Мониторинговые исследования качества образования учебного процесса
статья на тему

Кунахова Наталья Викторовна

Выступление на конференции

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мониторинговые исследования качества образования учебного процесса.

                                                             Выступление зам.директора по УВР

                                                             МБОУ – СОШ №2 города Аркадака    

                            Кунаховой Н.В.

Уважаемые коллеги!

   Наша школа на протяжении ряда лет имеет стабильные результаты обученности учащихся, показывает высокое качество знаний, имеет высокий рейтинг в местном социуме. Мы гордимся тем , что наша школа  по результатам рейтинга ЕГЭ в 2014 году стала 9   из 222 общеобразовательных школ области и лучшей в районе. Это стало возможным благодаря высоким баллам полученным выпускниками нашей школы при прохождении государственной итоговой аттестации. Так, средний балл по русскому языку по школе составил 72 балла ( 9 позиция по области).по обществознанию – 64 балла ( 2 позиция по области), по математике – 48 баллов ( 11 позиция по области). Данные результаты не случайны, т.к. администрация школы в своей работе большое внимание уделяет мониторинговым исследованиям качества образования. 

      ЧТО имеется в нашей школе на данный момент?

Разработана программа “Мониторинг качества образования в образовательном учреждении на 2013-2016 гг.” на основе  Программы развития.

Уже в течение ряда лет ведется  мониторинг по определению качества обученности  как по школе, так и по классам, а также  конкретно по каждому предмету и по каждому учителю.

      Когда учителя-предметники готовятся к аттестации или к заполнению таблиц по стимулирующему фонду, они обращаются за данными к завучам, а почему бы самим не вести такой мониторинг, который затем может быть обсужден конкретно на заседании методического объединения учителей-предметников?  Тогда будут  выявлены причины снижения роста качества обученности и разработаны меры по выявлению недостатков.

На протяжении последних лет появился целый ряд мониторинговых исследований, в т.ч. независимые мониторинги, проводимые управлением образования или Министерством образования, которых мы все так боимся.   

 По результатам областных мониторинговых исследований качества знаний в 2014 году среднее качество знаний обучающихся 4 классов по всем предметам составило 61%,что на 1 % выше прошлого  года. Качество образования по школе за 2013-2014 учебный год - 50,3 %.

  Итоговая аттестация выпускников, в.т. в форме ЕГЭ, — это тоже  внешний мониторинг.  Так средний балл ЕГЭ по школе в 2014 году составил – 60,76,что на1 % выше 2013года.

 Ежемесячно проводится тематический контроль по предметам и по одному из направлений воспитательной системы, а также мониторинг (тестирование) при аттестации учителей (анкетирование), при социологическом опросе, по предварительному трудоустройству выпускников, психологические мониторинги различных направлений. Чаще нам спускают их сверху, но, однако, если в школе будет утверждено Положение оценки качества образования, то мы сможем проводить и свои собственные мониторинговые исследования. ЗАЧЕМ  нам это надо?

Чтобы определить и усовершенствовать рычаги управления процессом обучения в школе. Найти проблемы между желаемым и действительным и устранить их.

ДЛЯ ЧЕГО? Выйти на более высокий уровень качества обученности учащихся на «4» и «5» для сформированности модели выпускника, адаптированного к условиям современной экономической жизни.   

   Главная цель мониторинговых исследований — помочь, а не оценить, выявить недостатки, а не только успехи. Мы убеждены ,что общая информация должна быть открытой,  а личная – конфиденциальной.

Мониторинг знаний является одновременно диагностикой профессионального мастерства педагогов. В школе хороший и стабильный кадровый потенциал. Педагогический коллектив объединяет 39 учителей: из них:13 – с высшей категорией,20 – с первой.  

В ходе мониторинга появляется обширная диагностическая информация о результатах профессиональной деятельности педагогов. Для учителя диагностической информацией являются результаты контрольных срезов и их динамика продвижения от «нулевого» через «промежуточный» к «итоговому». Дополнительной информацией являются показатели общественной деятельности педагога на различных уровнях. Работа по полученным данным направлена на формирование у педагогов объективного отношения к оценке знаний учащихся, преодоление конфликтности с учащимися, личностно-ориентированный подход, настрой на успешность каждого.

  В ходе нашего внутреннего мониторинга ежегодно проводится самообследование  образовательного учреждения по следующим критериям:

Показатели деятельности , показатели качества образовательного процесса и показатели качества результатов МБОУ – СОШ №2 города Аркадака Саратовской области.

Самообследование позволяет определить и усовершенствовать рычаги управления процессом обучения в школе. Найти проблемы между желаемым и действительным и устранить их.

Сопоставления данных мониторинга с запланированными показателями дает нам возможность увидеть, насколько верны наши управленческие решения. Мы стараемся сделать мониторинг приемлемым, личностно значимым для каждого участника образовательного процесса.

Так, школьники оценивают, прежде всего, социальный и психологический комфорт пребывания в школе. А старшеклассники оценивают получаемое образование с точки зрения его полезности и перспективности в будущем.

Родители школьников ценят личное участие педагогов в судьбе и развитии их ребенка, участие школы в укреплении семейных ценностей.

   Образовательное учреждение, оценивания свою работу, опирается на факторы  успешности своих учеников, выпускников, педагогов.

Конкурентоспособный  имидж школы чаще всего – собирательный образ: это выпускники ,продолжившие свое образование в ВУЗах  , победители различного рода познавательно-соревновательных мероприятий .

Местный социум при рассмотрении результатов, обращает внимание на участие в местных мероприятиях, на то, какое влияние школа оказывает на социальную стабильность общества.

    Без продуманной системы мониторинга  сделать эффективным образовательный процесс невозможно. Это наше твердое убеждение. Процедуры оценки действительно обеспечивают повышение качества образования,  но только если используются для принятия адекватных и адресных решений, помогают учителям улучшить их педагогическую практику и вооружают родителей знанием о том, насколько хорошо учатся их дети. Система оценки качества образования призвана обеспечить обучающихся  и их родителей, педагогические коллективы школ  надёжной информацией о состоянии  и развитии системы образования на разных уровнях.

Уважаемые участники конференции!

В канун Дня знаний примите самые искренние слова благодарности за ваш огромный труд, житейскую мудрость и неисчерпаемую любовь к детям!

Желаю вам внутренней стойкости, профессиональной чуткости, любви к детям, оптимизма, энергии, здоровья и удачи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа мониторингового исследования качества предпрофильной подготовки и профильного обучения в школе

Отслеживание хода и промежуточных результатов управляемого процесса профилизации образования; определение уровня соответствия параметров функционирования и развития школы требованиям федерального и ре...

Международное сравнительное мониторинговое исследование качества математического и естественнонаучного образования TIMSS (Trends in Mathematics and Science Study)

Презентация об истории и особенностя проведения международного сравнительного  исследования качества математического и естественнонаучного образования TIMSS (Trends in Mathematics and Scienc...

Национальное исследование качества образования (НИКО) по предмету "Физическая культура" в 6 и 10 классах.

Анализ проведения Национального исследования качества образования по предмету "Физическая культура" в 6 и 10 классов на территории г.о. Химки, апрель 2019 года. Исследование проводится в цел...

Приказ Об участии в национальном исследовании качества образования по предмету "География" в 7-х и 10-х классах в 2018г. от 05.10.2018

Приказ Об участии в национальном исследовании качества образования по предмету "География" в 7-х и 10-х классах в 2018г. от 05.10.2018...

"Использование результатов оценочных процедур (ЕГЗ, ОГЭ, Всероссийских проверочных работ, национальных исследований качества образования, международных сопоставительных исследований и других) в повышении качества образования".

Формирование системы оценки качества образования является одним из ключевых приоритетов развития образования в Российской Федерации. Все более широкое признание получает тот факт, что измерение учебны...