Выступление «Путь к успеху»
статья на тему

o        Как обеспечить успешность каждого учащегося в обучении;

o        Как сохранить и укрепить здоровье ребенка при организации его учебной деятельности;

o        Каким образом обеспечить не механическое усвоение суммы знаний, а прежде всего, приобретение каждым учащимся в ходе учебных занятий социального опыта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_put_k_uspehu.doc89 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на методическом семинаре в рамках конкурса «Учитель года-2014»

Учитель математики Сафронова А.В.

«Путь к успеху»

Перед каждым творчески работающим учителем  непременно возникает множество проблем, над разрешением которых он порой трудится всю свою педагогическую жизнь:

  • Как обеспечить успешность каждого учащегося в обучении;
  • Как сохранить и укрепить здоровье ребенка при организации его учебной деятельности;
  • Каким образом обеспечить не механическое усвоение суммы знаний, а прежде всего, приобретение каждым учащимся в ходе учебных занятий социального опыта.

На сегодняшний день компетентностный подход в обучении может рассматриваться в качестве ответа на те вопросы,   которые я поставила.

Цель работы современного педагога –  формирование компетентностей  ученика. Развитие самостоятельности учащегося- это и есть формирование компетентностей, т.е. способности применять свои знания и умения.

Значит, я , как учитель должна:

 - научить учиться (уметь формулировать проблемы, планировать деятельность, подбирать средства для реализации запланированной деятельности, работать с разными источниками информации, владеть коммуникативными умениями, представлять изученное в наглядной форме, применять знания на практике, в том числе на творческом уровне, в новых ситуациях);

- научить работать, перенося знания и умения в жизненные ситуации;

- научить жить в социуме, устанавливая деловые контакты с людьми.

Но как научить своих учеников учиться, мыслить самостоятельно?

Выход один: нужно дать ребенку возможность самому искать ответ – искать, может быть, мучительно, всю жизнь, но всерьез. Значит, нужно научить его думать.

Мои задачи, как педагога –на учебных занятиях создать ребенку условия для :

  • развития  способностей и умений самостоятельной познавательной деятельности;
  • овладения системой математических знаний и умений,  необходимых для применения  в практической деятельности;
  • подготовки к самостоятельному решению проблем  в различных сферах деятельности ;
  • формирования опыта разнообразной деятельности (индивидуальной, коллективной).

Я расскажу о своем практическом опыте проведения уроков в рамках концепции компетентностного подхода обучения: обучения, ориентированного на личность.

Изучив современные технологии, я пришла к выводу, что нельзя отдавать явный приоритет какой-либо из них. В каждой есть свои плюсы и минусы. Конечно, в идеале хочется работать по ТПО, но, согласитесь, нельзя прийти в неподготовленный класс и сказать на первом уроке: «Делайте проект», если дети элементарно не умеют организовать свою самостоятельную работу

Для  работы и решения поставленных целей и задач я выбрала следующие педагогические технологии:

  • Личностно - ориентированную технологию;
  • Развивающую технологию;
  • Информационно - коммуникационную технологию.

Активное использование в учебном процессе современных образовательных технологий повышает эффективность обучения, позволяет содержательно и методически обогатить учебный процесс и, несомненно, является одним из условий достижения нового качества общего образования в школе.

Многообразие структур урока:

  • изучения нового материала;
  • закрепления и развития знаний, умений и навыков;
  • формирования умений и навыков;
  • повторения;
  • проверки знаний;
  • применения знаний, умений и навыков;
  • повторительно-обобщающего урока;
  • комбинированный урок;
  • Защита  проектов и др.

 Формы и методы личностно-ориентированной технологии.

Цель личностно – ориентированной технологии – обеспечить развитие и саморазвитие личности обучаемого, исходя из его индивидуальных способностей и субъектного опыта.

Для достижения намеченной цели я решаю следующие задачи:

  1. Использую разнообразные формы и методы организации учебной деятельности, которые позволяют раскрывать субъектный опыт ребенка. Работа по карточкам, разработка дифференцированных заданий, индивидуальная работа с учащимися.
  2. Стимулирую учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться.
  3. Использую в ходе урока материал, позволяющий ученику выбрать свой уровень трудности, самостоятельности.
  4. Создаю ситуации общения на уроке, позволяющие каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, создаю обстановку для естественного самовыражения ученика. На этапах взаимопроверки по образцу и  взаимооценки любого вида работ (проверка домашнего задания, работа у доски, проверка самостоятельной, проверочной работы)  я использую форму работы в парах и в группах.

Формы и методы развивающей технологии.

Цель технологии развивающего обучения – общее развитие ученика, не только познавательных процессов; ученик — активный субъект учебной деятельности; учитель — организатор коллективной поисковой деятельности; знания, умения и навыки не есть конечная цель обучения, а средство общего развития.

Для развития интеллекта ребенка строю процесс обучения таким образом, чтобы максимум усилий был сосредоточен на логической цепочке  рассуждений, приводящих к «открытию». Ученик – «творец» нового, он развивает в себе качества, необходимые для творческого отношения к жизни, воспитывая в себе уверенность. Повышаю интерес к учебному материалу следующим образом:

   - Создаю атмосферу заинтересованности через решение задач, носящих практический характер, через решение задач, содержащих исторические факты из жизни выдающихся деятелей.

   - Перед учеником ставлю простую, понятную ему цель.

   - Повышаю умственную активность, удивляя.  

   - Поощряю стремление ученика решать задачи несколькими способами, находить другие доказательства теорем, анализировать ответы товарищей.

   - Во время самостоятельного изучения учебного текста предлагаю ученикам составить список вопросов к изученному тексту.

   - Вовлекаю учащихся в поиск математических закономерностей.

   - Оцениваю деятельность ученика не только количественно (оценкой) или по конечному результату (правильно - неправильно), но и качественно: «Молодец!», «Очень хороший ответ!», «Тебя приятно слушать!», «Сегодня работа хуже, чем обычно!», «Верю, что справишься!» Считаю, что для ребенка во время обучения, воспитания, важен успех, пусть даже кратковременный,  так как это сформирует у него такие качества характера, как высокая самооценка, нравственная устойчивость личности, и достоинство. Успешность человека зависит от его позитивного мышления – отношения к жизни, самому себе, происходящим событиям и событиям, которые только должны произойти. Позитивное мышление является источником личностного роста и успеха в жизни. Дети – наше единственное будущее. А для воспитания позитивного ребенка нужно быть позитивным учителем. Позитивный взгляд на жизнь – это результат выбора, который мы должны сделать сами и помочь детям сделать то же самое.

Использование выше указанной технологии на различных этапах урока, в  воспитательной работе, способствует достижению  цели.

   - В конце урока задаю вопросы, побуждающие к рефлексии урока: «Что на уроке было главным?», «Что было интересным?», «Что нового сегодня узнали?», «Чему научились?».

Схема работы над новыми понятиями.

В зависимости от типа урока я применяю различные приёмы и формы работы.

  1. На уроке усвоения новых знаний использую математические кроссворды, ребусы, позволяющие подвести ребят к новой теме.
  2. На уроке освоения навыков и умений применяю различные тренажёры.
  3.  Урок комплексного применения знаний я начинаю с самостоятельной работы или математического диктанта.
  4.  На уроке обобщения и систематизации знаний рассматриваются творческие работы учащихся, приготовленные ранее (презентации, моделирование, обобщающие таблицы и памятки).
  5. Уроки проверки знаний, навыков и умений провожу в виде тестов, зачётов и контрольных работ.
  6. На уроках особое внимание уделяю развитию мышления и речи учащихся. Предлагаю такие задания, для выполнения которых необходимо, прежде всего, составить алгоритмы. Эта деятельность требует мыслительных усилий, обсуждения, групповых и парных формы работы, в рамках которых можно организовать конструктивное общение и сотрудничество.

Большую  роль уделяю совершенствованию вычислительных навыков.      Хорошо развитые у учащихся вычислительные  навыки — одно из условий их успешного обучения в старших классах. Для развития вычислительных навыков я применяю: устные самостоятельные работы, тренажёры, кодированные задания.

Формы и методы информационно - коммуникационной технологии.

Современные информационно-коммуникационные технологии на моих уроках и во внеклассной работе стали одним из важнейших инструментов. Они дают возможность снизить аудиторную нагрузку для учащихся, разнообразить формы и способы обучения, организовать процесс обучения с учётом личностных характеристик ученика, а также отследить конкретные результаты образования.

Важно отметить, что в структуру урока необходимо включать только те приёмы и методы, которые позволяют сделать урок необычным, более насыщенным и интересным и дают возможность качественно осваивать учебный материал (сложный, порой даже скучный!), а также активно задействовать в учебном процессе мотивационную сферу ученика. В результате работа школьников на уроке превращается в увлекательный процесс познания и взаимообучения.

Использую компьютер на уроке для реализации следующих задач:
Во-первых: повышение наглядности учебного процесса;
Во-вторых: доступность и индивидуальный подход;
В-третьих: возможность обеспечения обратной связи;
В-четвертых: неограниченная возможность использовать все системы восприятия информации;
В-пятых: организация коллективной и групповой работы.

Оптимальность и эффективность средств мультимедиа.
1. При изучении нового материала. Позволяет иллюстрировать разнообразными наглядными средствами;
2. При проведении устных упражнений. Дает возможность оперативно предъявлять задания и корректировать результаты их выполнения;
3. При проверке фронтальных, самостоятельных работ. Обеспечивает, наряду с устным, визуальный контроль результатов;
4. При проверке домашних работ. Методика аналогична методике, применяемой для самостоятельных работ;
5. При решении задач обучающего характера. Помогает выполнить рисунок, составить план решения и контролировать промежуточные и окончательный результаты самостоятельной работы по этому плану.


 Эффективным средством реализации личностных качеств являются дидактические игры, лабораторные работы и т.д., где формируются навыки сотрудничества и самостоятельности, развиваются память и творчество. Например, в 6 классе при изучении темы «Координатная плоскость» провожу лабораторную работу, состоящую из двух частей: по заданным координатам точек построить  фигуру на плоскости; построить  фигуру на плоскости и записать координаты точек.

Не менее значимым является обращение к историческим сведениям о возникновении и развитии понятий и фактов, знакомство с биографиями выдающихся математиков. На уроках математики в 5классе рассказываю о истории возникновения знаков  «+» и «-», а в 8 классе –о радикале при изучении квадратных корней и т.п. На этапе актуализации часто использую высказывания древних мыслителей, высказывания, побуждающие к действию:«Математика - это язык, на котором написана книга природы» Г. Галилей, «Мир    построен на  силе чисел» Пифагор Самосский. В процессе обучения математике стараюсь показать красоту математики во всех её проявлениях- в природе, произведениях искусств, нестандартных «красивых» решениях задач. Только путем включения «других искусств» в свои уроки учитель математики может противостоять безвкусице и равнодушию к прекрасному.

На уроках, внеклассных мероприятиях предлагаю ученикам различные виды самостоятельной деятельности, в процессе которой ученики привыкают к востребованности знаний, убеждаются в значимости образования. Навыки, полученные учащимися в процессе самостоятельной работы, используются ими в решении задач, в работе с учебником в классе и дома. Культура мыслительной деятельности учащихся значительно повышается, они успешнее овладевают теоретическими знаниями, более умело применяют их в своей практической работе.

Как правило, однообразие любой работы снижает у учеников интерес к ней. Но в курсе математики довольно часто встречаются темы, изучение которых требует решения большого числа однотипных задач, без чего невозможно выработать устойчивые знания и умения. В таких ситуациях удержать внимание учащихся помогают тестовые задания и карточки-задания.

Тесты обычно носят разноуровневый характер, т.к. список заданий делится на части – обязательную и необязательную. Обязательный уровень обеспечивает базовые знания для любого ученика. Располагая ими, ученик получает отметку “зачёт” по данной теме. Необязательная часть рассчитана на более глубокие знания, она готовит ученика к тому, чтобы заслужить на самостоятельной работе хорошую или отличную оценку.

Использую различные формы контроля:

  • по способу предъявления (письменный и устный);
  • по числу проверяемых (индивидуальный, групповой, фронтальный);
  • по месту проведения (в классе или дома);
  • по степени дифференцируемости (дифференцируемый или нет);
  • по объему контролируемого материала (итоговый – экзамен, промежуточный – зачет, контрольная работа);
  • по характеру предъявляемых знаний (вопросы, работа с печатными средствами: карточки, рабочие тетради, тесты, перфокарты; работа над ошибками, схемы, таблицы, диаграммы, графики).

Оценки и результаты доводятся до учащихся, проводится анализ работ с целью устранения ошибок. Провожу работы «Проверь себя», чтобы научить детей самооценке знаний. На таких уроках создаю спокойную обстановку, обстановку доверия, уважения, открытости, справедливого отношения к каждому.

Здоровье - основа развития личности, без которого  все остальные достижения могут оказаться напрасными.  Здоровый ребенок лучше учится, он благополучен и счастлив. Понимая значимость проблемы,  на уроках математики в 5-6 классах я провожу физкультминутки. Физкультминутки я делю на две группы. К первой отношу физические упражнения, рекомендованные медиками, физиологами, которые не связаны по содержанию с процессом обучения математике. Ко второй группе - упражнения, организующие процесс усвоенияучебных знаний: пересчёт предметов, движение руками с целью изображения геометрических фигур, эстафеты по решению примеров и т.п. Часто использую при устном счёте примеры, написанные цепочкой или по кругу. В  физкультминутки включаю упражнения для глаз, так как они служат профилактикой нарушения зрения.

Задачу формирования ЗОЖ, я также решаю,  увязывая  математические темы с какими-либо сведеньями о здоровье, о медицинских приборах, о нормальных показателях здоровья. В 5 классе, изучая шкалы, говорим о тонометре и нормальном давлении, о термометре и нормальной температуре тела человека и оптимальной температуре воздуха в классе в спальной комнате и т.д. При изучении отрицательных и положительных чисел о роли отрицательных и положительных эмоций. Задачу, которая содержит сведения о правильном питании, рациональном режиме дня, о качественном и количественном содержании витаминов в том или ином продукте, и др., можно увязать со  многими математическими темами. Кроме того, сейчас можно использовать красочные презентации по ЗОЖ и охране жизнедеятельности, ориентированные на урок математики. Моя задача - заинтересовать ребёнка в здоровом образе жизни.

    Развиваю в детях коммуникабельность: использую работу в группах, в парах, индивидуальную работу. Обучение на уроках стараюсь организовать в атмосфере доброжелательности и устремленности. На моих уроках всегда присутствует взаимопонимание, уважение к мнению педагога и товарищей. Как итог этого – развития самостоятельности, любознательности и стремления достичь большего.

Использование современных технологий, форм и методов обучения и воспитания учащихся позволяет мне решать те задачи, которые стоят передо мной как перед учителем. Главный принцип моей работы - вера в ученика,  в его познавательные силы. Я учусь вместе со своими учениками.

Результативность

  О результатах можно судить по уровню общей успеваемости, качеству знаний, участию обучающихся в олимпиадах и конкурсах, успешностью продолжения образования.

 Результат общей успеваемости составляет 100%. Качество знаний варьируется от 50% до 56 %. Мои ученики показывают хорошие результаты на итоговой государственной аттестации. Результаты ГИА – средняя оценка «4». Выпускники успешно обучаются в техникумах и ВУЗах Республики и за ее пределами.

5 класс, в котором я являюсь классным руководителем, показывает хорошие результаты в учёбе, поскольку следуя личностно-ориентированному подходу в воспитании, я большое внимание уделяю развитию толерантных взаимоотношений. В процессе педагогической деятельности стараюсь создать обстановку комфортности, безопасности для ребёнка, атмосферы уважительного отношения друг к другу, как на уроке, так и во внеурочное время.

 Доля обучающихся, участвующих в различных конкурсах и олимпиадах находится в позитивной динамике и отражает стабильный рост уровня мотивации к предмету. Повышается количество учащихся увлечённых математикой. Возрастает познавательная активность уч-ся.

Мои ребята принимают активное участие в неделях математики и физики в олимпиадах и конкурсах, повышают свой кругозор.

Перечислю конкретные достижения учащихся в независимых конкурсах и испытаниях:

Название конкурсного мероприятия

Год

Уровень (районный,республиканский, российский,международный)

Место

Ф.И.О. участника/класс

Межрегиональная заочная физико-математическая олимпиада «Авангард»

2009

российский

дипломы призеров

Рыбакова А.

7 кл

Сарапкина М. 7кл

Научно-практическая конференция по математике «От школьных знаний- к научному поиску»

2009

муниципальный

II

Гордеева А. 10 кл

Яраева Л.

10 кл.

Всероссийский  «Молодежный математический чемпионат»

2009

региональный

дипломы региональных победителей I,II,III степеней

Рыбакова А. 7 кл

Габдурахманова А. 10 кл.

Сарапкина М. 7 кл.

Международная математическая игра «Кенгуру»

2009

международный

4 место

сертификат

Конькова А 8 кл.

Всероссийский  «Молодежный математический чемпионат»

2010

региональный

диплом регионального победителя II степени

Рыбакова А.

8 кл.

Международная математическая игра «Кенгуру»

2010

международный

3 место

сертификат

Барова Г.

9 кл.

Межрегиональная заочная физико-математическая олимпиада «Авангард»

2011

российский

диплом победителя

Баранов А.

5 кл.

Всероссийский  «Молодежный математический чемпионат»

2011

российский

диплом федерально-

го победителя II степени

диплом регионального победителя III степени

Кононов Ю. 7 кл.

Баранов А. 5 кл.

Рыбакова А. 9 кл.

Международная математическая игра «Кенгуру»

2011

международный

6 место

сертификат

Рыбакова А.

 9 кл.

Межрегиональная научная универсиада

2012

региональный

участие

сертификат

Рыбакова А. 10кл

Зиганшина Г.

10 кл

Научно-практическая конференция по математике «От школьных знаний- к научному поиску»

2013

муниципальный

участие

Баранов А., 7 кл.

Международная математическая игра «Кенгуру»

2013

международный

2 место

сертификат

Низамов Р.,

10 класс

Международный конкурс-игра по математике «Слон»

2013

международный

3 место, лауреат конкурса

Сайфуллин А., 10 кл

Габдрахманова Д., 5 кл

Международная олимпиада по основам наук

2013

международный

Сертификат (94б из 100)

Габдрахманова Д., 5 кл

Всероссийская дистанционная олимпиада проекта «Инфоурок»

2013

всерос

Диплом победителя

Галимова С. 5 кл

Гильмутдинов Р.11кл,

Кобелева Л 11 кл

Калашникова Д 8 кл

Степанова С 8 кл

Использование современных технологий, форм и методов обучения и воспитания учащихся позволяет мне решать те задачи, которые стоят передо мной как перед учителем. Главный принцип моей работы -вера в ученика,  в его познавательные силы. Я учусь вместе со своими учениками. Профессия педагога обязывает к постоянному обучению и познанию нового. Изучение теоретического материала, повышение своего методического уровня путем самообразования, посещения курсов повышения квалификации и участия в проблемных семинарах, профессиональных конкурсах дают возможность для дальнейшего самосовершенствования


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете по теме "Создание благоприятной морально-психологической обстановки и творческого микроклимата как путь к успеху ученика"

Выступление педагога-психолога на педагогическом совете школы по теме "Создание благоприятной морально - психологической обстановки и творческого микроклимата  как путь к успеху"...

Выступление на педсовете "Создание благоприятной морально - психологической обстановки и творческого микроклимата как путь к успеху".

Выступление на педсовете "Создание благоприятной морально - психологической обстановки и творческого микроклимата  как путь к успеху"....

Родительское собрание "Путь к успеху. Перспектива успеха"

Данная презентация поможет вам совместно с родителями составить формулу "успеха" школьника...

Презентация к выступлению "Сотрудничество-путь к успеху"

Данная презентация подготовлена к вцыступлению на городском круглом столе "Организация исследовательскоя языковедческой деятельности школьников", проходившем 13 октября 2011 г....

ПРОГРАММА «ПУТЬ К УСПЕХУ» – ЭТО ПУТЬ УСПЕХА НАШЕГО КЛАССА

Статья к международной научно-практической конференции (19-21 мая 2016 год)"Детская литература и образование в мультикультурном мире"...

Путь к успеху как путь к себе

материал предназначен для учащихся 8 классов...

Выступление на районном семинаре "Путь к успеху, или мотивационные ресурсы урока географии"

В ходе своей педагогической деятельности, мною было замечено, что учащиеся 6-8 классов имеют крайне низкую мотивацию к обучению. Я предлагаю вам познакомиться с приемами и способами, которые я использ...