Экологическое ток-шоу «Без воды – и не туды, и не сюды».
классный час по биологии (6 класс) по теме

Показать необходимость воды для всего живого на Земле.
- дать полное представление о свойствах воды и использование воды
- показать необходимость бережного отношения к воде.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon biologiya.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образование

 Альметьевского муниципального района

Экологическое ток-шоу

«Без воды – и не туды,

и не сюды».

Учитель биологии

                                                                       МБОУ-СОШ №24

                                                                г.Альметьевск РТ

 Абдуллина Л.Р.

г.Альметьевск  -2012

Экологическое ток-шоу.

«Без воды – и не туды,

и не сюды».

Цели – показать необходимость воды для всего живого на Земле.

- дать полное представление о свойствах воды и использование воды

- показать необходимость бережного отношения к воде.

Оборудование: плакаты, рисунки на тему: «Где вода, там и жизнь», лозунги, выставка книг о воде.

                               

Ученица: Вода. Удивительна, парадоксальна, загадочная, непостижимая. Она была и остается музой, источником вдохновения не только поэтов, художников, композиторов, но и ученых - философов, естествоиспытателей, которые многие годы разгадывают тайны этого великого создания природы.

Ученица: 22 марта объявлен Международным днем воды. И этот день отмечается не потому, что на Земле много воды, а потому, что она все чаще требует защиты.

Сегодня мы обсуждаем проблему обеспечения человечества важнейшим ресурсом – пресной водой. Вода – основа жизнедеятельности любого организма, в том числе сельскохозяйственных растений и животных. Человек тоже нуждается в чистой питьевой воде. Без воды не может работать ни одна отрасль промышленности.

Сегодня мы поводим ток-шоу «Без воды и ни туды и ни сюды»

Ведущий: На нашем экологическом ток-шоу участвуют: географ, физик, эколог, гидролог, биолог, врач и учащиеся 6 и 7 классов.

 

Ребята! О воде очень много песен, стихов, загадок.  Сейчас отгадывая загадки  вспомним, уточним, где мы встречаем воду , в каких состояниях она бывает.

  1. В морях и реках обитает

    Но часто по небу летает

    А как наскучит ей летать

    На землю капает опять            

                                  (Вода)

  1. Он без рук, он без ног

Из земли пробиться смог.

Нас он летом самый зной,

Ледяной поит водой.

                            (Родник)

  1. Зимой греет, весной тлеет,

Летом умирает, осенью оживает.

                                            (Снег)

  1. В огне не горит,

Вводе не тлеет.

          (Лед)

  1. Утром бусы засверкали,

Всю траву собой застлали.

А пошли искать днем-

Ищем, ищем, не найдем.

                          (Роса)

  1. Растет она вниз головою,

Не летом растет, а зимою.

                            (Сосулька)

  1. С высоты большой срываясь,

Грозно он ревет.

И о камни разбиваясь,

Пеною встает.

                            (Водопад)

  1. Кругом вода, а с питьем беда.

Кто знает, где это бывает?

                                (В море)

  1. В холоде – герой

В избе – водой.

                  (Снег)

10. Шел да шел, да и в землю ушел.

                                                (Туман)

     11. серое сукно тянется в окно.          (Туман)

     12. Скатерть бела весь свет одела.       (Снег)

     13. До неба достанет, а с земли не видать.         (Дождь)

     14. Рассыпался горох

           На семьдесят семь дорог

           Никто не подберет:

           Ни царь, ни царица, не красная девица.        (Град)

      15. Крупно дробно зачастило,

            всю землю напоило.         (Дождь)

      16. Подходила – грохотала,

            Стрелы на землю метала,

            Нам казалось, шла с бедой,

            Оказалось, шла с водой,

            Подошла и пролилась

            Вдоль пашня напилась.        (туча)

      17. По морю идет, идет, а до берега

            дойдет – тут и пропадает.       (Волна)

      18. Не море, не земля,  корабли не плавают,

            а ходить нельзя.                 (Болото)

      19. Течет, течет – не вытечет

            бежит, бежит – не выбежит.          (Река)

      20. Без крыльев – летит,

            Без ног – бежит,

            Без паруса – плывет.       (облако)

      21. горя не знает, а слезы проливает.       (Туча)

      22. В белом бархате деревья,

            И заборы и дома,

            А как вечер нападет –

            Этот бархат опадает.        (Иней)

     

23. Что за звездочки сквозные

            на пальто и на платке?

            Все сквозные, вырезные,

            А возьмешь вода в руке.       (Снежинка)

Ученица: Вы слыхали о воде?

                 Говорят она везде!

                 В луже, в море, в океане

                 И в водопроводном кране

                 Как сосулька замерзает,

                 В лес туманом заползает,

                 Ледником в горах зовется,

                 Лентой серебристой вьется,

                 Средь высоких, стройных елей,

                 Рушится потоком селей.

                 На плите у вас кипит,

                 Паром чайника шипит,

                 Растворяет сахар в чае

                 Мы ее не замечаем,

                 Мы привыкли, что вода –

                 Наша спутница всегда!

                 Без нее вам не умыться,

                 Не наесться, не напиться!

                 Смею вам я доложить

                 Без воды нам не прожить!

                 Вы ее в пруду найдете,

                 И в сыром лесном болоте.

                 Путешествует всегда

                 Наша спутница – вода!

Ведущий: да, воды на земле много, давайте послушает географа, он нам даст точные ответы. Где сколько воды?

Географ: Почти 70% поверхности земли покрыто водой, и это водная оболочка Земли – называется гидросферой. Но 94% гидросферы представлена солеными водами океанов и морей; 5,8% - это подземные воды и вода, заключенная в ледниках. И лишь – 0,2% - это вода озер, рек, почвы пары воды в атмосфере.

Ученик: Прямо скажем, пресной воды не много. Именно этим объясняется острота проблемы обеспечения человечества пресной водой. Ее не только мало, она еще легко загрязняется и становится не пригодной для питья и даже для использования в сельском хозяйстве или промышленности. А каковы проблемы водопотребления человечества?

Гидролог: Водопотребление в мире постоянно увеличивается. В начале XX века оно составляло около 1000 км³ в год, а в начале XXI века стало, в 5 раз больше превысило, 5000 км³ в год.

        В России водопотребление составляет почти 90 км³, из них 80% - из поверхностных водных источников, а 20%- из подземных.

Международная санитарно-гигиеническая норма воды на одного человека составляет около 235 л в сутки.

Ученик: Как же использует человек эти гигантские ассы воды?

Географ: В теплых районах мира – в Африке, Азии, Америке, Австралии главным потребителем воды является сельское хозяйство. Так как в этих странах распространено пассивное земледелие.

У нас в России – основной потребитель пресной воды – промышленность.

На производство 1т хлопчатобумажной ткани требуется 250 т воды, синтетической ткани – 5000, синтетического каучука – 200 т воды, для получения одной тонны бумаги расходуется 250 т воды.

        Как это ни странно звучит, но вода играет определенную роль даже в искусстве: каскады прудов и фонтаны украшают сады и парки. Во многих странах есть традиция сооружать зимой ледяные скульптуры героев сказок и легенд.

Ученик: Вода – самое распространенное неорганическое соединение на нашей планете. Вода – основа всех жизненных процессов, единственный источник кислорода в главном движущемся процессе на земле – фотосинтез. Это все потому, наверное, что вода имеет уникальные физико-химические свойства. Уважаемый физик, что вы можете нам рассказать о свойствах воды?

Физик: Только вода в нормальных земных условиях находится трех агрегатных состояниях: жидком, твердом и газообразном. Именно это свойство обеспечивает круговорот воды в природе и ее запасы в ледниках.

        При переходе из одного агрегатного состояния в другое либо требуется затрата тепла, либо тепло выделяется. Это свойство регулирует тепловой режим окружающей среды.

        Если просто сказать: летом, когда жарко: днем около водоема прохладно, а ночью наоборот водоем свое тепло начинает воздуху отдавать.

        Плотность льда меньше плотности воды, лед остается, на поверхности предостерегая, водоем от промерзания. И благодаря этому даже зимой спокойно живут в наших водоемах огромное количество разных организмов.

        Вода – распространитель и переносчик всех веществ, участвующих в жизнедеятельности, и в первую очередь питательных веществ. Именно благодаря воде в организме происходят сложные химические реакции. Она обеспечивает выделение из организма продуктов обмена, защищая его от их вредного накопления. Но об этом наверное более подробно расскажет биолог.

Биолог: Гимном этому веществу стали строки знаменитого французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери: «Вода, у тебя нет ни цвета, ни вкуса, ни запаха, тебя невозможно описать, тобою наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать что ты необходима для жизни. Ты – сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснишь нашими чувствами. С тобою возвращаются к нам силы, с которыми ты уже простилась».

        «Где вода, там и жизнь» и «Земля умирает, если ушла вода» - эти пословицы известны каждому.

        Вода была той великой колыбелью, в которой зародилась жизнь на Земле. Процессы, которые происходят в клетках организмов, осуществляют при ее участии.

        Установлено, что состав плазмы крови близок к составу воды морей и океанов. В крови содержится 83% воды, в мышцах – 75%. Даже мозг на 85% состоит из воды, сердце на 75%, кости – на 22%, легкие – на 86%, почки – на 83%, глаза – на 95%.

        Мы можем признаться, что любим воду потому, что сами состоим из воды. Человек умирает, если потеряет всего 12% влаги своего организма. Для нормальной жизнедеятельности каждому человеку необходимо примерно 2,5 л воды в сутки.

        Но это вода должна быть чистой и живой.

Ученик: А какие нибуть болезни зависят от качества воды?

Врач: От состава питьевой воды напрямую зависит наше здоровье. Многие болезни связаны с качеством воды.

  1. вода с повышенным содержанием хлоридов и сульфидов – отрицательно влияют на функции системы пищеварения, на течение беременности и родов, на плод и новорожденного.
  2. повышенное содержание кальция – способствуют камнеобразованию в почках и мочевом пузыре.
  3. Маломинерализованные воды – ухудшают вводно-солевой обмен, функции желудка. Плохо утоляют жажду.
  4. Дефицит фтора отрицательно влияет на состояние зубов, причем и  в случаях повышенного содержания.
  5. Дефицит йода вызывает - заболевание зоб.
  6. Повышенное содержание мышьяка может вызывать отравление. Хроническое отравление мышьяком проявляется в виде общей мышечной слабости, потеря аппетита.
  7. Свинец вызывает заболевание  нервной и кроветворной системы.
  8. Кадмий, хром – заболевания почек.
  9. Ртуть- центральной нервной системы.
  10. цинк- двигательного аппарата.
  11. повышение концентрации нитронов - вызывает заболевание крови.

Ученик: откуда же в воде столько примесей, столько разных веществ?

Эколог: Сокращение запасов чистой воды связано, прежде всего, с техногенной деятельностью человека. Человек вырубает леса вдоль берегов рек,  сбрасывает в них бытовые и промышленные отходы. Анализы показали, что в реку Степной Зай ежегодно сбрасывается:

7,7 тонн – железа

21,9 т – нитритов

45,6 т – нитратов

3,2 т – нефтепродуктов

246,4 т – взвешенных частиц.

        А Зай впадает в Каму. Мы пьем Камскую воду. Это вода конечно очищается Набережно-Челнинским водоканале, но не достаточно.

        Питьевой водой нас обеспечивает ОАО Альметьевск Водоканал. По анализам Сан ПИН, это вода пригодна для питья, неорганические вещества не превышают допустимого уровня.

                Вода, которая приходит к нам по водопроводам загрязняется еще из-за того, что многие трубы не соответствуют санитарным нормам. Из-за этого в воду попадает свинец, железо.

        В проемах погибают огромное количество живых организмов именно из-за разных выбросов. Природная вода обладает способностью к самоочищению под влиянием солнечной радиации жизнедеятельности водорослей, бактерий, грибов, растений и животных.

Но при сильном загрязнении экосистема природных водоемов из-за нарушения биологического равновесия не могут в полной мере осуществлять эту функцию. В итоге это приводит не только к нехватке питьевой воды, но и к гибели животных разных видов.

Ведущая: Вот и все о воде. Впрочем, можно рассказывать о воде «все»? ведь с каждым годом, с каждым днем мы узнаем о ней все больше нового и интересного.

                А пока будем беречь, как самое большое в мире богатство, ту самую «простую» воду, что течет из водопроводного крана, плещется в реках и озерах, ту, что мы пьем из чистого, кА слеза, родника.

Ученица:                     Что главнее для природы?

Ну, конечно, это воды!

Есть моря и океаны,

Изморозь, роса, туманы,

Иней есть, есть облака,

Есть озера, есть река.

Капли есть, и дождь и град

Ливень есть, есть водопад,

Лед, снежинки, есть шуга,

Есть пурга и есть снега, есть колодцы и есть тучи,

Есть источник и есть ключик,

Есть болота, есть пруды,

Есть каналы для воды,

И подземка тоже есть

Всей воды не перечесть

Не о том сейчас здесь речь,

Воду надобно беречь!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическое ток- шоу "Без воды ни туды и ни сюды..."

Учебно-воспитательные цели и задачи: дать учащимся на уровне представления знания о роли воды в природе и хозяйственной деятельности человека; сформировать знания об основных источниках загрязне...

Единый экологический урок на тему "Вода и жизнь", посвященный году Водоохранных зон в Республике Татарстан

Урок посвящен 2016 году - году водоохранных зон в Республике Татарстан. Данный урок направлен на экологическое воспитание учащихся и их бережное отношение к окружающему миру....

Экологический урок "Уникальные свойства воды"

Методическая разработка экологического урока "Уникальные свойства воды" с презентацией. Форма урока - интегрированное занятие по химии, биологии и экологии. Новизна данной разработки в том, ...

Сценарий открытого мероприятия по охране водных ресурсов "Всем известно без воды - и не туды, и не сюды""

Аннотация.Внеклассное занятие по теме «Всем известно без воды – и не туды и не сюды» был проведён 22 марта и посвящён Всемирному Дню воды. Занятие интегрированное, используются матер...

Экологическая акция. Международный день воды

Экологическая акция «Международный день воды» Цель: показать необходимость воды для всего живого на Земле.Задачи:Закрепление системы представлений учащихся о разнообразии состояний и ...

Экологическое ток – шоу “Без воды – ни туды, и ни сюды.

Экологическое ток – шоу “Без воды – ни туды, и ни сюды....