Логопедическое занятие в подготовительной группе "Путешествие в страну твердых и мягких согласных звуков"
план-конспект на тему

На логопедическом занятии активно используются здоровьесберегающие технологии, применяютя элементы песочной терапии. Это значительно повышает качество коррекционного воздействия и вызывает интерес к  занятиям у детей с речевыми нарушениями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logopedicheskoe_zanyatie_v_dou.docx21.66 КБ

Предварительный просмотр:

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕМЕНТОВ ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ

«ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ТВЕРДЫХ И МЯГКИХ

СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ»

Коррекционно-образовательные цели: развитие умения различать твердые и мягкие согласные; формирование звукобуквенного анализа и синтеза; расширение словарного запаса; формирование лексико-грамматических представлений.

Коррекционно-развивающие цели: развитие навыка построения простой фразы, связной речи, речевой артикуляции, мышления; развитие фонематического слуха и восприятия; развитие мелкой моторики; совершенствование зрительно-пространственной ориентировки, развитее творческого воображения, снятие эмоционального напряжения.

Коррекционно-воспитательные цели: формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, инициативности. Воспитание гуманного отношения к живой природе.

Оборудование: успокаивающая и расслабляющая музыка на фоне звуков природы [«Волшебная дорога» композитор и аранжировщик: Александр Степаненко]; песочница, игрушки киндер-сюрприз [деревья, цветы, колодец, забор]; деревянные домики с соломенной и кирпичной крышей; гласные буквы; предметные картинки для выделения четвертого лишнего [белка, барсук, корова, коза, курица, петух], презентация.

Ход занятия.

I Организационный момент.

[Готовность детей к занятию]

II Психологический настрой [создание эмоционально положительного фона]

Придумано кем –то

Просто и мудро,

При встречи здороваться

Доброе утро!

Доброе утро солнцу и птицам

Доброе утро улыбчивым лицам!

III Подготовка к восприятию материала [развитие фонематического слуха- прослушивание диска с записью звуковых эффектов]

Логопед:  Я хочу пожелать вам доброго утра. И хочу чтобы вы узнали на занятии много нового и интересного.

Логопед: Закройте глазки и послушайте. Что вы слышите? [включается диск с различными звуковыми эффектами]

Дети: звуки.

Логопед: Какие звуки вы услышали? [дети перечисляют]. Это речевые или неречевые звуки?

На какие две большие группы можно разделить речевые звуки?

Дети: Речевые звуки делятся на гласные и согласные.

Логопед: Одни согласные звучать мягко, ласково. Как называются эти согласные?

Дети: Мягкие согласные.

Логопед:  А другие звучат твердо. Как называются эти согласные?

Дети: Твердые согласные.

Логопед: Как вы думаете, в страну, каких согласных мы отправимся в гости?

Дети: В страну твердых и мягких согласных.

IVАртикуляционная гимнастика [развитие артикуляционной моторики].

Логопед: В этой стране все жители говорят красиво, четко и правильно. И мы должны стараться говорить так же. Для этого мы сделаем артикуляционную гимнастику.

«Лопаточка»

Язык широкий покажи

И лопатку подержи.

«Змейка»

«Осторожно народ:

Змея в пещере живет.

Кто ее не хвалит

Того  она ужалит»

«Чашечка»

Язычок наш поумнел

Чашку сделать он сумел

Можно чай туда налить

И с конфетками попить

Логопед: Молодцы, наши язычки постарались и стали послушными.

V Основная часть [работа с песком – снятие эмоционального напряжения, развитие творческих способностей; закрепление понятий твердых и мягких согласных, развитие мелкой моторики]

Логопед: Ребята, чтобы попасть в волшебную страну, я произнесу заклинания.

Быстро, быстро покружись

В волшебной стране очутись.

Работа с песком

Дети подходят к песочнице.

Логопед: Ребята, посмотрите, с жителями страны случилась беда. Злой волшебник налетел и разрушил их страну. Что же делать? Как вы думаете?

Дети: Помочь жителям построить их страну.

Логопед: Как и в нашем саду в этой стране нужно соблюдать особые правила.

[Правило работы с песком]

Здесь нельзя кусаться, драться

И в глаза песком кидаться!

Можно строить и чудить

Можно много сотворить

Чтоб общаться и дружить.

Логопед: Что нельзя делать в этой стране?

[Упражнение на релаксацию]Звучит классическая музыка, дети совершают легкое поглаживание по песку.

Логопед: Послушайте как тихо в этой стране. Кругом один песок. Но этот песок непростой, он волшебный и может чувствовать ваши прикосновения и говорить. Послушайте, он с вами здоровается, но очень-очень тихо. Положите ладошки на песок. Давайте его погладим ладошками. Ребята, какой песок, расскажите о нем.

Дети: Гладкий, сухой, теплый, мягкий.

Логопед: Ребята, как вы думаете, где звукам будет лучше жить на улице или в домиках? Посмотрите на домики, которые я вам приготовила.  Домик, с какой крышей будет у твердых согласных.

Дети: У твердых согласных будет домик с крепкой, твердой, кирпичной крышей.

Логопед: А какой домик будет у мягких согласных?

Дети: У мягких согласных будет домик с мягкой, соломенной крышей.

Логопед: В правом верхнем углу будет стоять домик твердых согласных. [дети размещают домик] А в нижнем левом углу- мягких согласных. А между этими домиками у нас будет протекать широкая река. Давайте пальчиками нарисуем ее. А песочек непростой, он приготовил для вас сюрпризы. Давайте опустим ручки в песок и попробуем отыскать сюрпризы. Что вы нашли? [ в песке спрятаны гласные  буквы I и II ряда]

Дети: Мы нашли в песочке буквы.

Логопед: Что обозначают буквами? [звуки] А для чего они в этой стране нужны, какую работу они выполняют?

Дети: Эти звуки помогают согласным быть твердыми и мягкими.

Логопед: Расселите гласные буквы по домикам. Те гласные, которые помогают согласным быть мягкими, определите в домик с мягкой крышей, а те гласные, которые помогают согласным быть твердыми в домик с твердой крышей   [совместная работа с детьми, проверка]. Посмотрите, на пороге каждого домика стоят согласные звуки, давайте  соединим гласный звук с  согласным и прочитаем  слоги. Может страна обойтись без этих звуков? Давайте нашу страну сделаем красочной, яркой. Украсим ее. [Звучит музыка. Дети украшают страну,  выкладывают на песке камешки, выставляют деревья и цветы, колодец -игрушки киндер-сюрприз]. Логопед расспрашивает детей, чем они украсили сказочную страну.

Логопед: Прекрасная страна у нас получилась.  Мы очень помогли жителям. А теперь вытираем руки влажными салфеточками и  будем возвращаться домой. Поблагодарим песочек.

Спасибо добрый наш песок

Ты пообщаться нам помог.

VI Физминутка [координация речи с движением].

Мы из леса дружно вышли,

Поднимаем ноги выше

Через кустики и кочки

Через ветви и пенечки.

VII Закрепление [развитие зрительного внимания, мышления].

Логопед: Мы вернулись из волшебной страны. Где мы с вами проходили по пути домой.

Дети: Мы проходили через лес.

Логопед: А кого можно встретить в лесу?

Дети: В лесу можно встретить животных.

Д/и «Четвертый лишний» [в первом варианте выделить лишнюю белку, во втором – барсука].

Логопед: Посмотрите на эти картинки, давайте составим схемы этих слов. Чем отличаются эти схемы.

Дети: В слове белка первый звук мягкий согласный, обозначается зеленым квадратом,  а в слове барсук первый согласный твердый – синий квадрат.

Логопед:  Какой гласный звук вам помог определить мягкость согласного? Твердость согласного?

VIII  Итог занятия [оценка работы детей].

Логопед: Молодцы ребята, вы прекрасно потрудились. В какой стране вы побывали? Что было для вас сложным? Что больше всего понравилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 3- М№4 Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки. Твёрдые и мягкие согласные звуки. Значение букв Е, Е, Ю, Я.

Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 3-  М№4 Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки.Твёрдые и мягкие согла...

Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной группе для детей с заиканием. Тема: Дифференциация звуков Л — Ль.

Данный конспект  разработан для детей старшего дошкольного возраста, имеющих заикание. В конспекте отражены цели занятия, ход занятия и необходимое оборудование, а так же представлены фотографии ...

Тема открытого занятия: Твердые и мягкие согласные звуки. Обозначение мягкости согласных гласными II ряда.

Большое затруднение вызывает у детей младшего школьного возраста умение различать мягкие и твердые согласные. Детей нужно научить слышать эти звуки. Для этого я делаю акцент на гласные  звуки I ...

конспект логопедического занятия для учащихся 2 класса по теме «Дифференциация парных согласных звуков и букв «Б-П» в словах и словосочетаниях, предложениях»

Данное занятие предназанчено для детей с ограниченными возможностями здоровья, способствует развитию слуховой дифференциации звуков, различению парных согласных на письме....

Логопедическая викторина "Твердые и мягкие согласные"

Логопедическая викторина для группы учащихся 2 класса со смешанной дисграфией....

Твердые и мягкие согласные звуки

Занятие на тему "Твердые и мягкие согласные звуки"  проводится во втором классе в форме телевизионной игры " Умники и умницы". Целью занятия является:  закрепление умения проводить дифференц...

Логопедическое занятие для учащихся 2-го класса. Буквы О - Ё после твёрдых и мягких согласных звуков, букв.

Конспект логопедического занятия в условиях школьного логопункта для учащихся 2-го класса.Тема: Буквы О - Ё после твёрдых и мягких согласных звуков, букв....