включать в этот процесс сознание.
Процесс восприятия ситуации можно представить в виде шкалы:
Рациональный Иррациональный
Сейчас мы с вами разберем наиболее часто встречаемые установки:
- Установка должонствования (должен я, должны мне, должна природа)
Пример: вселенский закон пробок и работа или сон.
- Катастрофизации, прогнозируем события как с преувеличением, вместо того чтобы объективно оценить обстановку.
Пример: Измерить на глаз и линейкой.
- Предсказание негативного будущего. Однажды пошла жена за молоком в подвал, муж ждал, ждал, пошел ее искать. Заходит в подвал, а там жена ревет, говорит горе у нас. Видишь топор висит? Когда у нас родится сын, он пойдет в подвал, обязательно топор упадет и разрубит его. (Братья Грим)
- Установка максимализма. Все или ничего, «Полюбить, так королеву, а украсть, так миллион».
- Установка персонализации. Все происходящие события связаны только со мной. «Они наверняка шепчутся обо мне», «На меня все смотрят».
- Установка чтения мыслей. Угрюмый взгляд начальника – увольнение. «Не доставлю ему такой радости уволить меня, уволюсь сам».
Антистресс алгоритм для экстремальных ситуаций:
1. Самомониторинг.
2. Дыхательная релаксация.
3. Мышечная релаксация избыточно напряженных мышц.
4. Оценка рациональная оценка произошедшего:
5. Принятие того, что не в ваших силах изменить. Преодоление
того, что возможно изменить.
Чрезвычайно важно преодолеть состояние пассивности, отчаяния — для этого сформулируйте себе новые конкретные задачи, исходя из ситуации.
Задачи на:
ближайшие полчаса;
ближайший час;
сутки.
Затем реализуйте сформулированные задачи.
Игры!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тест по теме "Повторение" после изучения курса "Введение в историю" в 5 классе.
Тест проводиться после изучения курса "Введение в историю" в 5 классе....
Программа элективного курса "Введение в политологию"
Политологическое образование призвано дать школьникам минимум знаний о нормах политического поведения, специфических политических ценностях. Данный курс должен способствовать воспитанию политически гр...
Календарно – тематическое планирование по курсу «Введение в биологию» (1 ч. согласно базисному учебному плану) учебник А.А. Плешаков, Э.Л.Введенский Программа курса «Биология» 5-9 классы. Линия «Ракурс»/ - концентрическая, авт.-сост. Н.И. Романова.
Пояснительная запискаКурс биологии 5 класса открывает пятилетний цикл изучения биологии в основной школе и опирается на пропедевтические знания учащихся из курсов «Окружающий мир» начальной ступ...
Курс"Введение в психофизиологию"
1 день...
Курс"Введение в психофизиологию"
2 день...
Курс"Введение в психофизиологию"
3 день...
Курс"Введение в психофизиологию"
5 день...