Индивидуальная образовательная программа по математике для 5 класса.
рабочая программа (5 класс) на тему

Калашникова Марина Петровна

Данная программа расчитана для расширения знаний по математике обучающихся 5 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iop_po_matematike.docx43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа №4 р.п. Лесогорск

Рассмотрено                          Согласовано                            Утверждено

МО____________                  «___»_______2015г               Приказ №_____

Протокол №__                       Зам. директора по УВР         от «___»____2015г.

От «__»______2015г.             _________________             Директор МОБУ СОШ

Руководитель МО                   _________________            ______А. В. Наумова

                                               

                                               

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

по математике

для группы обучающихся 5 классов

Предметная область: математика

Направленность: углубление знаний

                                                                   Разработала:

Калашникова Марина Петровна,

учитель математики,

                                                                   высшая  квалификационная категория  

2015 год

Пояснительная записка

Индивидуальная образовательная программа по математике для группы обучающихся 5 классов составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:

  1. Федеральный Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 г. № 373, зарегистрирован в Минюсте России 22.12.2009 г., регистрационный номер 15785) с изменениями (утверждены приказами Минобрнауки России от 26.11.2010 г. № 1241, зарегистрирован в Минюсте России 04.02.2011 г., регистрационный номер 19707, от 22.09.2011 г. № 2357, зарегистрирован в Минюсте России 12.12.2011 г., регистрационный номер 22540).
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 г. № 1897, зарегистрирован в Минюсте России 01.02.2011 г., регистрационный номер 19644).
  4. Приказ Минобрнауки России «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» от 31.03.2014 N 253 (ред. от 08.06.2015).
  5. Распоряжение министерства образования Иркутской области «О региональном учебном плане для общеобразовательных учреждений Иркутской области, реализующих программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, на 2011-2012, 2012-2013 учебные годы» от 12.08.2011 г. № 920-мр.
  6. Письмо Министерства образования Иркутской области «Об использовании регионального учебного плана образовательными организациями Иркутской области» от 04.06.2014 г. № 55-37-5064/14.
  7. Письмо Министерства образования Иркутской области «Об учебном плане пилотных площадок опережающего введения ФГОС» от 07.06.2013г. № 55-37-4842/13.
  8. Основная образовательная программа начального общего образования, утвержденная приказом МОБУ СОШ № 4 р.п. Лесогорск от 05.09.2011 г. № О-53/1.
  9. Приказ МОБУ СОШ № 4 р.п. Лесогорск «О внесении изменений в основную образовательную программу начального общего образования» от 28.08.2015 г. № О-82.
  10. Основная образовательная программа основного общего образования, утвержденная приказом МОБУ СОШ № 4 р.п. Лесогорск от 29.08.2014 г. № О-74.
  11. Приказ МОБУ СОШ № 4 р.п. Лесогорск «О внесении изменений в основную образовательную программу основного общего образования» от 28.08.2015 г. № О-83.
  12. Учебный план МОБУ СОШ № 4 р.п. Лесогорск на 2015-2016 учебный год, утвержденный приказом МОБУ СОШ № 4 р.п. Лесогорск «Об утверждении учебного плана на 2015-2016 учебный год» от 28.08.2015 г. № О-79. 
  13. Положение «О структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ предметов и дисциплин,  курсов по выбору, курсов дополнительного образования». Рассмотрено на методическом совете школы 19.05.2012 г., утверждено приказом директора МОБУ СОШ № 4 от 01.09.2012 г. № О-53/1.
  14. Примерная программа по математике. Сост. Бурмистрова Т.А. - М.: Просвещение, 2012

Данная индивидуальная образовательная по математике для группы обучающихся 5 классов разработана на основе Примерной программы по математике. Сост. Бурмистрова Т.А. - М.: Просвещение, 2012г, в соответствии с ФГОС и учебным планом МОБУ СОШ № 4 р.п. Лесогорск на 2015-2016 уч. год.

Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю).

Цель  программы: расширение кругозора, развитие логического мышления, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей.

  1. Задачи:

  • активизировать исследовательскую и познавательную деятельность учащихся;
  • поддерживать интерес к дополнительным занятиям математикой и желание заниматься самообразованием, тем самым создать базу каждому учащемуся для дальнейших личных успехов;
  • воспитывать у учащихся потребность в самостоятельном поиске знаний и их приложений.

Принципы программы:

  •  занимательность (включение в программу конкурсных игровых заданий);
  •  добровольность (приобщение к деятельности с учётом возможностей, склонностей и интересов учащихся);
  • научность (раскрытие существенных связей и зависимостей в рассматриваемом материале, установление закономерностей, умение делать выводы, включение в исследовательско-поисковую работу);
  • доступность (подбор заданий с учётом возрастных особенностей учащихся);
  • практичность (использование учащимися полученных знаний и умений, усвоенной математической терминологии в дальнейшей работе на уроках, математических конкурсах и олимпиадах);
  • дифференцированность (предоставление разноуровневых заданий).

Тематическое планирование

Название темы

Количество часов

1.

Числовые множества. Действия с числами.

5

2.

Текстовые задачи.

11

3.

Графы на плоскости

4

4.

Геометрические задачи

7

5.

Математические соревнования, ребусы

7

Итого:

34

Содержание программы

Тема 1: Числовые множества. Действия с числами (5 часов)

Теория: Историческая информация о происхождении чисел.

Практика: Создание учащимися презентаций. Создание и решение своих задач с использованием старинных мер. Решение задач без карандаша и бумаги.

Тема 2: Текстовые задачи (11 часов)

Теория: Текстовые задачи. Задачи, решаемые с конца.  Геометрические задачи. Задачи на разрезание. Задачи на переливания. Задачи на взвешивания.  Логические задачи.

Практика: Решение задач. Составление задачника. Конкурс «Лучший решатель».

Тема 3: Графы на плоскости (4 часа)        

Теория: Теория графов. Элементы теории графов

Практика: Решение задач

Тема 4: Геометрические задачи (7 часов)

Теория: Основы геометрии на плоскости и в пространстве.

Практика: Решение задач со спичками. Решение геометрических задач.

Тема 5: Математические соревнования, ребусы (7 часов)

Теория: Ребусы. Математические ребусы

Практика: «Математическая карусель», «Устная олимпиада»,  «Умники и умницы», «Интеллектуальный марафон», «Ребусомания»

Требования к уровню подготовки учащихся 5 классов на конец учебного года

Личностные результаты

  • развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
  • развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
  • воспитание чувства справедливости, ответственности;
  • развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

Метапредметные результаты

  • освоить основные приёмы и методы решения нестандартных задач;
  • уметь применять при решении нестандартных задач творческую оригинальность, вырабатывать собственный метод решения;
  • успешно выступать на математических соревнованиях.
  • Анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции.
  • Выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции.
  • Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
  • Объяснять (доказывать) выбор способа действия при заданном условии.
  • Анализировать предложенные возможные варианты верного решения.

Предметные результаты

  • умение работать с математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;
  • развитие представлений о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел; овладение навыками  устных, письменных, инструментальных вычислений;
  • овладение основными способами представления и анализа статистических данных; наличие представлений о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, о вероятностных моделях;
  • овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира; развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;
  • научить узнавать вид чисел, сравнивать их, выполнять арифметические действия над ними, знать порядок арифметических действий;
  • научить использовать и составлять алгоритмы для решения задач;
  • научить исследовать задачи, видеть различные способы их решения.
  • умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.

Универсальные учебные действия

  • Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
  • Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.
  • Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.
  • Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.
  • Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
  • Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
  • Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения,
  • Использовать критерии для обоснования своего суждения.
  • Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
  • Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

Основные формы проверки знаний:

  • тестирование;
  • личная олимпиада;
  • математические соревнования

Система оценивания

Рекомендации к оценке ЗУН: зачтено, не зачтено.

Материально-техническое, учебно-методическое и информационное обеспечение образовательного процесса

Материально-техническое обеспечение  программы:

  • Компьютер.
  • Интерактивная  доска. Мультимедийный проектор.
  • Комплект презентаций по математике, истории математики.
  • Медиатека  учителя.

Список методической литературы для учителя

  1. Занимательные математические задачи. Дополнительные занятия для учащихся 5 классов: Учеб. пособие / Составители А. М. Быковских, Г. Я. Куклина. 2-е изд., испр. Новосиб. гос. ун-т. Новосибирск, 2010.
  2. Задачи для внекласной работы по математике в 5-6 классах / сост.В.Ю.Сафонова, М.:МИРОС, 1995
  3. Математика. Дидактические материалы, Москва, «Просвещение», 2000
  4. Олимпиадные задания по математике 5-8 классы.(500 нестандартных задач для проведения конкурсов и олимпиад. Развитие творческой сущности учащихся). / автор-составитель Н.В.Заболотнева.- Волгоград: Учитель, 2006.
  5. Спивак А. В. Математический праздник. М.: Бюро Квантум, 2000.
  6. Спивак А. В. Тысяча и одна задача по математике. М.: Просвещение, 2002.

Список литературы для обучающихся, развивающей познавательный интерес:

  1. Шарыгин И.Ф., Ерганжиева Л.Н.  Наглядная  геометрия: Учебное  пособие  для  учащихся V –VI  классов. М.: МИРОС,  1995  год.
  2. Шарыгин И.Ф., Шевкин А.В.  Математика:  Задачи  на смекалку: Учебное  посбие  для  5 – 6  классов  общеобразовательных  учреждений. М.: Просвещение, 1995  год.
  3.  Шарыгин И.Ф., Шевкин А.В. Задачи на смекалку. М.: Просвещение, 2006 год.

Электронные образовательные ресурсы

  1. http://nsportal.ru/nikolaeva-elena-vasilevna
  2. http://mathworld.ru/
  3. http://www.develop-kinder.com
  4. http://lineyka.inf.ua


Учебно-тематическое планирование

ИОП на углубление и расширение знаний по математике

Класс  5

Учитель    Калашникова М. П.

Количество часов: всего 34 часа; в неделю 1 час.

Планирование составлено на основе Примерной программы по математике. Сост. Бурмистрова Т.А. - М.: Просвещение, 2012г.

Календарно-тематический план

Содержание предмета (курса)

№ урока

Дата

(план)

Дата (факт)

Тема

Формы

обучения

Формы контроля

УУД (предметные и метапредметные)

Числовые множества. Действия с числами (5 часов)

1

Историческая информация о происхождении чисел.

  • развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

2

Решение текстовых задач.

  • развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;

3

Создание и решение своих задач с использованием старинных мер.

  • воспитание чувства справедливости, ответственности;

4

Решение задач без карандаша и бумаги.

  • развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

5

Сложение и вычитание именованных чисел.

  • Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.

Текстовые задачи (11 часов)

6

Текстовые задачи.

-уметь читать и записывать числовые выражения, находить значения выражений;

-уметь читать и записывать буквенные выражения, выполнять числовую подстановку переменной.

7

Задачи, решаемые с конца.  

уметь находить значение буквенного выражения при заданном значении буквы;

-уметь вычислять значение числового выражения, выбирая удобный порядок действий;

-уметь решать задачи с помощью уравнений

8

Геометрические задачи.

-уметь читать и записывать формулы;

-знать формулу пути;

-уметь производить вычисления по формуле пути, получать производные от неё формулы скорости и времени;

уметь решать задачи на известные зависимости.

  • овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира; развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;

9

Задачи на разрезание.

  • Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.
  • Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.

10

Задачи на переливания.

  • умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.

11

Задачи на взвешивания.

12-13

Логические задачи.

  • Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.
  • Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.
  • Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.

14

Решение задач.

  • умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.

15

Составление задачника.

  • Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.
  • Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.

16

Конкурс «Лучший решатель».

  • Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.

Графы на плоскости (4 часа)

17

Теория графов. Элементы теории графов

Моделировать в процессе совместного обсуждения, умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.

18-20

Решение задач с помощью графов.

Геометрические задачи (7 часов)

21

Основы геометрии на плоскости и в пространстве.

  • овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира; развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;

22-24

Решение задач со спичками.

  •  Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.

25-27

Решение геометрических задач.

-уметь читать и записывать формулы;

-знать формулу пути;

-уметь производить вычисления по формуле пути, получать производные от неё формулы скорости и времени;

уметь решать задачи на известные зависимости.

Математические соревнования, ребусы (7 часов)

28

Ребусы. Математические ребусы

  • Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.

29

Составление математических ребусов.

  • Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.
  • Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.

30

«Математическая карусель»

-уметь выполнять сложение и вычитание смешанных чисел;

-уметь решать уравнения на нахождение слагаемого, уменьшаемого и вычитаемого со смешанными числами.

31

«Устная олимпиада»  

  • умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера

32

«Умники и умницы»

33

 «Интеллектуальный марафон»

  • Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.

34

«Ребусомания»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальная образовательная программа по математике 6 класс

Продуктивное обучение в рамках общеобразовательной средней школы может быть осуществлено с помощью индивидуальных маршрутов обучения. Я попыталась составить нормативный документ, который отражал бы эт...

Педагогический проект «Разработка индивидуальной образовательной программы для учащегося 8 класса с умственной отсталостью, обучающегося в условиях индивидуального обучения»

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА Приоритетные цели и задачи, решение которых требует построение адекватной системы психолого-педагогического сопровождения ребенка с ООП, определены Конвенцией модернизации российс...

Индивидуальная образовательная программа для 9-11 классов по физике.

Индивидуальная образовательная программа создана для учащихся 9 – 11 классов, проявляющих повышенный интерес к физике, имеющих высокое качество знаний по предмету и проявляющих способности по физике. ...

Юрченко Е.Ф. "Содержательные аспекты разработки и реализации индивидуальной образовательной программы по истории в классе со сложным дефектом".

Статья опубликована  в сборнике ""Особенный" ребёнок в образовательном пространстве города",- Москва, 2012г.  Международный проект. (Создание оптимальных условий для комплексного сопровожден...

Индивидуальная образовательная программа для учащегося 2 класса

Индивидуальная образовательная программа для учащегося 2 класса...

Индивидуальная образовательная программа учителя математики

Индивидуальная образовательная программа учителя разработана с целью повышения уровня профессиональной педагогической компетентности для реализации поставленных задач. ИОП составлена с учетом требован...