элективный курс
рабочая программа (10 класс) на тему
Эстетическое воспитание должно осуществляться на всех этапах возрастного развития личности. В процессе эстетического воспитания происходит приобщение человека к ценностям, перевод их во внутреннее духовное содержание путём интериоризации. На этой основе формируется и развивается способность учащихся к эстетическому восприятию и переживанию, их эстетический вкус и представление об идеале.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Элективный курс | 25.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Программа элективного курса «Эстетическая культура» разработана для учащихся 10 класса.
У всякой системы есть стержень, основа, на которую она опирается. Такой основой в системе эстетического воспитания мы можем считать искусство: музыку, архитектуру, скульптуру, живопись, танец, кино, театр и другие виды художественного творчества. Об этом говорили в своих трудах еще Платон и Гегель. На основании их взглядов стало аксиомой, что искусство является главным содержанием эстетики как науки, и что красота есть основное эстетическое явление. Искусство заключает в себе большой потенциал для развития личности.
Эстетическое воспитание интенсифицирует развитие самосознания, способствует формированию социальной позиции, основанной на гуманистических ценностях. Воспитание красотой и через красоту формирует не только эстетико – ценностную ориентацию личности, но и развивает способность к творчеству, к созданию эстетических ценностей в сфере трудовой деятельности, в быту, в поступках и поведении и конечно, в искусстве.
Идеи эстетического воспитания зародились в глубокой древности. Представления о сущности эстетического воспитания, его задачах, цели изменялись, начиная со времен Платона и Аристотеля вплоть до наших дней. Эти изменения во взглядах были обусловлены развитием эстетики как науки и пониманием сущности ее предмета. Термин «эстетика» происходит от греческого «aisteticos» (воспринимаемый чувством). Философы-материалисты (Д.Дидро и Н.Г.Чернышевский) считали, что объектом эстетики как науки является прекрасное. Эта категория и легла в основу системы эстетического воспитания.
Эстетическое воспитание должно осуществляться на всех этапах возрастного развития личности. В процессе эстетического воспитания происходит приобщение человека к ценностям, перевод их во внутреннее духовное содержание путём интериоризации. На этой основе формируется и развивается способность учащихся к эстетическому восприятию и переживанию, их эстетический вкус и представление об идеале.
Эстетическое образование, приобщение учащихся к сокровищнице мировой культуры и искусства являются необходимыми условиями для достижения главной цели эстетического воспитания – формирования целостной личности, творчески развитой индивидуальности, действующей по законам красоты.
Б .Т. Лихачев в своей книге «Теория эстетического воспитания школьников» опирается на определение, данное К. Марксом: «Эстетическое воспитание - целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, способного воспринимать и оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить «по законам красоты»
Эстетическое воспитание гармонизирует и развивает все духовные способности человека, необходимые в различных областях творчества. Оно тесно связано с нравственным воспитанием, так как красота выступает своеобразным регулятором человеческих взаимоотношений. Благодаря красоте человек часто интуитивно тянется и к добру.
Цель эстетического воспитания заключается в том, чтобы возрастить в человеке эстетическую культуру, включающую следующие компоненты: Восприятие это способность видеть прекрасное в любом его проявлении: в природе, в искусстве, межличностных отношениях. Чувство- эмоциональная оценка прекрасного Потребности – желание и необходимость получать эстетические переживания путем созерцания, анализа и создания прекрасного. Вкусы – умение оценивать и анализировать проявления окружающего мира с точки зрения соответствия его эстетическим идеалам. Идеалы – личностные представления о прекрасном а природе, человеке, искусстве.
Задачами эстетического воспитания являются:
- Формирование гармоничной личности;
- Развитие в человеке способности видеть и ценить прекрасное;
- Закладка идеалов прекрасного и выработка эстетических вкусов;
- Побуждение к развитию творческих способностей.
Место предмета в учебном плане
Курс групповых занятий с подростками 10 классе рассматривается как самостоятельный предмет в учебно-воспитательном процессе. Занятия проводятся для развития духовно-нравственного направления из расчета один час в неделю (всего – 17 часов). Он включён в учебный план и рассчитан на регулярную работу с детьми по приобщению их к основам эстетической культуры.
Описание места учебного предмета в учебном плане школы.
Учебный план образовательного учреждения на этапе основного общего образования предполагает изучение элективного курса в объеме: 10 класс - 17ч (0.5 часа в неделю).
Содержание учебной дисциплины
Эстетическая культура – 17 часов
Эстетическая культура, эстетический объект, эстетическое наслаждение, эстетические качества, система эстетических ценностей. Моральные ценности – идеалы, принципы, понятия. Эстетическая культура человека, массовая культура, прекрасное как эстетическая ценность, эстетическое отношение к действительности. Представление о комическом как эстетической ценности, представление о трагическом как эстетической ценности. Формирование понятия эстетика общения, эстетическое отношение к действительности, эстетика поведения в общественных местах, друг с другом, в семье. Как вести себя на улице. Как вести себя в гостях. Как вести себя за столом. Воспитание уважения ко всякому труду и людям труда; воспитание стремления творчески подходить к любому труду, вносить в него элементы прекрасного.
Творческий труд предполагает постоянный поиск новых решений, новых постановок задач, активное варьирование функций, самостоятельность и неповторимость движения к исковому результату.
Физический труд характеризуется непосредственным взаимодействием человека со средствами труда, прямой включенностью его в технологический процесс, исполнительскими функциями в трудовом процессе.
Умственный труд включает информационное, логические, обобщающие и творческие элементы, характеризуется отсутствием прямого взаимодействия работника со средствами производства и обеспечивает потребности производства в знании, организации и управлении.
Понятие «эстетика быта». Понятие «эстетика досуга» . Искусство, вид искусства, его содержание механизм воздействия на человека, принципы создания художественного произведения;
Календарно – тематическое планирование 10 | класс |
| |
№ | Тема занятия | часы | дата |
1 | Что такое эстетика | 1 | |
2 | Система эстетических ценностей | 1 | |
3 | Эстетическая культура человека | 1 | |
4 | Прекрасное | 1 | |
5 | Мир спасает красота, если… | 1 | |
6 | Комическое | 1 | |
7 | Трагическое | 1 | |
8 | Безобразное | 1 | |
9 | Эстетика общения | 1 | |
10 | Эстетика поведения | 1 | |
11 | Эстетика труда | 1 | |
12 | Эстетика быта | 1 | |
13 | Эстетика досуга | 1 | |
14 | Калейдоскоп искусств | 1 | |
15 | Я становлюсь взрослым | 1 | |
16 | Пьянство или Питие | 1 | |
17 | Итоговое занятии – зачет. | 1 |
Учебно-методическое, информационное и материально-техническое обеспечение
Апанасенко, О.Н., Потемкин А.В. Методический аспект творческого воспитания школьников: методическое пособие. – Барн: изд. БГПУ, 2005. – 150 с. Буров, А.И., Квятковский Е.В. Проблемы эстетического развития личности школьника. – М.: Педагогика, 1987. – 96 с.
Витковская, Н.С., Щербо, А.Б., Джола, Д.Н. Формирование эстетической культуры младших школьников. – Киев: Радьянська школа, 1985. – 136 с.
Гавриловец, К.В., Казимирская, И.И. Работа классного руководителя по нравственному и эстетическому воспитанию школьников 4-8 классов. – Минск: Народная асвета. – 1978. – 128 с.
Герасимов, С.А. Система эстетического воспитания школьников. – М.: Педагогика, 1983. – 264 с.
Дремов, А.К. Эстетический идеал современной литературы. – М.: Знание. – 62 с.
Ильенков, Э.В. К беседе об эстетическом воспитании // Школа должна учить мыслить. – М. – Воронеж, 2002. С. 91 Киященко, Н.И. Вопросы формирования системы эстетического воспитания в СССР. – М.: Искусство, 1971. – 160 с.
Кушаев, Н.А. Основы эстетического воспитания. – М.: Просвещение. – 1986. – 240 с.
Лихачев, Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников. – М.: Просвещение, 1985. – 176 с.
Лихачев, Б.Т. Эстетика воспитания. – М.: Педагогика, 1972. – 160 с.
.Неменский, Б.М. Мудрость красоты. – М.: Просвещение. – 1987. – 255 с.
Таборидзе, М.Д. Эстетическое воспитание школьников. – М.: Педагогика, 1988. – 104 с.
Шацкая, В.Н. «Общие вопросы эстетического воспитания в школе». – М.: Советская педагогика, - 1976. – 168 с.
Щербо, А.Б., Джола, Д.Н. Красота воспитывает человека. – Киев: Раданська школа, 1980. – 104 с.
Перечень Интернет – ресурсов
№ п/п | Наименование образовательного ресурса (печатное/ОЭР) | Адрес размещения в федеральной базе ОЭР |
1 | Российский образовательный портал | |
2 | Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов | |
3 | Информационно-коммуникативные технологии в образовании | |
4 | Сеть творческих учителей | |
5 | Открытый класс | |
6 | ПроШколу | |
7 | Уроки Кирилла и Мефодия | |
8 | Школьный портал | |
9 | Детские электронные презентации и клипы |
Планируемый результат
- Повышение уровня самосознания.
- Развитие эмоционально-волевых свойств.
- Формирование основ и принципов нравственного поведения детей в обществе.
- Повышение навыков общения с взрослыми и одноклассниками.
- Повышение культуры поведения и взаимоотношения в коллективе.
- Развитие коммуникативных навыков.
- Развитие творческих способностей.
Учащиеся должны знать:
- О человеческих ценностях, в основе которых лежит потребность служить людям и добру.
- О стремлении к самосовершенствованию.
- О культуре поведения и общения.
Учащиеся должны уметь:
- Определять свой нравственный выбор и следовать ему в повседневной жизни.
- Приходить на помощь друг другу и нуждающимся людям.
- Этично вести себя в общественных местах и с окружающими людьми.
- Заниматься самовоспитанием.
Критерии оценки и формы контроля
В процессе обучения используется промежуточный и итоговый контроль. Промежуточный контроль – наблюдение активности обучающихся на занятиях и в процессе различных видов деятельности, обсуждение и анализ творческих работ школьников.
Итоговый контроль заключается в анализе знаний обучающихся, полученных в процессе проведения срез - анализов с использованием комплекса диагностических методик, выявляющих уровень нравственного развития школьников.
Деятельность подростков оценивается словесной оценкой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса по русскому языку «ГИА: курс подготовки к экзамену по русскому языку в новой форме. 9 класс»
Программа элективного курса по русскому языку позволяет эффективно подготовить учащихся 9 класса к экзамену по русскому языку в новой форме....
Модифицированная программа элективного курса по информатике в 6β классе «ЗНАКОМСТВО С МУЛЬТИМЕДИЙНЫМИ ТЕХНОЛОГЯМИ» на 2010-2011 учебный год (на основе государственной программы элективного курса С.Н. Леготина «Мультимедийная презентация. Компьютерная
Информационно-коммуникативная компетентность — один из основных приоритетов в целях современного общего образования. Сформировать ИКТ- компетентность у учащихся позволяет реализация данного проекта, н...
ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ Требования к элективным курсам
ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫТребования к элективным курсамИзбыточность (их должно быть много).Кратковременность (6–16 часов).Оригинальность содержания, названия.Курс должен заканчиваться определенным результатом ...
Программа элективного курса для 11 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (11 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс
Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...
Программа элективного курса для 10 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (10 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс
Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ЛИТЕРАТУРЕ «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ» В СТАРШИХ КЛАССАХ (Авторская программа элективного курса для учащихся 10-11 класса)
РЕЦЕНЗИЯна программу элективного курса«Серебряный век русской поэзии» в старших классахучителя русского языка и литературы МБОУ « Тогурская СОШ» Ольги Георгиевны Зиновой.Элективный курс «Серебряный ве...