Твердые и мягкие согласные звуки
план-конспект на тему

Cычева Ирина Александровна

Занятие на тему "Твердые и мягкие согласные звуки"  проводится во втором классе в форме телевизионной игры " Умники и умницы". Целью занятия является:  закрепление умения проводить дифференциацию твердых и мягких согласных звуков, обозначаемых с помощью гласных букв и буквы Ь; развитие слухового внимания, кратковременной памяти, мышления; воспитание умения играть по правилам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tverdye_i_myagkie_soglasnye_zvuki_2-y_klass.docx21.75 КБ

Предварительный просмотр:

 

ИГРА «УМНИКИ И УМНИЦЫ»

Тема: Твердые и мягкие согласные звуки 2-й класс

Учитель-логопед МБОУ «Никифоровская СОШ №2» Сычева И.А.

Цель: закрепить умение проводить дифференциацию твердых и мягких согласных звуков, обозначаемых с помощью гласных букв и буквы Ь; развивать слуховое внимание, кратковременную память, мышление: воспитывать умение играть по правилам.

Ход занятия

1.        Оргмомент

Объяснение правил игры «Умники и умницы». Представление участников: ведущего, жюри, теоретиков, агонистов.

Игра «Умники и умницы» состоит из трех частей - трех агонов. Перед первым и вторым агопами происходит отбор участников (агонистов) в количестве трех человек. Ими становятся те. к го быстрей всех правильно ответят на вопросы ведущего. Агонисты становятся на дорожки красною, желтого и зеленого цвета по выбору (первый агонист выбирает дорожку первым, затем возможность выбора получает второй агонист, третьему достается последняя свободная дорожка). Па зеленой дорожке можно сделать до двух ошибок на четыре предложенных вопроса (дорожка, из 4 квадратиков), на желтой -         имеется право на одну ошибку из грех вопросов (дорожка из 3 квадратиков), на красной дорожке нет права на ошибку (дорожка из 2 квадратиков, предъявляется два вопроса). Остальные участники находятся на своих местах —- они теоретики. Они могут отвечать на те вопросы, на которые затрудняются ответить агонисты. В случае правильного ответа теоретик получаем орден. В третьем, финальном агоне, принимает участие теоретик, набравший наибольшее количество орденов. Также в финале участвуют победители двух предварительных агонов.

2.        Отбор участников первого агона

Ведущий. Отгадайте загадки. В отгадке должен быть мягкий звук на конце слова. 1). Он всюду: в поле и в саду,

                А в дом не попадет.

                И никуда я не иду,

                 Покуда он идет.

(Дождь)

2). Сколько бы ни ел,

 Никогда сыт не бывает.

(Огонь)

3). Спит или купается,

Все не раздевается.

     Целый день на ножках Красные сапожки. (Гусь)

3.        Первый агон Задание 1

Зеленая дорожка. Сколько мягких согласных звуков в слове «Юлия»? (3)

Желтая дорожка. Сколько мягких согласных звуков в слове «Квгения»? (4)

Красная дорожка. Сколько мягких согласных звуков в слове «Эмилия»? (3)

Задание 2

Зеленая дорожка. Измените слово так, чтобы время года стало игрой. (Слово «лето» — на наборном полотне. Участник должен заменить букву, чтобы получилось слово «лото».)

Желтая дорожка. Что нужно сделать, чтобы имя девочки стало небесным телом? (Лена   -  лупа.)

Красная дорожка. Что нужно сделать, чтобы длинная палка стала цифрой? (Шест -   шесть).

Задание 3

Зеленая дорожка. Назовите слово, оканчивающееся на -ль из 4 букв, означающее «летний месяц».

(Июль)

Желтая дорожка.   Назовите  слово,  оканчивающееся  на ль из 4 букв,  означающее  необходимая

приправа к пище». (Соль)

Красная дорожки. Назовите слово, оканчивающееся на -ль из 4 букв, означающее «часть автомобиля».

(Руль)

4.Объявление победителя первого агона (победителя может и не быть, если агонисты сошли со своих дорожек, сделав больше ошибок, чем допущено).

5.Отбор участников второго агона

  1. Назовите слово, в котором все согласные звуки твердые.
  2. Назовите слово, в котором все согласные звуки мягкие.
  3. Назови те слово, в котором первый согласный звук твердый, а второй мягкий.

6.        Второй агон Задание 1

Зеленая дорожка. Какими звуками различаются слова «лук — люк»?

Желтая дорожка. Какими звуками различаются слова «мышка — мишка»? Красная дорож-ка. Какими звуками различаются слова «нос — нес»?

Задание 2

Зеленая дорожка. Заполните таблицу: «помещение для приготовления еды» (Кухня)

_ _ _ н  я  

Желтая доро.ж'ки. Заполните таблицу: «музыкальное произведение» (Песня)

_ _ _ н  я  

 

Красная дорожки. Заполните таблицу: «след, накатанный лыжами» (Лыжня)

_ _ _ н  я  

Задание 3

Зеленая  дорожка.   Отгадайте  слово  по  описанию  и   скажите,   какое  несоответствие  есть  между написанием и произношением: «Сквозной проезд под землей в горах». (Туннель)

Желтая  дорожка.   Отгадайте  слово  по  описанию  и  скажите,  какое  несоответствие  есть  между написанием и произношением. «Приспособление для улавливания радиоволн» (Антенна).

Красная дорожка. Найдите ошибку в произношении:

В воскресный день

С сестрой моей

Мы вышли со двора.

Я поведу тебя в музЭй.

 — Сказала мне сестра.

7.Объявление победителя второго агона (победителя может и не быть, если агониеты сошли со своих дорожек, сделав больше ошибок, чем допущено).

8. Отбор участников финального агона

Финалистами становятся победители предварительных агонов и теоретик, получивший наибольшее количество орденов. Первым выбирает дорожку первый финалист, вторым второй, а теоретику достается последняя свободная дорожка. Ксли в предварительных агонах победителей выявлено не было, в финал выходят только теоретики (по количеству орденов). Выбор дорожек происходи! в соответствии с количеством орденов.

9.        Финальный агон Задание 1
Нелепая дорожка. Какое слово лишнее»?
Лебеда,
собака, лисица, рябина.
Желтая дорожка. Какое слово «лишнее»?
Линия, деньги, белье,
антенна.
Красная дорожка.
Какое слово «лишнее»?
Бабочка, ромашка, катушка, корова.
Задание 2

Зеленая дорожка.  Послушайте стихотворение и скажите, какой непарный твердый согласный зв\к встречается в стихотворении два раза:

Два березовых коня

Через лес несут меня.

Кони эти рыжи,

А зовут их лыжи. (Ж)

Желтая дорожка.  Послушайте стихотворение и скажите, какой непарный твердый согласный зв\к встречается в стихотворении три раза:

Белка с ветки

В свой домишко

Перетаскивала

Шишки. (III)

Красная дорожка. Послушайте стихотворение и скажите, какой непарный твердый согласный зв\к встречается в стихотворении два раза:

Бегают две курицы

 Прямо на улице. (Ц)

Задание 3

Зеленая дорожка. Узнайте слово по описанию и заполните таблицу. Водоплавающая птица. (Чайка)

Желтая дорожка. Узнайте слово по описанию и заполните таблицу. Летняя трикотажная рубашка без рукавов. (Майка)

Красная дорожка. Подберите слово из четырех звуков, в котором первый согласный звук был бы мягкий, а второй твердый. (Мята, липа, зима.)

 Подведение итогов игры. Награждение победителей. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 3- М№4 Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки. Твёрдые и мягкие согласные звуки. Значение букв Е, Е, Ю, Я.

Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 3-  М№4 Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки.Твёрдые и мягкие согла...

презентация "Различие твердых и мягких согласных"

В данной презентации рассказывается о том,как различить мягкие и твердые согласные....

Итоговое занятие по теме: «Твердые и мягкие согласные».

Данная работа - итоговое обобщающее занятие по теме: «Твердые и мягкие согласные». Детям предлагаются различные упражнения на уточнение и закрепление умения выделять и дифференцировать гласные 1 ...

Тема открытого занятия: Твердые и мягкие согласные звуки. Обозначение мягкости согласных гласными II ряда.

Большое затруднение вызывает у детей младшего школьного возраста умение различать мягкие и твердые согласные. Детей нужно научить слышать эти звуки. Для этого я делаю акцент на гласные  звуки I ...

Логопедическое занятие в подготовительной группе "Путешествие в страну твердых и мягких согласных звуков"

На логопедическом занятии активно используются здоровьесберегающие технологии, применяютя элементы песочной терапии. Это значительно повышает качество коррекционного воздействия и вызывает интерес к ...

Согласные твердые и мягкие/ Согласные звонкие и глухие

План-коспект урока по русскому языку ( 5 класс) на тему:Согласные твёрдые и мягкие / Согласные звонкие и глухие...

Дифференциация твердых и мягких согласных, обозначение мягкости/твердости согласных спомощью букв у - ю.

Конспект урока  по логопедии для учащихся  3 класса I варианта обучения. Практическое овладение обзначением на письме твердости и мягкости согласных с помощью гласных У - Ю....