доклад "Формирование модели выпускника на уроках социально - бытовой ориентировки"
статья по теме
Доклад для выступления на методическом объединении или педагогическом совете
Цель работы по социально – бытовой ориентировке
-формирование у каждого ребенка того необходимого запаса знаний, навыков и умений, который позволит ему уверенно начать свою самостоятельную жизнь после окончания школы, успешно адаптироваться и интегрироваться в социум.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_formirovanie_modeli_vypusknika_na_urokah_sbo.docx | 15.92 КБ |
Предварительный просмотр:
ДОКЛАД
«ФОРМИРОВАНИЕ МОДЕЛИ ВЫПУСКНИКА НА УРОКАХ СОЦИАЛЬНО – БЫТОВОЙ ОРИЕНТИРОВКИ»
Учитель СБО
Н.В.Ивановская
Март 2012 года
На данном этапе развития общества весь процесс обучения и воспитания ребенка с ОВЗ направлен на развитие и формирование механизмов, обеспечивающих его адаптацию к различным условиям жизни.
Цель работы по социально – бытовой ориентировке
-формирование у каждого ребенка того необходимого запаса знаний, навыков и умений, который позволит ему уверенно начать свою самостоятельную жизнь после окончания школы, успешно адаптироваться и интегрироваться в социум.
Отсюда ставятся следующие задачи:
-формирование элементов обобщенных социально – бытовых знаний
-формирование знаний, умений и навыков бытового труда
-формирование представлений и знаний о нормах культуры общения и поведения, соответствующего опыта.
-развитие и коррекция познавательных функций, эмоционально – волевой сферы
-воспитание позитивных качеств личности.
Что же должен знать и уметь выпускник школы- интерната, вступая в самостоятельную жизнь?
Он должен уметь обслуживать себя и своих близких в условиях домашней обстановки, а это предполагает владение знаниями и умениями в следующих областях: личная гигиена, организация питания, уход за жилищем, одеждой и обувью и другими предметами обихода. Такие знания и умения в значительной мере обеспечивают человеку самостоятельность, уверенность и независимость от окружающих, и их помощи в повседневной жизни.
К важнейшим относятся умения пользоваться услугами учреждений торговли ( магазин, рынок, киоск), службы быта (парикмахерская, ателье, ремонтная мастерская, столовая, кафе…), средства связи( телефон, почта, телеграф), учреждения культуры
( библиотека, кинотеатр, театр, музей).
К сожалению, в жизни неизбежны ситуации, связанные с необходимостью оказания первой медицинской помощи. Поэтому провожу практические уроки по оказанию первой помощи при травмах, (забинтовывание открытых ран и царапин, переломов…). Учащиеся должны знать медицинские учреждения, в которые нужно обращаться в таких случаях (аптека, поликлиника, больница, служба «скорой помощи).
Для успешной и благополучной организации независимого образа жизни учащиеся должны ориентироваться и в экономических вопросах. Уроки знакомства с денежными знаками, доходами семьи, бюджетом семьи, учу планировать расход бюджета.
В разделе «Семья» интересно проходят уроки по уходу за грудным ребенком: одевание, раздевание, пеленание…
Немаловажное значение для учащихся имеет умение разумно организовать свой досуг. Стараюсь предложить детям заняться тем видом труда, который интересен и притягивает своей простотой и легкостью выполнения (бисероплетение, вязание, разгадывание кроссвордов...)
На всех уроках в разделе «Культура поведения» стараюсь формировать умение общаться связно и логично выражать свои мысли, правильно формулировать вопросы, просьбы, выслушивать ответы, пользоваться формулами речевого этикета.
Стараясь творчески подходить к использованию уже знакомых методов и приемов обучения детей данной категории, стремлюсь к поиску новых и более эффективных. Но какие бы методы не использовала в своей работе, в каких бы формах не организовывала обучение детей, основополагающим для себя считаю принцип педагогического оптимизма – вера в возможности каждого ребенка, установка на положительный результат обучения.
Большое место в системе методов формирования социально – бытовых знаний и умений отводится экскурсиям. Программа по социально – бытовой ориентировке определяет ряд экскурсий, которые по той или иной теме. В тематическом планировании предусмотрены как вводные экскурсии, так и текущие и итоговые. Ознакомительные экскурсии позволяют детям получить представление о назначении учреждения (магазин, почта), о действиях работающих там людей и посетителей. Текущие экскурсии направлены на конкретизацию и закрепление изученного материала, а итоговые - проводятся как практическое занятие (например, покупка в магазине, отправление письма на почте). Дети в реальных, естественных условиях наблюдают за объектами окружающего мира, уточняют и расширяют свои представления о них, закрепляют знания и умения, сформированные на занятиях, учатся общаться с незнакомыми людьми, т.е. в процессе экскурсии формируется и обогащается социальный опыт детей, создаётся ситуация успеха так необходимая для социализации наших воспитанников.
9 класс – особо ответственная пора в жизни молодых людей и девушек. Это тот рубеж, который заставляет задуматься о своей дальнейшей судьбе, карьере, профессии. Поэтому, начиная с 8 класса, вводится раздел о простейших способах ориентации в мире специальностей и профессий. Эта работа помогает в выборе будущей деятельности применительно к склонностям, способностям, здоровью, характеру и темпераметру конкретной личности. Помогаю понять как важно строго, не завышая и не занижая своих возможностей, оценить их, и этим уменьшить вероятность ошибок в выборе будущей специальности. Первый шаг к выбору профессии – это выбор учебного заведения. Ученикам очень важно понять, что им нравится и смогут ли они этим заниматься, позволит ли им здоровье заняться тем, что их привлекает.
Для того, чтобы уроки СБО стали более эффективными, полезными, популярными и интересными для наших ребят нам бы хотелось:
1.Иметь оснащенный современными бытовыми приборами, предметами и принадлежностями кабинет. Т.е. иметь в работе те предметы обихода, которые актуальны и современны сегодня.
2.Требуется большая поддержка всех учителей, воспитателей и, конечно же, родителей.
3.Разрешение на общественно - полезный труд у учащихся и поэтому приходится некоторые важные и нужные темы, например, уход за туалетом и ванной комнатой, либо исключать, либо рассказывать теоретически.
Вместе мы сила – давайте больше сотрудничать и тогда мы получим развитого, готового к самостоятельной жизни, современного выпускника.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование интерактивной доски на уроках социально-бытовой ориентировки – один из приёмов формирования общеобразовательных знаний и умений, необходимых детям с отклонениями в умственном и физическом развитии для социальной адаптации».
В статье описаны виды работы с интерактивной доской на занятиях по СБО....
Методическая работа "Роль уроков социально-бытовой ориентировки в социальной интеграции учащихся".
Методическая разработка для учителей школ 8 вида...
Формирование навыков социального поведения у слепых и слабовидящих учащихся на уроках социально – бытовой ориентировки (СБО).
Формирование навыков социального поведения у слепых и слабовидящих учащихся на уроках социально – бытовой ориентировки (СБО)....
Доклад по предмету "Социально-бытовая ориентировка". Тема:"Развитие диалогической речи учащихся на уроках социально-бытовой ориентировки"
Доклад адресован учителям, работающим с детьми с умственной отсталостью. В работе даны конкретные задания и упражнения, способствующие развитию диалогической речи учащихся....
Доклад по предмету "Социально-бытовая ориентировка". Тема: "Основные требования к уроку социально-бытовой ориентировки"
Рекомендации для учителя, ведущего предмет "Социально-бытовая ориентировка"....