доклад "Формирование модели выпускника на уроках социально - бытовой ориентировки"
статья по теме

Ивановская Надежда Васильевна

 

Доклад для выступления на методическом объединении или педагогическом совете

Цель работы по социально – бытовой ориентировке

-формирование  у каждого ребенка того необходимого запаса знаний, навыков и умений, который позволит ему уверенно начать свою самостоятельную жизнь после окончания школы, успешно адаптироваться и интегрироваться в социум.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_formirovanie_modeli_vypusknika_na_urokah_sbo.docx15.92 КБ

Предварительный просмотр:

ДОКЛАД

«ФОРМИРОВАНИЕ МОДЕЛИ ВЫПУСКНИКА НА УРОКАХ СОЦИАЛЬНО – БЫТОВОЙ ОРИЕНТИРОВКИ»

Учитель СБО

Н.В.Ивановская

Март 2012 года

На  данном этапе развития общества весь процесс обучения и воспитания ребенка с ОВЗ направлен  на развитие и формирование механизмов, обеспечивающих его адаптацию  к различным условиям жизни.

Цель работы по социально – бытовой ориентировке

-формирование  у каждого ребенка того необходимого запаса знаний, навыков и умений, который позволит ему уверенно начать свою самостоятельную жизнь после окончания школы, успешно адаптироваться и интегрироваться в социум.

Отсюда ставятся следующие задачи:

-формирование элементов обобщенных социально – бытовых знаний

-формирование знаний, умений и навыков бытового труда

-формирование представлений и знаний о нормах культуры общения и поведения, соответствующего опыта.

-развитие и коррекция познавательных функций, эмоционально – волевой сферы

-воспитание позитивных качеств личности.

Что же должен знать и уметь выпускник школы- интерната, вступая в самостоятельную жизнь?

Он должен уметь обслуживать себя и своих близких в условиях домашней обстановки, а это предполагает владение знаниями и умениями в следующих областях: личная гигиена, организация питания, уход за жилищем, одеждой и обувью и другими предметами обихода. Такие знания и умения в значительной мере обеспечивают человеку самостоятельность, уверенность  и независимость от окружающих, и их помощи  в повседневной жизни.

К важнейшим относятся умения пользоваться услугами учреждений торговли ( магазин, рынок, киоск), службы быта (парикмахерская, ателье, ремонтная мастерская, столовая, кафе…), средства связи( телефон, почта, телеграф), учреждения культуры  

( библиотека, кинотеатр, театр, музей).

К сожалению, в жизни неизбежны ситуации, связанные с необходимостью оказания первой  медицинской помощи. Поэтому провожу практические уроки по оказанию первой помощи при травмах, (забинтовывание открытых ран и царапин, переломов…). Учащиеся должны  знать  медицинские учреждения, в которые нужно обращаться в таких случаях (аптека, поликлиника, больница, служба «скорой помощи).

Для успешной и благополучной организации независимого образа жизни учащиеся должны ориентироваться и в экономических вопросах. Уроки знакомства с денежными знаками, доходами семьи, бюджетом семьи, учу планировать расход бюджета.

В разделе «Семья» интересно проходят уроки по уходу за грудным ребенком: одевание, раздевание, пеленание…

Немаловажное  значение для учащихся имеет умение разумно организовать свой досуг. Стараюсь предложить детям заняться тем видом труда, который интересен  и притягивает своей простотой  и легкостью выполнения (бисероплетение, вязание, разгадывание кроссвордов...)

На всех уроках  в разделе «Культура поведения» стараюсь формировать умение общаться связно и логично выражать свои мысли, правильно формулировать вопросы, просьбы, выслушивать ответы, пользоваться формулами речевого этикета.

Стараясь творчески подходить к использованию уже знакомых методов и приемов обучения детей данной категории, стремлюсь к поиску новых и более эффективных. Но какие бы методы не использовала в своей работе, в каких бы формах не организовывала обучение детей, основополагающим для себя считаю принцип педагогического оптимизма – вера  в возможности каждого ребенка, установка на положительный результат обучения.

Большое место в системе методов формирования  социально – бытовых знаний  и умений отводится экскурсиям. Программа по социально – бытовой ориентировке определяет ряд экскурсий, которые по той или иной теме. В тематическом планировании предусмотрены как вводные экскурсии, так и текущие и итоговые. Ознакомительные экскурсии позволяют детям получить представление о назначении учреждения (магазин, почта), о действиях работающих там людей и посетителей. Текущие экскурсии направлены на конкретизацию и закрепление изученного материала, а итоговые  - проводятся как практическое занятие (например, покупка в магазине, отправление письма на почте). Дети в реальных, естественных  условиях наблюдают за объектами окружающего мира, уточняют и расширяют свои представления о них, закрепляют знания и умения, сформированные на занятиях, учатся общаться с незнакомыми людьми, т.е. в процессе экскурсии формируется и обогащается социальный опыт детей, создаётся ситуация успеха так необходимая для социализации наших воспитанников.

9 класс – особо ответственная пора в жизни молодых людей и девушек. Это тот рубеж, который заставляет задуматься о своей дальнейшей судьбе, карьере, профессии. Поэтому, начиная с 8 класса, вводится раздел о простейших способах ориентации в мире специальностей и профессий. Эта работа помогает в выборе будущей деятельности применительно к склонностям, способностям, здоровью, характеру и темпераметру конкретной личности. Помогаю понять как важно  строго, не завышая и не занижая своих возможностей, оценить их, и этим уменьшить вероятность ошибок в выборе будущей специальности. Первый шаг к выбору профессии – это выбор учебного заведения. Ученикам очень важно понять, что им нравится и смогут ли они этим заниматься, позволит ли им  здоровье заняться тем, что их привлекает.

Для того, чтобы уроки СБО стали более эффективными, полезными, популярными и интересными для наших ребят нам бы хотелось:

1.Иметь оснащенный современными бытовыми приборами, предметами и принадлежностями кабинет.  Т.е. иметь в работе  те предметы обихода, которые актуальны и современны сегодня.

2.Требуется большая поддержка всех учителей, воспитателей и, конечно же, родителей.

3.Разрешение на общественно  - полезный  труд у учащихся  и поэтому приходится некоторые важные и нужные темы, например, уход за туалетом и ванной комнатой, либо исключать, либо рассказывать теоретически.

Вместе мы сила – давайте больше сотрудничать и тогда мы получим развитого, готового к самостоятельной жизни, современного выпускника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование навыков социального поведения у слепых и слабовидящих учащихся на уроках социально – бытовой ориентировки (СБО).

Формирование навыков социального поведения у слепых и слабовидящих учащихся на уроках социально – бытовой ориентировки (СБО)....

Доклад по предмету "Социально-бытовая ориентировка". Тема:"Развитие диалогической речи учащихся на уроках социально-бытовой ориентировки"

Доклад адресован учителям, работающим с детьми с умственной отсталостью. В работе даны конкретные задания и упражнения, способствующие развитию диалогической речи учащихся....