СЕМЬЯ – ЯЧЕЙКА ОБЩЕСТВА
классный час (9 класс) на тему

Расширение представлений учащихсяо об основныхэтапах человеческих взаимоотношений

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_po_sbo.doc69 КБ

Предварительный просмотр:

ГУ «ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НЕДОСТАТКАМИ В УМСТВЕННОМ И ФИЗИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ»

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО СБО

СЕМЬЯ – ЯЧЕЙКА ОБЩЕСТВА

                                                              Провела Агеева Н.В.

        Г. Риддер, 2009г

Цели: уточнить и расширить представления учащихся об основных этапах человеческих взаимоотношений, (основах самых тесных сердечных, дружеских, семейных отношений);

Развивать умения знакомиться, объясняться в любви;

Закладывать основы семейного общения, направленного на разрешение конфликтных ситуаций;

Способствовать развитию и коррекции мышления и памяти через игровые ситуации, выполнение заданий;

Воспитывать  уважение к противоположному полу.

  1. Орг. момент.  

Учитель:  

-  Урок мне хочется открыть отрывком из стихотворения Андрея Вознесенского «Автоотступление»

Я -  семья

Во мне как в спектре живут семь «я»

невыносимых как семь зверей

а самый синий

                     свистит в свирель

 а весной

 мне снится

        что я –

                                  восьмой.

Есть в этом стихе поэтический образ, который мне очень важен и дорог: «Я – семья», - утверждает Вознесенский, имея в виду глубину и многоликость этого понятия.

На сегодняшнем уроке мы еще раз вернемся к этапам человеческих взаимоотношений, предшествующих созданию семьи. В итоге я предлагаю вам ответить на два главных вопроса:

«Что объединяет семью?» и «Что разрушает семью?»

Задание

   На доске предложены слова:  счастливая, надежная, крепкая, дружная, смелая, здоровая, благополучная.

Необходимо при помощи этих слов распространить предложение, определяющее тему урока.

 Ученики выполняют задание и зачитывают получившееся предложения.

Например: «Счастливая семья – надежная ячейка общества», или «Дружная семья, благополучная ячейка общества».

 

Из предложенных вариантов наиболее удачный вывешивается на доску. Например:

«Счастливая семья – надежная ячейка общества»

Учащиеся открывают тетради, записывают число и тему урока.

Учитель:

- На предыдущих уроках вы познакомились с различными этапами взаимоотношений между юношами и девушками, предшествующими созданию семьи. Я предлагаю выбрать одно из сердечек и  соотнести его с одним из определений.

 

На сердечках слова: Любовь, свадьба, дружба, влюбленность, знакомство, помолвка.  Определение понятий напечатаны на бумаге и вывешены на доску.

Знакомство – первый этап человеческих отношений. В этот период на первый план выступают анкетные данные людей. Имя, возраст, род занятий. Знакомства бывают случайными, ситуативными и целенаправленными.

Дружба – отношения между людьми, основанные на взаимной симпатии, общих интересах.

Влюбленность – чувство, вызванное к противоположному полу, чаще всего основанное на восхищении его внешними качествами или способностями.

Любовь – интимное и глубокое чувство между людьми противоположного пола, в которое перерастает влюбленность.

 

Помолвка – определенный период  перед регистрацией. Влюбленные объявляют близким людям о предстоящей свадьбе. В настоящее время помолвкой можно считать время между подачей заявления в ЗАГС и регистрацией брака.

Свадьба – торжественное мероприятие, связанное с заключением брачного союза в ЗАГСе.

 (Ученики соотносят понятия и вслух зачитывают определения)

Задание.

Расставить по порядку этапы человеческих взаимоотношений, приводящие к созданию семьи.

(Один ученик выходит к доске и расставляет сердечки. Остальные оценивают правильность выполненного задания).

Знакомство, дружба, влюбленность, любовь, помолвка, свадьба.

Учитель:

Очень большое  значение в цепочке взаимоотношений между юношей и девушкой отводится знакомству.  Всегда полезно иметь с собой конфетки, сдутые воздушные шарики, цветы (хотя бы один. Летом лучше полевые), газету или журнал, свою маленькую фотографию.

На столе разложены: конфетка, цветок, воздушный шарик, газета, журнал, фотография.

Задание: используя один из данных предметов предложить ситуацию знакомства.

  1. Ученик:

 «Можно сорвать маленький цветочек. Обратиться к девушке и сказать: «Девушка, можно я подарю вам этот цветочек. Я хотел бы увидеть вас еще когда-нибудь и подарить вам большой букет роз. Вы любите розы?

(Ответ: «нет».)

Признаться,  я их тоже не люблю. А какие цветы вы любите?»

Учитель:

Удалось ли Гене завязать знакомство? Правильно ли он продолжил разговор после отрицательного ответа девушки?

2 Ученик:

«Девушка, вы мне так понравились, что я умру, если не увижу вас еще. Можно я вам завтра подарю цветы?

 (Девушка молча уходит.)

Учитель предлагает классу подумать, какой выход можно найти  из предложенной ситуации. Если дети затруднятся ответить, можно помочь:

Ничего не просите. Ни телефона, ни когда встретитесь. Вместо этого пойдите следом поодаль и проследите, где она живет и учится. Она выходит, а выстоите с букетом цветов.

Учитель:

- Всегда проще знакомиться, если вы не один, а в компании.

3 Ученик

 «Девушка, мой друг хочет с вами познакомиться. Его зовут Костя, вы ему очень понравились, но он не знает, как вас зовут. Назовите, пожалуйста, свое имя»

 

Учитель:

Мы рассмотрели разные способы знакомств юношей и девочек. Назовите тот вариант, который вам больше всего понравился.

Учитель вывешивает на доске призыв:

     А ну-ка, девушки!

(Девочки предлагают варианты  знакомств: легче всего познакомиться с юношей в компании или на дискотеке. Можно пригласить его на «белый танец», можно узнать номер его сотового телефона и позвонить с предложением познакомиться.

 

ЛЮБОВЬ

Любовь – это нежное чувство,

Любовь – это образ жизни,

Любовь – это просто забота,

Забота о ком-то милом.

Учитель. Объяснения в любви играют значительную роль в сохранении чувств. В современный век развития связи на помощь людям пришли мобильные телефоны.

 Вы на дом получили задание подобрать СМС сообщения для отправления любимому человеку.

Между нами сейчас километры,  (Индира)

Но я голос твой нежный ловлю,

И мне хочется крикнуть сквозь ветер:

Я люблю тебя очень люблю!

Снова холод, и снова скучно мне,

А ты как прежде вдалеке,

Надеюсь, помнишь обо мне,

Как помнит небо о земле!

За твою милую улыбку,

За твои красивые глаза

На небе ангелы дерутся,

А на земле страдаю я!

Твои глаза меня смущают

Когда ты смотришь на меня

Как будто ты влюбиться хочешь

А я давно люблю тебя...

Природа нас с тобой столкнула. (Гена)

Меня заставила любить

И где бы, я не находился

Я не могу тебя забыть.

Сердце девушки секрет,

Так сказал один поэт,

Если даже очень любит

Все равно ответит, НЕТ!

Я рядом с тобой обо всем забываю (Вадик)

А если не видимся, очень скучаю!

Становится каждая встреча бесценной,

Веди ты же прекраснее всех на вселенной!

 Учитель:

Удобная форма объяснения в любви? Но все же лучше слова любви сказать любимому при встрече.

Учитель

. - Любовь вызывает наиболее сильные положительные чувства, хотя также известно, что она вызывает и самые отрицательные эмоциональные переживания. Полнота жизни человека во многом зависит от того, испытал ли человек в своей жизни это чувство. Ведь любовь заражает человека энергией, вдохновляет его на подвиги, помогает жить. По словам великого русского писателя К.Д. Ушинского в любви, как и в ненависти, могут быть соединены самые разнообразные чувства.

Задание. Напишите, какие положительные и отрицательные чувства может вызвать любовь. (Ребята в группах обсуждают, пишут в тетрадях, предварительно поделив листок на две половины. Время – 3 минуты))

Ребята зачитывают и называют, какое из положительных и отрицательных  

чувств, по их мнению, наиболее ярко проявляется во время любви.

После чего учитель помещает на доску слова «счастье, легкость, печаль, грусть, тревога, забота, нежность, подозрительность, ревность, страдание, восхищение, мечтательность, страх, гнев» и ребята продолжают работу по данному заданию (дополняют свои записи).

Учитель:

- Может ли быть любовь полноценной, если испытывать только положительные чувства? Конечно, нет. Не может быть любви без грусти, печали и тревоги за любимого человека, ревности.

Учитель.

Период со дня объявления о будущей  свадьбе и до слов, пока отзвучит застольное «Горько» бывает очень напряженным, но и самым прекрасным.

 Хотят они или не хотят, волей – неволей, но проходят они своего рода смотрины-испытание на право стать членом семьи своего избранника, избранницы.

Спросите любого из них, кто ставит подпись в Книге Жизни: только ли его или ее вы хотите видеть рядом с собой всю жизнь. Зачастую вы встретите в ответ искреннее недоумение. О чем тут их спрашивают? А в жизни зачастую бывает все сложнее.

Далее зачитывается текст из СЕМЕЙНЫХ СТРАНИЧЕК.

Ребята, какой вывод можно сделать из данной истории любви? Будет ли счастливой семья, если один из супругов браком пытался заглушить свои чувства к другому человеку? Конечно, нет!

 А что нужно для того, чтобы семья была крепкой?

Вот мы и подошли к решению задачи, которая была поставлена в начале урока.  

Задание.

Девочкам выписать понятия, которые способствуют сплочению семьи, а мальчикам, которые  ведут к ее разрушению.

Ребятам розданы листки с таблицей, которую они должны заполнить

Представлены понятия: любовь, ссора, взаимопонимание, ответственность, взаимопомощь, безразличие, поддержка, забота, алкоголизм, токсикомания, уважение, совместная работа, отсутствие заботы, бродяжничество, неуважение к старшим, леность, трудолюбие.

Сплочение семьи

Разрушение семьи

Ребята зачитывают, что сплачивает и что разрушает семьи.

Учитель. Я искренне желаю вам, чтобы в ваших будущих семьях никогда не возникало причин, способствующих их разрушению.

А этому вам помогут правила, направленные на укрепление брака.

(правила выдаются детям, и они поочередно их зачитывают).

  1. Не повышать голоса при выяснении спорных вопросов (ссору легче не начинать, чем прекратить);
  2. Учить не словом и упреком, а делом, собственным примером;
  3. Помнить, что ничего зазорного нет в том, что муж спрашивает совета у жены и слушается ее.

Учитель.

В завершении урока я хочу порекомендовать вам для прочтения следующие книги:

Т.М. Афанасьева. Семья.

В этой книге автор уделяет внимание таким вопросам, как взаимоотношения юношей и девушек, дружба, любовь, внутрисемейные отношения и т.д.

В.И. Южин. Энциклопедия этикета.

Здесь уделено внимание этикету человеческих чувств и взаимоотношений.

Н. Волков Советы практического психолога.

Он научит вас, как правильно знакомиться, вести себя на первом свидании, принимать и дарить подарки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Семья – ячейка общества»

Цели:познакомить учащихся с Семейным кодексом РФ опираясь на статьи Семейного кодекса, показать как современное российское законодательство отражает интересы детей и родителей; способствовать формиров...

Технологическая карта к уроку: "Семья-ячейка общества"

В ней прописаны цели,этапы,формы и методы работы....

Семья-ячейка общества

Презентация к уроку на тему : " Семья"...

Семья - ячейка общества...

Семья - это разновозрастной коллектив, членом которого вы становитесь с первого дня своего существования....

Семья - ячейка общества...

Семья - это разновозрастной коллектив, членом которого вы становитесь с первого дня своего существования....

урок по обществознанию "Семья - ячейка общества"

Данный урок разработан  по новым ФГОС. В ходе  урока  реализуются  различные УУД. Урок  «открытия нового знания» Цель урока: коллективное решение главных вопросов связанных ...

Конспект урока по теме "Семья - ячейка общества"

Урок обществознания в 6 классе по теме "Семья - ячейка общества"...