«Отражение нового содержания образования в педагогическом процессе основной школы»
статья на тему
«Содержание образования – педагогически адаптированная система знаний, умений навыков, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру, усвоение которой обеспечивает развитие личности. Содержание общего образования обеспечивает участие школьников в социальной, непрофессиональной деятельности, формирует их мировоззрение, систему ценностей и идеалов, обуславливающих гражданскую позицию каждого индивида, его отношение к миру и определению своего места в нём».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samostoyatelnaya_rabota.docx | 19.76 КБ |
Предварительный просмотр:
«Отражение нового содержания образования в педагогическом процессе основной школы»
«Содержание образования – педагогически адаптированная система знаний, умений навыков, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру, усвоение которой обеспечивает развитие личности. Содержание общего образования обеспечивает участие школьников в социальной, непрофессиональной деятельности, формирует их мировоззрение, систему ценностей и идеалов, обуславливающих гражданскую позицию каждого индивида, его отношение к миру и определению своего места в нём».
Объективно на рубеже ХХ и ХХI веков возникла потребность выйти за рамки парадигмы знаний, расширить содержание образования не в количественном, а в качественном отношении.
ФГОС ООО утверждает современные приоритеты в целях, содержании образования на данной ступени развития и воспитания ребёнка, определяет характер условий, которые должно создать каждое образовательное учреждение для реализации непрерывности образования с учётом изменившихся социальных условий и требований общества и обеспечить качественно новый, высокий уровень подготовки школьника к обучению в старшем звене, сформировать у учителя взгляд на основное образование с учётом его специфики.
Один из разделов, который должна содержать основная образовательная программа основного общего образования это содержательный раздел.
Содержательный раздел определяет общее содержание основного общего образования и включает образовательные программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов, в том числе:
— программу развития универсальных учебных действий (программу формирования общеучебных умений и навыков) на ступени основного общего образования, включающую формирование компетенций обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий, учебно-исследовательской и проектной деятельности;
— программы отдельных учебных предметов, курсов, в том числе интегрированных;
— программу воспитания и социализации, обучающихся на ступени основного общего образования, включающую такие направления, как духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, их социализация и профессиональная ориентация, формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни;
— программу коррекционной работы (при наличии детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении).
Обновление содержания основного общего образования находит отражение в нескольких позициях:
— Личностная ориентация предметного содержания (индивидуальность ребёнка, возрастные потребности и особенности, формирование универсальных учебных действий);
— Социально-личностное развитие ребёнка (взаимоотношения с окружающими);
— Формы организации учебной деятельности (конференция, семинар, лекция, собеседование, лабораторно-практическая работа, групповая творческая работа, индивидуальная работа с литературой, с электронными источниками информации);
— Методы обучения (беседа, рассказ, наглядности, самостоятельные работы с литературой, лабораторно-практические работы)
Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования с учётом общих требований Стандарта и специфики изучаемых предметов, входящих в состав предметных областей, должны обеспечивать успешное обучение на следующей ступени общего образования.
Более правильным и интересным для меня, как учителя английского языка является рассмотрение изменений в преподавании иностранного языка, который относится к филологии.
Обучение иностранному языку рассматривается как одно из приоритетных направлений современного школьного образования. Специфика иностранного языка как учебного предмета в его интегративном характере, т. е. в сочетании языкового/иноязычного образования с элементарными основами литературного образования (ознакомление с образцами зарубежной литературы), а также в его способности выступать и как цель, и как средство обучения для Ознакомления с другой предметной областью (гуманитарной, естественнонаучной, технологической).
Таким образом, в нем могут быть реализованы самые разнообразные межпредметные связи (с родным языком, литературой, историей, географией и т. д.).
Основная цель изучения иностранных языков в школе — формирование у школьников иноязычной коммуникативной компетенции, т. е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка.
Для достижения данной цели необходимо усиление социокультурной направленности обучения иностранным языкам, ориентация на усиление культуроведческого аспекта в содержании обучения, на включение школьников в диалог культур, что способствует приобщению учащихся к культуре страны изучаемого языка, развитию взаимопонимания, толерантного отношения к проявлению иной культуры, помогает им лучше осознать особенности культуры своей страны и развивает у них умение представлять ее в процессе общения средствами иностранного языка.
Иноязычная коммуникативная компетенция предусматривает развитие коммуникативных умений в основных видах речевой деятельности: говорении, понимании воспринимаемого на слух (аудировании), чтении и письме. Предметное содержание речи определяется на основе сфер общения (социально-бытовой, социально-культурной, учебно-трудовой), ситуаций общения и выделенной на их основе тематики общения. Таким образом, компонентами содержания обучения являются:
— предметное содержание речи и эмоционально-ценностное отношение к нему (ценностные ориентации);
— коммуникативные умения в названных видах речевой
деятельности;
— языковые знания и навыки;
— социокультурные знания и навыки;
— учебно-познавательные и компенсаторные умения (общеучебные умения и специальные/предметные умения).
Проанализировав на примере иностранного языка отражение нового содержания образования в педагогическом процессе основной школы, можно сделать вывод, что в преподавании в большей мере изменятся формы организации учебной деятельности школьников и методы обучения, нежели предметное обучение. Ведь целью любого учителя по-прежнему остаётся научить школьника учиться, чтобы он овладел необходимыми знаниями, умениями, навыками. А вот разнообразие форм и методов, направленное на самостоятельность, саморазвитие, а также умение работать в группах, умение оценивать себя, товарищей и т.д., непременно даст результат в процессе обучения, и наше общество получит социально активную, патриотически-воспитанную личность.
Литература:
- Фундаментальное ядро содержания образования.- М.: Просвещение, 2011;
Интернет-ресурсы:
- Федеральный Государственный образовательный стандарт основного общего образования. http://fgos.isiorao.ru/fgos/FGOS-2010/
- Примерные программы общего образования. http://mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/3836/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
статья "Создание нового содержания образования на основе метапредметного подхода"
мастер-класс на тему "Создание нового содержания образования на основе метапредметного подхода"...
Введение и апробация нового содержания образования по предмету география в 5 классе (учебник А.А Летягин География Начальный курс под общ. редакцией В.П Дронова изд-во Вентана-Граф)
Учебники по географии Издательского центра «Вентана Граф» под общей редакцией члена-корреспондента РАО, доктора географических наук В.П. Дронова представляют собой последовательную линию учебник...
Введение и апробация нового содержания образования по предмету география в 5 классе (учебник А.А Летягин География Начальный курс под общ. редакцией В.П Дронова изд-во Вентана-Граф)
Учебники по географии Издательского центра «Вентана Граф» под общей редакцией члена-корреспондента РАО, доктора географических наук В.П. Дронова представляют собой последовательную линию учебник...
"Отражение нового содержания образования в педагогическом процессе основной школы"
Отражение нового содержания образования в педагогическом процессе основной школы на примере иностранного (английского) языка....
Педагогические инновации и их использование в условиях перехода на новое содержание образования.
Нынешняя концепция модернизации образования, реализация национального образовательного проекта «Наша новая школа» ставит целью повышение качества образования, внедрение профильного и...
«ЗНАЧЕНИЕ ПРОВЕРКИ И ОЦЕНКА УРОВНЯ УСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ В КОНТЕКСТЕ ФГОС»
Выступление учителя географии и биологии на ШМО...
Многообразие содержания и методов педагогического процесса
Педагогический процесс — последовательные изменения во всех его участниках: воспитанники продвигаются (в положительную или отрицательную сторону) в своей воспитанности и обученности,а педагог по...