Экологическое ток-шоу «Без воды – и не туды, и не сюды».
классный час по биологии (6 класс) по теме
Показать необходимость воды для всего живого на Земле.
- дать полное представление о свойствах воды и использование воды
- показать необходимость бережного отношения к воде.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
biologiya.doc | 59 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образование
Альметьевского муниципального района
Экологическое ток-шоу
«Без воды – и не туды,
и не сюды».
Учитель биологии
МБОУ-СОШ №24
г.Альметьевск РТ
Абдуллина Л.Р.
г.Альметьевск -2012
Экологическое ток-шоу.
«Без воды – и не туды,
и не сюды».
Цели – показать необходимость воды для всего живого на Земле.
- дать полное представление о свойствах воды и использование воды
- показать необходимость бережного отношения к воде.
Оборудование: плакаты, рисунки на тему: «Где вода, там и жизнь», лозунги, выставка книг о воде.
Ученица: Вода. Удивительна, парадоксальна, загадочная, непостижимая. Она была и остается музой, источником вдохновения не только поэтов, художников, композиторов, но и ученых - философов, естествоиспытателей, которые многие годы разгадывают тайны этого великого создания природы.
Ученица: 22 марта объявлен Международным днем воды. И этот день отмечается не потому, что на Земле много воды, а потому, что она все чаще требует защиты.
Сегодня мы обсуждаем проблему обеспечения человечества важнейшим ресурсом – пресной водой. Вода – основа жизнедеятельности любого организма, в том числе сельскохозяйственных растений и животных. Человек тоже нуждается в чистой питьевой воде. Без воды не может работать ни одна отрасль промышленности.
Сегодня мы поводим ток-шоу «Без воды и ни туды и ни сюды»
Ведущий: На нашем экологическом ток-шоу участвуют: географ, физик, эколог, гидролог, биолог, врач и учащиеся 6 и 7 классов.
Ребята! О воде очень много песен, стихов, загадок. Сейчас отгадывая загадки вспомним, уточним, где мы встречаем воду , в каких состояниях она бывает.
- В морях и реках обитает
Но часто по небу летает
А как наскучит ей летать
На землю капает опять
(Вода)
- Он без рук, он без ног
Из земли пробиться смог.
Нас он летом самый зной,
Ледяной поит водой.
(Родник)
- Зимой греет, весной тлеет,
Летом умирает, осенью оживает.
(Снег)
- В огне не горит,
Вводе не тлеет.
(Лед)
- Утром бусы засверкали,
Всю траву собой застлали.
А пошли искать днем-
Ищем, ищем, не найдем.
(Роса)
- Растет она вниз головою,
Не летом растет, а зимою.
(Сосулька)
- С высоты большой срываясь,
Грозно он ревет.
И о камни разбиваясь,
Пеною встает.
(Водопад)
- Кругом вода, а с питьем беда.
Кто знает, где это бывает?
(В море)
- В холоде – герой
В избе – водой.
(Снег)
10. Шел да шел, да и в землю ушел.
(Туман)
11. серое сукно тянется в окно. (Туман)
12. Скатерть бела весь свет одела. (Снег)
13. До неба достанет, а с земли не видать. (Дождь)
14. Рассыпался горох
На семьдесят семь дорог
Никто не подберет:
Ни царь, ни царица, не красная девица. (Град)
15. Крупно дробно зачастило,
всю землю напоило. (Дождь)
16. Подходила – грохотала,
Стрелы на землю метала,
Нам казалось, шла с бедой,
Оказалось, шла с водой,
Подошла и пролилась
Вдоль пашня напилась. (туча)
17. По морю идет, идет, а до берега
дойдет – тут и пропадает. (Волна)
18. Не море, не земля, корабли не плавают,
а ходить нельзя. (Болото)
19. Течет, течет – не вытечет
бежит, бежит – не выбежит. (Река)
20. Без крыльев – летит,
Без ног – бежит,
Без паруса – плывет. (облако)
21. горя не знает, а слезы проливает. (Туча)
22. В белом бархате деревья,
И заборы и дома,
А как вечер нападет –
Этот бархат опадает. (Иней)
23. Что за звездочки сквозные
на пальто и на платке?
Все сквозные, вырезные,
А возьмешь вода в руке. (Снежинка)
Ученица: Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
Ледником в горах зовется,
Лентой серебристой вьется,
Средь высоких, стройных елей,
Рушится потоком селей.
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит,
Растворяет сахар в чае
Мы ее не замечаем,
Мы привыкли, что вода –
Наша спутница всегда!
Без нее вам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить
Без воды нам не прожить!
Вы ее в пруду найдете,
И в сыром лесном болоте.
Путешествует всегда
Наша спутница – вода!
Ведущий: да, воды на земле много, давайте послушает географа, он нам даст точные ответы. Где сколько воды?
Географ: Почти 70% поверхности земли покрыто водой, и это водная оболочка Земли – называется гидросферой. Но 94% гидросферы представлена солеными водами океанов и морей; 5,8% - это подземные воды и вода, заключенная в ледниках. И лишь – 0,2% - это вода озер, рек, почвы пары воды в атмосфере.
Ученик: Прямо скажем, пресной воды не много. Именно этим объясняется острота проблемы обеспечения человечества пресной водой. Ее не только мало, она еще легко загрязняется и становится не пригодной для питья и даже для использования в сельском хозяйстве или промышленности. А каковы проблемы водопотребления человечества?
Гидролог: Водопотребление в мире постоянно увеличивается. В начале XX века оно составляло около 1000 км³ в год, а в начале XXI века стало, в 5 раз больше превысило, 5000 км³ в год.
В России водопотребление составляет почти 90 км³, из них 80% - из поверхностных водных источников, а 20%- из подземных.
Международная санитарно-гигиеническая норма воды на одного человека составляет около 235 л в сутки.
Ученик: Как же использует человек эти гигантские ассы воды?
Географ: В теплых районах мира – в Африке, Азии, Америке, Австралии главным потребителем воды является сельское хозяйство. Так как в этих странах распространено пассивное земледелие.
У нас в России – основной потребитель пресной воды – промышленность.
На производство 1т хлопчатобумажной ткани требуется 250 т воды, синтетической ткани – 5000, синтетического каучука – 200 т воды, для получения одной тонны бумаги расходуется 250 т воды.
Как это ни странно звучит, но вода играет определенную роль даже в искусстве: каскады прудов и фонтаны украшают сады и парки. Во многих странах есть традиция сооружать зимой ледяные скульптуры героев сказок и легенд.
Ученик: Вода – самое распространенное неорганическое соединение на нашей планете. Вода – основа всех жизненных процессов, единственный источник кислорода в главном движущемся процессе на земле – фотосинтез. Это все потому, наверное, что вода имеет уникальные физико-химические свойства. Уважаемый физик, что вы можете нам рассказать о свойствах воды?
Физик: Только вода в нормальных земных условиях находится трех агрегатных состояниях: жидком, твердом и газообразном. Именно это свойство обеспечивает круговорот воды в природе и ее запасы в ледниках.
При переходе из одного агрегатного состояния в другое либо требуется затрата тепла, либо тепло выделяется. Это свойство регулирует тепловой режим окружающей среды.
Если просто сказать: летом, когда жарко: днем около водоема прохладно, а ночью наоборот водоем свое тепло начинает воздуху отдавать.
Плотность льда меньше плотности воды, лед остается, на поверхности предостерегая, водоем от промерзания. И благодаря этому даже зимой спокойно живут в наших водоемах огромное количество разных организмов.
Вода – распространитель и переносчик всех веществ, участвующих в жизнедеятельности, и в первую очередь питательных веществ. Именно благодаря воде в организме происходят сложные химические реакции. Она обеспечивает выделение из организма продуктов обмена, защищая его от их вредного накопления. Но об этом наверное более подробно расскажет биолог.
Биолог: Гимном этому веществу стали строки знаменитого французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери: «Вода, у тебя нет ни цвета, ни вкуса, ни запаха, тебя невозможно описать, тобою наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать что ты необходима для жизни. Ты – сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснишь нашими чувствами. С тобою возвращаются к нам силы, с которыми ты уже простилась».
«Где вода, там и жизнь» и «Земля умирает, если ушла вода» - эти пословицы известны каждому.
Вода была той великой колыбелью, в которой зародилась жизнь на Земле. Процессы, которые происходят в клетках организмов, осуществляют при ее участии.
Установлено, что состав плазмы крови близок к составу воды морей и океанов. В крови содержится 83% воды, в мышцах – 75%. Даже мозг на 85% состоит из воды, сердце на 75%, кости – на 22%, легкие – на 86%, почки – на 83%, глаза – на 95%.
Мы можем признаться, что любим воду потому, что сами состоим из воды. Человек умирает, если потеряет всего 12% влаги своего организма. Для нормальной жизнедеятельности каждому человеку необходимо примерно 2,5 л воды в сутки.
Но это вода должна быть чистой и живой.
Ученик: А какие нибуть болезни зависят от качества воды?
Врач: От состава питьевой воды напрямую зависит наше здоровье. Многие болезни связаны с качеством воды.
- вода с повышенным содержанием хлоридов и сульфидов – отрицательно влияют на функции системы пищеварения, на течение беременности и родов, на плод и новорожденного.
- повышенное содержание кальция – способствуют камнеобразованию в почках и мочевом пузыре.
- Маломинерализованные воды – ухудшают вводно-солевой обмен, функции желудка. Плохо утоляют жажду.
- Дефицит фтора отрицательно влияет на состояние зубов, причем и в случаях повышенного содержания.
- Дефицит йода вызывает - заболевание зоб.
- Повышенное содержание мышьяка может вызывать отравление. Хроническое отравление мышьяком проявляется в виде общей мышечной слабости, потеря аппетита.
- Свинец вызывает заболевание нервной и кроветворной системы.
- Кадмий, хром – заболевания почек.
- Ртуть- центральной нервной системы.
- цинк- двигательного аппарата.
- повышение концентрации нитронов - вызывает заболевание крови.
Ученик: откуда же в воде столько примесей, столько разных веществ?
Эколог: Сокращение запасов чистой воды связано, прежде всего, с техногенной деятельностью человека. Человек вырубает леса вдоль берегов рек, сбрасывает в них бытовые и промышленные отходы. Анализы показали, что в реку Степной Зай ежегодно сбрасывается:
7,7 тонн – железа
21,9 т – нитритов
45,6 т – нитратов
3,2 т – нефтепродуктов
246,4 т – взвешенных частиц.
А Зай впадает в Каму. Мы пьем Камскую воду. Это вода конечно очищается Набережно-Челнинским водоканале, но не достаточно.
Питьевой водой нас обеспечивает ОАО Альметьевск Водоканал. По анализам Сан ПИН, это вода пригодна для питья, неорганические вещества не превышают допустимого уровня.
Вода, которая приходит к нам по водопроводам загрязняется еще из-за того, что многие трубы не соответствуют санитарным нормам. Из-за этого в воду попадает свинец, железо.
В проемах погибают огромное количество живых организмов именно из-за разных выбросов. Природная вода обладает способностью к самоочищению под влиянием солнечной радиации жизнедеятельности водорослей, бактерий, грибов, растений и животных.
Но при сильном загрязнении экосистема природных водоемов из-за нарушения биологического равновесия не могут в полной мере осуществлять эту функцию. В итоге это приводит не только к нехватке питьевой воды, но и к гибели животных разных видов.
Ведущая: Вот и все о воде. Впрочем, можно рассказывать о воде «все»? ведь с каждым годом, с каждым днем мы узнаем о ней все больше нового и интересного.
А пока будем беречь, как самое большое в мире богатство, ту самую «простую» воду, что течет из водопроводного крана, плещется в реках и озерах, ту, что мы пьем из чистого, кА слеза, родника.
Ученица: Что главнее для природы?
Ну, конечно, это воды!
Есть моря и океаны,
Изморозь, роса, туманы,
Иней есть, есть облака,
Есть озера, есть река.
Капли есть, и дождь и град
Ливень есть, есть водопад,
Лед, снежинки, есть шуга,
Есть пурга и есть снега, есть колодцы и есть тучи,
Есть источник и есть ключик,
Есть болота, есть пруды,
Есть каналы для воды,
И подземка тоже есть
Всей воды не перечесть
Не о том сейчас здесь речь,
Воду надобно беречь!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологическое ток- шоу "Без воды ни туды и ни сюды..."
Учебно-воспитательные цели и задачи: дать учащимся на уровне представления знания о роли воды в природе и хозяйственной деятельности человека; сформировать знания об основных источниках загрязне...
Презентация к открытому уроку "Без воды ни туды и ни сюды..."
Презентация к уроку...
Единый экологический урок на тему "Вода и жизнь", посвященный году Водоохранных зон в Республике Татарстан
Урок посвящен 2016 году - году водоохранных зон в Республике Татарстан. Данный урок направлен на экологическое воспитание учащихся и их бережное отношение к окружающему миру....
Экологический урок "Уникальные свойства воды"
Методическая разработка экологического урока "Уникальные свойства воды" с презентацией. Форма урока - интегрированное занятие по химии, биологии и экологии. Новизна данной разработки в том, ...
Сценарий открытого мероприятия по охране водных ресурсов "Всем известно без воды - и не туды, и не сюды""
Аннотация.Внеклассное занятие по теме «Всем известно без воды – и не туды и не сюды» был проведён 22 марта и посвящён Всемирному Дню воды. Занятие интегрированное, используются матер...
Экологическая акция. Международный день воды
Экологическая акция «Международный день воды» Цель: показать необходимость воды для всего живого на Земле.Задачи:Закрепление системы представлений учащихся о разнообразии состояний и ...
Экологическое ток – шоу “Без воды – ни туды, и ни сюды.
Экологическое ток – шоу “Без воды – ни туды, и ни сюды....