Христианизация Великобритании и результаты ее деятельности
статья на тему

Краснощёкова Татьяна Владимирвна

Каждый учитель мечтает приобщить своих учащихся к изучению своего предмета, хочет видеть их более развитыми, любознательными. Все хорошо знают, как непросто воспитать у учащегося потребность изучать, убедить каждого ученика в том, что ему нужно знать предмет и поддерживать интерес к нему. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gbou_vpo_mo.docx305.6 КБ

Предварительный просмотр:

 

 

Тема: «Христианизация Великобритании и результаты ее деятельности»

http://st07.ru/lng/data/img/tmp/angl_sredneangliyskiy.gif         http://dic.academic.ru/pictures/wiki/files/50/6508b5f4254cf666b52b61fed7539944.jpg           Chaucer-canterburytales-miller.jpg

                    »

                                     Краснощёкова Т.В., учитель английского языка

                                           МБОУ «Тучковская СОШ №3 с УИОП»

                   

                       г. Москва 22.11. 2015г.

                                                   -1-

План:

1.Цели и задачи изучения страноведения.

2.Формирование английского языка.

3.Джеффри Чосер и процесс формирования языка от староанглийского к среднеанглийскому

1.Каждый учитель мечтает приобщить своих учащихся к изучению своего предмета, хочет видеть их более развитыми, любознательными. Все хорошо знают, как непросто воспитать у учащегося потребность изучать, убедить каждого ученика в том, что ему нужно знать предмет и поддерживать интерес к нему.

Цель освоения дисциплины «Страноведение Великобритании» – сформировать страноведческую компетенцию, необходимую для адекватного владения иностранным языком как средством обучения на основе системы знаний об этапах исторического развития, социальной действительности, экономике и культуре страны изучаемого языка. Формировать представление о мире как о едином пространстве во всем многообразии национальных культур, где английский язык выступает в роли основного средства международного общения. Воспитание толерантного мышления, культуры взаимодействия, понимания общности задач в гуманитарной области и в деле сохранения окружающей среды.  

 

Данная цель предполагает следующие задачи:

1. обогатить учеников знаниями об историко-культурном развитии Великобритании, исторической памяти и культурном наследии этого народа, образе жизни людей в современном британском обществе;

2. развить умения проводить сопоставления между родной и изучаемой культурами на иностранном языке, билингвальные умения представлять свою страну в англоязычной среде;

3. обогатить представления учащихся об этике общения в англоязычной среде с носителями языка;

4. развить умения использовать английский язык как средство образования и самообразования при изучении других культур;

5. научить приемам и навыкам самостоятельной работы при поиске информации из различных источников;

6. формировать навыки редактирования и оформления различных видов письменных работ в том числе с использованием компьютерных технологий;

7. развивать творческие способности учащихся на основе проектной методики;

8.  формировать риторические навыки (письменные и устные).

                                               -2-

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

· основные исторические события, оказавшие влияние на развитие изучаемого языка;

· географическое положение, экономику и культуру страны изучаемого языка;

· этические и нравственные нормы поведения, принятые в инокультурном социуме, модели социальных ситуаций, типичных сценариях взаимодействия.

Уметь:

· применять страноведческие знания в процессе коммуникации;

· применять для своего интеллектуального развития, повышения культурного уровня, профессиональной компетенции;

· работать с основными информационно-поисковыми и экспертными системами, системами представления знаний;

Владеть:

· культурой мышления;

· осуществлять межкультурный диалог на уроках и в   сферах общения.

2. Английский язык, как и любой другой, — это живой организм, ни на минуту не останавливающийся в своем развитии В процессе формирования английский язык   претерпевал различные изменения под влиянием огромного количества исторических событий. Британские острова за свой долгий период существования не раз подвергались иноземным завоеваниям. В процессе развития язык изменяется не только под влиянием языковых законов и перемен, но и благодаря изменениям в общественной жизни языкового сообщества.

Основные этапы формирования английского языка

Доподлинно известно, что около 700 г до н. э. Британские острова населяли кельтские племена. Говорили они на языках, принадлежащих к группе индоевропейских языков. И кто знает, как бы сложилась судьба английского языка, и существовал бы он вообще, если бы не слава Британских островов как земель, изобилующих золотом и серебром. Именно завоеваниями был запущен процесс начала формирования английского языка.

Процесс формирования делят на три периода:

древнеанглийский (450-1066 гг)

среднеанглийский (1066-1500 гг)

новоанглийский (с 1500 г)

Древнеанглийский период.

Завоевание Британии Римом началось в 43 году н. э. Самым главным новшеством в это время можно считать появление письменности, латынь становится языком образованных городских жителей.

                                                   -3-

С начала 5 века началось завоевание Британии германскими племенами (англы, саксы и юты), что привело к появлению нового германского языка- английского.   Интенсивное формирование английского языка начинается именно с их приходом. Набеги скандинавов (с кон. 8 в.),  привели к взаимодействию близкородственных языков - английского и скандинавских, что сказалось в наличии в современном английском языке значительного количества слов скандинавского происхождения и способствовало усилению ряда грамматических тенденций, имевшихся в древнеанглийском языке На этом первый этап формирования английского языка можно считать оконченным. В результате смешивания образовался язык, утративший большинство окончаний и обладающий чертами аналитического языка, где главную роль стал играть порядок слов.

Среднеанглийский период

Завоевание Англии норманнами в 1066 привело к длительному периоду двуязычия: французский язык функционировал как официальный язык, а английский язык продолжал употребляться (имея в 12-15 вв. 3 основные диалектные зоны - северную, центральную и южную) как язык простого народа. Длительное употребление французского языка в Англии привело к

тому, что после вытеснения его из официальной сферы к 14 в. в английском языке продолжают сохраняться обширные пласты французской лексики.   Но ничто, навязанное насильно не будет иметь успеха. Английский язык не только «выжил», но и победил, постепенно вытеснив французский, хотя, несомненно, впитал огромное количество слов нормано-французского языка. Надо сказать, что отсутствие единого стандарта языка в этот период создавало значительные трудности при чтении документов или иных рукописных материалов (каждый записывал звук речи, руководствуясь собственным представлением о грамотности). Лондонский диалект, как наиболее узнаваемый, был принят за основу. К концу 14 века английский язык становится языком права и преподавания в школах.

Новоанглийский период

Начиная с 16 века, жители островов приобщаются к культуре континентальных стран посредством латыни и греческого. Это период развития отношений Англии с другими странами, и, как следствие, язык пополняется заимствованиями из области промышленности, торговли и

искусства. В 18 веке лингвисты делают попытку систематизировать английский язык, принимая за основу грамматику латыни.

В наши дни продолжается формирование английского языка. Он обновляется и расширяется, оставаясь одним из самых богатых и мелодичных языков в мире.

                                                     -4-

3. Джеффри Чосер (англ. Geoffrey Chaucer; ок. 1340, Лондон — 25 октября 1400, там же) — самый знаменитый поэт английского средневековья, «отец английской поэзии», один из создателей английской литературы. Отец виноторговец поставлял вино ко двору короля, благодаря чему и сын    его попал довольно рано (17 лет) ко двору в качестве пажа Елизаветы, жены Лионеля, сына Эдуарда III. В 1359 он принимал участие в походе против Франции, во время которого был взят в плен. Король выкупил его за  16 фунтов и, по возвращении его в Англию, сделал его своим камердинером, а впоследствии и оруженосцем. В это время он уже довольно основательно изучил доступных ему писателей и пробовал писать сам.

  Заслуги Чосера в истории английской литературы и языка весьма велики. Он первый среди англичан дал образцы истинно художественной поэзии, где повсюду господствует вкус, чувство меры, изящество формы и стиха, повсюду видна рука художника, управляющего своими образами, а не подчиняющегося им, как это часто бывало у средневековых поэтов; везде видно критическое отношение к сюжетам и героям. В произведениях Чосера уже имеются все главнейшие черты английской национальной поэзии: богатство фантазии, соединённое со здравым смыслом, юмор, наблюдательность, способность к ярким характеристикам, наклонность к подробным описаниям, любовь к контрастам, одним словом, всё, что позднее встречаем в ещё более совершенном виде у Шекспира, Филдинга, Диккенса и др. великих писателей Великобритании. Он придал законченность английскому стиху и довёл до высокой степени изящества литературный язык.

  Реформирование английского языка от староанглийского к средне английскому. 

  После двух неудачных попыток завоевания в 55 – 54 г до н.э., Римляне возвращаются на острова спустя почти столетие. Вместе с ними на островах начинается строительство дорог, роскошных вилл, военных укреплений, чеканка первых золотых монет, появление письменности, латынь становится языком образованных городских жителей.

   С начала 5 века началось завоевание Британии германскими племенами (англы, саксы и юты). Неграмотные, но хорошо вооруженные люди были нацелены на богатства Британии, созданное за период правления Римской империи.  Борьба кельтов с завоевателями длилась долго, и англосаксонское правление окончательно установилось только в конце 6 в. Примерно к 700 г. англосаксы заняли большую часть Англии (кроме Корнуоллского полуострова, Уэльса, северо-западных районов и южной Шотландии). Хотя завоеватели принадлежали к разным германским племенам, их языки и культуры были очень похожи, и они считали себя одним народом. К примеру, словом “Engle” (англы) назывались все германские завоеватели. Оторвавшись от континентального германского языка, западногерманские диалекты, на которых говорили завоеватели, слились, что привело к появлению нового германского языка- английского.

                                               -5-

 Некоторые британские кельты, не в силах выдерживать соседство с германскими племенами, ушли в Шотландию, некоторые в горы на западе на территорию современного Уэльса. Как новые хозяева, англосаксы грамотно подошли к вопросу правления страной. В древнеанглийский период развития английский язык (7-11 вв.; называется англосаксонский язык) представлен 4 диалектами; нортумбрийским, мерсийским, уэссекским и кентским. Значительное количество латинизмов в древнеанглийской лексике явилось результатом проникновения в Англию христианства (с 6 в.), а также переводов с латинского языка трудов различных авторов. Из языка кельтского населения Британии сохранились главным образом географические названия  Язык завоевателей почти полностью вытеснил кельтский и латынь, оставив память о них лишь названия городов, рек и понятий, относящихся к видам еды, одежды, растений. 

  Набеги скандинавов (с кон. 8 в.), закончившиеся подчинением Англии в 1016 датскому королю, и создание скандинавских  поселений привели к взаимодействию близкородственных языков - английского и скандинавских, что сказалось в наличии в современном английском языке значительного количества слов скандинавского происхождения и способствовало усилению ряда грамматических тенденций, имевшихся в древнеанглийском языке.

  Древнеанглийский был не в столь сильной степени флективным языком, как санскрит, древнегреческий или латинский, в нем имелась сложная система склонений и спряжений. Поскольку у имен существительных сохранялись падежные окончания, многие отношения могли выражаться без помощи предлогов, в отличие от современного английского языка. Древнеанглийский язык являлся западногерманским языком и, следовательно, был близок древнефризскому  и древнесаксонскому языкам. По сравнению с современным английским древнеанглийский был морфологически более богатым. Он имел пять падежей: именительный, винительный, родительный, дательный и творительный (последний имел особую форму только у местоимений и прилагательных, а в самых старых памятниках — и существительных мужского и среднего рода единственного числа); три числа: единственное, двойственное и множественное; и три рода: мужской, женский и средний.

  Среднеанглийский – это существовавший в виде ряда диалектов язык, на котором говорили в средневековой Англии (а также, наряду с местными языками, в Шотландии и Ирландии) в XI—XIV веках приблизительно от битвы при Гастингсе (1066) до принятия стандарта королевской канцелярии (1470). Сменил древнеанглийский язык. Условной границей среднеанглийского и ранненовоанглийского периодов считается середина — третья четверть XIV века. Тексты на среднеанглийском языке записаны латиницей.

                                                     -6-

     Несмотря на растущий престиж лондонского диалекта, общепринятый письменный стандарт отсутствовал вплоть до конца среднеанглийского периода. начинается с норманнского завоевания и продолжается до конца 15 в.  Завоевание Англии норманнами в 1066 привело к длительному периоду двуязычия: французский язык функционировал как официальный язык, а английский язык продолжал употребляться (имея в 12-15 вв. 3 основные диалектные зоны - северную, центральную и южную) как язык простого народа. Длительное употребление французского языка в Англии привело к тому, что после вытеснения его из официальной сферы к 14 в. в английском языке продолжают сохраняться обширные пласты французской лексики. До введения Стандарта королевской канцелярии (Chancery Standard, 1470) на территории Англии одновременно со среднеанглийским (и активно на него влияя) имели хождение также старофранцузский язык (он же норманнский — на нём говорила знать и осуществлялось управление, в том числе церковное), латинский язык (использовался при дворе, в церковной службе) и германские языки (торговля и торговые термины, профессиональная жизнь). Многие слова из этих языков вошли в английский.   В 1485 г. завершилась Война Роз, что означало упадок феодализма и возникновение капитализма в Англии; эти события также повлияли на развитие английского языка. В 15 в. появилось книгопечатание (1475 г.), что стало немаловажным событием в социальном и лингвистическом планах. Среднеанглийский период подразделяется на ранний среднеанглийский (12-13 в.в.) и поздний среднеанглийский (14-15 вв.). Среднеанглийский период развития английского языка (12- 15 вв.; иногда называется среднеанглийский язык)   обнаруживает значительные фонетические, морфологические и лексические отличия. Развитие среднеанглийского происходило не только в результате эволюции древнеанглийских диалектов, но и под мощным влиянием языка новых хозяев Англии — норманнской знати, говорившей на диалектах старофранцузского языка.

   Среднеанглийский язык уже в гораздо большей степени схож с современным. Например, современные издания Дж. Чосера (1343—1400) содержат лишь отдельные глоссы для непонятных слов. Редукция неударных гласных привела к значительному упрощению морфологической структуры, а на основе грамматизации глагольных словосочетаний складывалась новая система глагольных парадигм.  Книгопечатание (1476) и популярность произведений Дж. Чосера (1340-1400), писавшего на лондонском диалекте, способствовали закреплению и распространению лондонских форм.  

             

                                                         -7-

 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Аракин В. Д. История английского языка: Учебное пособие. - М., 1985
  2. Арнольд И.В. Семантическая структура слова в современном английском языке и методике ее исследования. 2-е издание. – Л.. 2002.
  3. Англосаксонский язык и литература // Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона: в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб, 1890—1907.
  4. Древнеанглийский (англосаксонский) язык на сайте Linguapedia
  5. Среднеанглийский язык (ссылки)
  6. Языки мира (ссылки)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СТРУКТУРА САМОАНАЛИЗА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА (самопрезентация результатов педагогической деятельности учителя)

СТРУКТУРА   САМОАНАЛИЗА  ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ПЕДАГОГА(самопрезентация результатов педагогической деятельности учителя) ...

Диагностика уровня достижения учащимися планируемых метапредметных результатов образовательной деятельности в рамках внеурочной деятельности (Из опыта работы)

В статье представлен опыт работы по реализации внеурочной деятельности в 5 классе в рамках ФГОС ООО в аспекте диагностики метапредметных результатов образовательной деятельности...

Результаты педагогической деятельности: итоговые результаты по химии за 5 лет, результаты ГИА.

Таблица с итоговыми результатами по химии.Таблица с результатами ГИА....

Результаты профессиональной компетенции и результаты педагогической деятельности

В данном материале представлены общие сведения о педагоге, развитие профессиональной компетенции, результаты педагогической деятельности, внеурочной деятельности, достижения педагога и обучающихся, а ...