Работа с "одаренными детьми"
статья на тему
Предварительный просмотр:
Работа с «одаренными детьми»
(из выступления на педсовете)
Цель: развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, развитие одарённости.
Основные задачи:
1. Реализация принципа личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании учащихся с повышенным уровнем обучаемости, активизация их интеллектуальных качеств в целях гармонического развития человека как субъекта творческой деятельности.
2. Создание оптимальных условий для выявления поддержки и развития одарённых детей.
3. Внедрение в учебно-воспитательный процесс всех видов и форм творческой самореализации, нестандартности научного и художественного мышления учащихся.
Принципы педагогической деятельности в работе с одарёнными детьми:
• Принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
• Принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
• Принцип создания условий для совместной работы учащихся и учителя.
Формы работы с одарёнными учащимися:
Урочная, внеурочная, заочная.
Внеурочная:
а) внеклассные мероприятия:
- участие в школьных предметных олимпиадах;
- интеллектуальный марафон;
- конкурсы;
- участие в работе научного общества;
- факультативы;
- элективы;
- кружки по интересам;
- занятия исследовательской деятельностью.
б) индивидуальные консультации:
• работа по индивидуальным планам;
• использование технологий, которые включают следующие этапы:
- актуализация мотивов,
- проблематизация,
- осмысление,
- анализ,
- рефлексия.
Заочная:
- участие в заочных всероссийских олимпиадах (например, «Русский медвежонок», «Кенгуру».)
- сотрудничество с другими школами, ВУЗами.
Урочная
предполагает личностно-ориентированный подход к учащимся, использование методов и приёмов, соответствующих таким требованиям, как:
- диалогичность;
- деятельностно-творческий характер;
- направленность на поддержку индивидуального развития ребенка;
- предоставление учащемуся необходимого пространства, свободы для принятия самостоятельных решений; творчества, выбора содержания и способов учения и поведения;
- внедрение методов проектов;
- доминирование индивидуально-групповых форм.
Характер заданий, предлагаемых учащимся:
1. репродуктивный;
2. частично-поисковый;
3. исследовательский;
4. творческий.
Домашнее задание предлагается на выбор, включая индивидуальные, домашние олимпиады.
Тип урока | Деятельность одарённого ученика | Деятельность учителя |
Урок изучения нового материала | Предлагает свой вариант подачи материала | Направляет |
Урок повторения и систематизации знаний | Составляет алгоритмы выполнения заданий, предлагает нестандартные решения задач | Предлагает возможные формы представления результатов |
Урок-семинар | Готовит и представляет ответ на вопрос, выходящий за рамки программы | Корректирует |
Урок-исследование | Ответственный за работу в группе (т.е. координатор) или выполняет самостоятельное исследование | Ориентирует в поле необходимой информации |
Урок контроля | Выполняет индивидуальное задание (например, олимпиадную работу прошлых лет) | Контролирует |
Урок-зачёт | Выполняет творческие задания | Консультирует по необходимости учащихся |
Урок-практикум | Выполняет роль консультанта | Обсуждает с учащимся пути решения задач |
Урок-лекция | Выполняет роль лектора вместо учителя (готовый реферат, доклад, презентацию проектов) | Обобщает, резюмирует полученные результаты |
Виды деятельности учителей:
1. Изучение результативности учебной деятельности учащихся и их внешкольной деятельности (создание банка данных «Одарённые дети», банка творческих работ учащихся);
2. Сотрудничество учителей, готовящих к олимпиаде, с учителями-предметниками, классным руководителем по изучению индивидуальных возможностей учащихся (взаимопосещение уроков учителей-предметников с целью изучения методики работы с одарёнными детьми);
3. Интеллектуальное просвещение учащихся, формирование культуры умственного труда (подготовка памятки и рекомендаций для учащихся по различным видам деятельности просвещения родителей талантливых: и одарённых школьников).
4. Организация и проведение внеклассных мероприятий, позитивно влияющих на творческое, интеллектуальное развитие учащихся (составление календаря массовых мероприятий с одарёнными детьми на учебный год).
5. Сотрудничество с психологической службой школы для организации коррекции интеллектуальных, умственных, творческих умений учащихся (подготовка психолого-педагогических характеристик на каждого одарённого школьника, благодаря которым учителя-предметники разрабатывают содержание индивидуальной программы обучения).
6. Создание мониторинга результативности работы с одарёнными детьми, анализ работы с одарёнными учащимися, перспективы в работе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация профориентационной работы с детьми «группы риска» и детьми-сиротами
Организация профориентационной работы с детьми «группы риска» и детьми-сиротами, детьми отставшими без попечения родителей социальным педагогом школы...

Коррекционно-развивающая работа с детьми старшей группе с задержкой психического развития.Из опыта работы с детьми, имеющим задержку психического развития
Задержка психического развития это – нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстаёт в своём раз...

Коррекционно-развивающая работа с детьми старшей группе с задержкой психического развития.Из опыта работы с детьми, имеющим задержку психического развития
Задержка психического развития это – нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстаёт в своём раз...

4.2. Работа с детьми из социально неблагополучных семей, детьми, попавшими в трудные жизненные ситуации, детьми из семей мигрантов, детьми с девиантным поведением (далее-сложные дети)
Справка, копии дипломов...

Выступление Тема: «Методы и формы коррекционной работы с дошкольниками с расстройствами аутистического спектра» Дискуссионная площадка. Вопрос – ответ: инклюзивное образование в ДОО, НОО «О коррекционной работе с детьми с ОВЗ и детьми инвалидами в рамках
ВыступлениеТема: «Методы и формы коррекционной работы с дошкольниками с расстройствами аутистического спектра»Дискуссионная площадка. Вопрос – ответ: инклюзивное образование в ДОО, Н...

Раздел 2.4. Организация работы с детьми с особыми потребностями в образовании, детьми с ОВЗ, детьми- сиротами, детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации
Организация работы с детьми с особыми потребностями в образовании, детьми с ОВЗ, детьми- сиротами, детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации...
2.5. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОСОБЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ В ОБРАЗОВАНИИ, ДЕТЬМИ С ОВЗ, ДЕТЬМИ-СИРОТАМИ, ДЕТЬМИ, НАХОДЯЩИМИСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ
В творческом объединении «Мастерица» с 2019 по 2024 годы дети с ОВЗ, дети-сироты и дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации не обучаются....